Немного о погоде. Просто таксист

Литклуб Листок
         Вот так пораскинешь, бывает, мозгами – какой же темой я ещё не поделился с читателями «заметок таксиста»? – и душевная пустота внутри тревожно возвращает эхом отправленный в неё вопрос «ау?»…
Ну, что же делать, если сказать нечего?

         А, поди-ка, стоит мне поучиться у своих пассажиров – сядут в такси, вздохнут, как в последний раз, и выдохнут:

- А погода-то сегодня какая, а?

И после моего «удивленного» молчания:

- Жара невыносимая – уж скорей бы дождь…

А если идёт дождь, то:

- Когда же уже эти дожди прекратятся? Так и лето пройдёт, а солнца не увидим…

Ту же самую эмоцию, но в другой трактовке, могут выразить зимой:

- Ну, что за зима непутёвая? Скоро кончится, а снега всё нет…

А снегопад или мороз людям тем более не в радость…

         Осенью и весной недовольства погодой ещё более, чем предостаточно, и я, как таксист со стажем (а значит уже претендующий на звание, если и не доктора, то хотя бы кандидата психологических наук) склонен констатировать, что в каждом таком человеке, наверное, просто сформировалось недовольство собой, и именно оно точит его, а природа и погода за это «отдуваются»…

         Человек склонен считать, что погода нестабильна. А я в последнее время считаю, что нестабильна человеческая психика… Природа, как живая Колыбель, любит и заботится о Человеке – недаром её так часто называют Матерью – она готова дать нам всё, что мы хотим, и не ждёт за это никакой благодарности, хотя, как и любая мать, будет несказанно рада почувствовать людскую Любовь, признательность, уважение, заботу…

Недавно я вёз мужчину, сурового алтайского мужчину в одежде охранника, с которым и разговаривал на эту тему.

- На мой взгляд, - говорил я, - погода управляема, управляема человеческим отношением к Природе, уважением и почитанием Духов Природы, и где же ещё, как ни в Горном Алтае, это должны чувствовать и практиковать?

- Да-да, конечно, - словно оправдываясь, подтвердил мне он, - мы и пытаемся: собираем детей, водим их в экологические походы, объясняем суть веками исповедуемого на Алтае тенгрианства…

Для меня этот ответ был приятной неожиданностью: конкретно от охранника я меньше всего ожидал подобного отклика… Хотя, я думаю, что и он не ожидал от таксиста разговора о величин алтайской Природы и о связи полярности человеческого сознания с погодой… А я редкостно убежден, что это так, и толкаю эту тему при любом уместном случае…

         Вот, например, «попался» мне пассажир из далёкой Бельгии – приезжал на Алтай снимать документальный фильм о глобальном потеплении. Общались мы через переводчицу (девушку, которая, так же приехав из Бельгии, уже год занималась научной работой при горно-алтайском государственном университете), и я спросил у неё, уяснила ли она, пожив на Алтае, хоть немного суть местных традиций, обычаев и верований, а если поняла, то сообщила ли эту информацию своему соотечественнику? Оказывается, не сообщила… Тогда я принялся восполнять пробел: рассказывал о почитании алтайцами Духов Природы: Духов Огня и Воды, Духов Рек и Озёр, Родников и Водопадов, Гор и Перевалов; об отношении к Природе, как к живому существу; об отклике погоды на малейший человеческий негатив... Бельгийцы улыбнулись и прокомментировали: «философия таксиста»…

А что делать, если за время жизни в Горном Алтае приходится постоянно буквально на каждом шагу по крупице впитывать в себя «алтайскую философию»? Впитывать, а потом отдавать...

Приезжие туристы первым же делом интересуются местными верованиями, в надежде подчерпнуть немного экзотических сведений… Я же предлагаю им просто поздороваться с Катунью, либо останавливаюсь на перевале, чтобы они, хотя бы мысленно, поприветствовали Духов Алтая…

- А-а-а, понимаем, - говорят туристы, - это местные обычаи…

- Да, никакие это ни обычаи, - объясняю я, - просто у людей, живущих в Горном Алтае, другой уровень чувствительности, они чувствуют Природу, поклоняются ей, благодарят и оберегают её…

Так говорю, и сам в это верю… Потому что вспоминаю в такие моменты людей «тонких» душой, не «закостеневших», несмотря ни на что… Ну, например, одного пьяного шофера, который вызвал такси в три часа ночи, чтобы уехать домой с «дня рождения», а в машине признавался мне, с какими любовными словами он каждый раз подходит к Катуни, как целует её, и про то, что даже никогда не справляет нужду вблизи рек и родников, настолько почитая их священными...

