По дорогам детства

Татьяна Харькова
     Когда я была ещё дошкольницей, мы   жили на даче летом. Однажды, солнечным утром, я каталась за забором дачи по дорожке, на трёхколёсном велосипеде. Похоже, это было начало июня. Цвёл шиповник, наполняя воздух терпким запахом. Сначала я смотрела, как в цветок с розовыми лепестками влетает пчела, и, жужжа, суетится в его жёлтой, рыхлой серединке. При этом её мохнатая спина, брюшко и лапы оказывались покрытыми пыльцой. Затем я обрывала с цветка лепестки и ела их. В то время для меня не было ничего вкуснее розовых лепестков. К этому надо добавить, что весной я ела только что распустившиеся, молодые листья липы, и они тоже казались мне необыкновенно вкусными. Летом же я искала в траве клевер, и, найдя белую или розовую «кашку», срывала её и высасывала оттуда нектар. Так и сейчас: пососав клевер, я продолжила прогулку на велосипеде. Я ехала вперёд, и казалось, что разворачивающейся передо мной дорожке не будет конца, точно так же, как не будет конца моей ещё только начинающейся жизни.
- Здравствуй, – вдруг услышала я. Обернувшись, я увидела стоявшего позади меня маленького мальчика. Он выглядел моложе меня и почти тонул с головой в густой траве, но стоял с большим чувством собственного достоинства. Видя  умное выражение его лица, я слегка растерялась.
- Здравствуй, – сказала я в свою очередь.
-У вас телевизор работает? – спросил он.
- У нас нет телевизора.
- А у нас есть.
    Это был сын наших соседей по даче – Валера Китов. Взгляд этого мальчика был умным, но вызывающим и с чувством превосходства над тобой. Разговаривал он вежливо – как  со взрослыми, так и со своими ровесниками. Но стоило кому-нибудь из детей задеть его, поставив под сомнение именно его чувство превосходства над ними, как происходило мгновенное превращение вежливого и рассудительного мальчика в грубого и беспощадного, идущего напролом. Один раз, когда я была в саду у Китовых, я чем-то кинула в Валеру, кажется, камнем. В ответ он кинул какую-то тяжёлую железку, больно ударившую меня по руке. При этом он крикнул:
- Всё равно я сильнее! Поняла? Я тебя больнее ударил!
        Был ещё показательный случай. Мы с Валерой гуляли за пределами сада. Валера пошёл вперёд по тропинке. И вот, когда он был довольно далеко от меня, к нему подошли два подростка. Один из них что-то спросил у Валеры. Валера ответил. Тогда подросток  нагнулся, вырвал из земли пучок травы и его корнями с силой отхлестал Валеру по лицу. Валера при этом стоял весь надувшись, но не смея опустить покрасневшего лица. При виде этого меня наполнило чувство превосходства над Валерой – ведь это не меня бьют по лицу, а его. Отчасти от радости, а отчасти от желания выразить свою солидарность тем двум подросткам, я засмеялась громко, на всю улицу - чтобы слышали. Они лениво оглянулись и пошли прочь, засунув руки в карманы. Валера быстро, вприпрыжку подошёл ко мне.
- Очень смешно, да? – спросил он. – Хочешь, я тебе тоже так сделаю? Я тебе покажу, как это бывает.
Валера говорил сдержанно, но видно было, что ему не терпится проделать то же самое со мной.
- Хочу, - с готовностью ответила я, желая показать, что была права, посмеявшись над Валерой и что самой мне всё нипочём.
Валера немедленно вырвал траву с корнем и повторил со мной  описанную выше процедуру.
      Захлопав глазами, в которые набились пыль и грязь, я почувствовала, что мне очень обидно. Нестерпимо хотелось плакать, но я сверхъестественным усилием сдержалась и через силу засмеялась:
-Ха-ха…ха-ха-ха!
Ничего другого мне не оставалось – надо же было «держать марку».
- Ну как, поняла? – спросил Валера, заглядывая мне в лицо.
- А мне… ничего! – сказала я, улыбаясь резиновой улыбкой.
- Вот так, будешь знать, - констатировал факт Валера.
        Дома я рассказала родителям об этом происшествии.
- Как он мог отхлестать тебя по лицу? Ты же девочка! Чего он, не понимает? – сморщившись, обиженно выкрикнул папа. Он пригорюнился и сел, подпирая щёку рукой.
Мамино лицо порозовело.
- Я пойду к его родителям, - решительно сказала она, - Действительно: мальчик девочку… и по лицу!
- Не надо к ним ходить! – стала упрашивать я. - Я сама ему разрешила так со мной себя вести! Он же меня спросил: тебе так сделать? И ещё я над ним смеялась.
     Мне удалось убедить родителей, что  я сама виновата, и ходить к Китовым не надо.