Школа

Елена Исаева 2
Наверное,  школьные годы самые прекрасные. Наш класс не был самым худшим в школе. Но как-то так сложилось, что в классе шестом-седьмом от нас отказалась наш классный руководитель. Она была уже на пенсии, по складу характера была мягкой, преподавала алгебру и геометрию, держать в руках нас не могла и мы занимались на математике чёрт знает чем. Нет, конечно, иногда и математикой. Мы играли в крестики-нолики, делились событиями прошедшего дня, бросали друг другу записки. Не хамили, но и не были особо прилежными.
 Потом нас несколько раз брали под руководство и в результате года два мы были сами по себе. Тогда для нас придумали самоуправление и мы как-то сами и управлялись. Мы с энтузиазмом вливались в общественную жизнь, где каждый был сам по себе, но вместе объединялись против любого вторжения извне.
 Мы собирали макулатуру и металлолом. Заняли первое место, но при этом стащили красивый огромный цветок вместе с горшком из сельской библиотеки, где нам с радостью отдали списанные с учёта книги.  Цветок торжественно внесли в класс. Но вскоре пришла библиотекарь и …первое место отдали нашим конкурентам. 
Мы участвовали в уборке картофеля. И это было гораздо интереснее, чем сидеть за учебниками. Дурачились, бросались мышами, картошкой. Девчонки визжали, мальчишки тем временем с чужих рядов выбирали крупные клубни, норма выполнялась и все были довольны.
Класс был в общем –то дружный, особенно на какие-нибудь проделки. Девочки по задиристости не уступали мальчикам и после одного ЧП, уже ни у кого из учителей не поворачивался язык ставить девочек мальчикам в пример. Девчонки шли домой, кто-то о чём-то поспорил, причём поспорили на бутылку вина. Проспорившая стащила вино  у родителей дома, его дружно все распили. И на следующий день был педсовет в 7Б классе с присутствием родителей и учеников. Девчонок выстроили возле доски. А надо заметить, что несмотря на отсутствие крепкой классной руки все учились хорошо и были активистками в школе. И тут такой проступок. Усугубляло ситуацию то, что распитие алкогольного напитка происходило в парке возле памятника вождю, который указывал рукой путь в светлое будущее, почему-то прямо на вход в Дом Культуры. Обрисовав нам наше тягостное будущее, заклеймив позором и пообещав не спускать с нас зоркого глаза, нам великодушно дали ещё один, последний шанс вырасти настоящими людьми и продолжателями дела великого Ильича. Девчонки краснели, мальчишки сидели напротив и просто давились смехом, что явно не могло положительно повлиять на мимику раскаявшихся грешных девчоночьих душ. Все недавно были приняты в комсомол и тут такое дело.
 Потом снова отличились все дружно. И снова на уборке картофеля. По договорённости убрали ряды быстро и качественно, потом по просьбе прошли ещё, потом помогли отстающим классам. Потом нас снова куда-то бросили, но тут сработал дух противоречия и желание справедливого отношения. Нам пригрозили, что тогда нас не повезут на автобусе. Мы люди оказались не гордые и пошли пешком сами. И никакие уговоры и угрозы ни одного из нас в автобус не загнали. Так и шли семь км, а сзади со скоростью пешехода ехал автобус.
В старших классах два класса объединили и нас взял под классное руководство учитель машиноведения Александр Петрович. Как он к нам ко всем нашёл подход не понятно, но уважать себя заставил. Он к каждому относился, как к взрослому человеку, обращался на равных и за проступки спрашивал тоже, как с взрослых. Прибавляло ему авторитета и то, что в случае любого разбора полётов на педсоветах он отстаивал своих подопечных. Петрович знал, чем дышит каждый. И в школе и вне школы был просто классным мужиком. Высокий , красивый, с твёрдым и прямолинейным характером у которого в то время оба сына были боевыми офицерами, оба прошли Афган и дочь, младше нас на год с красивым и странным именем Ия.
Наш класс не был каким-то особенным. Все были примерно одинакового жизненного уровня и если и были чуть более обеспеченные, то это никак не отражалось на взаимоотношениях. Девчонки, почти большая часть играли за сборную школы по баскетболу. Мальчишки гоняли в футбол. Ученики старших классов сами организовывали школьные вечера, которые проходили каждую субботу. Наш класс был первым, кто организовал вечер иностранной музыки. Иностранщина не приветствовалась, пришлось искать перевод песен, историю образования групп и состоялся не просто вечер, а настоящая рок-дискотека. Потом конечно это быстренько прикрыли. Но подготовка и участие ещё больше сплотила ребят.
