О литературном творчества Николая Бурденко

Иван Татаренко
Татаренко Иван Петрович

О литературном творчестве Николая Бурденко

Отзыв о книге "Царь Корней".

В историю человечества ушел неспокойный 20 век, уступил место пришедшему 21 веку. В торжественной обстановке читатели отпраздновали веселый Год литературы. Но Год литературы продолжает свой творческий путь выходом в свет новых литературных произведений, в которых вписаны авторами заключительные строфы о литературных героях и образах, в исполнении мудрости, светлой печали, мачтами о светлом будущем.
В 2016 году вышла книга "Царь Корней" с рассказами и стихами автора Бурденко Николая Иосифовича, живущего в Бийске. До этого времени автор уже успел написать и опубликовать свои книги - роман "Под покровом снега", второй роман-трилогию "Двадцать пять лет ностальгии", книгу стихов и прозы "Царь Корней".
Новое издание книги "Царь Корней" адресовано прежде всего нашей молодёжи, живущей новой жизнью в новое время современной эпохи. Николай Бурденко, как российский писатель, показал в книге своё отношение к этому новому времени любви и родному краю в многосторонней связи содержания в художественной форме и общественного сознания читателей.
Следует отметить по всему своему художественному складу и форме, построению книга "Царь Корней" есть настоящее детище современной эпохи неповторимой и своеобразной в период рыночных отношений, товарно-денежных отношений. Читатель может убедиться в созвучии строк в нравственном отношении писателя Бурденко к миру и просто к человеку, которое явно или скрыто живёт в каждой его строчке стиха. К вершине литературного творчества Николай Бурденко поднялся из глубины народной жизни. Мир литературных образов окружил его с первых дней его самостоятельной жизни. Его герои выписаны такими, какими они били при жизни. В рассказе "Покажи паспорт" студенты на уборке хлеба прекрасно работают, но и в свободное время сообща отдыхают, смеются от авторских рассказов студенток и парней. Все они разные характерами. Симонова Анна выращивала зерно, овощи, скот. Настоящая труженица. Карпов Иван Степанович - водитель, отлично исполнял свою работу, считал себя, что он пляшет лучше всех, знал и рассказывал массу интересных смешных историй.
Но ему не верили. Виктор баянист, заспорили:
-Ты покажи паспорт, тогда мы тебе поверим?
Водитель вынул документ-паспорт, - буркнул со злобой:
-На смотри!
Только автор не показал на кого подействовал паспорт как следствие и спора.
В рассказе "Женщина" Бурденко показал образ неопределенной женщины-бомжа, которая уже давно находится на дне жизни, морально опустившаяся. Но она считает себя кому-то еще нужной, так как ее зовут в компанию, прихорашивается после сна духами и кремами. Автор поясняет: "Кто она такая, кем била раньше? Какой катаклизм ее забросил в такой слой общества - на дно. Кем бы она ни била в прошлом, она женщина, которая всегда хочет быть красивой и любимой".
В стихотворении "Город мой Бийск" рассказал как в грозном восемнадцатом веке начал строиться на течении двух больших сибирских реках, названный "Бийск". Автор восклицает:

Славлю тебя, Бийск, и твой народ
И становишься краше из года в год.

Прекрасное стихотворение "Планета земля". Автор восхищается краем земли, но и сожалеет, что планета портится людьми. Замечает:

Простые водоемы и реки загрязнили
Люди забыли, когда чистую воду пили.

Скорбит поэт Бурденко о своём друге поэте - литераторе Сергее Иноземцеве:

Врагов своих словом словно мечом разил
За ложь, брань и пьянку всех неистово журил,
Гласит молва — на полуслове поэта глас утих.

Об интересных идеях и мыслях Бурденко пишет с удовольствием и с лёгкой критикой, например в стихах: в "Пожарах", "Софисты", "К премьеру", "Любовь" и в других. На страницах книги Николая Бурденко "Царь Корней" царит дух литературной искренности, правды со свободой в художественных описаниях образов героев, сказывается во всех героях удивительная простота пушкинского слога и стиха, и в мудрой постановке слов в последовательности обращений к читателям. Самое главное, Бурденко находит в описании образов, точные определяющие выражения в бескомпромиссной нравственности и правдивости, последовательно раскрывает внутренне черты образа и всесторонней правдивости смеха, юмора, но ни в чем не обошедший жизнь современной эпохи, то есть какая жизнь, такие и образы.
Правда жизни в книге Бурденко есть строки очень горькой, никогда не бывает холодной, например. "Маленькое великодушие с большим сердцем", "Покажи паспорт", "Женщина" и особенно в авторских стихах. Правда бывает настолько горькая, но никогда не бывает брошенной. Она неизменно согрета авторским сочувствием, сердечным подходом к людям нашей эпохи, которые показаны такими, какие они есть, в действительности. В сказке "Царь Корней" в войске обычные люди, исполняющие приказы царя отнюдь не в героических ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ, а по необходимости. Так как Корней борется с Лешим, чтобы освободить из плена двенадцать красавиц-девушек, не пожелавших стать женами чужеземца. Автор приводит идею любви к Родине. Войско идёт за ним.
Бурденко хорошо пишет о нашей жизни и о ее порядках, которые мешают народу жить, смело говорит об этих катаклизмах, например, в стихотворении "К премьеру":

До большой политики я не дорос,
Знаю, как решить каждый вопрос,
Чтобы чиновники не воровали
И взяток больше не вымогали.

