Об этом молчать нельзя
Давняя традиция делать поминки усопшим никогда не исчезнет из нашей общины, главное – в какой форме они проводятся. Когда дорогой сердцу человек уходит из жизни, естественно, глубокая скорбь охватывает настолько, что, кажется, земля уходит из- под ног. Тревожная пустота в сердце чувствуется с неизмеримой силой, настолько человек одинок в эти моменты. В первые дни и месяцы родные и близкие, друзья просто обязаны быть рядом, потому что не столько материальная поддержка важна, сколько физическая, духовная, которая дает силы перенести горе. Но когда прошло уже много лет, и из года в год делаются поминки бабушкам, дедушкам, у которых ныне нет тех родных по крови мужчин, кто может прочитать заупокойную молитву «Кадиш», причем поминки проводятся с приглашением множества людей, не имеющих никаких родственных отношений к покойному, – эта практика кощунственна. Многие жалуются, что приходят с работы уставшие, иногда изможденные, но приходится почти каждый вечер идти на поминки. Если в семье двое, то идет один, чтобы у другого была возможность отдохнуть или сделать какие-то свои дела. Причем поминки делаются в ресторанах, цены в которых растут из года в год. А раздуваются они из-за обилия салатов (которыми, без дальнейших яств, вполне можно наесться), да еще и нескольких горячих блюд. Спрашивается, зачем человеку такое застолье на поминках? Можно понять, если это какая-то круглая дата типа 100летия со дня рождения или, положим, 20летия со дня смерти кого-то из родителей. Мы живем уже в третьем тысячелетии – и пора посмотреть на все это трезво, рационально. Как умно и скромно прово дились подобные мероприятия в странах нашего бывшего про живания! Во-первых, в своих дворах или в синагогах, во-вторых, если число приглашенных большое, накрывались столы в махаллинских, еврейских клубах. А готовили еду свои же повара, кайвону, которые приглашались устроителями мероприятий. Можете возразить, что там не было такого продуктового изобилия. Согласна, но не голодными же люди уходили домой. На поминки преимущественно ходят пожилые и нездоровые люди, эта обильная, жирная еда на ночь гробит их здоровье. Что нам дает такое изобилие? Даже половина не съедается, море продуктов, труда уходит в гарбич. Можем ли мы что-то изме нить? Можем при разумном подходе. Надо организовывать веч ра памяти в синагогах, как по ложено, или дома, чтобы могли присутствовать внуки, правнуки. Ведь эти мероприятия делаются для них, а их приводить с собой в ресторан устроителю поминок, конечно, накладно, потому они сидят дома и дожидаются взрослых. Трудно готовиться? Можно пригласить помощниц из своей среды, а приборы и посуду взять на время у близких. Расскажу вам, дорогие читатели, еще об одной большой проблеме, которую не может решить община уже многие годы: умерить страсть, просящих цадаку. А их за вечер бывает не меньше пяти или шести из со седних ортодоксальных общин. И лишь один бухарский еврей Моше Бабаев уполномочен со бирать цадаку – средства сту дентам мужского колеля, гото вящего молодых раббаев для новых синагог и отдаленных общин, где в настоящее время раббаев нет. Моше Бабаев – габбай бла- готворительного фонда «Купат аир» (фонд был организован 23 октября 2013 года на совместном заседании Конгресса бухарских евреев США и Канады, Совета раввинов, Центра бухарских евреев Нью Йорка, президентов благотворительных фондов и об- щинных центров). После сбора Моше считает деньги, выписывает квитанцию и отдает её раббаю, проводящему данные поминки. Тот огла шает собранную сумму и поясняет, на какие цели направ ляются эти средства. Моше Бабаева знают все владельцы ре сторанов и большиство членов общины, знают, как добросовестно он выполняет свою работу. С неумеренной страстью к цадаке билась несколько лет назад группа молодых энтузиастов из фонда «Эмет ве Эмуна» под руководством Юрия Даниэлова. И уже, вроде бы, улучшилась атмосфера на поминках, но через несколько лет опять возобновились нескончаемые хождения просящих – это давно уже их бизнес. Рассказывали очевидцы, что приезжает минивэн, из него выходят несколько мужчин, переодеваются в еврейские рели гиозные одежды, в частности, надевают чёрные, широкополые шляпы с пейсами, чёрные пальто, берут в руки плетеные, большие корзины, куда сами же кладут перед входом разные (в частности, пяти и десятидолларовые) купюры, затем протягивают эти корзины каждому сидящему в зале. Тот, естественно, видит эти деньги – и ему неудобно класть в корзину лишь один доллар. Так каждый сборщик цадаки получает в ресторане от ста до пятисот долларов. Он проходит по кошерным ресторанам нашей общины почти каждый вечер. Мешающего им Моше Ба баева неоднократно пытались отстранить от его миссии путем испуга: его толкали, били, издевались над ним, требуя, чтобы он не ходил на сборы. На наших глазах один из этих мошенников резко толкнул плечом Моше к стенке – он еле удержался, чтобы не упасть. Да, это группа истинных мошенников: собираемые ими пожертвования идут в их карманы. С этими людьми нужно серьезно бороться, считает не только Моше Бабаев, который не раз пострадал от них, так думают и все наши соплеменники, присутствующие на поминках. «Сколько за один вечер могут ходить, прося цадаку?» – говорили они возмущенно. Некоторые заметили, что один из сборщиков, худощавый, с пейсами, вошел во второй раз. Одна из женщин, сидящая на поминках, громко крикнула, что необходимо привлечь полицейских, чтобы решить проблему сборов цадаки, а другая, более мудрая, сказала: «Мы сами виноваты. Не давали бы – никто бы не ходил!» А третья заявила: «Я даю цадаку только нашему бухарскому еврею, который при- ходит без пейсов, знаю ведь, что он собирает для студентов, – и не нервничаю. А других сборщиков прошу показать разрешение от иешивы или спрашиваю: «Для кого собираешь цадаку?» Если многие из нас будут резко задавать такой вопрос, может быть, мошенники подожмут хвосты и постепенно исчезнут, полагает она. А как думаете вы, дорогие читатели.
Рена Абрамова, ("Букхариан тимес, № 748, июнь 2016года, Нью Йорк)