 Потом снова вечер, но уже КВН. Мы 9 класс предложили 10 - му, причем КВН по физике. У них был классный руководитель учитель физики Василий Николаевич. Тоже мировой и справедливый мужик. Он держал нейтралитет и был консультантом обеих команд. Мы готовились в разных классах в строгой секретности и чтобы нас не подслушали ребята из другой команды,  делали всякие ловушки. В одну из таких и угодил Василий Николаевич, зайдя в свой собственный класс и приняв на голову веник, который на него свалился сверху.
 Молодым учителям вообще было тяжко. Ребята с нашего класса с интересом посматривали на молодых педагогов женского пола. А девчонки смущали молодых учителей мужского пола.  Когда молодой трудовик пришёл вести производство в класс, то туго ему пришлось с первых дней. По его предмету были только девушки. А девушки со своеобразным чувством юмора. Он волновался и ходил вдоль классной доски туда-сюда. И стоило ему пройти в один край и девчонки незаметно двигали передние парты вперёд. И с каждым разом всё меньше и меньше ему места для ходьбы. Он даже не сразу понял, что происходит, девушки смотрели невинными и влюблёнными глазами. И когда уже места оказалось совсем мало, он пулей вылетел из класса. Решили, что слабак и пошёл жаловаться директору. Но парень оказался из числа не слабонервных и вскоре вернулся с предложением мира. Мир был заключён, пакт о ненападении подписан, но молодого педагога ещё долго смущали своими томными взглядами.
Раскусил хитрый манёвр мудрый Петрович, который понял, что девчонки просто дурачатся, провёл беседу о тяготах и лишениях молодых педагогов. Особенно « особей», как он выразился, мужского пола при виде такого количества красивых девушек, когда ещё и разница в возрасте в пять лет. « Не губите парня»- сказал он. И девчонки великодушно согласились. И потом он был для них просто своим парнем, с ним шутили, его подначивали, но держали дистанцию учитель-ученица, а после того, как узнали, что ещё и женат, то как к « особи» мужского пола потеряли интерес. Но уважать стали больше.
 Молоденькому пионервожатому доставалось чуть меньше, он был небольшого роста, а девчонки нашего класса были высокие и фигуристые баскетболистки. Появились в десятом классе два новеньких, высокие, спортивные и симпатичные парни. Сразу стали объектом девичьих мечтаний
 Наш физрук, который был сам-то метр с кепкой, но был большим поклонником баскетбола и футбола. И наша школа под его руководством быстро вышла в призёры района. И готовя девчонок на краевые соревнования,  решил бросить их на игру со старшей командой парней, в которой два красавчика и оказались. Моя подруга и по совместительству капитан школьной баскетбольной команды упорно приобщала и меня к своему спортивному увлечению.
 Мой рост чуть больше полутора метров явно не годился для столь красивого вида спорта. Но со своим довольно таки сбитым телосложением и крепкой частью спины, где она заканчивает свое благородное происхождение, играть в защите как-то иногда и получалось.  В общем, посбивала я этих красавчиков легким движением бедра, да так, что парни сбили колени. Парней мы уделали.
 Моя подруга Олька  была девушка строгая, но с юмором. Своего наставника по баскетболу она уважала за профессионализм. Он был маленького роста, уже на пенсии, с остатками кучерявых и седых волос, с огромной загорелой лысиной на крупной голове, но женщин любил высоких. И иногда и на статную  и очень красивую Ольку бросал совсем не преподавательские взгляды. Как-то при пробежке он легонько хлопнул её по ягодице, та не останавливаясь, пообещала его загнать в баскетбольное кольцо одним броском. Сказала это не совсем нормативно и грациозно продолжила бег. Класс выпал, а он ещё долго посматривал то на Олю, то на кольцо. Видимо пришёл к выводу, что она его загонит трёхочковым броском и угомонился.
