24. Колыбель жития. Vitae incunabula

Галина Ульшина
Восемь реалов

На пляже ежедневно что-то происходило: то спасали заплывшего и тонущего, то теряли свои же вещи, то что-то находили вездесущие мальчишки – часики, колечки, деньги, портсигары.
МАльчишки ныряли как рыбы и плавали, осматривая дно и долго не всплывая. Выныривали, вытаращив красные глаза, отплёвываясь и держа что-нибудь интересное в руке.
Таким образом, мне, «столичной звезде», мальчики подарили найденную серебряную монету 1597 года, на которой было ясно написано….TALER …
Как я ею гордилась!
Я рассматривала гордый профиль узколицего мужчины с длинной острой бородкой, волны жабо, угловатые буквы – шестнадцатый век… С ума сойти!
Мало того, что я уже собирала монеты и любила перебирать эти кружочки, ощущая через них течение времени и прикосновение тысяч рук, упокоенных в земле и давно истлевших. Я не отличала значения серебра и меди в своей коллекции и, пожалуй, самым важным для меня оказывалась лишь дата на монете. А началось с гривенника, 10 копеек серебром 1912 года, собственноручно найденной при копке огорода.
А потом, пошло-поехало…И советские полтинники, и Елизаветинский пятак с вензелями, и монгольские таньга, зелёные от времени, и полушки – медная крошечная монета в полкопейки, за которую можно было купить много чего...
И вот,  теперь – талер!
Время было такое, что серебро не ценилось, и я видела, как в куче металла, собранного пионерами, сверкали серебряные канделябры, отвинченные кем-то от старинного пианино - не модно, не современно и всё тут.Их. конечно, забрал наш ушлый завхоз, пообещав в замен старые лопаты для веса.
А вот прикосновение к истории - дольмены, которыми горда Архипо-Осиповка, выброшенная разливом на берег реки Тешебс древняя белая керамика, ядра и картечь - это было совсем другое дело.
Я нетерпеливо ждала урока истории, чтобы спросить учителя о происхождении этой монеты. Начался учебный год…
Но учитель ответил мне перед всем классом, что такого не может быть.
Я пообещала принести эту монету в школу,  пытаясь рассеять недоверие учителя.
Как? – не успокаивался он. – Откуда такая монета могла оказаться  на дне моря? Этого не может быть…
Как же не может быть, - думала я, - если монета есть.
Учитель истории был суровый, участник войны, получивший ранение в лицо и оттого плохо говоривший.Дети его с трудом слушали, но старались ему не грубить- ветеран, все-таки.

К следующему уроку я приготовила монету, сунула её в карман и, опаздывая, помчалась в класс. По горной дороге, по высокому холму, съезжая по глине назад...
Зашла, когда звонок уже прозвенел.
Опоздавшие, и я вместе с ними, стояли у входа, пока учитель не поздоровается и не усадит класс. Это была мера устрашения для опоздавших.
Уже допущенная к месту, я вспомнила, что, торопясь, я не достала монету из кармана и подняла руку – отпроситься.
Пока учитель поговорил со мной, то да сё, я попала в раздевалку с опозданием: монету вытащили у меня из кармана пальто…
От горя у меня даже не было слёз.
Я вернулась из раздевалки растерянной и пристыженной.
 Мне казалось, что все думают обо мне, как о лгунье и хвастушке.
Но всё это было ничто по сравнению с утратой самой монеты, извлеченной со дна моря и обласканной моей ладонью.

Потом, спустя годы, я узнала, что есть предположение о том, что Иван Грозный действительно покупал серебряные талеры и перевозил груз монет морем с помощью венецианских или генуэзских купцов, основавших по побережью Черного моря колонии. А потом переплавлял серебро на рубли.
У нас в России тогда не было своего серебра!
Вероятно, какое-то судно столетия назад потерпело крушение или генуэзский дож бросил монетку, чтобы вернуться в Каффу или Судак-Солдайю, где построена крепость…

Именно такую же монету я обнаружила в Ростовском краеведческом музее много лет спустя – я уже не верила сама себе – может быть, мне всё это приснилось?
Талер, равный восьми реалам, называемый песо…
Испанский? Германский?Польский?
Почему-то меня привлекал именно испанский.
Я тщетно пыталась упросить работнков музея показать мне обратную сторону "моей" монетки- я позабыла, как она выглядет, но увы. Нумизматическая коллекция оказалась частной и ключ был у хозяина.
Интересно, имел ли хозяин отношение к Архипо-Осиповке?...
Конечно, жаль такой глупой утраты. Наверное, она кому-то оказалась нужнее.
Может быть, в музее лежит именно она?
Но счастье общения с нею было так велико, так благостно, что Сервантес был мною прочитан от корки до корки, Лорка тоже, и нет среди моих знакомых большей поклонницы огненных танцев фламенко, чем я.
И теперь я очень люблю испанские народные песни семнадцати разных областей древней  Гишпании, гадая, откуда родом та, удивительная монетка?
А может быть, это был австрийский или чешский талер?
Но  на просторах Интернета я до сих пор не могу найти "той" монетки.
Ищу. Пока безуспешно.

А о тех золотых часах я не жалею вовсе – утрата  часиков хозяйкой принесла ей недавнее огорчение и страдание, явственно ощутимое мною, когда я держала часики в руках. Возможно, поэтому я старалась от них избавиться.