Свежая фотография Россия, 2015

Борис Тененбаум
I

Данная статья является продолжением другой, называвшейся «Старая фотография. “Россия, 1913”».

Та была построена на статистических данных, взятых из надежного источника, книги “История первой мировой войны”, изданной в СССР в 1975 и прошедшей все возможные и невозможные тесты на патриотичность и лояльность.

Однако в ней использовались статистические таблицы, по цифрам которых “асфальтовый каток патриотизма” все-таки не проехал.

Разыскать нечто подобное, изданное сейчас и посвященное современному положению дел в РФ, я не надеюсь.

Причина в том, что с весны 2014 положение в РФ меняется так быстро, что западные академические издания за ним не поспевают, а российские как-то начисто утратили академичность.

В силу вышеизложенного я решил использовать в качестве источника так называемую “Книгу фактов”, издаваемую ЦРУ. Она представляет собой что-то вроде атласа, описывающего по одинаковой методике все страны мира, включая и США, находится в открытом доступе, и приводимые в ней данные тоже собраны из открытых источников[1].

II

Начнем с географии: Россия занимает первое место в мире по территории, вслед за ней, отставая почти вдвое, следуют Канада и США.

Площадь указана в кв. километрах:

Россия: 17,098,242
Канада: 9,984,670
США: 9,826,675
Доля территории, пригодной для земледелия, составляет 13.1% — что много хуже США, с их 44.5%, но много лучше Канады, с 6.8%.[2]

Население: 142,423,773 (оценочно, по положению на лето 2015, и, по-видимому, без учета Крыма). 10-е место в мире, между Бангладеш и Японией:

Бангладеш: 168,957,745
Россия: 142,423,773
Япония: 126,919,659
Экономика: отмечается, что Россия поставляет на мировой рынок огромные количества нефти, газа, стали и алюминия, и в период с 1998 по 2008 ее экономические показатели били рекорды: страна росла со средней скоростью в 7.0% в год, что соответствовало темпам роста экономики Китая.

Годовой национальный продукт России, рассчитанный по методике внутренней покупательной способности, и пересчитанный в доллары, по состоянию на 2015, выводил ее на 7-е место в мире, между Германией и Бразилией:

Германия: $3,841,000,000,000
Россия: $3,718,000,000,000
Бразилия: $3,192,000,000,000
Тут надо оговориться, что методика расчета была разработана в ЦРУ во времена Холодной войны, когда прямое сравнение экономических показателей США и СССР было невозможно. Поэтому за принцип оценки было взято положение: «вот сколько данное жилье/еда/лечение стоило бы в США».

Поэтому случаются накладки: например, Годовой национальный продукт России, оцененный непосредственно в долларах, значительно меньше и равен $1.325 триллиона долларов, то есть почти втрое меньше, чем $3.718 триллиона, указанных выше.

Связано это с тем, что, например, стоимость жилья где-нибудь в Саратовской области рассчитывается в долларах по методике ЦРУ — но все-таки аналогичное жилье где-нибудь в штате Канзас стоит значительно дороже.

Годовой доход на душу населения РФ, рассчитанный все по той же методике ЦРУ, составляет $25,400, то есть побольше двух тысяч долларов в месяц — что на самом деле, будучи действительно выражено в долларах, составило бы сумму втрое ниже.

Однако, если мы притворимся, что методика ЦРУ отражает реальность получше, чем долларовый расчет, то у нас получится, что Россия стоит на 73-е место в мире, выше Латвии и несколько ниже Венгрии.

Вообще-то, таблица относительного благосостояния дает интересные результаты. Если Россия находится в ней на 73-м месте, то примерно 20 строчками выше идет «средиземноморская тройка»: Италия, Испания, Израиль, имеющие очень похожие показатели, примерно $34.000-$35.000 на душу населения.

А самой богатой страной мира являются вовсе не США, не попавшие даже в первую десятку, а Катар, с годовым доходом в $132.000 на душу населения. Соединенные Штаты на 19-м месте, между Гонконгом и Ирландией, с показателем примерно в $56.000 в год на человека.

Замыкают таблицу африканские страны вроде Сомали, где на душу приходится примерно доллар-полтора в день.

III

Таким образом, мы видим, что Россия страна не слишком богатая, но и далеко не бедная, не слишком отстающая от Венгрии, например.