Почему-то все в классе не любили предмет по химии. Учили по необходимости и в основном те, кому нужно его будет сдавать при поступлении в ВУЗ или техникум. Мне химия была нужна, моей подруге Ольке не нужна даром. Она скучала, придумывала себе занятия, вовлекала и меня и я с радостью и вовлекалась. Мы смешивали всё подряд в пробирки, оно что-то булькало и вылазило. Мы играли в крестики и нолики, танчики и морской бой. В один из таких дней сидели и переговаривались с мальчишками, которые сидели впереди. Те списывали у нас не испытывая угрызений совести, причём всех не смущало, что разные варианты.  Мария Ивановна мальчишкам сделала замечания и те угомонились. Потом мы начали постукивать им тихонько по ножкам стульев ногами. Те крутились, но терпели.  Потом Олька  открошила малюсенький кусочек штукатурки из –под подоконника и закинула им за воротник. Те начали ёрзать на стульях, но мы с такими умными глазами смотрели на учителя, что ребята подвоха не заметили. И только с третьего раза до них дошло, что происходит. Серёжка тоже открошил маленький кусочек и запулил по нам. Саша решил не мелочиться и открошить больше и тут рухнул огромный пласт вдоль всего окна. Нас четверых выгнали из класса. Мальчишки штукатурили после уроков, а мы им помогали советом. Обид не было, просмеялись весь остаток дня.
На остальных уроках мы сидели с Виталиком. Я и сейчас не могу понять, как можно было нам ужиться вместе за одной партой столько лет. Нет, мы конечно иногда делили территорию, до сантиметра линейкой с обязательной чертой карандашом.  Половину учебников брал он на занятия, половину я. По основным предметам он списывал у меня, а по остальным имея очень богатое воображение и подвешенный язык, справлялся сам
 Самым строгим и самым справедливым учителем и прекрасным человеком была учитель русского языка и литературы Нина Сергеевна. Её уважали и побаивались все ученики школы. Она нам привила любовь к литературе. Много других прекрасных учителей можно вспомнить с глубоким чувством уважения.
В средних классах так хотелось быть взрослыми, не носить опостылевшую форму и скорее закончить школу. А в десятом пришли после каникул в класс и всех охватило острое желание продлить детство. Решили носить парадную школьную форму, девчонки ходить с косами и бантами. Играли в пятнашки, скакалки, пресловутые крестики –нолики. Виталик накануне  контрольной по алгебре обыграл весь класс в этом занятии на шариковые ручки. Все трофеи торжественно вручал мне. Контрольная не состоялась. Вернее состоялась, но в другой день после взбучки от Петровича.
 Зима –особое время года. Если в тебя летят снежки, то значит это своего рода признание. Пока добегали через улицу в другое здание все девчонки были усыпаны снегом. Потом мы договорились и по одиночке из наших ребят слепили снеговиков, ну кто попался, конечно.
В десятом классе наши мальчишки уже забрасывали снежками младших девчонок, а мы ходили старыми и не нужными девами. Повзрослели наши мальчишки, часто уезжали на комиссию в военкомат и на учёбу в ДОСААФ. И в такие дни классы сиротели. Нам было грустно. Время неумолимо двигалось вперед.
 На экзаменах нас несколько раз просили вести себя потише, но каждый раз кто-то не мог удержаться от смеха и заражал всех. Вспоминали все годы, прожитые в родной школе. Потом Выпускной и разлетелись кто куда.
Прошло 25 лет. Приехали серьёзные и взрослые люди на встречу выпускников. Прошли по кабинетам. Вспомнили добрым словом всех ребят и учителей.  И пошли потоком воспоминания. Девчонки и мальчишки. И не было ни одного момента в их школьной жизни, где бы было место воспоминанию о чьей-то подлости и предательстве.  Директором наша одноклассница, которая с гордостью нас водила по кабинетам. Мы садились на свои места в классе и каждый поднимая руку, рассказывал о себе. Если при встрече 5, 20 лет ещё как-то кто-то пытался быть чопорным, то на встрече после школы через 25 лет все неожиданно «помолодели» и стали теми девчонками и мальчишками, что были 25 лет назад, хотя-бы на один день.   Другие  учителя,  другие дети и только запах у школы один на все времена. Он какой-то свой, особенный. Потом сидели в кафе, снова дурачились и не могли наговориться. Вечером пошли дружно на дискотеку для выпускников и зажигали под хиты нашей молодости. Нас было чуть больше половины класса. А вот выпускники после 40 лет после школы собрались всем составом, все кто только жил на этом свете. И своим задором и жизнелюбием нас просто удивили. Наверное, чем старше становишься, тем добрее и моложе душа.