Страна, где сбываются мечты

Оксана Шрикантх
О моей первой поездке в Индию


Говорят, мечты сбываются, если в это верить, верить по-настоящему. Я верила, что однажды войду в храм Лотос на индийской земле, сяду тихонечко в зале и, оставшись наедине со своими мыслями, смогу поразмышлять о самом сокровенном, и с искренней благодарностью за поддержку попросить у Него мудрости и смирения…
Моя мечта воплотилась в реальность в праздничный день 8 марта, и это был самый лучший подарок, о котором я только могла мечтать. Хотя, конечно же, вся неделя в Дели была для меня настоящим подарком.
С первых же шагов от ворот в парк, где расположен храм Лотос, переживания, ощущения, ожидания настолько переполнили мой разум и мое сердце, что мне казалось, стоит лишь раскинуть руки, и я смогу полететь! Слезы беззвучным, но радостным потоком струились по моему лицу, когда я шла по аллее, вдыхая аромат мандариновых деревьев и экзотических цветов, стараясь запомнить, впитать эту совершенную красоту каждой частицей собственного несовершенства.
Храм Лотос или Дом поклонения Бахаи был построен в Нью-Дели в 1986 году. Вера Бахаи – самая молодая независимая монотеистическая религия, которая рассматривает весь цикл пророков и существующих религиозных учений как эволюцию Единой религии, Откровение Единого Бога, которое должно привести к Единству человечества.
Архитектурное решение, реализованное в камне, впечатляет своей оригинальностью и безупречностью воплощения. Выбор цветка лотоса в качестве формы символичен. Этот белоснежный цветок с красивыми лепестками распускается посреди обычного неприглядного болота, освещая свою темную обитель божественным светом. Подобно цветению лотоса наша душа, стремящаяся к совершенству, способна осветить наше материальное существование добродетельными поступками, безупречными манерами, уважением и толерантностью к окружающим, стойкостью и смирением в испытаниях.
Столько интересного я увидела и поняла за время этого недельного путешествия в Индию – страну удивительного многовекового наследия, где самым необыкновенным образом переплетаются культурные и религиозные традиции и обычаи, где местные жители до сих пор встречают иностранцев с повышенным вниманием и интересом, где царит благоговейное отношение к животным, так как почти все животные наделены, по мнению индийцев, божественной сущностью.
К сожалению, мне не довелось увидеть слонов, но вот зато встреча с «дикими обезьянами» состоялась у меня в городе Агра. Эти юркие очаровашки просто гуляют по улицам вдоль дорог, также как коровы и собаки. А еще обезьянки очень любят каменные строения – крепости и храмы, где, как предупреждают туристов, они могут стащить личные вещи у зазевавшихся простаков. Основной достопримечательностью Агры является Агра-форт или Красный форт, как его называют, - крепость, в которой по преданию провел в заточении остаток своих дней Шах Джахан (в переводе "Повелитель вселенной"), некогда великий правитель, создавший одно из красивейших сооружений Индии - Тадж-Махал.
Тадж-Махал расположен на берегу реки Джамны, в двух километрах от города Агра, который с 1526 по 1707 год (наряду с Дели) был столицей Могольской империи. Этот памятник-мавзолей повествует о нежной любви правителя из династии Великих Моголов к своей жене – красавице Мумтаз Махал, племяннице сильного и влиятельного царедворца при дворе индийского правителя.
Перед входом в Тадж-Махал, также как и перед входом во все храмы в Индии, посетителей ожидает гардероб… для обуви. Да, да, Вам предложат сдать свою обувь, получить номерок и продолжить свое знакомство со святыней босиком или в носках. Кстати, наши попутчики из Одессы без особого вдохновения восприняли эту необходимость, но с удивлением обнаружив, что после получасовой прогулки по мраморным террасам их белые носки остались белыми, согласились, что в этом нет ничего неприятного.
