Рынок

Ольга Фер
     В день города шел дождь. Было тепло и прохладно.
     Феодосия Евлампиевна смотрела в окно. Окно выходило на рынок.
     Когда-то рынок был очень оживленным, почти каждый день, особенно, в пятницу. Рынок занимал большую территорию, так как уездный городок являлся крупным сельским обьектом и сюда за покупками и на праздники приезжали из сотни деревень, хуторов, деревушек в одну улицу, погостов и из-за границы. Иностранцы "совершали набеги" по осени, когда созревали сладкие яблоки и груши. Яблоки. Ими городок славился всегда. Белый налив, осенняя полосатка, ранет и сочный нежный от своей прозрачности эстонский сорт, прижившийся в этой русской глубинке. Последний сорт яблок, к сожалени,выродился, и имя его забыто.
     Вокруг здания крытого рынка располагалось большое количество прилавков под скромными навесами, места эти всегда были заняты. Привозили на продажу овощи и зелень со своих огородов, фрукты и клубнику из садов, собраные в лесу грибы и ягоды. Осенью количество торгующих клюквой превышало все возможные представления.
    Вход в крытый рынок находился со стороны площади и местной городской гостиницы. Феодосия Евлампиевна еще девочкой бывала на рынке, с бабушкой. Бабушка жила на Сельской улице, с одной стороны пересекавшей улицу Мира, ведущую к древнему монастырю, с другой - Юрьевскую улицу, уходящую к "белопесочным"Юрьевским горам.
     Внутри крытой части рынка в 4 (а может и в пять, стало забываться) ряда стояли высокие прилавки, обитые железной "доской". Такая поверхность хорошо мылась, ведь на продажу привозили молоко, сметану, сливки, творог, масло растительное и  сливочное, мясо, колбасы домашнего изготовления, сало, рыбу свежую и вяленую. До продажи все продукты проходили контроль, каждому продавцу определялось место. Несмотря на отсутсвие тогда разных охранных моментгв - видиокамер, качков-вышибал, секьюрити, заборов, дурникетов и прочее, а также благосостояние жителей было разное, воровства на рынке не отмечалось. Что проще, стянуть с прилавка что-нибудь. Ан, нет, не было. Разве что маль ишки стянут яблоко или грушу. Вот и все.
    Феодосия Евлампиевна прикрыла глаза. На улице шел дождь, и она ясно представила рядовой базарный день ее юности. Рынок кипел ароматами домашних вкусностей, выращенных, выхоженных трудолюбивыми руками селянок. Клубника, обычно, в конце июня, переваливалась через прилавки сочными ягодами белого и ярко-красного цвета. Достаточно было пройти мимо и насытиться. В июле появлялась лесная и луговая земляника в стаканчиках. Бабушка покупала пару таких порций, варила варенье, и этого небольшого количества хватало на всю холодную зиму, ибо всего лишь маленькая чайная ложечка сладости уже возвращала в лето.

         Продолжение...