Тайна ухтинского гелия

Юрий Сарычев
                Тайна ухтинского гелия. ХХ век.
     The mystery of the Ukhta helium. The 20th century.
               
                магистр муниципального и государственного управления  Сарычев Ю.В.
                Master of MBA   Sarychev Y.V.

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению широкого круга причин, повлекших организацию производства гелия на базе Ухтпечлага в первой половине 30-х гг., ХХ века, а также обстоятельств, повлекших свёртывание данного гелиевого производства.

Annotation.

The article covers a wide range of causes, which led to organizing the helium production on the basis of the Ukhta-Pechora labour camp in the early 30th of the 20th century, and the circumstances of its collapse.
Ключевые слова.
Гелий, Ухтпечлаг, Ухтинский гелиевый проект, международная политическая обстановка, вектор технического развития РККА СССР, мировое и советское дирижаблестроение.

Key words.

The helium, the Ukhta-Pechora labour camp, the Ukhta helium project, the international political situation, the technical development vector of the USSR Red Army, the world and Soviet airship building.

Тихой сапой к ухтинскому гелию…

Каждый, кто интересуется историей промышленного освоения Тимано - Печорской нефтегазоносной провинции и становлением на этой территории Тимано - Печорского Территориально Производственного Комплекса, наверняка обратится к появлению на этих землях города Ухты, отмечающего свой день рождения с момента высадки на месте слияния рек Ухта и Чибью трудового десанта ОГПУ в августе 1929 года.[1]
Интересующимся историей Ухты  невозможно будет обойти широко известную информацию о том, что «выдающимся событием» в истории города стало обсуждение перспектив Ухтпечлага [2] на самом высоком уровне, при личном участии И.В. Сталина.
13 ноября 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение «Об организации Ухто-Печорского треста». Руководство трестом возложено на ОГПУ. Внешне всё выглядело как закрепление поиска нефти и радия в Печорском крае. В реальности же Политбюро ЦК ВКП (б) руководствовались в своём решении  некоторыми более широкими обстоятельствами…

Действительно, программа работ на 1933 год по нефти и радию в Тимано Печоре существовала. Но, примечательно, что в объёмной информации, характеризующей становление в Ухте работ по добыче нефти и радия, а также по развитию необходимой для решения этой задачи сопутствующей цивилизационной инфраструктуры, даже и сегодня такая интереснейшая деталь - постановка цели на строительство в Ухте гелиевого завода – выглядит неброско и воспринимается как несущественная.[3]
Но, возможно, это был «секрет в секрете» производственных усилий Ухтпечлага?  И у этого секрета есть своё объяснение…

Гелий – синоним инноваций…

Гелий - второй порядковый элемент периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, с атомным номером 2. Расположен в главной подгруппе восьмой группы, первом периоде периодической системы. Возглавляет группу инертных газов в периодической таблице. Обозначается символом He (Helium). Простое вещество гелий (CAS-номер: 7440-59-7) — инертный одноатомный газ без цвета, вкуса и запаха.
Гелий — один из наиболее распространённых элементов во Вселенной, он занимает второе место после водорода, но в чистом виде в природе не встречается.
 Также гелий является вторым по лёгкости (после водорода) химическим элементом. Гелий добывается из природного газа процессом низкотемпературного разделения — так называемой фракционной перегонкой.[4]
 
Интересны  инновационные обстоятельства открытия гелия французским учёным Пьером Жансеном (при помощи спектрометрического наблюдения за Солнцем 18 августа 1868 года в индийском городе Гунтур). Современная сфера применения гелия в промышленности и народном хозяйстве также обнаруживает его инновационную природу для развития нашей цивилизации:
• для дефектоскопии ответственных узлов и механизмов воздушно-космической, трубопроводной, подводной техники;
• в качестве защитного инертного газа для выплавки чистых металлов в металлургии, а также в качестве хладагента для получения сверхнизких температур (в частности, для перевода металлов в сверхпроводящее состояние);
• как компонент рабочего тела в гелий-неоновых лазерах и в качестве теплоносителя в некоторых типах ядерных реакторов;
• в пищевой промышленности на основе гелия зарегистрирована  пищевая добавка E939, в качестве газа для упаковки;
• гелий используется в качестве компоненты дыхательной смеси для глубоководного погружения (Баллон для дайвинга);
• для наполнения воздухоплавающих судов (дирижабли – сегодня незначительно), и т п.[5]

От ухтинских болот до европейских широт…

Так в чём же состоял смысл и содержание решений Политбюро ЦК ВКП (б) от 13 ноября 1932 года по возведению гелиевого завода в ухтинской глуши? Ведь в те далёкие годы почти всё поле применения гелия, обусловленное современными нам технологиями, отсутствовало?

