Momenta cuncta novantur. Sequentia VII

Никита Белоконь
Предыдущие главы: http://www.proza.ru/2016/08/05/1589

***

-А теперь ты мне объяснишь, зачем я сейчас пользовалась записями астролябических наблюдений? И зачем тебе понадобился этот островок? – Элиза уставилась на меня с таким выражением на лице, будто бы глаза ее испускали рентгеновские лучи, и она намеревалась узнать нужную ей информацию одним только взглядом.
-Может, заказать тебе что-нибудь?- я попытался ее отвлечь.
-Нет, я же говорила: не люблю ни эту забегаловку, ни кофе, который здесь подают в этих ужасных стаканчиках, не поддающихся дальнейшей переработке. И использованные зерна они потом просто утилизируют, вместо того, чтоб сделать из них удобрения.
-Не знал, что ты такая экологичная,- заметил я.
-У каждого должны быть свои странности,- пожала она тонкими плечами.
-Но только Земля в порядке – это люди переживают из-за всякой ерунды. Мы волнуемся, что нарушим кажущееся тонким равновесие на этой вращающейся уже четыре с половиной миллиардов лет вокруг Солнца планете. Девяносто процентов видов, которые когда-либо на ней жили – канули в Лету. Мы их всех не убили – они просто исчезли. Земля переживала бури на Солнце, массовые вымирания, падение метеоритов, глобальные похолодания и потепления. Земля была шаром расплавленной магмы, а затем стала шаром изо льда и снега... А ты думаешь, что пластиковый стаканчик, сделанный человеком, погубит ее. Да мы можем исчезнуть завтра, а, если это правда, и пластик не разлагается, то Земля просто примет новую парадигму – «Земля и пластик»... У меня плохо получается отвлекать твое внимание, да?
-Совсем не получается,- Элиза тепло улыбнулась и рассмеялась. – Может, все-таки рассскажешь, что вы с Каролом задумали?
Это сбило меня с толку:
-Мы с Каролом задумали?
-Да брось: при мне он никогда не изображает из себя суперхакера – просто потому, что я знаю, на что он способен. А после того вашего разговора в ванной...
-Откуда ты... То есть, мы просто вино пролили.
-И застировали одежду пятнадцать минут. Да, я знаю: вы неуклюжи, но чтоб до такой степени. Зачем тебе остров Эджа? И что Карол для тебя ищет?
-Карол меня убьет, если...
-Это все из-за книги, да?
-Откуда ты знаешь про... Ах да, Каролина.
-Болтала о практике всю дорогу с университета до  «Piotra i Pawła», а потом от супермаркета до дома, а потом еще и в доме. Тяжело было не запомнить. И тяжело сейчас игнорировать такую простую логическую цепочку. Хотя,- задумалась она на секунду, поставив локти на край столика и опустив голову на ладони. – Если ты не хочешь, чтоб Карол знал о нашем разговоре, то он либо знает, что заниматься тем, чем занимаетесь вы, опасно; либо он не разделяет твоего энтузиазма; либо вы хотите сделать это сами, по какой-то причине. Что из этого верно?
Да уж, миссис Марпл в действии. Карол вовсе не преувеличивал, когда говорил, что Элиза особенная. Он недоговаривал и пресильно преуменьшал.
-Ты это скажи,- пожал я плечами, уже жалея, что обратился к ней за помощью. – Карол – твой парень.
- И твой друг,- парировала девушка. Хотя ты прав. Только, раз ты позволяешь мне играть в угадайку, ты невольно делаешь меня участником этого мероприятия.
-И это мне не нравится,- признал я. – Правду говоря, я считаю, что ты уже в игре – ты ведь знаешь координаты.
-Мне стоит пугаться или радоваться?- протянула Элиза риторически. – Итак, ты нашел записи в книге, которая досталась тебе на практическое задание. Наверняка недавно, ведь я тебе срочно понадобилась – случись бы это вчера, Карол бы давно высчитал положение острова. Ты ведь знал, что под этими координатами скрывался остров – ты не удивился, когда я показала тебе карту и говорила о Северном Ледовитом Океане.
-Элиза, пожалуйста,- начал я. – Не нужно вмешиваться в это сильнее, чем ты уже, из-за меня, это сделала.
-Ага! Следовательно не только ты и Карол знаете об острове...
-Карол не знает о нем. И ничего ему не говори, прошу тебя.
Я стал собираться, но Элиза продолжала сидеть в прежней позе, без особого интереса наблюдая за мной. Накинув рюкзак на плечо, я хотел уже выйти, но Элиза сказала:
-Кто тебе угрожает?
