Рассказ попутчика. Пробка

Татьяна Воляева
          Автобус встал в пробке, машины сгрудились и время сгустившись, перетекло в неспешный разговор... Сосед окинул меня взглядом, заговорил:
          - Всё встали, теперь на полчаса, а то и больше. Куда едете?
          - Мать навестить в 62 больницу, химиотерапия сейчас будет... Конечно, это лучше, чем на Каширке, здесь сосны, всё-таки и настроение другое. А Вы?
          - Домой, местный я, родом из этих мест..., - помолчал и не глядя на меня, продолжил:  "Наблюдая... увы, не очень чтоб со стороны, жизнь - ну, не Конфуций я, вижу как нашу деревню Глухово, Красногорского района Московской области медленно удушают... Когда-то принадлежала она семье императора - царя, а т.к. ему хотя бы с дворянами, графьями да князьями разобраться, то мужиков  здесь не пороли, а потому и  характером мы больше на казаков похожи нежели на среднероссийских мужиков-бессловесников. В первую мировую только троих со всей деревни призвали, потому как налоги не платили. Было около 100 дворов.
             Земель пахотных со времен Шуйского, а деревня появилась ещё раньше... задолго ... земель стало не хватать, вот и подавались мужики то на Волгу бурлаками, то в мастеровые. Так стал со временем мой прадед инженером на Казанской железной дороге, здесь дом остался, а сам на заработки уезжал в Москву. Хозяйство-то хоть прабабушка вела, но  было хорошее, крепкое.
 
             В революцию прадед пошёл с 1905г. - хотел, чтоб все хорошо жили - свет электрический в доме был, одежда справная, дом тёплый, сени, двор крытый большой  - всё под одной крышей почти 300 кв м.
             В 1934г. отдали они всю скотину в колхоз - 2 лошади, 2 коровы, овец всех... разрешили им оставить птицу. Скотина в колхозе пала. Прабабушка сильно горевала. Прадед был двадцатипятитысячником - ездил организовывал колхозы, участвовал в продразвёрстке.
             Где-то на Волге отказался раскулачивать семью - мать, отец, родители - старые и 11 детишек. Василий Михайлович посчитал, припасы проверил и сказал: "Им этих припасов до весны хватит, а дальше лебеду есть будут. Нельзя их раскулачивать, они не кулаки, они детей должны вырастить и сами выжить." Запретил раскулачивать. Протокол не подписал.
             Выехали за околицу, его из его же отряда мужичьё и побили: "прихвостень ..., инженер..." нашли люди добрые свезли до станции, потому как форма у него была железнодорожника, а там до Москвы кто-то из железнодорожников, из своих довез. Из партии ВКП(б) исключили, из кирпичного дома с камином и тёплой уборной в деревянный дом съехали, а в справке от 1937г. дата смерти на ДВЕ недели раньше даты госпитализации ... от  рака написали, что умер: "cancer" - в справке написали. Рак и тогда был.
 
             Так что деревня Глухово была малоземельная, но народ умелый, сметливый. Из нашей деревни два ректора институтов вышли Гусев Бауманку возглавлял и Калабашкин МИФИ, а раньше до того ... Красивых Павел Александрович во Вторую Мировую в Америке работал - за поставки по лэнд-лизу отвечал. У него ещё две дочки было. Хорошие люди, - гордость за земляков слышалась в этих словах, некая сопричастность.

- А что, в деревне школа что ли особая была, чтоб так учить? Два ректора из одной деревни - редкость.
- И школа была, и учителя НАСТОЯЩИЕ ... из бывших офицеров. Гражданская-то как завершилась, добровольческую армию разбили, кто в Стамбул, кто в Париж, а некоторые Родину не бросили. Приехали в Глухово, в Ильинское женились на наших прабабушках и бабушках, фамилию их брали. Работали учетчиками, землемерами, бухгалтерами, учителями...
Вот та-ки-е были учителя в Глухово! Немецкий, французский, математика, устный счет - перемножали 3-х значные числа в уме! Какие опыты по физике ставили - не хуже, чем в политехническом музеи или какой школе московской, а всё рядом с домом. После нашей школы или после Ильинской поступали и в Бауманский, и в Авиационный. Учителя примером были - выправка офицера - пример всем ученикам. Опрятность в речи, в одежде - бедность да была, но все ходили чисто одетые. Почерк ставили долго, чистописание в почете, я храню бумаги деда - как выведено... ! с вензелями да пером!

Сосед задумчиво посмотрел на кучерявые облака.

Медленно мы выезжали из Красногорска. Впереди, спрятанная за шумоулавливающим экраном, стояла Новая Рига.
Смрад сизым облаком висел над дорогой. Жара удушливым, тягучим воздухом придавливала к сиденью. Достал воды ... теплая.
Сосед посмотрел:
- Не привычно в жаре-то?
- Да, уж... не берег моря. А что работа-то в деревне есть? Чем живёте?

- В 1990г. хотели многие из нашего поколения уйти фермерами, коров пасти. И доить умели,  косой так от плеча косили, что клевер и тот ровнёхонько срезали, отел принять могли. Земли, что до Революции были, деревне вернули - по архивным данным... сверили - вернули:
и поля заливные, и карьер, где песок завод Бецема брал. До самого Позднякова - всё вернули - всё это к деревне Глухово относилось.

Как все радовались: "Земля - народу!" Сбылся лозунг большевиков! Дожили!
Какие надежды в сердцах людей ожили! Сколько у нас семей-то в одном доме ютилось, по два-три поколения, теснота...Через перегородку всё слышно... Да, власти - сельсовет, депутаты - никому землю ту под застройку не дали - ВСЁ на продажу, а наши предки тут жили, пахали, её облагораживали, землю-то эту... воевали за неё.
 