Первые попытки автора обнаружить содержание  -  историко-хронологическую и организационную канву советского гелиевого проекта в Ухте посредством изучения работ движения ухтинских и коми республиканских историков-краеведов - успехом не увенчались.
 
При всей развитости и широте интересов, региональные краеведы и многие историки РК всё ещё предпочитают фокусировать свои исследовательские интересы на изучении нравственных и организационных проблем УХТПЕЧЛАГА (Коми регионального подразделения ГУЛАГ НКВД) либо на тематике советских и постсоветских нефтяных, угольных и газовых (с недавнего времени) свершений.
 
Единственным исчерпывающим исключением в поисках содержания советского гелиевого проекта в Ухте стала работа кандидата геолого-минералогических наук, Заместителя начальника Департамента горнорудной промышленности Министерства промышленности и энергетики Республики Коми, Иевлева Анатолия Алексеевича «Ухтинский гелиевый завод», опубликованная в журнале «Вестник института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН» №5, за май 2007 года. [6]
 
Подробнейшим образом А.А.Иевлев описывает шаги ухтинского гелиевого проекта. В кратком цитировании они выглядят так:
• 5 сентября 1924 года – введение государственной монополии на советский гелий;
• 1926 год – участники экспедиции Геологического комитета А.А. Веретенников и М.Н.Воробьёв указали на наличие выходов газа на площади до 2 тыс. кв. км в бассейне реки Ухта;
• 1930 год – геолог А.И. Косыгин по заданию Госплана СССР сделал обзор по проблеме «Ресурсы природных горючих газов», в котором отнёс Ухтинский район к категории территорий, подлежащих детальному геологическому изучению;
• 17 марта 1931 года – под председательством академика Ивана Михайловича Губкина[7] был рассмотрен план работ треста «Стройгаз» объединения «Всехимпром». В результате было заявлено: «Совещание считает Ухтинский район заслуживающим внимания в отношении разведки на газы; по данным ряда анализов газов этого района, в них содержится некоторое количество редких газов, причём содержание гелия достигает 0.25 процента максимум».
• 18 апреля 1931 года - комиссия Политбюро ВКП (б) с участием И.В.Сталина обсудила вопросы освоения Севера, в том числе связанные с поисками гелиеносных газов;
• 1932 год – начальник Ухтокомбината Я.М.Мороз[8] докладывал в Коми обком ВКП (б): «При бурении на нефть в 1932 году в районе верхней Чути скважиной №25 в нефтеносном пласте было вскрыто мощное скопление природного газа с содержанием гелия до 0.45%...оно оказалось, однако, незначительным по площади и запасам. Тогда газовая разведка была перенесена в район Верхней Ижмы». Находка гелия дала основание руководству Коми заявить о необходимости организовать в районе Ухты его добычу и частичную переработку.
• 1932 год – в Госплане СССР под председательством Валериана Владимировича Куйбышева [9] прошло совещание по гелию. Этот газ приобрёл в то время стратегическое значение в связи с резким расширением его применения в военной технике;
• 1933 год – руководитель геологической службы Ухтпечлага Иван Николаевич Стрижов[10] составляет «План разведки и добычи гелия на Тимане»;
• 29 октября 1934 года  - постановление Совета Труда и Обороны СССР «О развитии промышленности гелия» предписывает тресту «Союзгаз» организовать в Ухто-Печорском районе геофизические партии для изучения выявленных месторождений;
• 1935 год – решение Совнаркома СССР о строительстве гелиевого завода мощностью 50 000 куб. м в год вблизи деревни Крутая Ухтинского района (что в 90 км от современного г. Ухты – в те времена посёлка Чибью) на базе Седъельского газового месторождения - что и начало реализовываться от ноября 1935 года.[11]
Надо отметить, что в рассмотренной выше статье, раскрывающей содержание ухтинского гелиевого проекта, учёный-геолог А.А.Иевлев обозначил и его смысл – понимание советским государственным руководством стратегического значения гелия для оборонной промышленности в связи с резким расширением его применения в военной технике.
 
В подтверждение данного обстоятельства  А.А.Иевлевым приведены ценные (неопубликованные пока) воспоминания узника Ухтпечлага, геолога-практика Константина Валериановича Флуга[12], пребывавшего на работах на Водном радиевом промысле (что в 15-20 км от посёлка Чибью - современного г. Ухты): «И вдруг сенсационное ЧП нарушило привычную секретность. На одной из северных скважин, вскрывших метановый газ, обнаружили гелий!.. И однажды на промысле объявили о прибытии высокой комиссии из Наркомата. О составе гостей говорил алый плакат над фасадом управления: «Да здравствует верный ленинец железный нарком Генрих Григорьевич Ягода!». Как на параде построен ИТР-персонал промысла, руководство. Из машины вышла группа военных с ромбами в петлицах малинового цвета – по три и четыре ромба[13]. А Ягода был в кожаном длинном плаще, без фуражки, высокий и тонкий, с интеллигентным лицом…Железный нарком сказал что-то об успехах Ухтпечлага. Но я запомнил более важное: «Если будет гелий, я всех освобожу!»…Кавалькада машин укатила в сопровождении начальства. Мы пошли в столовую на праздничный обед».[14]

