Нинель

Марина Панферова-Лабиринт
(На фото-Нина Каламурзина с дочерьми.)
Станица Георгиевская. Кочубеевский район.  Сюда  я приехала специально, чтобы познакомиться с местной поэтессой Филимоновой Анной Ивановной. Мы долго общались, и она  читала свои стихи, написанные в разное время. Спела несколько песен. Мне очень понравилась песня «Нинель».
Нинель.
1.О, как печальны и горьки,
Стекали слёзы-искорки.
С прекрасных карих глаз
Катились как алмаз.
2.Сковало сердце моё боль,
Прошло немало лет.
А ты вот выдержать, изволь
Ему в один конец билет.
3.О.рыцарь мой, родной Илья,
Нинель осталася одна.
Не слышу трели соловья,
Звучит лишь Каспия волна.
4.Я вижу снова обелиск,
И чувства вновь воспламенили.
Заходит солнца красный диск,
А мои руки камень грели.
Припев:
Прости, что так тебя люблю,
Как на свидание иду.
Твоё дыхание ловлю.
И я одним тобой живу.
-Кому посвящена эта песня? Кто такая Нинель? – поинтересовалась я.
- Песня посвящается Нине Яковлевне Каламурзиной, вдове героя Ильи Каламурзина, погибшего в  Афганистане. Более подробно о ней может рассказать Мария Афанасовская. Он её брат.
Когда я вернулась домой в посёлок Тоннельный, то голос поэтессы продолжал постоянно звучать у меня в голове, и хотелось  узнать историю  женщины, которой посвящена песня.
Я познакомилась с Афанасовской Марией и попросила ее рассказать о брате и невестке. Она выполнила мою просьбу. Её рассказ называется"Женщина после войны".
- От  той роковой афганской войны остались женщины: вдовы, матери, сестры о которых не написано нигде. Будто их нет вовсе. Но они есть, они живут рядом. Кто выдержал и начал новую жизнь. Кто погиб морально, а значит, не выдержал. Кто влачит жалкое существование. Чаще всего до их горя нет никому дела.
Тоска и боль и слезы у этих женщин не одинаковы, но схожи. Мне хочется рассказать об одной из них – вдове Каламурзина Ильи Эльмурзовича, моей невестке Нине Яковлевне.
Жила обыкновенная девчонка Нина Киселева. Она окончила школу в городе Шахты Донецкой области, потом техникум. По распределению попала на метеорологическую станцию в Северо – Восточный банк Азербайджанской ССР. Судьба послала ее ближе к нему, суженному. Парень у нее был, которого она провожала в армию. Но сердце ее молчало. И в это время встретила его, единственного: стройного, высокого лейтенанта. Сердце затрепетало, проснулось и сказало «он!»
 
И пошла жизнь военной жены. Тбилиси. Казенная крохотная квартирка, в которой родилась дочь Ира.
Ленинград. Военная академия. Казенная квартирка, в которой родилась вторая дочь Аня.
Город Кривой Рог. Квартира тоже казенная, но уже двухкомнатная и со всеми удобствами. Друзья мужа. Хорошая должность заместителя начальника штаба артиллерийского полка, работой муж доволен, девочки растут. Но неожиданно Илья просится добровольцем в Афганистан.
Забилось, затрепетало сердце Нины, предчувствуя недоброе. Но Илья по натуре своей оптимист, успокаивал ее – «Все будет хорошо». Поверила ему, и только оставшись одна, поняла всю тяжесть одиночества. «Но ненадолго же, - думала она, - скоро он вернется, и мы заживем все вместе, как он мечтал. Каждый год в отпуск – к родным на Кавказ. Отдых, сельская работа, рыбалка, встречи с земляками. Девочки на свежем воздухе. Природа. Степь. И письма пишет спокойные. Даже обещает к себе забрать после Нового года».
И пошли дни ожидания, как будто ничто не предвещало трагедии.
Письма от мужа были коротки, спокойны, полны заботы, любви. О себе писал, что все благополучно, больше спрашивал за дочерей, какое у нее настроение и обещал скорой встречи, передавал друзьям приветы. Ничто не говорило о том, что там опасно, что что-то не так, не ладно. Он внушал ей в письмах, что все отлично.
И вдруг звонок с Москвы 1 января 1985 года.  «Ждите сообщения».
Сердце-вещун подсказало:  - «Беда!»
Повезла Нина это предчувствие к матери Ильи – Анне Николаевне и его многочисленным братьям и сёстрам. 2 января звонок из Москвы сообщил: «Крепитесь, ваш муж и сын погиб, выполняя воинский долг…»
Дни ожидания и слёзы.13 января привезли к нам домой цинковый гроб, к которому был приставлен часовой. «Не трогать, не открывать». Часовые менялись через 2 часа всю ночь, и только мать Анна Николаевна и жена Ильи – Нина, сёстры Ильи были у гроба бессменно всю ночь. Последнюю ночь. Последнюю ночь родной братик Илья дома. А может и не Илья?
 
