Обыватель и фантик 4. Мелания

Алла Моисеенкова
«Мелания. Ах, полноте! Борис не любит  меня... мы  с ним - как чужие... Он  воспитывался  в Полтаве у тетки, я - в Ярославле у  дяди...  Ведь  мы - сироты...
 Чепурной. Казанские...»
«Фима (оправилась). Очень жаль...  Я  думала, как вы сами  себя старику продали...
     Meлания (подавлена). Как? Как - ты?..
     Фима. А то, может, уж и мне поможете в этом же...
     Мелания (глухо). Не смей!..
     Фима (спокойно и жестко). Вы сами должны понять, что так себя устроить все же лучше, чем на улицу выходить... Хоть один будет, а не сто...
     Мелания (в  ужасе,  тихо).  Иди...  иди  вон...  я тебе дам...  я  дам денег... иди! Иди прочь... дам!
     Фима. Благодарю вас! Когда дадите?
     Мелания. Уйди... нет со мной!
     Фима. Я сегодня вечером приду к вам... Не обманите...
     Мелания. Нет!.. Уйди, Христа ради!
     (Фима, не торопясь, уходит. Мелания грузно валится в кресло и плачет и как-то рычит от боли.)»
 Я надеюсь, что все мы люди взрослые и можно говорить без экивоков. Девушка-сирота, без поддержки, без образования, не факт, что умеет читать и писать, как могла самостоятельно выжить?  Надо идти работать, но обучение тоже денег стоит, самый легкий и простой способ – проституция.  Проститутки вообще как-то за людей не считались, у них не было паспортов, имелись «желтые билеты». Куприн написал «Яму», где рассказал о жизни таких девушек. Это такое дно, что оттуда подняться наверх и стать приличной дамой, принятой в благопристойном обществе, очень сложно, а практически невозможно. Фима, узнав о скандальном прошлом принятой в приличном доме сына генерала Протасова Мелании, жестко шантажирует гостью, вымогая деньги и даже покровительство, помощь. В случае открытия неких грязных тайн, Меланию выгонят с позором раз и навсегда, семья Протасовых посчитает оскорблением появление бывшей проститутки у себя в доме. Это скандалище еще тот! И вот Мелания даже и не думает сопротивляться, соглашается на все, лишь бы миновать ужасного разоблачения.
 «Чепурной. … Сестра, говорите?  Что ж  она? Двадцати лет  вышла замуж за богатого  старика, -  зачем это? Потом едва  не порешила  себя  от тоски  и отвращения к нему: раз  ее с  отдушника сняли, -  повесилась...  а  то  еще нашатырный спирт пила... Вот - умер он, - она теперь и бесится.»
«Чепурной. А знаете, коллега, когда ее муж старенький жив  был, придешь к ней, так он просит меня, чтоб я полечил его...
     Мелания. Врешь ведь...
     Чепурной. Говорю ему - я не всех скотов лечить умею...»
Мелания выходит замуж за купца, но оказалась радости мало. И вот он умирает, оставляя ей большую сумму денег. Собственно, теперь она обеспечена, свободна и должна быть счастлива. А этого не происходит. А почему? Страшное, позорное прошлое – это навсегда, перефразируя Эрнеста Хемингуэя, это ужас, который всегда с тобой,  прошлое не отпускает и не отпустит никогда. Это навек, это неизбывно. Нельзя ни забыть, ни отмолить, ни что-либо сделать, но и жить так невозможно. Горький точно объясняет что и как. У Мелании нет обиды на людей, она никого не обвиняет, не думает о мести, и вроде она ни в чем не виновата, но вот зло и насилие, на которое она, по-видимому, добровольно согласилась, попытавшись выжить в нечеловеческих условиях, искалечило ей душу, оставило глубокий след. Это как тяжелые кандалы, вроде и можно как-то передвигаться, да далеко не уйдешь.
«Лиза. Выпейте чаю... сядьте! Вы так взволнованы...
     Мелания. Тебе не понять, Борис! Нет, спасибо... не буду чаю... я уйду. Вы меня извините, Лизавета Федоровна... я вам  нервы расстроила! Я пойду... до свидания! Вы скажите ему, - ушла,  мол...  благодарит, мол... Радость вы моя, какой он светлый... чудный какой! (Уходит в дверь на террасу.)
     Чепурной. Чего она? Не понимаю...
     Лиза. Я - понимаю. Когда-то и на меня     Павел действовал вот так же... Говорит, и с  моих глаз,  с мозга точно пелена спадает... так ясно все, так стройно, загадочно и просто, ничтожно и огромно!  А  потом  я  узнала  настоящую  жизнь,  полную  грязи,  зверства, бессмысленной  жестокости... душу  мою охватил страх и недоумение...  и вот тогда я попала в больницу...»
Вот эта ситуация наоборот, то есть Мелания, вырвавшись из кошмара, хочет стать счастливой, но не получается, зло и насилие, что ей было причинены, несмываемый позор искалечили душу и продолжает калечить, вызывая немыслимые страдания. Это настолько неприкрытое отчаяние, муки и боль,
     «Мелания. Как собака! Не могу я  говорить, молчать могу... и много  лет молчала, а у меня с души кожу сдирали...»