Также красноречиво звучит приводимое А.А.Иевлевым в той же статье сопроводительное замечание Ивана Николаевича Стрижова к составленному им в 1933г. «Плану разведки и добычи гелия на Тимане»: «Программа составлена так, что если на Тимане есть гелий, он от нас не уйдёт. Сумма стоимости всех запроектированных работ на четыре года почти доходит до 60 000 000 рублей. Эта сумма ничтожна, если найденный гелий даст СССР победу в будущей европейской войне».[15]

Если завтра война…

Международная обстановка в период, соответствующий ухтинскому гелиевому проекту -  вторая половина 20-х – 35/36гг. ХХ века -  характеризовалась неустойчивостью. Состояние мирного сосуществования стран выглядело ненадёжным.[16] В 1927-м Советский Союз противостоял возрастающему недружественному давлению блока враждебных себе европейских государств (прежде всего, Англии). Неспокойствие исходило для  Страны Советов  и от её дальневосточного соседа -  Японии: 
• 1927 год - Множественные провокации и террористические акты весны /лета 1927 года  против советских торговых и дипломатических представительств по всему миру (в Лондоне, Берлине, Варшаве, Пекине, Шанхае, Тяньцзине), а также разрыв Англией дипломатических и торговых отношений с СССР 26 мая 1927 года, указывали на весьма вероятное развитие британской военной интервенции против СССР. Руководитель СССР И.В.Сталин отмечал тогда, что против Советской власти «создаётся нечто вроде единого фронта от Чемберлена до Троцкого».[17]
• 1929 год – В странах капиталистического способа производства начал развиваться (в конце 1929 года) и стал углубляться в последующие три года небывалый по разрушительной силе мировой экономический кризис. В отчётном политическом докладе на XVI съезде ВКП (б) (июнь – июль 1930г.) И.В.Сталин отмечал, что буржуазия будет искать выхода из экономического кризиса в подавлении рабочего класса путём установления фашистской диктатуры и в развязывании войны за передел колоний и сфер влияния, за счёт интересов слабо защищённых стран[18];
• 1932 год – Захват Японией северо-восточной территории Китая – Манчжурии. Угроза агрессии со стороны Японии в сторону Дальневосточных территорий СССР – образование первого мирового очага войны[19];
• Март 1933 года – официальный выход Японии из Лиги наций;
• 1933 год – приход к власти в Германии национал-социалистов и провозглашение Гитлером доктрины «завоевания нового жизненного пространства на востоке и его беспощадной германизации»[20]  фактическое образование второго очага войны в центре Европы.[21] Надо отметить, что на XVII съезде ВКП (б), состоявшемся в 1934 году, руководство СССР акцентировало для мировой общественности миролюбивый характер своей внешней политики. В том же 1934 году СССР вступил в Лигу наций[22] и продемонстрировал практическую готовность к организации действенной системы коллективной безопасности в Европе и Азии.[23] Однако, как показали дальнейшие события, остановить раскрутку маховика очередной мировой войны не удалось.
 
С 18 июля 1936 года разразилась и сразу же приобрела характер международного военного столкновения гражданская война в Испании, длившаяся до 1939 г. В 1937 году Япония начала широкомасштабные военные действия против Китая, угрожая границам Монголии и дальневосточным рубежам СССР. В 1938 году между советскими и японскими войсками у озера Хасан произошёл уже двухнедельный конфликт (24июля – 11 августа 1938г.), закончившийся победой РККА СССР. В следующем, 1939 году, в течение весны-лета-осени шли советско-японские бои на реке Халхин-Гол. 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война, крупнейшая в истории человечества и единственная, в которой было применено атомное оружие.
Таким образом, подмеченная невольником Ухтпечлага Константином Валериановичем Флугом в 1935 году на промысле Водном связь ухтинского гелия с некими интересами Красной Армии, из нашего дня представляется уже вполне очевидной.
Но что же конкретно могло интересовать красных командиров и железного советского наркома внутренних дел  Г.Г.Ягоду в военном применении ухтинского гелия?