             Первого и последнего Председателя   самоуправления  Анурина нашли повешенным в собственном доме. Дом по улице Центарльная, рядом с автобусной остановкой... навиду.
Не подписывал наш Анурин продажу глуховских земель под садоводчество "Ветеран"... какие они ветераны Отечественной Войны?!
На вольво, на фордах... 1992-1993г.г.?  Их родители тогда ещё не родились... звание только оскверняют.
Теперь на наших землях и дачный кооператив "Ветерана", и "Ново-Архангельское"...  построили ещё  "Рублёвское предместье" на американские инвестиции, говорят, на доллары строили...Горе одно!

Ни-ко-му из глуховских ни одной квартиры не дали - НИ ОДНОЙ ! подло... Землю взяли.

СТРОЯТ и строят... ой, скоро аукнется им.

А строят-то теперь к могильнику всё ближе и ближе... В 1946-1948г.г. падеж скота был... сибирская язва.
Согнали весь скот и больной и хороший к малиннику, что в стороне от кладбища... скотина пала, могильник аккурат в песок устроили...  отрыли яму, известь ... ну, вообщем, захоронение там скотины.
Архивы, ясное дело, пропали из сельсовета в Ильинском. Так про сибирскую язву только старики помнят, а точнее ... забыли, т.к. слово дали, подписали бумаги о неразглашении. Одна проволока осталась, так снесут её строители: им не жить тут, а тем не важно, ЧТО ПРОДАВАТЬ.

             Теперь всё застраивают.

             В деревне у нас, в Глухово так ни при царе, ни при Советах не было... сейчас ни школы, ни детского сада, ни своего участкового.
Раньше три человека по деревне ходили. Патруль. Бумажку не бросишь, не матернёшься... Сразу протокол и три рубля! Если дома отец уму-разуму не научил, то милиция быстро учила! Порядок был. А сейчас ... эти буржуины приехали ... заборы наши сносят, а милиция с автоматами, ЧОПами их и охраняет! Ни нас, что здесь выросли - на этой земле, нет, этих - ворюг, что со всей страны навалились. Оккупанты.
Вот до чего дошли! Ни Николашке, ни Брежневу такое не снилось... забор снести на глазах у милиции! и ни-че-го... ПОЗОР.

                ***

Застроили всё - как удушили. Самим уже этим переселенцам тошно.
          
У нас нет воды, даже на постирать, нет воды по Центральной улице, колодцы обмелели. А они в новостройках артезианской водой машины моют. Мы скважины аж на 80 метров!!! ... и за свой счёт бурили, как семья без воды?

                ***

             А выгода огромная области и стране, что номер индекса почтового был ещё с времен СССР сделан, да в разы превышает эта выгода ВСЕ расходы на скважины - если в каждом дворе пробурили бы эти власти, а не сделали... забыли про людей. Обманули.
             Всё украли и воду, и землю, и тишину. Лоси, кабаны, лисы, бобры, выдры, журавли, а ужей-то сколько! - столько живности было, даже когда мальцом в лес бегал, а теперь и ежа не увидишь. В реке вода мутная, цветёт какой год - ужей нет, беззубок нет - откуда воде чистой-то быть?

                Попить водички и то не просто.

Детский сад с садом да цветниками, площадками ... на 4 группы по 15 детишек !!! продали. 
Школу давно закрыли... это они бизнес такой придумали - землю продать, всё застроить, а жить в тишине где?
На месте школы теперь пиво-раки ... рядом с поворотом на Петрово-Дальнее.
Вместо конюшни - магазин около кооператива "Ветеран".
Дом Анурина снесли - теперь Фудмагазин.
Чего фуд? Когда ни коров, ни коз, ни кур... Выпаса нет, полей покосных нет. Срам один. 

                ***

Автобус, накаляясь и, не спасая пассажиров даже работающим кондиционером, медленно двигался по Ильинскому шоссе. Сосед, окинул меня взглядом, и как на исповеди, если говоришь, то говоришь всё - с горечью в голосе продолжил, выговаривая боль:

- А уж мотоциклы, гонки ночные по Ильинскому шоссе, никакое ДПС не остановит, вроде и нет их... никто к уважению людей не призовёт - ни по закону, закон о тишине есть, ни по совести, - Замолчал сосед, глядя в окно.

                ***

                Проехали под Новой Ригой.

Деревушка с высокими заборами, почти скрывающими дома медленно передвигалась за окном. "Продам", "продаю" висели цветные плакаты на заборах. "Цветы", "Цветы" почти на каждом заборе вывеска мини-магазина. Вот за штакетником обрадовал глаз один дом с резными наличниками, солнцем над оконцем чердака оживил память детства и неспешно скрылся за огромным нависающим, как скала, кирпичным домом.               
 
            Автобус пересек железнодорожную ветку, военная техника стояла за забором: танки - Шерман, КВ, ИС-3. Видел это только в кино. "Музей техники" - вот он где на Ильинском шоссе. Встали. Пушки разного калибра, самолеты... медленно, медленно мимо экспозиции, по извилистой дороге дальше миновали парк усадьбы Архангельское. В проблесках деревьев заиграла серебристым отливом Москва-река. Мы въехали в Глухово.

                ***
 
 - Ну, что ж, доедете как раз к 16 часам - по парку погуляете, сосны там красивые... тишину послушаете, теперь тихо только в больнице... здоровья Вашей матушке, оправится, дай Бог, врачи в 62 больнице хорошие, - сказал он, вставая: "Выхожу".
 - И Вам всего хорошего.
За окном стеклом блестели частная медицинская клиника, магазины, кафе. Пруд. Автобус по-черепашьи ехал среди домов. Машины... вереница двигалась среди когда-то тихой деревни... пробка.