К вопросу о сути социальной справедливости

Владимир Костылев
К вопросу о сути социальной справедливости.
Популярный очерк

Социальная справедливость очень многогранное явление. Чтобы его правильно интерпретировать, потребуется целое научно-философское исследование.
Слишком много компонентов оно включает, слишком оно многоуровнево. Можно говорить о справедливости в семье, в коллективе, в государстве, даже в межгосударственных отношениях.

Справедливость это категория, относящаяся к нашему сознанию. Люди осознают тот или иной порядок вещей справедливым или нет, психологически воспринимая и переживая его. То есть, в основе данного порядка вещей лежит материальный фактор, конкретные деяния, приводящие к осознанию и психологическому переживанию. Справедливость или несправедливость не абстрактны, а всегда конкретны, хотя и не всегда до конца понятны в силу всевозможных скрытых причин. Часто человек интуитивно понимает, что происходит что-то несправедливое, но объяснить не может.

Природе безразлична эта категория, любые природные явления сами по себе нейтральны. Бессмысленно говорить о справедливости наводнения (землятресения, извержения вулкана...) по отношению к какому-нибудь холму, камню, или любому другому неодушевлённому предмету.

Только в человеческой среде справедливость стала пониматься осознанно, как явление социальное. Только с появлением человечества категория справедливости стала актуальной, востребованной и превратилась в один из важнейших социальных качеств развивающегося социума. Без учёта которого невозможно сегодня адекватное общение людей буквально на всех уровнях.

Справедливость превратилась в важнейший критерий социального взаимодействия, влияющего и на формирование других психологических качеств человека.
Любой человек, осознанно или нет, определяет своё отношение к другим людям с позиций справедливости, то есть с позиций своей оценки деятельности других людей по отношению к нему.

Важнейшим критерием справедливости является осознание должного воздаяния за содеянное поведение. Иными словами, деятельность человека и её оценка окружающими, выражающаяся в поощрении или порицании, есть важнейший фактор справедливости. Справедливость проявляется в отношениях.

Но справедливость, как отношения, как психологическое переживание, как элемент общественного сознания, не является чем-то раз и навсегда данным в истории человечества.
Это развивающаяся категория, зависящая во многом от условий жизни людей.
Каждая эпоха, каждый этап общественного развития по-своему обновляет понятие справедливости. Это происходит прежде всего из-за неуклонно расширяющихся материальных возможностей для высвобождения внутренних творческих потенций как общества, так и каждого отдельного человека.

Огромное значение играет и развитие научного понимания сущности Человека, как мыслящего субъекта, преобразующего материальный мир. Именно наука о Человеке (имеется ввиду весь спектр общественных наук) выделила такой важнейший критерий справедливости как равенство, показала,что оно и есть основа психологического переживания, формирующего у человека осознание справедливости.

Каждый рождённый на этой Земле человек имеет равные права на те природные условия, которые имеются в наличии (не созданы искусственно другими людьми). Земля, воздух, вода и другие природные элементы есть то, на что имеет право претендовать любой человек независимо от того, где и когда он родился. Но это право ограничено историческими условиями существования социума. Сегодня это право не может быть реализовано в полной мере из-за низкого ещё уровня развития производительных сил и, соответственно, из-за неразвитой духовной культуры человечества, что выражается в наличии множественных идеологических и духовных представлений о природе и обществе (ненаучных, идеалистических), из-за высокой дифференциации общества (государства, нации, народности, слои, классы и т.п.). Но научное понимание того, что неуклонное становление равенства людей есть магистральный путь социального развития есть неоспоримый факт.

Таким образом, можно говорить о социальной справедливости первобытного общества, рабовладельческого, феодализма, капитализма и т.д. Когда-то  и рабство вполне воспринималось как справедливое положение человека. Справедливость феодальная была построена на принятии массами идеи о благородстве происхождения. Равенство людей измерялось их происхождением, а не просто фактом рождения. Дворянин не был равен простому смертному. И это считалось справедливым.

Но дело в том, что нравственное сознание людей инстинктивно подсказывает им реальное положение дел. Практика есть критерий истины, материальная общественная жизнь масс людей так или иначе заставляла их соизмерять своё положение с положением власть имущих. 
Неравенство становилось очевидным и, добавим, осознанным, благодаря философам и всякого рода мудрецам, среди которых всё большую роль играло писательское сословие. Нравственное отторжение несправедливого положения вещей становилось общественным требованием. Оковы несправедливости разрушались.