Первым делом…дирижабли…

Ответ на вопрос о смысле ухтинского гелиевого проекта, возможно, содержится в интервью уже упоминавшегося нами исследователя А.А.Иевлева, данного им Коми региональной газете «Красное знамя Севера» 24.03.2011, №32(199), где утверждалось: «Перед войной этот газ имел большое значение для оборонной промышленности, а именно – для дирижаблей и нужд подводного флота. Поэтому было принято решение в районе Ижмы (старое название нынешнего города Сосногорска) построить гелиевый завод. Кроме того на базе отходящих газов планировалось построить завод по добыче формалина, крекинг-сажи, синтина, получения жидкого метана для автомашин и тракторов. Планировалось, что сажа станет побочным продуктом гелиевого производства».[24]
Кандидат исторических наук Юрий Викторович Евдошенко отмечает, в свою очередь, в предисловии к своей статье «Советский гелий», опубликованной в корпоративном журнале «Газпром» №10, за октябрь 2011года, следующее: «К началу 1930-х годов инертные газы, прежде всего гелий оставались центральным вопросом газовой политики СССР. Для нужд электротехнической промышленности аргон, неон и гелий импортировались из Германии, которая оценивала 10 куб. м гелия в 505 марок. Гелий нужен был советским дирижаблям, которые продолжали заполнять взрывоопасным водородом. По планам «Дирижаблестрою» необходимо было иметь:
• в 1933 году - 1тыс. куб. м гелия;
• 1934-м - 30 тыс.;
• 1935-м - 95 тыс.;
• 1936-м - 730 тыс.;
• 1937-м - 1,95 млн. куб. м гелия.[25]

И всё же, отдавая должное современным исследователям смысла советского и ухтинского гелиевого проекта, мы должны указать на статью «Первый советский» в журнале «Родина». Кандидат исторических наук, профессор Ухтинского Государственного Технического Университета Ленфрид Григорьевич Борозинец первым из современных российских исследователей гелиевой тематики предположил о связи ухтинского гелия с развитием советского дирижаблестроения: «Седьельский газовый фонтан поставил на повестку дня проблему переработки полученного газа, тем более что в его составе содержалось 26 процентов гелия»[26], - здесь, возможно, закралась опечатка журнала или автора статьи. Согласно историческим изысканиям кандидата геолого-минералогических наук А.А.Иевлева, содержание гелия в разведанных газах Ухтинского района оценивалось на совещании треста «Стройгаз» под руководством академика И.М.Губкина, в марте 1931 года «0.25% максимум»[27].
Да и лучшие мировые показатели гелиесодержания природного газа, имевшиеся в США, доходили лишь до 1.0 %[28]. И это был фантастически удачный показатель исходного сырья даже и для самой продвинутой, и, пожалуй, единственной в те времена (американской) гелиевопроизводящей промышленности.
Далее профессор Л.Г. Борозинец высказывается в той же статье очень определённо: «В 1920-х годах инертный газ стал незаменимым наполнителем в воздухоплавательных аппаратах в мировой практике. В эти годы гелий широко применялся в строительстве дирижаблей, поскольку не загорался, как водород, и служил идеальным материалом для их производства. Дирижабли имели ряд преимуществ перед самолётами и могли применяться в народном хозяйстве и даже в военном деле. Поэтому у советских учёных и специалистов возникло предложение создать на базе Ухтпечлага мощный завод по производству гелия»[29].
 
В поддержку военно-дирижаблевой версии в деле развития даже и мирового производства гелия высказываются и составители подробнейшего пятисотстраничного труда «Дирижабли на войне» - В. А.Обухович и  С. П. Кульбака:
«Гелий был известен еще перед Первой мировой войной. Он только на 8% тяжелее водорода, и главным его достоинством является практически полная безопасность в эксплуатации — гелий не горит. В чистом виде в природе не встречается, что влечет за собой довольно-таки высокую стоимость его добычи.
В начале XX века стоимость кубического фута (0,028 куб. м) этого газа достигала 1700 долларов, поэтому говорить о его практическом применении не приходилось.
Перед самой войной в некоторых подземных газах в Техасе и Оклахоме (США) был обнаружен однопроцентный гелий. Только после вступления США в войну было принято решение о промышленной добыче этого газа.
В ноябре 1918 года в Форт-Ворче, США был построен завод, способный производить 1400 куб. м гелия в сутки по цене 10 центов за кубический фут (0,028 куб. м). Было даже построено судно для перевозки первой партии в 4116 куб. м гелия в Европу, но этот рейс так и не осуществился.
Война закончилась, а ресурсы североамериканского производства этого газа к середине 20-х годов оказались полностью исчерпаны. Заводы в Форт-Ворче и Петроле в Техасе закрылись, а вместо них построили новый завод в Амарилло на месторождении Клиффсайд, правда, только в 1929 году. Тогда и был ликвидирован дефицит в этом газе»[30].

В рамках настоящей статьи не представляется возможным углубляться в историю технологического становления, развития, расцвета и исчезновения мирового и российского (позже - советского) дирижаблестроения, определившего собой развитие гелиевопроизводящей промышленности в ряде стран-мировых лидеров (в том числе в США и СССР). Но примечательно, что вся история дирижабля «от рассвета до заката» укладывается в 40 лет от начала ХХ века.
 