Иногда гардероб переполнен, и обувь оставляют просто, без присмотра перед входом в храм. Так нам пришлось поступить в индуистском храме, который был построен на месте, где по преданию родился Кришна. Кстати при входе именно на территорию этого храма нас ждала очень придирчивая проверка. Мужчины и женщины проходили через разные ворота и досматривались охранниками очень пристрастно. В моей сумочке оказался маленький фонарик с лазерной указкой, который показался очень подозрительным женщинам-охранникам. Мне пришлось, подключив все мое обаяние уверять, что я вовсе не намереваюсь использовать его внутри Храма. При этом объяснялась я на английском, который был для охранников не намного более знаком, чем русский. Однако моей спутнице из Одессы пришлось еще хуже. Во-первых, она не знала даже английского, а во-вторых, у нее в сумке обнаружился электронный будильник, который был тотчас пристально изучен, осмотрен и с которым ее ни в какую не хотели впускать. К счастью для нас, все закончилось благополучно – нам отдали наши вещи и пропустили на территорию храма совершенно бесплатно. А вот за посещение Тадж-Махала и Агра-форта нам пришлось заплатить немалые деньги – 750 и 350 рупий соответственно. Для сведения 1 рупия равна примерно 3 тенге. При этом интересен тот факт, что цены на входные билеты для индийцев  примерно в 20 раз ниже, чем для иностранных туристов.
Индуистские храмы отличает обилие красочных скульптурных композиций, а перед входом в храм обязательно продают гирлянды из живых цветов – для принесения в дар Кришне. При каждом храме обязательно есть магазин, где продают традиционные индийские сладости, сделанные из молока, орехов и мякоти кокоса. Ассортимент просто впечатляющий. В одном из подобных, правда уже делийском городском, кафе, где продают сладости, я перепробовала примерно дюжину различных молочных изысков, а продавцы с удовольствием следили за моей реакцией. В этом же кафе я попробовала традиционные индийские «доса» и «идли». Эти блюда имеют рисовую основу: в первом случае что-то вроде тонкого хрустящего блина, а во втором – мягкого хлеба на пару, к которым подаются четыре различных соуса, но все непременно острые. Мне понравилось, хотя и приходилось все это запивать большим количеством воды ;. Вообще индийцы употребляют в пищу огромное количество специй – иначе, приготовленное блюдо кажется им безвкусным. Удивляться не приходится, когда видишь, как и стар и млад лакомиться обжаренным в кипящем масле нутовым «баурсаком» с начинкой из свежего стручка перца чили.
Одним из самых интересных открытий было то, что некоторые слова на хинди звучат также как на русском или казахском. Например «диван», «чай» или «нан». Так что попав в Индию без знания хинди или английского, можно не переживать – скромный ужин и отдых можно себе обеспечить, объясняясь на родном русском или казахском.
Отдельно стоит рассказать о движении на индийских дорогах. Сказать, что движение в Индии очень напряженное и хаотичное – значит не сказать ничего. Оно просто сумасшедшее! Я, конечно, понимаю, что мы живем в тихом провинциальном городке и сравнение просто неравнозначно, но, даже сравнивая с Алматой, Санкт-Петербургом, Европой, просто дух перехватывает от всей этой суеты. Пробки на дорогах – явление привычное и в этой связи самым выгодным видом транспорта являются мотоциклы, как более маневренные. Интересно было наблюдать такую картину, когда за рулем мотоцикла сидит мужчина в шлеме, а сзади примостившись бочком - женщина в сари.
Очень красива в Индии природа. Цветущие деревья и кустарники, красочные парки и скверы, бабочки летают, попугаи, удобно расположившись в расщелинах древних каменных строений, привлекают взгляды туристов красотой своего оперенья, ящерицы смело перебегают дорогу, рискуя оказаться под подошвой «чапалс» (так здесь называют легкие открытые сандалии). Под делийским солнцем место найдется и для собак, которые устраивают себе послеобеденную сиесту прямо на прохожей части у городских кафе. Такое удивительное ощущение гармонии между людьми и животными.
Именно такой гармоничной, цветущей мне и запомнилась Индия в самом начале марта, когда солнце еще приветливо согревает, не изнуряя чрезмерной жарой, когда период муссонных дождей кажется таким далеким, а воздух наполняют ароматы цветущих растений. До встречи, моя страна, где сбываются мечты…