буквально! Что это неприлично, не приняты в приличном обществе такие уродства и Горький прикрывает его комическими и безобидными шутками, пряча вглубь текста и безобразные, порочащие факты о жизни Мелании, о ее мучениях. Такая вот взбалмошная купчиха, необразованная, смешная, глуповатая, восторженная истеричка и дура.
«Чепурной. Это зонтик сестры моей... Коллега!.. Вчера  Маланья спросила меня,  в  каком сродстве  стоят гипотеза с молекулой? Так я ей сказал,  что молекула гипотезе приходится внучкой.»
В пьесе среди угарной, пошлой болтовни, вот тут мы дети солнца, избранные, красивы, умны, эстеты до мозга костей, счастливы уже окончательно! Вдруг звучит голос Мелании, искренний, правдивый, без всякой позы и лжи:
     «Мелания. Мне  было тяжело...  Бог  это  знает! Как  били меня... но не бока, не  щеки  я жалею, - душу жалко!  Душу исковеркали мне...  сердце мое выпачкали... Верить в хорошее - трудно мне, а без этой веры -  какая жизнь?»
Достоевский, вы говорите? Оцените Горького, великую мощь, талант, силу, не уступает ничем, а то и вообще превосходит по глубине контраста, по изящности композиции, по красоте замысла.
Но монолог продолжается, и мы узнаем, почему Мелания часто появляется у Протасовых в гостях и что она там ищет и находит ли.
« Мелания. Вон  - Борис  надо всем смеется, ни во что  не верит... что же он?  Как пес бездомный... Вот вы  тогда сразу  поверили  мне. Удивилась я... Обманывает, думаю... А вы приласкали, разъяснили мне меня...»
Похоже на то, что собака долго голодала, бродяжничала, болела, страдала, а тут ее пригрели, накормили, приласкали и она счастлива, готова служить не за хлеб, за совесть.
   «Мелания. Да! О, да! вы можете понять, должны понять!  Я оттого вот так и  говорю вам - сразу все, я знаю, вы поймете. И не обманете меня: может, я тоже человеком буду, коли не обманете!»
Но красивые слова бесполезны, их приятно слушать, еще приятнее говорить: вот я какой умный и весь из себя прекрасный! Но приблудившаяся собака так и осталась жалкой собачонкой в обществе высокоумных людей, избранных, а ей хочется большего, встать рядом и быть не хуже. Мелания прекрасно это понимает, а потому идет на отчаянный шаг. Следует безобразное объяснение с Протасовым, когда она ползает на коленях и умоляет его, потом разговор с женой Протасова Еленой.
«Мелания. Что мне? Вот...  слушайте: я люблю Павла Федоровича... вот! Я его  так люблю... готова в кухарки, в горничные к нему идти... Вы - тоже, я вижу! - вы ведь художника любите... вам Павел Федорович не нужен... Хотите, - на колени встану? Отдайте мне его! Ноги буду целовать ваши...
     Елена (поражена). Что вы  говорите? Что вы?
 Мелания. Все равно! У меня -  деньги... я ему выстрою лабораторию... дворец выстрою! Буду ему служить, чтобы ветер не касался его... буду сидеть у дверей дни и ночи... вот! Зачем он вам? А я его - как угодника божия, люблю...
     Елена.  Успокойтесь... подождите!  Я,  должно  быть,  неверно  понимаю вас...
Мелания.А у меня жизнь была тяжелая, противная... и людей я видела только гнусных... а - он! Он-то! Дитя такое... такой -  возвышенный!  Да ведь я около него -  царицей буду...  ему  - служанка,  а  для всех  - царица! И  душа  моя...  душа моя вздохнет! Чистого человека хочу я! Понимаете меня?.. Вот!»
Возвысится, стать человеком, встав рядом, вровень, уважать себя, стать счастливой – вот что надо Меланье.
Все эти буйные объяснения приводят в недоумение Протасовых, это им никак не нужно, следует выяснение семейных отношений и к радости супругов, все устраивается как нельзя лучше, все остается по-прежнему. А заканчивается эта совершенно дикая история как-то безлико, Протасов предлагает Мелании дружбу, и на этом все. Такое впечатление, что историю оборвали на самом интересном месте специально, о чем-то Горький сознательно умалчивает, что-то скрывает.  Так что же было дальше?
А теперь вспомним, Германия после поражения в Первой мировой войне, кризис, безработица, а главное ущемленное самолюбие, которое растоптали, унижение неслыханное. А тут великолепные идеи  про сверхчеловека, избранность расы, «дети солнца», понимаешь, как было не поверить? Поверили еще как! С удовольствием! А заплатила Германия за подобные бредни  дорого, очень дорого, непомерно дорого. Я не оправдываю и не обвиняю, но вот этот дьявольский механизм, почему и как работает идея «сверхчеловека», прекрасно описан в пьесе, а написана она была в 1905 году. Вот как можно так писать? Как Горькому удалось так тонко все уловить и объяснить? Нет ответа.