Парадокс такого технического чуда как дирижабль состоит в том, что, завладев умами человечества, начиная с Первой мировой войны, он зарекомендовал себя эффектным (в меньшей степени эффективным) средством боевого разрушения гражданской и транспортно-логистической системы противника а также деморализации его гражданского населения[31], также он  нашёл себя в роли воздушно-исследовательского судна, штурмовавшего тайны Белого континента – Арктики[32], и в роли трансатлантического пассажирского экспресса по маршруту Европа – США[33], – но при всех описанных выше блестящих рекомендациях военных, учёных и организаторов дальних транспортных и пассажирских перевозок, дирижабль прекратил существование как воздухоплавательное судно, при этом почти исчезнув из памяти человечества…

Представляется естественным, что молодое советское дирижаблестроение, унаследовав отставание царской России от Европы в этой области, с энтузиазмом навёрстывало упущенное и казавшееся в те годы стратегически перспективным направление:
• К осени 1917 года  - управляемое воздухоплавание в России было практически сведено к нулю. На складах хранились лишь разрозненные агрегаты и элементы конструкции ряда дирижаблей, и не было ни одного пригодного к эксплуатации аппарата. Только в армии существовали отдельные воздухоплавательные отряды, обслуживавшие привязные аэростаты, да в Петрограде продолжала свою работу единственная воздухоплавательная школа по подготовке военных воздухоплавателей;[34]
• 1920-1924гг. – зарегистрированы несколько тысяч подъёмов наблюдательных аэростатов Красной Армии, пропагандистские и исследовательские полёты первых советских дирижаблей – дирижабль «Красная звезда» (переделка из дореволюционного аппарата «Астра» и его полёты от января 1921 года), дирижабль «VI Октябрь» и его полёты от 27 ноября 1923 года. В 1924 году появился еще один мягкий (по типу конструкции) дирижабль - «Московский химик-резинщик» («МХР»)[35];
• Сентябрь 1924 года - в авиационном КБ Андрея Николаевича Туполева[36] приступили к выполнению расчетно-конструкторских работ, а затем и к изготовлению агрегатов дирижабля. Автором проекта стал инженер Н. В. Фомин[37].
• Вплоть до 1930 года - осуществлялись попытки развития проектно-конструкторской, производственно-технологической и эксплуатационной работы по дирижаблям силами отечественных специалистов. На ведущие роли выдвигается авиаконструктор А.Н.Туполев[38].
• 1930 г. – «В Советском Союзе о флоте дирижаблей мечтают все. В СССР миллионным тиражом выходит шестнадцатистраничная брошюра «Даёшь советский дирижабль!»[39]
• 1930 - В ноябре 1930 года А. Н. Туполева командовали в США для изучения дирижаблестроительной промышленности. Это была не первая встреча Андрея Николаевича с зарубежным дирижаблестроением. Еще в 1928 году, находясь в Германии, он знакомился не только с авиационными заводами, но и посетил аэродинамическую лабораторию Цеппелина. Год спустя, будучи в Англии и Америке, Туполев также интересовался достижениями этих стран в области дирижаблестроения. Их опыт не оставлял сомнений в том, что для успешного выполнения дирижаблестроительной программы в СССР необходимо объединить деятельность разрозненных организаций этого профиля в едином центре.[40]
• В конце 1931г. -  при Главном управлении (ГУ) ГВФ образована специализированная организация «Дирижаблестрой» с собственной лётно-технической базой в подмосковном Долгопрудном. «Дирижаблестрой» должен был объединить усилия различных групп специалистов в области дирижаблестроения, обеспечить плановое развертывание работ по проектированию и постройке советских дирижаблей, усовершенствованию приемов их эксплуатации, проведению научных исследований по воздухоплавательной тематике. Ему были подчинены завод по проектированию и строительству дирижаблей, учебно-опытная эскадра по эксплуатации дирижаблей, воздухоплавательная группа свободных аэростатов и завод по производству водорода[41];
• 1931-1936 гг., - приезд в Советскую Россию крупнейшей мировой величины дирижаблестроения Умберто Нобиле и его работа по контракту на правительство СССР в качестве технического директора «Дирижаблестроя»[42]. По другим источникам Нобиле прибыл с группой рабочих и инженеров в посёлок Долгопрудный, на производственную базу «Дирижаблестроя» в  мае 1932.[43]
• 1932 – 1935 - «Дирижаблестрой» под фактическим руководством Умберто Нобиле произвёл четыре советских дирижабля:
1. В-5 (как основа применения итальянской технологии полужёстких дирижаблей в СССР);
2. В-6 «Осавиахим» (аналог итальянской модели Нобиле «N-4»);
3. В-7 «Челюскинец»;
4. В-8 объемом 10 000 куб. м. полужёсткой конструкции.[44]
«В 1937 году появился небольшой мягкий дирижабль СССР В-10 объемом 3600 куб. м, предназначенный для обучения и тренировки летного состава.  На этом развитие дирижаблестроения в СССР остановилось».[45]
   