-Никто,- прохрипел я, не в силах сделать один-единственный шаг.
-Только этим можно пояснить следующий факт: ты не хочешь, чтоб твой друг знал об этой встрече, ты не сказал Веронике о находке, ты вдруг ни с того, ни с сего позвонил мне и подсунул блокнот с координатами, записанными в стиле шестнадцатого века. Ты нашел остров сокровищ и за тобой гонится капитан Сильвер, ведь так?
Я вздохнул:
-Намерений капитана Сильвера я пока в точности не знаю – мы только о них догадываемся, но то, к чему мы пришли, пока не особо воодушевляет.
-Ваши опасения имеют под собой какую-нибудь основу или базируются исключительно на пессимистическом сценарии tylko i wyłącznie ради драмы?
Я нехотя присел на недавнее место:
-Похоже, в первый раз за несколько лет Карол сделал правильный выбор. С тобой он точно не пропадет. Только, прошу снова тебя, не говори об этом никому.
-Могила,-Элиза победно улыбнулась, а я выложил ей события прошедших двух дней.
После несколькоминутного молчания девушка с привычным беззаботным и одновременно логическим тоном сказала:
-Больше всего меня удивляют две вещи. Во-первых, твоя странная реакция на руны и отношение к острову. Почему ты считаешь, что найдешь там ответ на какой-то вопрос?
-Не знаю,- покачал я головой. – Это пришло ко мне неожиданно, когда я всматривался в карту того острова, правильнее сказать, в очертания и контуры того острова. А руны стали буквально выпрыгивать из песочного пергамента, вместо размазанных очертаний я видел ясные и грубо очерченные символы. Я не мог от них оторваться.
-Вот это мне и кажется странным. Казалось бы, это можно объяснить твоей заинтересованностью, подначиваемой страхом и необычностью ситуации, но, похоже, ни я, ни ты не верим в подобное пояснение.
-Честно говоря,- признал я,- я не верю в магию и тому похожие вещи, но эти руны действительно вводили меня в транс или...
-Значит, остров каким-то образом связан с тобой.
-Вот это вряд ли. Скорее поверю, да и звучит это правдоподобнее, что Доминика и Петр имеют с wyspą  Edge’a больше общего. Они, в конце концов, исследовали книгу почти год: та статья была написана в конце марта, а погибли они в середине декабря.
-Сомневаюсь. Нужно брать во внимание тот факт, что на дворе тогда был девяностый год, совсем немного прошло с эпохи PRLa. У них просто не было технических возможностей, чтобы рассмотреть все то, что увидел ты благодаря интеллигентным очкам. Кроме того, над манускриптом работала всего лишь пара студентов, которая, уж мне почему-то так кажется, не обладала ни умениями обслуги необходимых приборов, ни самими приборами. Их смерть выглядит странно. Зачем кому-то убивать никому неизвестных студентов?
-Да и еще делать это так драматично,- согласился я, в душе восхищаясь логическому мышлению Элизы. Она обладала тем свежим взглядом на вещи, которого мне так не хватало. – Если предположить, что они нашли то же, что и я, а об этом узнал кто-то, то автокатастрофа смотрится логично. Не является логичным как раз способ исполнения самой катастрофы. Нигде не зарегистрированный land rover, без номеров и техосмотра на полных парах врезается в такси. Не нашли ни водителя, ни его следов, кроме крови. Хотя в статье и так никто не упоминал, что кровь человеческая.
-Если авария и вправду подстроенная, то авторы представления могли с легкостью использовать кровь какого-то животного, чтоб сбить следствие с толку,- продолжила Элиза. – Не знаю, удалось бы в то время найти, чья кровь – человека или животного – хотя думаю, что удалось бы – но это только добавляет подозрений. Преступники должны были следить за ними все время, знать, что они будут ехать в именно том такси, именно в то время. Если следовать логике, то за Доминикой и Петром, наверняка ходил их друг или знакомый, ведь тогда не было еще современных нам технологий наблюдения. Если студенты ничего не заподозрили, то на роль наблюдателя подходит именно друг. Они бы с легкостью заметили посторонних, следующих за ними по пятам, друзья таких подозрений не вызывают.
-Ты хочешь сказать, что pan Jakub выслеживал их?