При капитализме свершилось главное - формальное признание всех людей равными без огладки на их происхождение. Это и было той великой заслугой капитализма, которой так любят "козырять" его сторонники. Мол, все равны, чего же боле?

Но диалектика общественного развития такова, что первоначальная прогрессивность капитализма обернулась, в конечном счёте, на его позднейших стадиях, в регресс и усиление неравенства. Феодальная несправедливость, канув в Лету, переросла в несправедливость буржуазную. Суть которой в неравенстве имущих и неимущих, реально проявляющейся благодаря существующим механизмам функционирующего капитализма (экономических, политических, идеологических...).

Буржуазная власть есть не что иное, как политическое и экономическое господство буржуазии (владельцев частной собственности) и, соответственно, господствуют буржуазные мораль и право, с их пониманием социальной справедливости.

Реальная же жизнь показывает нам, как много несправедливости несут в себе буржуазные отношения (прежде всего: хозяин - наёмный работник), как страдают неимущие, обездоленные люди, как тяжело бороться с несправедливостью бедному человеку, даже если она очевидна. Богатство становится главным мерилом отношения к людям.

Но богатство есть категория экономическая. И возникает оно в результате таких экономических отношений, которые сами по себе могут быть оценены по критериям справедливости. Если человек своим трудом, благодаря своему таланту, своим умениям добился признания и соответствующего общественного вознаграждения, стал экономически состоятелен (богат) - это справедливо. Но если он украл, незаслуженно получил своё богатство, насильно его отобрал у других людей или разбогател благодаря эксплуатации других людей - это справедливым быть не может.

Вот почему у человечества постепенно появились представления о справедливых принципах получения материального общественного вознаграждения: "от каждого по способностям, каждому - по труду". Трудовой вклад стал пониматься как справедливое мерило материального вознаграждения и появления благосостояния.

Первоначальное накопление капитала (исторический период, начавшийся в период разложения феодального общества) во многом было результатом трудовых усилий представителей нарождающейся буржуазии. Появление новых машин и механизмов, новых принципов получения энергии, ускоренное развитие товарного рынка  сделало возможным огромному числу людей разбогатеть, применяя свою смекалку, талант, умения, а главное - свой труд для освоения этих новых возможностей.

Развиваясь, рыночная экономика, основанная на частной собственности (а это и есть капитализм), неуклонно совершенствовалась. Появлялись всё новые и новые формы и методы освоения рыночных механизмов. От производства товаров, до денежного обращения.

Примитивный пример. Появление швейной машинки произвело буквально революцию в деле производства широкого спектра потребительских товаров. Её владелец, работая в одиночку, стал производить Х товаров со сравнительно низкой себестоимостью, нежели производители этих же товаров, использующих ручной труд. Продавая свой товар даже по той же цене, что и ручные производители, он уже имел значительную прибыль. Вопрос: в чём был один из главных интересоы владельца швейной машинки? Правильно - посадить за швейные машинки всю свою семью и выпускать как можно больше товара. Более того, он будет расширять своё производство до тех пор, пока его товар будет востребован, а себестоимость товара будет низкой. Именно так, в конечном счёте, и возникали швейные фабрики, где трудились сотни наёмных работников. Использование наёмного труда и позволяло создавать крупные промышленные капиталистические предприятия.

При этом нельзя сказать, что владельцы этих предприятий не трудились, или что они богатели "просто так", без приложения своего труда и способностей. Напротив, труд и способности являлись важнейшим фактором появления богатства. Примером может служить "империя" производителя автомобилей Форд. Родоначальник этой "империи" Генри Форд был не только талантливым инженером, но и таким же талантивым организатором производства и экономистом.

Но и его "империя" не стала бы такой успешной, если бы он не использовал наёмный труд. А он был в буквальном смысле слова "потовыжимателем", превратившим своих рабочих в живых автоматов. Именно на его заводах стали впервые применять конвейерные способы производства. Степень эксплуатации на его заводах была высочайшей.

Однако капитализм прорастал и совершенствовался во всех направлениях. Что, в конечном счёте, привело к возникновению весьма сложных "инструментов" обогащения, так называемых "превращённых форм", которые понять и объяснить могут только специалисты. В них, по существу, теряется прямая связь капиталист - наёмный работник, создаётся видимость объективности и справедливости. Разбогатеть на спекуляции валютой (акциями, спекуляциями на рынке недвижимости и т.д.), по мнению либеральных экономистов, вполне справедливо. И наёмный труд здесь, как кажется, не при чём.