     В 1936 году Умберто Нобиле покинул СССР и оставил посвящённые этому периоду своей жизни мемуары "Мои пять лет с советскими дирижаблями".[46]
Представляется очевидным, что ухтинский гелиевый проект шёл в системной параллели советскому проекту по строительству дирижаблей, так же это было и ранее в США: «После войны (первой мировой войны) США обладали полной монополией на использование гелия. Стратегическая ценность этого газа была такова, что он не поставлялся даже своим ближайшим союзникам. Производство гелия расширялось и достигло 675 000 куб. м в год по цене 3,5 цента за кубический фут. Гелий оказался идеальным газом для дирижаблей. Он был не горюч, и при этом его несущая способность составляла 0,98 кг/куб. м.»[47]
Сопоставление изложенных в настоящей статье и сопутствовавших ухтинскому гелиевому проекту в период 1927 – 1937 гг., геополитических обстоятельств  с  вектором военно-технического развития РККА и его потенциальных противников свидетельствует в пользу главной причины решения о развёртывания на ухтинской земле строительства гелиевого завода – потребности СССР и РККА в дирижаблестроении, в отечественных дирижаблях. 
Оптимальной  безопасной заменой для заправки воздухоплавательных баллонов огромной кубатуры (вместо водорода) сразу после Первой мировой войны был признан гелий.

        Но производство гелия, к примеру, в Ухте было резко сокращено и перешло в разряд второстепенных задач после того, как сама идея большого, жёсткой или полужёсткой конструкции дирижабля, патрулирующего воздушные пространства, потеряла привлекательность после ряда крушений супердирижаблей:
• 4 апреля 1933г. – гибель ZRS-4 «Акрон» (трансатлантический дирижабль-авианосец США)[48];
• 11 февраля 1935 года - во время маневрирования в Тихом океане потерпел катастрофу дирижабль  ZRS-5 «Мэкон» (трансатлантический дирижабль-авианосец США, копия «Акрона»)[49];
• 6 мая 1937 года – гибель LZ 129 «Гинденбург» (трансатлантический пассажирский дирижабль нацистской Германии). Примечательно, что в настоящем случае, для того, чтобы снять с себя ответственность за гибель дирижабля, Германия начала большую пропагандистскую
кампанию против США, обвиняя их в том, что именно безосновательное эмбарго на поставку гелия стало главной причиной этой трагедии[50].

      Окончательным отрезвлением, теперь уже советского военно-политического руководства, от дирижаблевой гигантомании и связанного с ней гелиевого производства как стратегической повестки экономики, наступило, скорее всего, в результате совпадения некоторых обстоятельств:
- репрессии против большого сторонника применения дирижаблей в военном деле и автора концепции создания военно-дирижабельных частей РККА, маршала РККА М.Н.Тухачевского (июнь 1937г.)[51];
 - отъезд из СССР на родину итальянского директора «Дирижаблестроя» Умберто Нобиле (1936 г.)[52];
- катастрофа советского дирижабля «В 6 «Осавиахим», произошедшая 5февраля 1938 года в тренировочном полёте по маршруту Москва — Петрозаводск — Мурманск — Москва[53].
- также решительный прогресс авиации и средств ПВО перед Второй мировой войной что потребовало, прежде всего, сажи и резины.
Гелиевый проект в Ухте был перекрыт сажевым производством, существовавшим в смежных гелиевому цехах и на том же газовом сырье.

Список цитированной литературы:
 