Российские экономические проблемы состоят не столько в достигнутых результатах, сколько в направлении вектора развития. Приведем только два показателя:

Уровень роста индустриальной продукции: минус 3.5%, 185-е место в мире. Даже Киргизия стоит выше, на 183-м. Зато еще ниже России оказалась Бразилия, недавний партнер по БРИКС. Ее индустрия упала на целых 5.0%, и продолжает падать. На Украине дела обстоят еще много хуже, потеряно 26% индустриальной продукции — но нас сейчас интересует не Украина, а общая шкала. Если отбросить ничего не значащие высокие цифры развития стран, начинающих чуть ли не с нуля, таких как Вьетнам, то из крупных экономик можно отметить Китай, с 7.0% роста, и США, с 3.0%. Положим, Чехия, Польша и Израиль подходят и к 5.0%, но размеры их экономик и близко не лежат к «бегемотам» вроде Китая или США.

Рост Годового национального продукта еще более красноречив: минус 3.70%, или 210 место в мире. Сразу вслед за Россией идут Бразилия и Белоруссия, а повыше, на 204-м месте, идет Молдова. Самая «плохая» из европейских стран, Греция, опережает Россию на 13 позиций, удерживая 197-е место, и теряя всего-то навсего 0.2% от своего Годового национального продукта. Из крупных мировых экономик быстрее всех растут Индия и Китай, все с теми же 7.0% роста, и США, с 2.40% — что много медленнее Китая, но очень хорошо на фоне большинства значительных стран Европы, вроде Франции с ее 1.1%.

В общем, как мы видим, положение России с точки зрения динамики развития экономики просто аховое.

Почему так получилось?

IV

Первое и самая очевидное объяснение состоит в том, что основой российского экспорта является сырье — нефть, газ и металлы — а цены на него резко понизились.

В частности, нефть упала чуть ли не вдвое, и это, естественно, потащило за собой и выручку от ее продаж.

Однако при сравнении с другими сырьевыми державами — такими, как Канада или Австралия — мы увидим, что их экономики действительно пострадали от падения спроса на сырье, но тем не менее продолжают расти со скоростью от 1.2% и до 2.5%.

Значит, спад цен — не единственный фактор, определивший столь резкое падение экономики России.

И есть смысл поискать и другие причины?

Когда мы “снимали фотографию” России в 1913, то исходили из каких-то ключевых показателей оценки ее экономики. Тогда, на рубеже XIX и XX веков, считалось, что к будущему человечество повлекут паровые машины. А поскольку работают они на угле, то добыча угля в миллионах тонн может служить надежным индикатором степени развития той или иной страны.

XXI век — век глобализации. Производство теперь размыто и не локализовано, сырье, добытое в Австралии, может обрабатываться в Японии, а произведенная продукция может уходить в США — такое положение дел сейчас в порядке вещей, и называется “мировым разделением труда”.

Но какие-то производства все-таки можно выделить — например, машиностроение, фармакологию, биохимию, авиастроение, информационные технологии.

И вот оказывается, что на этом фоне Россия как-то не очень видна. Автомобили «Лада» не срывают международных премий за качество, российские компьютеры не существуют вообще, российская гражданская авиация летает все больше на самолетах, изготовленных в США или в Европе, а единственный отечественный лайнер “Sukhoi Superjet 100”, оказался отвергнут даже Арменией.

Почему так получилось? В поисках ответа мы больше не можем рассчитывать на “Книгу фактов” ЦРУ — эта “фирма”, как и любая другая разведка, избегает оценочных суждений, а требует вещей сугубо конкретных: «паролей, явок, имен» (копирайт В.В. Путина).

Поэтому глянем в материалы другой организации — “Transparency International”, что на русском звучит непривычно — “Международная прозрачность”.

Занимается она многими вещами, в частности — коррупцией. И, так же, как и ЦРУ, составляет сравнительные таблицы индексов этого неприглядного явления.

Первые места по чистоте ведения бизнеса и по правительственным практикам, как правило, занимают скандинавские страны. Вот и в 2015 на первых местах идут Дания, Финляндия и Швеция.

Из крупных стран лучше всех выглядят Германия и Англия — они делят 10-е место.

США вместе с Австрией — на 16-м месте.

Из бывших республик СССР лучше всех выглядит Эстония — 23-е место, наравне с Францией.