-Понятия не имею,- Элиза закрыла глаза. – Меня заинтересовала загадка, но дело все в том, что мы додумываем то, чего на самом деле могло и не быть. Мы подстраиваем теорию под факты, известные нам, потом фантазируем, выбираем то, что нам понравилось больше всего, затем снова переиначиваем теорию под новые теперь факты.
-Так загадка и решается,- сказал я. – Если известны все исходные данные, то неинтересно распутывать клубок.
-Но таким образом мы можем только больше этот клубок запутывать.
-Ты говорила, что удивляют тебе две вещи,- напомнил я.
-Ах, да,- Элиза открыла глаза, но смотрела куда-то в далекое пространство за мной, видя не обитую красноватым деревом стену, но что-то большее. – Если pan Jakub является злодеем, то почему он дал тебе интернет-адрес заведомо неправильно созданной страницы?
-Возможно, он только исполнитель. Сделал то, что ему велели сделать. Веб-мастер мог вообще не знать, для чего он создал ту страницу. Кроме того, как часто сидя в интернете ты просматриваешь исходный код сайтов? Никто, наверняка, и не догадывался о своем промахе. Если бы не Карол, мы бы не знали тоже.
-Случайная случайность? Может быть. Этот мужчина,- протянула Элиза,- большой вопросительный знак, который мешает строить теории.
-Я тоже так думаю. Сложно выявить его истинную цель, да и вообще сказать, есть ли у него закулисная мотивация.
-Я даже не уверена, есть ли тут иерархия. Мы можем видеть самый-самый верх айсберга или сами его сейчас морозить. Если выбрать первое, то получается, что автокатастрофа требовалась, чтобы убрать ненужных студентов с пути и завладеть книгой. Это лишено смысла, поскольку...
-Поскольку я не уверен, что им позволяли выносить манускрипт за пределы университета.
-Вот именно. Значит, их либо хотели остановить от раскрытия тайны, либо предпологали, что у Доминики и Петра есть фотографии или рисунки...
-Или черновики. Наверняка должны были быть. Даже у меня за два дня работы полблокнота исписано фразами из книги и подобной ерундой. Чтобы совершить такое покушение, преступники должны были обладать железобетонным доказательством того, что все нужные им материалы хранятся у студентов дома, а не где-нибудь в лаборатории.
-Что прекрасно подтверждает теорию о слежке,- вставила победно Элиза. – А если сейчас ты, ну точнее говоря, мы стали продолжением этой истории, то можно смело предположить, что им тогда не удалось найти черновики.
Мне тут же припомнилось кое-что:
-В разговоре с библиотекарем pan Jakub говорил, что этот манускрипт был переведен сюда из Познани в январе девяносто первого, а добавили его в библиотечный реестр PAN только три месяца назад по просьбе Гданьского Университета. Это, как раз, совпадает с твоими только что сказанными словами. Двадцать шесть лет назад убийцы Доминики и Петра не обнаружили бумаг, а теперь, узнав, что нужная им книга официально попала в каталог, решили действовать.
-Тогда мотивация «друга» студентов – выдумана,- подытожила Элиза. – В таком случае, почему он не встретился сегодня с тобой? Даже если подумал, что ты не успел бы сделать полную фотокопию книги, то взял бы хотя бы часть, расспросил бы тебя о том и сем.
-Может, не рассмотрел во мне угрозы?- рискнул я выдвинуть самую успокаивающую гипотезу из всех.
-Двадцать шесть лет назад они уже убили пару студентов. Неизвестно по каким причинам. Ты-то чем отличаешься?- заметила девушка.
-Вот именно – неизвестно по каким причинам. Может, они согласились и запросили слишком большую цену, может, они тоже нашли карту острова, может, они тоже расшифровали рунические записи. Ты права: не зная многих аспектов истории, мы не можем адекватно мыслить и принимать адекватные решения.
-Ты расшифровал руны?- спросила она.
-Только некоторые,- отмахнулся я. – Вот поэтому я и не хотел, чтоб ты расспрашивала меня обо всем.
-Ты не хотел, чтоб я говорила об этом Каролу. Вы бы поругались из-за меня, возможно бы подрались. Ты думал именно об этом. Вовлекая меня в расшифровку и адаптацию астролябических координат острова в современные, ты и так втаскиваешь меня в тайну и опасность. Ведь если им нужен только остров Эджа, в котором есть пещера с неизвестной постройкой, в...
-В которой, вероятно, спрятаны сокровища викингов. Извини. Но,- не удержался я от язвительного тона,- напомню тебе: ты сама заставила меня все тебе рассказать.
-Я не говорю, что я не довольна. Напротив, мне очень хочется стать частью приключения,- возразила Элиза. – Когда отправляемся?
