Паоло Веронезе. Оплакивание Христа

Алина Алексеева-Маркезин
      
      Паоло Веронезе.Оплакивание Христа”, между 1576 и 1582, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

            Паоло Веронезе – один из наиболее ярких представителей венецианской школы итальянской живописи – был пятым сыном в семье Габриеле и Катерины, жителей Вероны – одного из главных городов в составе Венецианской республики. Само его имя означает не что иное, как «веронец», «рожденный в Вероне»: обычай брать себе «творческое имя» по имени родного города был широко распространен в эпоху Возрождения.
             Отец художника, как о том свидетельствуют документы переписи населения Вероны, был «дробильщиком камней», иначе говоря – каменотесом или скульптором средней руки; сведений о его фамилии не сохранилось, и лишь позднее, уже будучи независимым мастером, Паоло стал называть себя Кальяри; впервые, впрочем, он подписался этим именем только в 1555 г.

      Ученик живописца А. Бадиле, Паоло Веронезе не избежал в своем творчестве влияния и других мастеров своего времени – Пармиджанино, Тинторетто и Тициана.

           Одна из самых известных картин Паоло Веронезе – «Оплакивание Христа» – выполнена на холсте маслом. Подобный тип изображения этого сюжета был известен венецианской живописи еще в XV в.: мертвого Христа изображали сидящим на краю саркофага или, как на полотне Веронезе, на погребальной пелене. Почти всегда Иисуса поддерживали скорбящие ангелы или же Мария и Иоанн.

        Картина , была создана им для церкви Санти-Джованни э Паоло в Венеции. На полотне изображены только три фигуры, погруженные во мрак: Дева Мария и ангел склонились над телом Христа. Лицо Богородицы скорбно, белое покрывало по-монашески надвинуто на лоб. Ангел бережно поддерживает израненную руку Спасителя. Струящиеся розовые одежды ангела, золото его волос контрастируют с холодными тонами мертвого тела.

      Он сделал композицию лаконичной и простой, что усилило выразительность составляющих ее трех фигур: мертвого Христа, склоненной над ним богоматери и ангела. Неяркие приглушенные краски сочетаются в красивую гамму зеленоватых, лиловато-вишневых, серо-белых тонов.

         Во второй четверти XVII столетия она была приобретена английским королем Карлом I и затем последовательно принадлежала герцогу Лонгвиллю, Ленену, графу Арманьяку и барону Кроза. Вместе с другими произведениями коллекции Кроза «Оплакивание Христа» в 1772 г. вошло в собрание Эрмитажа.

          Паоло Веронезе умер неожиданно во время Пасхальной процессии 19 апреля 1588 года под проливным дождём, когда ему только исполнилось 60 лет. Всеобщая скорбь охватила Венецию, его похоронили в любимой церкви Св. Себастьяно, для которой он так много работал. Редкая судьба для художника – умереть богатым, влиятельным и признанным всеми. Счастливая судьба была и у его произведений, трудно себе представить, но с 19 апреля 1588 года, более чем за 400 лет ни один критик не высказал ни одного негативного сужденио о работах Паоло Веронезе.

             В браке с Еленой Бадиле у Паоло Кальяри родились дети, сыновья  Габриэле, Карлетто, Орацио Бортоло, Камилло и дочь Виктория Оттавия. Сыновья работали в боттеге отца и после его смерти «наследники Паоло», так подписывала боттега-мастерская свои произведения, работала, продолжая традиции великого Веронезе. В 1682 году боттега владела 1485 рисунками и набросками Веронезе, которые мастера, внуки, правнуки и внучаиые племянники использовали для работ в его манере, исполняя многочисленные заказы королей, Кардиналов и коллекционеров Европы.