Израиль — примерно на уровне Польши и Тайваня, чуть повыше Литвы и Словении. 32-е место.

Россия — на 119 месте. Правда, она делит его с Азербайджаном — но это, пожалуй, слабое утешение. Ее ранг определяется не равенством Москвы и Баку, а тем, что РФ попадает в вилку: повыше Гамбии, но пониже Танзании[3].

Так, может быть, все дело в коррупции?

V

Давайте поглядим на показатели Азербайджана.

Страна сильнейшим образом зависит от экспорта нефти, коррумпирована уж никак не меньше России — однако, несмотря на все это, показала в 2015 рост в 1.1%.

Результат не блестящий, ставит ее на 170 место — но это все-таки много лучше, чем спад в 3.70%, и 210 место в мировой таблицы скорости развития экономики?

Интересно, что и у Казахстана, тоже сильно коррумпированной страны, тоже сильнейшим образом зависящей от экспорта сырья, показатели похожи на азербайджанские — в 2015 экономика замедлилась, но прирост остался положительным, и достиг 1.2%.

В чем же разница между Казахстаном и РФ, и почему к ним относятся настолько по-разному?

Тут надо обратить внимание на новое понятие — “мафиозное государство”.

В употребление оно вошло совсем недавно, в 2011 году, когда Люк Хардинг, московский корреспондент газеты “The Guardian”, выпустил в свет книгу как раз под таким названием: «Мафиозное государство» (Mafia State).

Он описал весь государственный аппарат РФ как «машину по выкачиванию из страны денег на зарубежные счета выходцев из спецслужб».

Как оказалось, с ним согласны и дипломаты высокого ранга.

В отчете, направленном в Вашингтон, бывший американский посол в РФ, Джон Байерли, сообщал, что «московское правительство имеет связи с криминалом, и его работа похожа больше на клептократию, нежели на работу правительства».

Поскольку московское правительство отличается от, допустим, ярославского только масштабом операций, то посол не применил термин «всероссийский размах» только из дипломатических соображений..

Интересно, что понятие “мафиозное государство” не относится ни к Азербайджану, ни к Казахстану, а только к России.

Почему?

VI

Надо сказать, что в отношении новых государств, возникших после распада СССР, особых иллюзий не питают. Та же “Transparency International” поминала в своих материалах случай, когда Швеция (даже Швеция!) оказалась замазана в неблаговидных сделках, пообщавшись с гос.структурами Узбекистана.

Однако, с точки зрения западных стран ни Азербайджан, ни Казахстан, опасности не представляют.

Население у них небольшое, особого стремления к экспансии не наблюдается, обе страны дорожат обретенной независимостью, и, в общем, стараются модернизировать свои экономики.

Казахстан, например, поощряет свою молодежь и в изучении английского языка, и в стремлении получить образование на Западе.

Россия, начиная с определенного времени, выглядит иначе.

Во-первых, трудно себе представить, что Назарбаев допустил бы кражу 230 миллионов долларов живых денег.

Но в так называемом “деле Магницкого” произошло именно это: кража сотен миллионов, осуществленная слаженной комбинированной операцией налоговой службы, суда и следственных органов. И не у какой-то там фирмы, а непосредственно из государственной казны.

Во-вторых — какие бы номера ни откалывали в Азербайджане или в Казахстане, там никому не пришло бы в голову переносить свои внутренние правила за пределы национальных границ.

Россия, однако, весной 2014 на ровном месте проделала следующее:

Устроила нападение на Украину, не сознаваясь в этом.
Провела аннексию, оторвав кусок территории соседа, чего в Европе не делали вот уже 70 лет.
Разорвала по меньшей мере три международных договора, гарантирующих целостность Украины.
На голубом глазу и с хитрым подмигиванием утверждала, и утверждает по сей день, что ничего этого она не делала.
Сообщает всем и каждому, что способна превратить США в гору радиоактивного пепла.
В сумме это получило название “гибридной войны” — и было встречено ответными мерами. Отказ ЕС от многих форм сотрудничества с Россией добавил давления на ее экономику, РФ угодила под санкции.

И санкции оказались довольно действенными.

VII

Россия, в частности, отличается от Азербайджана тем, что ее население в 15 раз больше. Соответственно, выше и нагрузки на государственный бюджет, связанные с расходами на здравоохранение, образование и пенсии, и снижение цен на нефть влияет на них много сильнее.