То есть несправедливость капиталистического общества "скрыта" от глаз простых людей. Она кроется в формально кажущихся верными, а на самом деле являющихся глубоко несправедливыми, отношениях.

Вот как раз механизм этих несправедливых отношений и раскрыл К.Маркс в своем научном труде "Капитал". Он показал, что заработная плата, которую хозяева (частные собственники, владельцы средств производства) платят своим работникам, считая её справедливой, на самом деле глубоко несправедлива и фактически означает эксплуатацию наёмного  труда, так как не учитывает прибавочного продукта, который создает наёмный труд.

Теория "прибавочной стоимости" стала "краеугольным камнем" теории марксизма в его объяснении несправедливой сути буржуазного общества. Благодаря экономической теории  Маркса были раскрыты тайны буржуазного накопления, периодических экономических кризисов и вообще всего экономического механизма функционирования капитализма.

С тех пор прошло полтора столетия. Но принципиально механизм буржуазной эксплуатации не изменился. По-прежнему в мире господствует частная собственность и по-прежнему "богатые богатеют, а бедные - беднеют".  И как и в прошлом всё это общественное устройство держится на политическом и экономическом господстве буржуазии и использовании наёмного труда.

Сегодня социальная несправедливость проявляется прежде всего в несправедливом распределении общественного богатства, которое слагается из суммы (1) природных богатств, принадлежащих всему народу России и реализуемых за границей и  (2) трудовых усилий народа - главного созидателя общественного богатства.

Но в условиях буржуазного общества распределением общественного богатства занимается политически господствующий класс, а это - класс буржуазии. Он созидает законы в заксобрании, формирует нужное ему правительство, утверждает бюджет в нужных для себя пропорциях, назначает глав государственных корпораций и т.д. Спрашивается, почему заработная плата этих многих руководителей составляет миллионы рублей в день, когда рабочие люди получают всего лишь тысячи рублей в месяц? Ответ прост -  в этом и заключается политика частных собственников, стремящихся к осуществению своей глобальной идеи - рынок всегда прав. Непосредственно о владельцах крупной частной собственности (задарма доставшейся назначенным олигархам) речь вообще не идёт. Они вообще имеют столько, сколько захотят. Им никто не указ. Хотя многие из них распоряжаются природными ресурсами как своей собственностью. Наёмным работникам они выплачивают, между тем, строго рыночную цену их рабочей силы. 

Мне понравилось высказывание главреда ЛГ Ю.Полякова, иллюстрирующее сказанное выше: "объясните мне: откуда у главы, по сути, госструктуры такая премия – 280 миллионов, помимо зарплаты? Он, что своим телом брешь в плотине закрыл и спас спящий город от потопа? Но даже за такой подвиг не многовато ли? Вон, вдове погибшего лётчика-героя на все про все, включая компенсацию невосполнимой утраты, в сто раз меньше дали. А ведь у нас не один такой Дод!" (статья "Ё-мобиль и перелётная элита").

Люди рискуют своей жизнью, теряют здоровье, внося свой вклад с общественное богатство. А г-да доды, пользуясь своим положением в системе буржуазной машины управления, назначают себе ни с чем не сравнимые бонусы, зарплаты, "золотые парашюты", премии и т.п. И это не подсчёт денег в "чужих карманах". Это абсолютно выверенная констатация несправедливости буржуазной системы распределения материального богатства, создающегося совокупными усилиями всех членов общества.

Богатство современных российских нуворишей возникло не в результате их трудовых усилий или выдающихся умственных или творческих способностей, а благодаря одномоментной (в сравнении с историческим периодом первоначального накопления капитала) передаче в их руки важнейших богатств, созданных руками многих поколений СОВЕТСКИХ людей.

Что, в свою очередь, позволило им создать соответствующую правовую систему (и вообще - государство соответствующего типа), охраняющую их  частнособственнические интересы и позволяющую, используя, опять-таки, наёмный труд, обогащаться как и сто лет назад. Капитализм вернулся на российскую землю. С ним вернулась и соответствующая социальная несправедливость, основанная на эксплуатации наёмного труда. Воспроизведя все пороки и недостатки капитализма.

Но вот насколько это явилось необходимым, с точки зрения глобального исторического процесса, об этом в другой раз.