-Куда?
-На остров Эджа, семьдесят семь градусов сорок восемь минут северной широты и двадцать два градуса сорок три минуты восточной долготы,- улыбнулась девушка.
-Мы никуда не отправляемся,- проговорил я медленно, невероятно удивленный спонтанному вопросу,- я еще не знаю, что мне с этим делать. Если над всеми нами действительно зависла опасность, то, как по мне, гораздо лучше будет рассказать обо всем panu Jakubowi. Может тогда он...
-Ты что? Спятил?- закричала Элиза во весь голос, так что все голоса в Starbucksie в миг умолкли, и в воздухе зависла звенящая тишина. – Все нормально,- сказала она, прочистив горло,- он хотел, чтоб мы отправились в Гренландию в наше свадебное путешествие. Я не совсем довольна.
Публика в кофейне еще несколько секунд всматривалась в нас огромным разнообразием выражений на лицах – от презрительного удивления, через интерес и до искренних улыбок – а затем общественная жизнь вернулась на круги своя, и почти все не находили в нас больше объекта, достойного рассматривания.
-Ты неплохо успокаиваешь людей,- заметил я.
-А ты неплохо говоришь всякую чушь. Как ты так можешь? Мало того, что отдаешь всю информацию преступникам, так и еще убийцам студентов, которые из-за нее погибли.
-Если это означает нашу спокойную жизнь, то...
-Реально?- девушка опять повысила голос, в бледность на ее лице стала уступать яростной алости. – Они – убийцы, они закончат с нами так же, как и с Доминикой и Петром.
-По-моему, дело их смерти должны были уже закрыть в связи с истечением срока. Прошло двадцать шесть лет как-никак.
-Этот факт,- чеканила она зло каждую букву,- ни не смыл крови с рук их убийц, ни не подарил жизни умершим.
-А я не хочу, чтобы вы разделили их участь.
-Я думала,- встала она со стула,- ты достоен своего друга, а ты... Боже, какой ты... Если б я знала, как закончится этот разговор, я бы твой блокнот и в руки бы не брала.  Боже, я бы даже на звонок отвечать не стала.
И Элиза, ударив раскрытой ладонью по деревянной столешнице, вышла из кофейни.
-Эй, парень,- сказал мужчина лет сорока, одетый в деловой блестяще-серый костюм и с коричневатым галстуком, повязанным на расстегнутый ворот белой рубашки,- Гренландия – не лучшее место для романтической поездки. Выбери, что ли Бали или Фиджи, ну или Крит на худой конец.
Отпив немного из стакана с кофе на вынос, он смотрел на меня несколько секунд, прежде чем выйти.
-Я подумаю,- бросил я раздраженно ему вслед. – Спасибо за совет.

Серость, туман на улице, промозглый и слишком влажный ветер, легкий моросящий дождь – все это слишком уже точно передавало мои чувства. Не подумав раньше, я не оставил audi в подземной парковке Manhattana, а пристроил машину на обочине. Теперь, целый мокрый, я жалел, что совершил еще и этот глупый поступок. Не разбирая дороги, я шел прямо по лужам, а когда уже добрался до машины и почти удобно уселся в прохладном салоне, темно-зеленый opel облил меня водой, вылетевшей из-под колес.
Облокотившись на водительском кресле, я, не думая долго, ударил по рулю кулаком, благо не попал по клаксону. Реакция Элизы меня уже слишком сильно удивила. Мне казалось, что моя идея была логичной и прозвучала верно. Доминике и Петру уже ничем не поможешь, но я могу допустить неповторения их истории. Да, это может показаться неправильным и трусливым, но не лучше ли так, чем на кладбище?
Телефонный звонок я заметил только через какое-то время.
-Да?
-Привет, Мати. Ты уже забрал подарок?
-Какой подарок?- не понял я.
-Декоративное издание Агаты Кристи,- вздохнула Вера. – Я тебе говорила вчера. Ты забыл? Или sms не получил?
-Сейчас, подожди,- сказал я, одновременно просматривая полученные сообщения. – Да, и вправду есть. Ты платила или только резервировала?
-Купила. Ты должен только забрать,- пояснила Вероника. – И еще одно: ты звонил маме? Спрашивал насчет Элизы?
-А что насчет Элизы?- я удивился.
-Ты не выносимый,- Вера вздохнула еще раз,- Карол хотел прийти вместе с ней на день рождения pani Ireny.
-Да-да, спрошу у нее. А что ты делаешь?
