Болото

Владимир Федорович Быков
Рассказ написан в соавторстве с Игорем Владимировичем Быковым.

В полукилометре от моего огорода начинается Моховое болото. Тянется далеко, до самого леса. Место топкое,  мрачное, поросшее камышом и осокой. Ни ягод, ни дичи в болоте не бывает. Лишь лягушки порою орут до одури. Плохая молва идёт об этом месте. Суеверные деревенские жители считают, будто обитает в Моховом болоте нечистая сила, способная околдовать людей, соблазнить, заманить в свои владения.
Сам я не верю в колдовские рассказы. К тому же, за все годы, что живу рядом с болотом, меня никто, ни разу туда не поманил. Правда, я и сам держусь от болота подальше.  Нечего мне там делать. Разве что за исключением одного особого случая. Помню его до мельчайших подробностей.
Было это ранней весной. Жара стояла невыносимая. На корову соседа Митяя, неожиданно напал бзык. Редкая загадочная болезнь животных, о которой учёные ещё ничего толком не знают. Ни с того, ни с сего Митяева корова начала прыгать, метаться, закрутила хвостом и понеслась без разбора дороги, куда попало. Чтобы не потерять корову, Митяй, естественно, побежал за ней. Корова помчалась в сторону болота, Митяй – туда же. На следующий день корова целёхонькая  сама пришла на двор, а Митяя искали в болоте целую неделю. Я тоже прочёсывал кочкарник. Жалко было Митяя. Деятельный был мужик.
Когда началась на селе перестройка, Митяй ударился в фермерство. Чем только не занимался. И свиней разводил, и телят выращивал. Картошку сажал, морковку сеял… Сколько не бился, ничего, кроме грыжи не заработал. Однако предпринимательство не бросил. Брался за новые и новые проекты. В прошлом году оформил большой кредит, завёз из Казахстана верблюдов. Хотел разводить их в нашей местности. Выпустил в поле. Через неделю не нашёл ни одного. Браконьеры всех его верблюдов порешили и пустили слух, будто бы в окрестностях деревни объявилась большая волчья стая.
Перед тем, как потеряться, Митяй снова зачастил в краевой центр. Видимо опять что-то по коммерческой части задумал. Только не успел осуществить, нечистая болотная сила помешала.  Затащила в болотную пучину.
Я первым заметил бедолагу. В осоке, около большой лужи. Сидел на кочке с поджатыми, скрещенными ногами, в руках держал рыболовный подсак. Вначале я его даже не узнал: грязный, весь в тине, но улыбается. Морда с чего-то красная, глаза горят, словно не на болоте неделю голодный блуждал и не из лужи только что вылез, а в санатории отъедался, целебные грязевые ванны принимал. Естественно, набежала толпа спасателей, появились вездесущие газетчики. Начались фотографирование, расспросы. Я не стал задерживаться около воскресшего Митяя.  Ушёл домой.
Дня через два получаю районную газету. Вся первая страница посвящена героическим похождениям Митяя. Напечатана его огромная фотография и репортаж с места события. Оказывается, заблудившись, попав в сложную ситуацию, Митяй не пал духом, неустанно искал дорогу к родному дому, вышел на окраину болота, где его и нашли спасатели. Всю неделю герой питался лягушачьей икрой, головастиками, жарил лягушачьи лапки – окорочка. Чувствует себя превосходно. 
Вечером Митяй окликнул меня со своего двора, мол, дело есть, надо поговорить. Я взял бутылку самогона, стакан и вышел в огород. Там, сидя на огуречной грядке, мы обычно общались с соседом. Налил, Митяй выпил, отщипнул от плети огурец и захрустел им.
– Ну, давай рассказывай, герой, штаны с дырой, на кой ляд ты весь этот болотный балаган устроил? Кого хотел напугать? – обратился я к нему.
– Видишь ли, я задумал грандиозный коммерческий проект. Чтобы приступить к нему, мне нужно было потеряться в болоте.
– И неделю есть сырых и жареных лягушек?
–  Угадал. Лягушки в моём дерзком проекте стоят на первом месте. Но, сам-то выпей и послушай всё по порядку.
С тех пор, как украли верблюдов, я не находил себе места, ломал башку, как погасить кредит? Ничего путного в голову не приходило. Совсем духом пал. Хоть стреляйся. Включил как-то телевизор, передача идёт про продовольственные ресурсы. Говорят, что одобрен ввоз в страну мяса крокодилов из Филиппин.  Возможно, в скором времени будут завозить и  лягушачьи лапки. Якобы спрос у россиян на блюда из лягушек огромный. Меня это сообщение заинтересовало. Зашёл в Интернет, и что там вижу? Весь мир буквально помешался на лягушках. Особенно на лягушачьей икре. Оказывается, её легко выдать за икру благородных рыб. Нужно только чем-либо подкрасить. В Китае лягушачья икра считается деликатесом. В восточной медицине она ценится наравне с женьшенем и стоит огромных денег. Даже у нас, в России за килограмм лягушачьей икры дают 250 долларов.
Наконец-то, думаю, судьба повернулась ко мне лицом. Лягушками с нашего Мохового болота можно закормить всех российских гурманов. Ещё и китайцам останется. Это болото – мой Клондайк, золотая жила. Черпай богатства, сколько душа пожелает. 
