Об этом молчать нельзя автор Рена Абрамова

Гавриэль Борухов
Об этом молчать нельзя
Давняя традиция делать поминки усопшим никогда не исчезнет из нашей общины, главное – в какой форме они проводятся. Когда дорогой сердцу человек уходит из жиз­ни, естественно, глубокая скорбь охватывает настолько, что, кажется, земля уходит из-­ под ног. Тревожная пустота в сердце чувствуется с неизме­римой силой, настолько че­ловек одинок в эти моменты. В первые дни и месяцы род­ные и близкие, друзья просто обязаны быть рядом, потому что не столько материальная под­держка важна, сколько физиче­ская, духовная, которая дает силы перенести горе. Но когда прошло уже много лет, и из года в год делаются поминки бабуш­кам, дедушкам, у которых ныне нет тех родных по крови мужчин, кто может прочитать заупокой­ную молитву «Кадиш», причем поминки проводятся с пригла­шением множества людей, не имеющих никаких родственных отношений к покойному, – эта практика кощунственна. Многие жалуются, что при­ходят с работы уставшие, иногда изможденные, но приходится почти каждый вечер идти на по­минки. Если в семье двое, то идет один, чтобы у другого была возможность отдохнуть или сде­лать какие-­то свои дела. Причем поминки делаются в ресторанах, цены в которых растут из года в год. А раздуваются они из-­за обилия салатов (которыми, без дальнейших яств, вполне можно наесться), да еще и нескольких горячих блюд. Спрашивается, зачем человеку такое застолье на поминках? Можно понять, если это какая-­то круглая дата типа 100­летия со дня рождения или, положим, 20­летия со дня смерти кого­-то из родителей. Мы живем уже в третьем тысячеле­тии – и пора посмотреть на все это трезво, рационально. Как умно и скромно прово­ дились подобные мероприятия в странах нашего бывшего про­ живания! Во-­первых, в своих дворах или в синагогах, во-­вто­рых, если число приглашенных большое, накрывались столы в махаллинских, еврейских клубах. А готовили еду свои же повара, кайвону, которые приглашались устроителями мероприятий. Мо­жете возразить, что там не было такого продуктового изобилия. Согласна, но не голодными же люди уходили домой. На поминки преимуществен­но ходят пожилые и нездоровые люди, эта обильная, жирная еда на ночь гробит их здоровье. Что нам дает такое изобилие? Даже половина не съедается, море продуктов, труда уходит в гарбич. Можем ли мы что-­то изме­ нить? Можем при разумном под­ходе. Надо организовывать веч­ ра памяти в синагогах, как по­ ложено, или дома, чтобы могли присутствовать внуки, правнуки. Ведь эти мероприятия делаются для них, а их приводить с собой в ресторан устроителю поминок, конечно, накладно, потому они сидят дома и дожидаются взрос­лых. Трудно готовиться? Можно пригласить помощниц из своей среды, а приборы и посуду взять на время у близких. Расскажу вам, дорогие чита­тели, еще об одной большой проблеме, которую не может ре­шить община уже многие годы: умерить страсть, просящих ца­даку. А их за вечер бывает не меньше пяти или шести из со­ седних ортодоксальных общин. И лишь один бухарский еврей Моше Бабаев уполномочен со­ бирать цадаку – средства сту­ дентам мужского колеля, гото­ вящего молодых раббаев для новых синагог и отдаленных об­щин, где в настоящее время раб­баев нет. Моше Бабаев – габбай бла­- готворительного фонда «Купат аир» (фонд был организован 23 октября 2013 года на совместном заседании Конгресса бухарских евреев США и Канады, Совета раввинов, Центра бухарских евреев Нью ­Йорка, президентов благотворительных фондов и об-­ щинных центров). После сбора Моше считает деньги, выписывает квитанцию и отдает её раббаю, проводя­щему данные поминки. Тот огла­ шает собранную сумму и по­ясняет, на какие цели направ­ ляются эти средства. Моше Ба­баева знают все владельцы ре­ сторанов и большиство членов общины, знают, как добросовест­но он выполняет свою работу. С неумеренной страстью к цадаке билась несколько лет на­зад группа молодых энтузиастов из фонда «Эмет ве Эмуна» под руководством Юрия Даниэлова. И уже, вроде бы, улучшилась атмосфера на поминках, но че­рез несколько лет опять воз­обновились нескончаемые хож­дения просящих – это давно уже их бизнес. Рассказывали очевидцы, что приезжает минивэн, из него вы­ходят несколько мужчин, пере­одеваются в еврейские рели­ гиозные одежды, в частности, надевают чёрные, широкополые шляпы с пейсами, чёрные паль­то, берут в руки плетеные, боль­шие корзины, куда сами же кла­дут перед входом разные (в част­ности, пяти­ и десятидолларо­вые) купюры, затем протягивают эти корзины каждому сидящему в зале. Тот, естественно, видит эти деньги – и ему неудобно класть в корзину лишь один дол­лар. Так каждый сборщик цадаки получает в ресторане от ста до пятисот долларов. Он проходит по кошерным ресторанам нашей общины почти каждый вечер. Мешающего им Моше Ба­ баева неоднократно пытались отстранить от его миссии путем испуга: его толкали, били, изде­вались над ним, требуя, чтобы он не ходил на сборы. На наших глазах один из этих мошенников резко толкнул плечом Моше к стенке – он еле удержался, что­бы не упасть. Да, это группа истинных мо­шенников: собираемые ими по­жертвования идут в их карманы. С этими людьми нужно серьезно бороться, считает не только Моше Бабаев, который не раз пострадал от них, так думают и все наши соплеменники, при­сутствующие на поминках. «Сколько за один вечер могут ходить, прося цадаку?» – гово­рили они возмущенно. Некоторые заметили, что один из сборщиков, худощавый, с пейсами, вошел во второй раз. Одна из женщин, сидящая на поминках, громко крикнула, что необходимо привлечь полицей­ских, чтобы решить проблему сборов цадаки, а другая, более мудрая, сказала: «Мы сами ви­новаты. Не давали бы – никто бы не ходил!» А третья заявила: «Я даю цадаку только нашему бухарскому еврею, который при-­ ходит без пейсов, знаю ведь, что он собирает для студентов, – и не нервничаю. А других сбор­щиков прошу показать разреше­ние от иешивы или спрашиваю: «Для кого собираешь цадаку?» Если многие из нас будут резко задавать такой вопрос, может быть, мошенники подожмут хво­сты и постепенно исчезнут, по­лагает она. А как думаете вы, дорогие читатели.
    Рена Абрамова, ("Букхариан тимес, № 748, июнь 2016года, Нью Йорк)