1. Термин «ухтинский трудовой десант ОГПУ 1929 года» введён в научный оборот и обоснован рядом ухтинских краеведов и профессором кафедры истории, кандидатом исторических наук, доцентом Ухтинского Государственного Технического Университета Ленфридом Григорьевичем Борозинцом http://www.ukhta-lib.ru/kraeved/members.html
2. Материал из Википедии, — свободной энциклопедии, статья «Ухтпечлаг» http://ru.wikipedia.org/wiki/
3. Сайт «Ухта», раздел «История Ухты», подглава «Сталин - ГУЛАГ - Ухта - УПИТлаг - Ухтпечлаг », http://church-of-christ.narod.ru/uhta.html
4. Сайт компании «Химснаб», статья «Гелий» -http://www.himsnab-spb.ru/article/ps/he/
5. Там же.
6. Иевлев А.А. «Ухтинский гелиевый завод»  -  «Вестник института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН», Издательство Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН, Сыктывкар, 2007г., №5, стр. 19-23 - http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=437925
7. Губкин Иван Михайлович, биография, материал из Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/,_
8. Мороз (Иосема) Яков Моисеевич, биографический очерк, сайт «История Баку и бакинцев»,
9. Куйбышев Валериан Владимирович, биография – http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/65802/Куйбышев
10. Стрижов Иван Николаевич, биография - http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=121867
11. Иевлев А.А. «Ухтинский гелиевый завод»  -  «Вестник института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН», Издательство Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН, Сыктывкар, 2007г., №5, стр. 19. - http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=437925
12. Флуг Константин Валерианович, биография – http://g-to-g.com/index.php?version= rus&module= 5&id=1547
13. Здесь речь идёт, по-видимому, о высшем командном составе РККА, составлявшем делегацию Наркома внутренних дел СССР Г.Г. Ягоды. Судя по количеству ромбов в петлицах, это были командиры корпусов и командармы второго ранга – офицеры, лишь на одну-две ступени более младшие самого высшего звания  – маршала РККА, -  материалы сайта «Анатомия армии» Ю. Веремеева, статья «Воинские звания и знаки различия РККА 1935—1940»  http://army.armor.kiev.ua/forma/rkka-35-40.php
14. Иевлев А.А. «Ухтинский гелиевый завод»  -  «Вестник института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН», Издательство Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН, Сыктывкар, 2007г., №5, стр. 20. - http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=437925
15. Там же, стр.19.
16. История СССР. Эпоха социализма, учебник под редакцией члена-корреспондента АН СССР Ю.С. Кукушкина, Москва, «Высшая школа» 1985 г., стр.179.
17. История Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков). Краткий курс, Москва, Государственное издательство Политической литературы, 1950г., стр.269-270.
18. Там же, стр. 287-288
19. Там же, стр. 288
20. Материал, Википедия - http://ru.wikipedia.org/wiki/Приход_национал-социалистов к_власти в Германии
21. История Всесоюзной Коммунистической Партии (большевиков). Краткий курс, Москва, Государственное издательство Политической литературы, 1950г., стр.289.
22. История СССР. Эпоха социализма, учебник под редакцией члена-корреспондента АН СССР Ю.С. Кукушкина, Москва, «Высшая школа» 1985 г., стр.183
23. История СССР. Эпоха социализма, учебник под редакцией члена-корреспондента АН СССР Ю.С. Кукушкина, Москва, «Высшая школа» 1985 г., стр.182 - 187
24. Иевлев А.А. «Напрасные обещания Ягоды», интервью газете «Красное знамя Севера» 24.03.2011, №32(199).
25. Евдошенко Ю.В. «Советский гелий», корпоративный журнал «Газпром», октябрь 2011г., №10, стр. 52 – 56.
26. Борозинец Л.Г. «Первый советский», Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина», №10,2009 г. http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=3183&n=148.
27. Иевлев А.А. «Ухтинский гелиевый завод»  -  «Вестник института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН», Издательство Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН, Сыктывкар, 2007г., №5, стр.19 http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=437925.
28. Обухович, В. А., Кульбака С. П. (составители) «Дирижабли на войне», Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000, 496с., ISBN 985-13-0153-1 (Харвест). ISBN 5-17-001637-9 (ACT), раздел «США», глава «Шенандоа» http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/19.html
29. Борозинец Л.Г. «Первый советский», Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=3183&n=148
30. Обухович, В. А., Кульбака С. П. (составители), «Дирижабли на войне», Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000, 496с., ISBN 985-13-0153-1 (Харвест). ISBN 5-17-001637-9 (ACT), раздел «США», глава «Шенандоа»
http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/19.html
31. Обухович, В. А., Кульбака С. П. (составители), «Дирижабли на войне», Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000, 496с., ISBN 985-13-0153-1.
32. Умберто Нобиле, биография, материал Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/,_
33. Тайна гибели дирижабля «Гинденбург», видео, науч.,поп., фильм, http://www.youtube.com/watch?v=SAe0tpdKlEo
34. Обухович, В. А., Кульбака С. П. (составители), «Дирижабли на войне», Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000, 496с., ISBN 985-13-0153-1, раздел «Россия», глава «Советские дирижабли» http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/17.html
35. Там же.
36. Туполев Андрей Николаевич, биография, материал, Википедия, http://ru.wikipedia.org/wiki/Туполев,_Андрей_Николаевич
37. Обухович, В. А., Кульбака С. П. (составители), «Дирижабли на войне», Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000, 496с., ISBN 985-13-0153-1 (Харвест). ISBN 5-17-001637-9 (ACT), раздел «Россия», глава «Советские дирижабли» http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/17.html
38. Там же.
39. Товарищ Нобиле. Тайны  русского оружия, видео, науч., поп. ,фильм,
http://www.youtube.com/watch?v=Mhf8xYy0eWI
40. Обухович, В. А., Кульбака С. П. (составители), «Дирижабли на войне», Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000, 496с., ISBN 985-13-0153-1, раздел «Россия», глава «Советские дирижабли» http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/17.html
41. Обухович, В. А., Кульбака С. П. (составители), «Дирижабли на войне», Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000, 496с., ISBN 985-13-0153-1, раздел «Россия», глава «Советские дирижабли» http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/17.html
42. Товарищ Нобиле. Тайны русского оружия, видео, науч., поп. ,фильм,
http://www.youtube.com/watch?v=Mhf8xYy0eWI