Наутро состоялись похороны, которых ещё не видели земляки Ильи. 14 человек почётного караула с автоматами, приехали 3 однополчанина Ильи из кривого Рога: полковник Катеруша Н. А., майор Киор И. Г., полковник Москаленко В.П. Почти все жители овцесовхоза « Кочубеевский» провожали в последний путь своего земляка.
 
Прощальный салют из автоматов и всё… тишина.
В течение многих лет, Нина жила машинально, как машина, как в тумане и только ради детей. Она открывала равнодушные двери разных чиновников, чтобы получить постоянное жильё. Её просьбу удовлетворили, хотя и не сразу. Обосновались они в городе Донецке.
Прошло несколько лет, но она ждала Его каждый вечер, каждую ночь, а он, её Илюша, таился в углу или за занавеской у окна. А чаще Он приходил к ней по ночам и ласкал её. Она была на грани сумасшествия, когда я, приехав  к ней, обнаружила её состояние. Я плакала и ругала её. Говорила ей, что это нормальное состояние человека, что ей нужно лечиться и отпустить Его, в крайнем случае – обратиться к бабкам, если у неё нет силы воли, принять действительность. Муж её погиб. Его нет. Это факт. Много сил было потрачено, чтобы убедить её, что ничего не изменить. Её братья не оставляли её одну, боясь её состояния. Часто приезжал её отец, который поддерживал её всеми силами. С трудом Нина сделала это. Окуналась с головой в работу, стала жить и замечать детей, родственников. Стала приезжать на родину Ильи. Приезжала на встречу с пионерским отрядом имени Каламурзина И. Э. классным руководителем, которого была Денисенко Валентина Александровна – завуч нашей средней школы.
 Встречалась Нина и с молодёжным звеном совхоза «Кочубеевский» носящим имя её мужа.
 В 1993 году, посетив могилу мужа, Нина встретилась с поисковой группой, которую я вела несколько лет и подарила нам альбом, в котором записаны её рукой слова:
«Хотела б годы я вернуть
Когда счастливою была.
Хотела б мир перевернуть,
Что б снова счастлива была и я
И вся моя семья
 Этими словами она выразила свою многолетнюю тоску по семье: по любимому человеку, по женскому счастью, которым она была обделена. А ещё не видели отцовской ласки её дочери: Ира и Аня. Аня вообще не помнит отца. Когда он уехал, Ане был всего годик.
 Часто по вечерам, когда уж совсем нахлынет тоска, Нина с дочерьми просматривает фотографии, перечитывает письма и всё говорит и говорит о той жизни, когда он был рядом. О его обворожительной улыбке, о шутках, о том незабываемом первом вальсе, когда он первый раз взял её в свои сильные и верные руки. «Нинель, прошу Вас на вальс. Не откажите бедному гусару, - так обратился он в первый раз, приглашая на танец в доме офицеров. Так часто она говорила о нём ещё и потому, чтобы они знали и помнили папу. И так многие-многие годы. Всю жизнь.
Нина вспоминает, при встрече со мной, что когда её пригласили в первый раз на вечер, посвящённый Памяти афганцев, она сразу же нашла ту среду обитания, которая давала ей силу, удовлетворение, отдушину, где можно было всё рассказать о своей боли и где её поймут и поддержат. Это был Донецкий Областной Союз ветеранов Афганистана. Много лет она там постоянный член. Чем занимается этот совет? Моральная, материальная помощь семьям погибших, ежегодное проведение встреч, проведение вечеров Памяти. При их помощи создана аллея Славы, погибшим афганцам не только в городе Донецке, но и в городах Донецкой области: Амбросиевке, в городе Константиновке, в городе Артёмовске Артемовского района и др.   С их непосредственной помощью – в поиске материалов об афганцах, В.И.Заика – непосредственный участник афганской войны 1982-84 г.  Написал двухтомник «Долг, оплаченный жизнью». Книги были выпущены в 1995 году. В них говорится: «Павшие молчат, Но у тех, кто выжил, не утихает боль. И в этом – поведать жестокую правду о минувшей войне, видят они собственный долг».
Нина Яковлевна Каламурзина – одна из многих жён, которая скрепила своё сердце и помогает другим жёнам выжить, не стать на колени в наше жестокое время. Замуж Нина так и не вышла. Осталась верной женой моему брату. «Разве я найду такого, как Илюша?». Весь смысл её жизни в детях и Памяти.