А потом вспоминаю других (местных) пассажиров и другой блеск в их глазах – денежный, и их приобретенную коммерциализацию и материальную озабоченность, или постоянно озвучиваемое мне желание молодежи переместиться в более крупные города, где они смогут получать больше денег… Или, взять к примеру, желание некоторых брать от Природы как можно больше, будь то лес, шишки, ягоды или целебные травы… Или…

Вот, опять же, один пассажир, молодой алтайский парень, с глубокого похмелья, однажды хвастался мне:

- А мы на днях неплохо заработали: продали одному корейцу вместо медвежьей желчи, желчные пузыри свиней – на вид-то их не отличишь… В Корее-то у них есть специальное оборудование, там-то он поймёт, что его обманули… Но сто пятьдесят тысяч рублей ему назад уже никто не вернёт… А мы, бывает, и бычью кровь вместо крови марала иностранцам подсовываем – всё равно никто разницы не замечает… А тебе мой совет: с лотков лучше ничего не покупай – кто его знает, чем они там торгуют…

Ну, и вот… потом удивляемся, что это за напасти на нас сыплются: град, грозы, наводнения, землетрясения… Требуем захоронить обратно «алтайскую принцессу»… Как будто только в «принцессе» всё дело…

Всегда же гораздо легче искать причину на стороне, а не в себе…

Когда пару лет назад, в две тысячи четырнадцатом году, на Горный Алтай обрушилось стихийное наводнение, ведь никто так толком и не понял его причин… Говорилось и о прорыве дамбы, и о внезапном таянии ледников, и о беспрецедентных ливнях (хотя в неделе дождей вроде бы не было ничего экстраординарного), и о сходе какого-то горного озера… Но ведь наводнение случилось сразу по всем направлениям… И кто-то из клиентов рассказывал мне в такси, что «их тоже затопило», и назвал мне деревню, ближайшая река от которой была достаточно далеко. Я очень удивился этому факту, а пассажир объяснил:

- Так вода же начала бить прямо из земли…

Вот и пойди-пойми истинные причины такого наводнения…

Кстати, отвозил я в такси, к месту старта научной экспедиции, учёных, приезжавших к нам из якутского Академгородка, занимающихся там исследованиями вечной мерзлоты.

- В Якутии вечную мерзлоту мы уже досконально изучили, - сказали они, - и знаем, как она себя ведёт… После «алтайского» наводнения получили предложение исследовать вечную мерзлоту в Горном Алтае… Теперь отправляемся в Кош-Агачский район…

- Мы ведь учёные, - отвечали они мне на мой вопрос с духовной подоплекой, - ни в каких Духов верить не должны… Наше дело – пробы, замеры, изучение, исследования…

Что ж, когда-то я тоже был в том же «лагере» убежденных материалистов… А теперь вот кажется, что всё просто, и Стихия Воды повсеместно взбунтовалась против людского неуважения и пошла громить направо-налево всяческие наши материальные блага: мосты и дороги, машины и дома, бытовую технику и вещи…

В коротающих поездки разговорах со мной пассажиры часто соглашаются, что Природа Алтая живая и может своим оригинальным образом даже разговаривать с человеком… Но, кажется, никто так и не понял, что Природа хотела нам сказать, например, градом размером с куриное яйцо или всё тем же наводнением… После «алтайского потопа» число пассажиров, выражающих в такси свою материальную озабоченность, только возросло - в разы. Умы всех пострадавших от большой воды надолго заняла тема получения денежной компенсации. Кому-то из пострадавших денежных дотаций не досталось; кому-то дали, но мало; кто-то был возмущен, что иные люди получили компенсацию незаслуженно…

- Наших соседей не затопило, - делились со мной возмущением одни пассажиры, - так они целый день воду ведрами к себе в дом таскали и в погреб выливали… Комиссия пришла, а у них полный погреб воды… И ведь выписали же им денег…

Тут уже и понять, честно говоря, сложно, что первичней: получается, что и настроение людей влияет на погоду, и погода влияет на настроение людей, и так далее, по кругу… Замкнутый круг, разомкнуть который, похоже, под силу либо очень волевому человеку, либо блаженному пофигисту…

Лично я не отношусь ни к первой, ни ко второй группе, а храню в себе некое труднообъяснимое чувство того, что Природа на моей стороне, и Духи мне покровительствуют… И возникло это ощущение тоже в процессе трудовых таксистских будней.