А спущенный сверху закон.
Чтобы, не смог обойти барон.
Народ знает законы святы
И пренебрегают ими жадные супостаты.

Неужели все чины одели шоры?
Не видят людей, лишь денег горы.
Все отдали олигархам недра и заводы,
А они стали миллиардерами за эти годы.

Богачи и дикари чинят беспредел и террор
Страну продают по частям - позор!
Инженеры и учителя роются в помойках
НИИ закрыли, умы прозябают на койках.

Азия наркотой снабжает,
Молодежь эту гадость употребляет.
От этого женщины уродов рожают
И живыми на помойки бросают.

Наши дочки и внучки на панель идут,
Продавая тело, подлых гедонистов ждут.
Извращенцы насилуют и убивают малюток,
За границу продают крошечных деток.

Отчаявшиеся женщины не гнушаются
За деньги в инкубаторы превращаются.
У живых людей органы удаляют,
И, как запчасть, богачам вживают.

Гастарбайтеров на работу берут,
Своих выгоняют и зарплату не дают,
От профсоюзов сразу избавляются.
Технику безопасности не соблюдают -
шахты взрываются.

Многие, мужчины от безделья запили,
Воруют, про честь и совесть забыли.
Иные жен и детей бросают.
Дети родителей из дома выгоняют.

Отроков фильмы США развращают
С юных лет к эротике приучают,
А вестерны учат аморали и шантажу,
Насиловать и убивать по их типажу.

Чинуши, сбросьте шоры, гляньте на страну
И верните в Отечество народную казну.
Наладьте на оздоровление курс правления,
Надоели народу сплошные унижения.

В стихотворении "Бия" автор как бы разговаривает с любимой рекой, что даже не очень жаль и сильно огорчен, что дожила до капитализма:

Сколько помню работящей была
Плоты, пароходы на водах несла.
Все в одночасье изменилось,
То время в тартарары провалилось,
Как и тебя капитализм не обошел
И меня забодал проклятый козёл.

Автор делает упрек:

Теперь уж не те времена несешь
Лишь русло осталось по которому течёшь,
Да и я так не гарцую с парнями.
Не дружу с подлецами, сижу со стариками.

В заключение можно сказать, что автор владеет написанием стихов, так как все стихи написаны по литературным правилам - ямбом, где литературная двухсложная с ударением на втором слоге. Есть стихи, написанные хореем - это двухсложная строфа с ударением на последнем слоге как писал Александр Пушкин и Юрий Лермонтов, Твардовский и другие. Есть стихи в качестве стихотворного анапеста с ударением на последнем слоге. Есть стихи как повторяющиеся строчки. Есть стихи, написанные строфой - это часть стихотворного текста, один из слогов является ударным. В тексте есть и резко отмечены рифмы и ритмы. Ритм - чередование предметов. Рифма - созвучие концов стихотворных строк...
Вывод по стихам считаю удачными. Молодежь с удовольствием прочтет книгу Николая Иосифовича Бурденко и его советы примет к личному исполнению, чтобы лучше любить свою Родину - Россию.
Знание иностранных языков - иранского и французского эпохи капитализма, позволили поэту Бурденко реалистично показать жизнь народа в ужасных условиях мирового капитализма по сравнению с российским народом, живущему в условиях демократии и народного единства. Обращаясь к софистам, Бурденко указывает:

Уповаю: соберетесь, господа реалисты,
Дайте бой, чтобы боялись анархисты!
Тем самым поможем не только родне,
А всему народу и великой стране.

Время литературного творчества Бурденко - время крутых поворотов в истории России, идущей к своему светлому будущему.
Второе литературное произведение Николая Бурденко "Элегия". Это лирическое стихотворное литературное творение проникнуто грустью одного или нескольких героев скорбного характера от одного к другому литературному герою. Писатель показал жизнь героев - Пахома девушки Дуськи, ее сына Сергея.
Элегия чисто бытового семейного характера на фоне тяжелой крестьянской жизни в деревне. Но эту жизнь в селе поддерживал священник. Он отпел Пахомову жену.

Дуся слезами обливалась нет матушки,
одна осталась...
В отчем доме жить не могла...
Поп панихиду отслужил,
гривенник в карман положил.

Бурденко провел свою героиню через смерть и грусть по всей родне и закончил элегию сыном Дуси, Сергеем. Он стал агрономом и влился в общий труд. Элегия с интересом читается, молодым людям она дает размышления над жизнью в настоящее время. Такие строки правды родились в душе поэта-лирика благодаря его любви к Родине.

И.П. Татаренко - член РСП (Российского Союза Писателей)
31 июля 2016 года