Государственные секреты СССР. Часть первая

Юрий Урм
В начале сентября 1963 года от одного из учеников моей родной, 6-й средней школы города Таллинна я услышал невероятную историю об аварийной посадке на реку Неву пассажирского лайнера, случившейся 21 Августа.

Насколько я помню, он рассказал мне, что ему довелось оказаться среди пассажиров того самого самолета ТУ 124, изначально летевшего по маршруту Таллинн – Москва…

                ***

Однако, когда через несколько десятилетий на вечере встречи выпускников нашей школы, я встретил этого человека и напомнил ему о том, как много лет назад он поведал мне, что оказался одним из пассажиров того памятного рейса, завершившегося на  поверхности реки Невы, он ответил мне, что никогда мне об этом не рассказывал и вообще ничего не знает про этот уникальный случай.

Что я знаю абсолютно точно, так это то, что информация об этом инциденте в тот же день была засекречена  КГБ. Все люди, участвовавшие в спасательной операции, а так же засветившиеся на месте происшествия свидетели,  дали подписку о неразглашении информации, связанной с этим событием.

Кроме того, в те годы никому из руководителей советских газет, телевизионных и радиовещательных каналов,  в голову не могло прийти опубликовать или передать в эфир информацию о подобном событии.

Советские самолеты должны были превосходить по надежности всех иностранных конкурентов, так, что аварии с ними вообще  не должны были случаться. А случались они или нет-это уже было не важно и точка.

 В дальнейшем об этом случае люди на улицах между собой открыто не говорили,  и поэтому я не мог ничего подобного где-то случайно услышать…

И вот, несмотря ни на что, буквально через пару недель после случившегося, я уже был наслышан о первом в мире аварийном приводнении пассажирского самолета на водную поверхность, да еще произошедшую в центре такого большого города, как Ленинград.

 А так, как у двенадцатилетнего парня не было и быть не могло никаких других источников информации, моментально засекреченной государством,  то я все же уверен в том, что услышал обо всем от школьника, летевшего тем рейсом, и учился он со мной в одной школе.

Единственно, что действительно могло быть, так это то, что это был какой-то другой ученик все той же, нашей Таллиннской школы, а вот кто именно, моя память  уже к сожалению не подсказывает.

                ***

В течение долгого времени я неоднократно пытался найти в интернете хоть что-нибудь про это, вынужденное и абсолютно уникальное приводнение пассажирского самолета.

К сожалению ничего я так найти и не смог и был вынужден смириться с отсутствием в сети  информации об этом инциденте, и вскоре я совсем прекратил поиски…

Прошло немало времени и вот в один прекрасный день, когда я искал в сайте "YOUTUBЕ" записи концертов моих любимых музыкантов, мне совершенно  случайно попалась на глаза реклама нового документального фильма, выложенного в интернет в 2017 году. В этом фильме очень подробно показано и рассказано все то, что случилось с тем самым самолетом в далеком 1963 году:

          Смотреть в Youtube фильм:  Посадка на Неву. 1963 год

                ***

После того, как обо всем, произошедшим в Ленинграде, было доложено первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву, он незамедлительно потребовал отдать под суд всех, кто был причастен к случившемуся. Не разбираясь в истинных причинах произошедшего, и не дожидаясь результатов расследования, а опираясь лишь на свои личные, бьющие через край эмоции, Хрущев заранее назначил членов экипажа виновными во всем, что тогда произошло с самолетом и натерпевшихся жутких  страхов пассажирами.

Ну а что испытали летчики и остальные члены экипажа самолета, проявившие самые высокие человеческие качества в условиях реальной угрозы для жизни пассажиров воздушного судна и ничего не подозревавших Ленинградцев, когда узнали о том, что именно их во всем и обвиняют - это история особая.

Такая несправедливая оценка их грамотных, своевременных и решительных действий, приведших к спасению  всех пассажиров самолета и многочисленных  жителей города - вызвало у всех участников происшествия шок и уныние.

На защиту экипажа встали многие специалисты, а так же несколько активных пассажиров того самого, злополучного рейса.

Люди начали писать письма Хрущеву и тем самым посодействовали проведению полноценного следствия, которое в итоге установило, что никто из летчиков не был виноват в аварии. Хрущев же, в присущей ему манере, дал команду членов экипажа не наказывать, но и не награждать.

В результате разбирательства никто из них не был осужден, однако от дальнейших полетов летчики были все же отстранены. Полный запрет на профессию  означал для них  не что иное,  как полный крах их карьеры...

Родственники непризнанных как при жизни, так и после смерти  героев и сегодня продолжают бороться за восстановление их доброго имени и настаивают на их полной реабилитации и необходимости установки им памятника, с чем лично я полностью согласен...

Много лет спустя американский летчик тоже посадил большой гражданский самолет с пассажирами на реку Гудзон, воспользовавшись уникальным опытом пилотов того самого ТУ 124.

Американские кинематографисты засняли по этому случаю художественный фильм с участие звезд Голливуда первой величины.

Думаю, что герои авиации СССР заслуживают того, чтобы был заснят российский фильм о том уникальном событии 1963 года