Из истории Государственного еврейского театра имен

Владимир Шевченко
    В ГАХ ЕАО  в настоящее время находятся 36 единиц хранения архива Государственного  еврейского театра  имени Л.М. Кагановича (фонд Р-148).
Но приказы по личному составу  на руки исследователям не выдаются  и доступны только годовые отчеты, а это в основном документ финансовый, поэтому полной картины мне создать не удалось. Но всё же постараюсь привести некоторые интересные факты.
     Известно, что летом 1932 года с концертом в Биробиджан приехала бригада студентов театрального училища, существовавшего при московском Государственном театре. После гастролей, будущие актеры решили по окончанию учебы всем курсом вернуться в Биробиджан и создать свой театр. Готовил студентов выдающийся актер и режиссер С.М. Михоэлс. Почему театр  получил в своё название в честь первого секретаря Московского горкома ВКПб, а затем наркома путей сообщения неясно. Может быть этим решили получить защиту и внимание со стороны члена Политбюро… Как знать..
    Наиболее ярким я посчитал 1944 год.  Так в репертуаре  театра в 1944 году  значились следующие постановки: «Чрезвычайный закон», «Шпил Фойгл», «Их леб»,  «Мериле дфорс», «Забавный случай», «Жди меня» - Симонова, «Тевье-молочник», «Бедно, но весело», «Кольдунья» - Гольфадека, «В горах Крыма», «Синий платочек» - Симонова. Вот только в том году театр работал только до первого октября из-за непригодности и ветхости здания, расположенного по адресу ул. Ленина 22, затем коллектив был направлен на гастроли в Среднюю Азию. Ввиду не своевременного поступления денежных средств пришлось занимать 8000 рублей у музыканта  Г.Б. Ярошевского ( для справки 1 кг картофеля стоил 3 рубля). В первых числах ноября сценические и постановочные средства были погружены в вагоны, в теплушках разместился и коллектив, который с декабря 1944 по 6 января 1945 года находился в пути. Что такое ехать по железной дороге в товарных вагонах, пусть и приспособленных, когда из каждой щели дует как в аэродинамическую трубу, надеюсь рассказывать не стоит. Коллектив прибыл в Кызыл-Орду 6 января, а вот реквизит только 30 января. В тот год стояла на редкость суровая зима, морозы доходили до 30 градусов мороза, дрова для отопления выделенного клуба железнодорожников приходилось покупать на рынке. Театр в Кызыл-Орде дал 21 спектакль.
     Затем театр 18 марта прибыл в Алма-Ату, столицу Казахской ССР и 22 марта был дан первый спектакль. Постановки шли с огромным аншлагом, люди дрались в кассах за билеты. Правда, там же произошел и случай кражи реквизита из склада театра, который размещался в здании Госфилармонии. При этом администратором Блуменау и музыкантом Чернушевичем один из участников шайки был задержан и передан милиции .
    Ташкент принять театр отказался, поэтому следующим городом стал Чимкент, куда прибыли 28 июня и давали спектакли по август 1945года. Затем наступил период, когда с окончанием войны началось массовое возвращение беженцев в свои родные места и играть стало не перед кем. Сотрудники театра стали терпеть страшную нужду.
    Коллектив театра возвратился из Чимкента в Биробиджан в феврале 1946 года, а декорации только в марте 1947 года. Новое здание театра не было еще построено, а помещений , подходящих по площади в Биробиджане не было. Кроме того, из-за 14 месяцев нахождения на гастролях люди были страшно переутомлены и находились в неудовлетворительном физическом состоянии. Осуществление мероприятий также упиралось в отсутствие надлежащего репертуара на русском языке. Коллектив вернулся со старым репертуаром еврейских пьес и постановок, будь то еврейских или русских.
    Новое здание театра открыли в декабре 1946 года,зал на 435 мест, просторные помещения, казалось  все плохое позади, впереди новые премьеры, набрана русская труппа театра. Но тут наступил 1948 год и постановление Совета министров от 4 марта 1948 года, которое сокращало государственные дотации на 50%, что повлекло сокращение творческого коллектива  и ликвидацию оркестра. Это лишило возможность театру какое то время ставить музыкальные спектакли. Правда в сентябре оркестр удалось восстановить. Но из плановых 53410 зрителей посетило театр 36945 человек.
     Несмотря на тяжелое положение коллективом было проведено 90 выездных спектаклей, выпущено 6 премьер, были подготовлены еще две премьеры на русском языке: «Великий еретик» и «Бешеные деньги», но они так и не увидели свет.
    Распоряжением Совета Министров РСФСР №2835 от 22 октября 1949 года Биробиджанский Государственный еврейский театр имени Л.М. Кагановича был ликвидирован и 31 октября полностью прекратил свою работу. Здание перешло Дому пионеров, куда ваш покорные слуга ходил на занятия в фото и драм кружок в свою пионерскую юность. Инструменты были переданы в городскую музыкальную школу. Теперь на этом месте расположен детский сад.
    Многие национальные театры, несмотря на известные постановления датировались – это и казахский, якутский, тувинский. Просто сталинская верхушка начала очередной виток борьбы с безродными космополитами и буржуазными националистами. А единственный еврей в руководстве страны ничего не сделал для её сдерживания. Первым под молот попал Еврейский антифашисткий комитет.. Театр был просто следущим..