Обычная же деловая активность, не связанная с нефтью/газом/алюминием, сильно нагружена характером государственного устройства.

Собственность не обеспечена ничем, кроме административного ресурса, и может быть произвольно отнята — ни суда, ни закона в обычном смысле не существует.

Государственные службы в РФ всесильны, и молодым людям очевидно, что куда лучше окончить полицейскую школу, чем физический факультет — что сильно сказывается на престиже и прочих научных факультетов, не только физических.

Это можно продемонстрировать наглядно.

Существует так называемый Шанхайский рейтинг лучших университетов мира.

Приведем длинную цитату, описывающую его деятельность:

“Рейтинг, ориентированный на оценку научного превосходства ведущих университетов мира, публикуется ежегодно, начиная с 2003 года, и включает в себя 500 лучших университетов мира.

Он признан одним из старейших и наиболее авторитетных рейтингов университетов мира. Это связано с тем, что исследование строится на шести объективных показателях, включая количество выпускников и сотрудников, награжденных Нобелевской или Филдсовской премией, количество часто цитируемых ученых, количество статей, опубликованных в журналах Nature и Science и прочих объективных показателях, доступных в открытом доступе. Ежегодно в рейтинге оцениваются более 1200 университетов и отбираются 500 лучших из них”[4].

Так вот — из 500 лучших университетов мира российских оказалось только два: МГУ, стоящий на 86-м месте, и и Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), который вошел в категорию “301-400”, т.е. в четвертую сотню, без указания специфической позиции.

На этом фоне становится понятными и невысокое качество российских гражданских самолетов, и сложности с экспортом автомобилей “Лада”.

Опять-таки, впечатления можно подкрепить и кое-какими цифрами.

Вот справка из статьи Якова Миркина, заведующего отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН:

“В январе 2015 года мы сделали 1 (один) трамвай на всю страну. С марта упоминание о трамваях исчезло из статистических сборников. В апреле на всю страну было изготовлено 183 металлорежущих станка. В пересчете на год это 5–10% потребности.

… способность удерживать технологический уровень экономики России, если хотя бы ориентироваться на показатели 2014 года, на 80–90% зависит от а) импорта сервисов (обслуживание, ремонт) и б) замещающих поставок из-за рубежа по мере морального и физического износа всего, что сейчас качает нефть, льет металл, рубит, вытачивает и строгает”.

О положении дел на январь 2016 года сведений не имею, но оно вряд ли кардинально лучше того, которое сложилось в 2015.

Какие из всего этого следуют выводы?

VIII

Не хочется покидать твердую почву проверяемых фактов, да и предсказаниями заниматься глупо — но, по-видимому, России придется меняться.

У автора данной статьи на этот счет своего мнения по понятным причинам быть не может — но можно послушать знающего человека, Владислава Иноземцева.

Он — член Совета по внешней и оборонной политике и Российского Совета по международным делам. Автор более 1400 печатных работ, опубликованных в России, Франции, Великобритании, США и Китае, в том числе 15-и монографий, четыре из которых переведены на английский, французский и китайский языки.

Так вот, он полагает, что начавшаяся сейчас в России «война с коррупцией» как раз и может послужить прелюдией к переменам:

«Является ли это агонией режима, как могут подумать некоторые? Вовсе нет — скорее напротив, «война всех против всех» в силовых структурах авторитарного общества и есть тот инструмент, который и держит эти структуры «в тонусе», а заодно и сплачивает обывателей. Во времена «больших чисток» в СССР или в сегодняшней Северной Корее проблемы решались и решаются куда более жестко — и этим режимам суждено было прожить десятилетия. Поэтому есть все основания понаблюдать за начавшимся шоу: эта сага будет долгой и захватывающей. Главное — выбрать безопасное место и запастись попкорном»[5].

Последуем его совету?

___

[1] Раздел, который посвящен России:
[2] Если перейти от процентов к абсолютным значениям, то в России 2,239,084 кв. километра пахотных земель или 15.6 на каждую тысячу жителей, в Канаде 678,958 или 19.3, в США — 4,372,870 или 14.1, соответственно.

[3] Для желающих поглядеть таблицу целиком: http://www.transparency.org/cpi2015#results-table

[4] РИА Новости:
[5] Владислав Иноземцев, «Начало войны избранных»: https://snob.ru/selected/entry/111581