43. Обухович, В. А., Кульбака С. П. (составители), «Дирижабли на войне», Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000, 496с., ISBN 985-13-0153-1 (Харвест), раздел «Россия», глава «Советские дирижабли» http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/17.html   
44. Там же.
45. Там же.
46. Нобиле У."Мои пять лет с советскими дирижаблями", сайт «Энциклопедия Долгопрудного» http://dolgoprud.org/sheet3_6.htm , поиск по ссылке http://dolgoprud.org/library/15_00.htm.
47. Обухович, В. А., Кульбака С. П. (составители), «Дирижабли на войне», Мн.: Харвест; М.: ACT, 2000, 496с., ISBN 985-13-0153-1, раздел «США», глава «Оценка опыта войны» http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/19.html
48. Там же, раздел «США», глава «ZRS-4 «Акрон».
49. Там же, раздел «США», глава «ZRS-5 «Мэкон».
50. Там же, раздел «Германия», глава «Послевоенные дирижабли».
51. Тухачевский Михаил Николаевич, биография, статья в «Википедия», http://ru.wikipedia.org/wiki/Тухачевский,_Михаил_Николаевич
52. Товарищ Нобиле. Тайны русского оружия, видео, науч., поп., фильм, http://www.youtube.com/watch?v=Mhf8xYy0eWI
53. СССР В-6 (Осоавиахим), материал «Википедия», http://ru.wikipedia.org/wiki/СССР_В-6_(Осоавиахим)

 
Bibliography:
1. Borozinetz, L.G. "The first Soviet" // The Russian historic illustrated magazine "Rodina",2009, № 10, http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=3183&n=148.
2. Gubkin Ivan Mikhailovich, biography, Wikipedia materials - http://ru.wikipedia.org/wiki/,_
3. Yevdoshenko, Y.V. "The Soviet helium" // "Gazprom" corporate magazine, October, 2011, № 10,p.52 - 56.
4. Iyevlev, A.A. "Unfounded promises of Yagoda" // " Red banner of the North"("Krasnoye znamia Severa") 24.03.2011, № 32(199).
5. Iyevlev, A.A. "The Ukhta helium plant" //" Bulletin of the Institute of Geology of the Komi SC  of UrDep RAS", PH of the Institute of Geology of the Komi SC  of UrDep RAS, Syktyvkar, 2007, № 5, p.19-23 - http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=437925
6. History of the all-USSR Communist Party (of bolsheviks) (VKPb). Brief course. Moscow: the State Publishing House of Political literature, 1950, p.269-270.
7. History of the USSR. Socialism epoch. Manual edited by corresponding member of the AS of the USSR Y.S.Kukushkin. Moscow: " Vysshaya shkola", 1985, p. 179.
8. Kuibyshev Valerian Vladimirovich, biography - http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/65802/Куйбышев
9.  Materials from the site of Y.Veremeyev "Anatomy of the army" - http://army.armor.kiev.ua/forma/rkka-35-40.php
10. Moroz (Iosema) Yakov Moiseyevich, site "History of Baku and its inhabitants", biography,
11. Nobile, U. "My five years with Soviet airships", site "Encyclopedia of Dolgoprudniy", http://dolgoprud.org/sheet3_6.htm , search reference  http://dolgoprud.org/library/15_00.htm
12. Obukhovich, V.A., Kulbaka, S.P. ( compilers) "Airships at war", M.: AST, 2000, 496 p., ISBN 985-13-0153-1 http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/index.html
13. Site "Ukhta", section "history of Ukhta",  http://church-of-christ.narod.ru/uhta.html 
14. Site of the company "Khimsnab", article"Helium" - http://www.himsnab-spb.ru/article/ps/he/
15. Strizhov Ivan Nikolayevich, biography -    http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=121867.
16. The mystery of airship "Hindenburg" wreck, video, science and popular film, http://www.youtube.com/watch?v=SAe0tpdKlEo 
17. Comrade Nobile. History of airshipbuilding, video, science and popular film, http://www.youtube.com/watch?v=Mhf8xYy0eWI. 
18. Tupolev Andrey Nikolayevich, biography, Wikipedia material, http://ru.wikipedia.org/wiki/Туполев,_Андрей_Николаевич 
19. Umberto Nobile, biography, Wikipedia material, http://ru.wikipedia.org/wiki/Туполев,_Андрей_Николаевич
20. Flug Constantin Valerianovich, biography - http://g-to-g.com/index.php?version= rus&module= 5&id=1547