Спешно отправился в город, договариваться с потребителями болотной продукции.
Захожу в ресторан «Центральный», говорю директору:
– Предлагаю  Нову – Хаву, еду европейского уровня! Сейчас во всём мире в приличных ресторанах лягушки - высший изыск. Лягушачью икру подают к шампанскому и виски. Головастиков глотают живьём, с томатным соком. Поставлю свежайшие деликатесы от производителя в неограниченном количестве…
Директор даже поперхнулся, настолько отличным показалось ему моё предложение. Собрал замов. А те - перестраховщики: «Где, –  говорят, –  гарантии, что заявился не засланный казачок от конкурентов? А если посетители отравятся его лягушками? Сидеть нам не пересидеть. Рисковать не будем. Пусть добудет письменные гарантии, тогда и приходит»…
То же самое, из слова в слово, сказали мне во всех других ресторанах города.
И где же я мог взять такие гарантии? Сертификат безопасности на местных лягушек никто не даст. Лет пять лаборатории  будут исследовать, деньги вымогать. Справка с фальшивой печатью не подойдёт, посадить могут. Остаётся одно: испытать лягушек на съедобность самому, в экстремальных, сенсационных условиях. Газеты напечатают заметки о моих похождениях, как о современном Робинзоне, эти заметки и станут лучшим доказательством безопасного употребления в пищу местной лягушатины.
Коровий бзык оказался для меня как нельзя кстати. Гоняться за скотиной я не собирался. Знал, что бзык у коров быстро проходит, а потому сделал вид, что побежал в болото. Посидел немного в осоке, тайком вернулся домой. Взял соль, спички, сковородку, несколько пустых банок, кое-что из одежды, чтобы ночами не мёрзнуть и отправился проводить научные испытания на своём организме. Два дня ел лягушек, их икру и головастиков зажмурившись.  Постоянно опасался, не заболит ли живот, не заколет ли в боку? Не прогрызут ли головастики желудок? Опасения были напрасными. Я так пристрастился  к болотным деликатесам, что больше съедал, чем заготавливал. К концу «скитаний» даже поправился.  Почувствовал небывалый прилив жизненных сил…
Газеты как всегда оказались падкими на сенсацию. О моей недельной борьбе за выживание с поеданием болотных лягушек, напечатала статьи даже краевая  пресса. Я стал знаменитостью. А самое главное, сегодня позвонили из ресторанов, которым я предлагал заключить договоры: «Рады, – говорят, – видеть Вас у себя с предложенным ранее товаром. Возьмём не торгуясь»…
Как молвил мой любимый книжный герой: «Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Командовать парадом буду я!»…
Завтра развезу по ресторанам первую партию товара.
Вот такая завязка истории. А сотворить её полностью, я хотел бы вместе с тобой. Предложение для тебя есть.
– И чем же могу быть тебе полезным?
–  Мужик ты надёжный. Порядочный. Иди ко мне в долю. Одному мне лягушачий проект не потянуть. Помощник нужен. Если согласишься, станешь директором по производству, то есть по отлову и разделке лягушек. А я займусь реализацией продукции. Славно заработаем.
Я налил Митяю самогонки, подумал и отказался от заманчивого предложения:
– Нет, Митяй, на такое великое дело я не гожусь. Коммерсант из меня никакой, да и гурман я «старорежимный». Люблю пожевать корку чёрного чёрствого хлеба, густо посыпанную крупной столовой солью. От одного вида лягушек меня воротит, а ты предлагаешь ловить их и резать. Нет, нет, уволь…
После этого разговора мы не виделись с Митяем больше месяца. Он весь в делах, я тоже закрутился по дому. Как-то вечером сошлись на традиционной огуречной гряде. Митяй выглядел уставшим, осунувшимся. Видимо коммерческий проект с лягушками давался ему нелегко. Однако Митяй не жаловался.
– За полтора месяца, – говорит, – погасил банковский кредит, купил порядочную машину. Теперь собираюсь за границу, по дешёвке приобрёл горящую путёвку во Францию. Отдохну, лягушек поем.
– Свои-то, что, разонравились? Раз за границу попёрся за лягушками, – удивился я.
– Да нет, не разонравились. Закончились.
– Как закончились? На десятках гектаров всех выловил?
– Так получилось. Малость не рассчитал. Привёз на болото пятьдесят мигрантов и дал им по три рубля за каждую пойманную лягушку. Ну, они и постарались. Зачистили болото. Думал, что допустил ошибку, надо срочно строить лягушачий питомник, восстанавливать поголовье квакух, а вчера всё разрешилось само собой.
Рейдеры из соседней области прослышали про мой доходный бизнес и захватили болото. Обнесли его забором из колючей проволоки, навесили таблички: «Частная территория. Вход запрещён!». На воротах охранников поставили.
Что охранять собрались? Разве что нечистую силу, что заманила меня в болото и одарила деньгами, а теперь самих рейдеров околдовала?  Кроме неё на болоте больше ничего нет. Но мне  такой исход событий даже нравится. Никакими лягушачьими обязательствами я теперь не обременён, никому ничего не должен. Вернусь из-за границы, буду спокойно думать, каким предпринимательством дальше на жизнь зарабатывать.