Кое-что из жизни слепых

Людмила Калинина Попова
Волею обстоятельств мне пришлось много лет состоять во Всероссийском Обществе Слепых, начиная с обучения в Саратовской школе-интернате для слепых детей и, кончая должностью председателя Балаковской  местной организации этого общества. В промежутке между этими этапами я более тридцати лет работала на Саратовском и Балаковском предприятиях общества слепых. И лишь теперь, уйдя на пенсию,  поняла, что я маловато знаю о жизни слепых, хотя сама являюсь инвалидом первой группы по зрению Может быть, мой негативный опыт пригодится кому то из работников подобных общественных организаций. Не зря когда я, приходя домой с работы, жаловалась на несправедливые моральные «пинки и зуботычины», мои современные, продвинутые сыновья называли меня «жертвой советского воспитания» Они, наверное, правы. Наша тогдашняя пропаганда настойчиво внушала нам, советским людям уважение к самоотверженному труду и обострённое чувство справедливости.  В жизни действовали совсем другие принципы Потому то,  о столкнувшись с современными жизненными реалиями, я оказалась к  их восприятию совсем не подготовлено. Я бессильно возмущалась тем, что у нас на предприятии общества слепых много месяцев не платили зарплату, да ещё забирали и пенсию инвалидов под предлогом каких-то долгов предприятия. Мы перепробовали много способов добывания денег: Продавали  домашние вещи, с детьми собирали металлолом. Не хватало даже на хлеб, но в какой-то упрямой надежде держались за бессмысленную работу. Наконец,  устроили забастовку Рабочие приходили, садились на свои рабочие места и ничего не делали. Не помогло. Мы  втроём,  Люба Костылева  я и Андрей Кузьмин пошли в городскую прокуратуру с заявлением от коллектива работников. Молодая следователь Лариса встретила нас с пониманием, Обещала помочь в судебных разбирательствах и сразу принялась за дело.  Директора, Главного бухгалтера и главного инженера вызвали в суд.:  Инвалидам пришли повестки с указанием написать заявления в пенсионный фонд о переводе пенсий на домашние адреса. Жить слепым стало легче, а меня директор уволил. В служебном автобусе он орал на меня» А, ты! Слепая, иди на базар, побирайся!» Мне терять было уже нечего, и я ответила: «Выплатите мне всё, что полагается по закону, иначе, сядете! Вы ограбили более ста инвалидов». Он струсил и выплатил. Забастовка прекратилась. Рабочим инвалидам зарплату выплачивали частями и не в срок, но слепые работали более, чем добросовестно. Приносили заготовки для щёток домой и по ночам делали щётки. Следующий директор предприятия, Иван Захарович Лоленко спрашивал многих: «Слепые так добросовестно работают. Почему же они так пьют?» «Потому что их больше ничего не интересует»,- отвечали мы.  Виновата в этом была наша советская система:  Как-то считалось, что инвалидов у нас в стране нет.  Всероссийское Общество Слепых было замкнуто само в себе. Когда кто-то из слепых обращался к местным властям, власть отвечала: «У вас там своё общество. Пусть оно и решает все ваши вопросы»  Как наши проблемы решали руководители общества слепых, старые, замшелые маразматики, стоит рассказать особо:  Например, выпускникам школы-интерната председатель саратовского областного правления , Иван Григорьевич Филимонов выписывал направление на работу на работу и распоряжался прописать бездомного выпускника в общежитии, но отдавал приказ о том, что этот юноша или девушка не должны проживать в общежитии, так-так мест там нет, а должны искать себе частную квартиру.  В семидесятые годы двадцатого века в Саратове бабушки пускали на квартиры только студентов. Такой случай я описала в рассказе «Екатерина мелкая». К чему это привело, говорится в этом рассказе.  Мне повезло больше: Моя незабвенная Мария Антоновна Муравлёва простила мне обман и не выгнала меня. К тому же она научила меня жить в большом городе. Ведь, выйдя из интерната, я ничего не умела. Вечная ей за это память! И Царствие небесное! В Саратове я познакомилась с бабушками, ветеранами общества слепых, которые отработали в этой организации более пятидесяти лет и получили в итоге только койко-место в женском общежитии. Не имея своих семей, они скромные сбережения тратили на воспитание многочисленных племянников. С душевной добротой они относились к нам, молодым, меня, например, угощали  домашней выпечкой и разными вкусностями. В Балакове проживала тётя Таня Данилова, которую двое племянников на работу водили под руки. Сама ходить она не могла.  Другим примером такой трудовой самоотверженности может служить Цибизова Нина Трофимовна: Имея на руках маленькую дочку, она делала на дому щётки. А, так-так семья  проживала в семиметровой комнате ,малышку привязывали к её кроватке. «Вяжи Лидку!»- Кричал глава семьи, Анатолий Петрович. Потом, когда родители приносили заготовки для щёток, маленькая Лида сама кричала: «Визи Лику! Другим примером слепецкой нравственной дикости может служить история Светы Скобликовой: Её мама, Валентина Марковна считалась надомницей счёточного участка. Дочка родилась с грыжей позвоночника и не могла ходить. Мама обкладывала четырёхлетнюю девочку подушками на балконе и заставляла делать щётки. »     Когда кроха уставала, она подползала к входной двери квартиры, прислушивалась и кричала в щель: «Мама, ты писёл, не писёл?» Кое-кто из соседей смеялся, а некоторые устраивали чудо- маме промывание мозгов.  Как то по пьянке папа девочки, Василий наполнил ванну водой и бросил туда Свету и стал её топить, но малышка барахталась и выныривала. Тут Василий вспомнил, что на кухне стоит недопитая бутылка и оставил дочку в покое. Наконец, Свете сделали операцию, и она научилась ходить. Выросла Света доброй и заботливой дочерью.  Во всём маме помогала . А родители продолжали праздновать многолетний «медовый месяц», пока Василий совсем не спился и не пропал. Куда он делся, не знаю.
  Дорогой читатель, я, наверное, перегрузила вас негативом?  В заключении хочу отметить, что в наше время жизнь слепых стала значительно лучше Многие предприятия нашего общества оказались закрыты из-за нерентабельности. Слепые потеряли работу, научились жить на пенсию, но освободились от рабского труда и  диких условий, царивших на этих предприятиях. Появилось время для семьи и для себя.  Отношение современных людей к инвалидам сильно изменилось: Встречая на улице инвалида, современные молодые люди и девушки не отходят в сторону, а спрашивают, не нужна ли помощь.  Мои более молодые и продвинутые знакомые научили меня пользоваться компьютером с помощью программы экранного доступа, что позволяет мне печатать и публиковать в сети мои стихи и рассказы. Алла Юрьевна и Юрий Юрьевич Каргины пригласили меня в литературный клуб города Балаково. В нашем клубе выступает много интересных людей.  Приезжала даже молодая писательница из Германии.  Она читала нам отрывки из своей новой книги о жизни немцев из России. Жить стало труднее, но интереснее.  И я не жалею о том времени, когда мы, слепые бессмысленно и безнадёжно барахтались в затхлом болоте нашей тогдашней действительности и благодарю молодёжь  за то, что помогают нам, инвалидам ощутить себя нужными в мире нормальных людей.
2 августа 2016 года
Балаково