Вёз я как-то туристов в Манжерок, где они сняли домик для отдыха. И шёл такой ливень, что «дворники» не успевали рассчищать лобовое стекло. А туристы сетовали, что хотели посетить ещё и Ботанический сад в Камлаке, но «жаль, что погода этого сделать сегодня не даст»...

Мы приехали в Манжерок, и я вышел из машины, чтобы достать из багажника вещи пассажиров. И как только я вышел, дождь прекратился. Туристы приободрились, попросили меня подождать и стали обсуждать стоит ли им ехать в Ботанический сад… Решились! Мы сели в машину, тронулись, и… снова пошёл ливень…

В тот момент я чётко осознавал, что в Камлаке произойдёт такое же чудо. Оно и случилось: туристы купили мне билет, и больше часа мы бродили по тропинкам Ботсада (кто никогда не был – постарайтесь посетить!) при чистом солнечном небе…

Стоит ли говорить, что лишь только мы тронулись в путь, как тут же пошёл дождь… Волшебство… Такие волшебные события надолго укрепляют веру…

Прошлым летом я подобным же образом поэкспериментировал с туристами из Москвы. Они тоже попали в Горный Алтай в «сезон дождей», и выражали открытое недовольство погодой, когда я вёз их из Аэропорта на турбазу… Я же осторожно вклинивал свое мнение, что нужно научиться доверять Природе, и научиться для начала быть благодарным Природе за любую погоду, которую она даёт…

Через день, вдоволь нагулявшись по окрестностям турбазы, москвичи попросили меня провезти их по интересным местам Горного Алтая… На следующее утро я, не став мудрить с выбором объекта экскурсии, повез их в Чемал. Всю дорогу до Чемала стабильно капал дождь. Но я самоуверенно обещал москвичам хорошую погоду по приезду на местный Патмос…

Однако, когда мы подъехали к Патмосу, и я отправил туристов отстаивать очередь для прохода через подвесной мост, дождь продолжал ронять свои частые капли… Внутреннее чувство подсказывало, что придётся выйти из машины самому, и как это не парадоксально звучит, но когда я покинул автомобиль, дождь прекратился…

На следующий день московские гости вновь ангажировали и меня, и мой автомобиль, и вновь дождь остановился, как только мы подъехали к Тавдинским пещерам… Правда, это не помогло нам туда попасть – из-за скопившейся внутри воды доступ в пещеры был закрыт… Но я был рад тем, что туристы из Москвы уже легко оперировали моими понятиями:

- Значит это не наши энергии, - говорили они…

- Любая погода хороша, а дождь, наверняка, был нужен, чтобы не дать нам попасть в пещеры, в которых мы могли бы набраться нежелательных энергий…

Действительно ведь, любая погода для чего-то необходима, и мы, как неразумные дети матери-природы, можем просто не знать «зачем»…

А у меня есть и ещё один вопрос «зачем?»: вот, зачем это всем подряд так важно знать прогноз погоды на завтра?

Это один из самых частых вопросов, которые я слышу в своей машине: не знаю ли я прогноз погоды на ближайшие дни… А я, как раз, всегда знаю прогноз погоды… Потому что только что слышал его от предыдущего пассажира… И с видом знатока я пересказывал раньше, что за погода нас ждёт в ближайшую неделю. А потом следил за наступающей погодой и понимал, что точный прогноз погоды на завтра можно дать только послезавтра… Потому что почти в половине случаев я передавал из уст в уста какую-нибудь ерунду, прям, как гидрометеоцентр… И я перестал судачить о прогнозах… Теперь я, обычно, философски отвечаю, что погода будет такой, какую мы заслужили…

И всё-таки порой мне вспоминается мужик затрапезного вида, севший ко мне в такси как-то «в начале мая»… Уж очень тяжко он вздыхал и переживал, что «каникулы» его окажутся слишком затяжными:

- Я же в кочегарке работаю, - делился он подробностями своей жизни, - а лето нынче будет затяжное, осень – тёплая, снег ляжет поздно – в ноябре; а значит и на работу мне лишь только в конце октября выходить…

Я тогда, конечно, ухмыльнулся: разве может какой-нибудь кочегар так дальновидно спрогнозировать погодные состояния… Но слова его я запомнил. И самое интересное, что то лето было жарким, а осень тёплой, и снег, действительно, лёг только в ноябре…

 Как же он смог? Я давно осознал, что в нашей жизни много чудес. Но эту загадку пока не разгадал...

Просто таксист