-Готовлю малиновый торт с итальянским кремом и мариную курицу на завтра.
-Супер,- отозвался я. –Не буду тебе мешать.
Нужный „Empik” находился в тоннеле на трамвайной остановке “Gdańsk Główny”, а не в „Galerii Bałtyckiej”, которая мне была гораздо ближе и по пути домой, но это к лучшему.
Хотелось поразмышлять над словами Элизы. Она хочет найти это место, грот, который упоминался неизвестным автором дневника. Его страницы непонятно каким образом попали в трактат о растениях. Однако не это самое главное, а другое – нужно один раз принять нужное, правильное решение. Логика подсказывала мне, что, если бы я случайно не заметил странные символы, не нашел очертания острова Эджа и не прочитал этот самый злополучный дневник, то просто бы отдал panu Jakubowi фотографии манускрипта и не догадывался бы даже, что сделал. Поэтому с такой же легкостью я могу сделать это сейчас, даже несмотря на то, что знаю обо всем. Так у меня будет хотя бы надежда на спокойную жизнь.
Кроме того, я не видел ни малейшего смысла вообще добираться до того острова. Да и что общего имеет это с смертью студентов?
Вот уж ирония,- я рассмеялся,- еще два дня назад я страдал депрессией от заунывной и повторяющейся жизни, теперь мне приключения в тягость. Человек никогда не знает, чего хочет, поэтому всегда нарекает. Только когда мы теряем что-то, нам важное, мы начинаем страдать из-за этого, слишком поздно осознавая настоящую важность этого важного, которое до недавнего времени важным вовсе не было. Наверняка это оттого, что жизнь мы познаем контрастами: чтобы узнать, что такое свет, мы должны испытать тьму; чтобы узнать, что такое здоровье, мы должны испытать боль; чтобы кого-то оплакивать, мы должны этого кого-то любить.
Да, я не могу вернуть жизнь Доминике и Петру, но я могу спасти жизни своих друзей.
Но отчего меня не покидало чувство привязанности к затерявшемуся в водной пучине кусочку ледяной безжизненной суши? Мне показалось, что тот призрачный вопрос стал обретать форму, слова, полупрозрачные образы, но через секунду все прошло.

Вероника была права насчет книги: белоснежные позолоченные страницы с прекрасными иллюстрациями и почему-то готическим шрифтом выглядели впечатляюще . Положив издание, бережно завернутое в изумрудного цвета упаковочную бумагу, я вспомнил о просьбе Карола и позвонил маме. Она, проработав двадцать лет в Szpitalu Wojewódzkim im. Mikołaja Kopernika, уволилась и недавно начала личную врачебную практику, открыв фирму. Сбережений, накопленных за два десятка лет ей хватало на приятную и бесхлопотную жизнь, а та дюжина постоянных клиентов, для которых она исполняла функцию семейного врача, обеспечивала маме стабильный деньги, которые она тратила в свое удовольствие, отдыхая по два-три раза в год в излюбленной Генуе.
-Привет, Мати,- спросила она как всегда ласково,- как дела у моего любимого сына?
-Любимого, потому что единственного,- заметил я со смехом.
-Брось,- засмеялась и мама. – Только любимый сын может три раза подряд подарить своей матери янтарное колье.
-Я тебе их дарил только два раза.
-У меня послезавтра день рождения,- засмеялась она снова. – Поэтому...
-Будет сюрприз,- заверил я ее. – Янтарные колье – в прошлом.
-Слава богу. Не знала, как тебе сказать, но мне янтарь никогда не нравился.
-Ты сейчас правду говоришь?- насторожился я.
-Только в надежде, что не получу в воскресенье серьги с янтарем.
-Не переживай. Надеюсь, вечеринка начинается в восемнадцать ноль-ноль, как обычно?
-Да, ты же знаешь: я не люблю перемены.
-Кстати, насчет перемен. Карол спрашивал, может ли он прийти со своей девушкой.
-Как на этот раз ее зовут?
-Элиза и, похоже, этот раз может быть последним. Он влюбился в нее, она в него.
-Она хорошая?- заинтересовалась мама, снижая голос до полушепота.
-О да. Эльфийка с фиолетово-черными волосами, любит нежно одеваться и тяжелую обувь, легко решает тригонометрические уравнения, фанатка классической музыки и имеет твердые принципы.
-Очень необычно, но похоже на Карола.
-Значит, в воскресенье в восемнадцать?

Следующие главы: http://www.proza.ru/2016/08/23/1564