Дядя Митя

Валентина Телухова
В деревне все знали дядю Митю. У него была дурацкая, как он сам говорил, профессия. Он работал водителем автобуса. Почему он так шутил по поводу своей профессии? Да потому что он всех возил и развозил, а потом сам в тишине пешком из гаража шел домой. А расстояние было не маленькое. Добрых полтора километра. Гараж и мастерская были на одном краю села, а Дмитрий Владимирович жил на другом. Летом он ездил на велосипеде, а зимой этот коренастый и плечистый мужчина вышагивал размашистым шагом на виду у встречных односельчан.

Известен он был, как труженик и отличный водитель, и прекрасный семьянин - отец троих детей, но более всего его знали как деревенского балагура. Он мимо не мог пройти, чтобы не сделать односельчанам замечания.

- Лена, - говорил он заведующей сельским продуктовым магазином, - ты чего это налегке идешь домой? Только две сумки здоровенных в руках несешь? А в зубах то ничего и нет! Зубы то свободны. Отоварилась или огреблась, родимая?

Пронзительная ругань сорокалетней продавщицы слышна была на всю округу.

- Приходи ко мне, Витенька, - говорил он пятилетнему соседскому мальчугану, который ни за что не хотел, чтобы его подстригли, - я тебе ленточки подарю, чтобы мама тебе косички заплела. 

А когда кочегар из местной кочегарки неумытым пошел по деревне, дядя Митя кивал на него всем, подмигивал и говорил, что слышал слово модное. Это "макияж" называется.

- Побьют тебя, дед, за твой язык когда-нибудь. Вот тогда мне не жалуйся, я тебя не пожалею.
 
- А ничего, - говорил он своей дорогой жене, - и битому иногда нужно быть. А то скучно жить как-то. Да и я окорот дам. Отмашусь.

- Ты отмашешься. Пятый десяток разменял, а сила в тебе прежняя.

Ольга смеялась своим неповторимым смехом, а муж в такие минуты молодел прямо на глазах.

Однажды теплым летним вечером Дмитрий Владимирович сидел на крыльце своего дома и просто наблюдал происходящую жизнь. Жена доила корову в пригоне, и первые тугие струйки ударяли в дно подойника, и несли покой этому миру. Однако в соседнем дворе была тишина. Обычно соседки доили коров наперегонки. А теперь тихо было в соседнем дворе. Что не так? Случилось ли чего?   

- Ничего не случилось. Сосед наш Любу в город отвез в областной роддом. У неё неправильное положение плода. Поэтому туда и отправили. А сосед на хозяйстве один со своими девчонками остался. А корова у него строптивая. Никому молоко не отдает. Только хозяйку и признает. Я хотела подоить, так она у меня подойник выбила рогом и меня к стенке прижала. Вот тебе и Зорька. А он сам собирается идти доить.

- А это интересно! На это стоит посмотреть.

Посмотреть стоило, потому что через десять минут на крыльцо соседнего дома вышел Славочка - могучий мужик с огромными плечами и такими кулачищами, что и смотреть было на них страшно. И при этом рост его был почти двухметровый. Блондин с пронзительно голубыми глазами, он имел очень добрый характер.

- А ему ни к чему свирепым быть. Пусть мелкие свирипеют. А на Славочку только глянешь, сразу уважением к нему проникаешься, - шутил дядя Митя.

Теперь Славочка нарядился в трикотажный халат своей жены, который трещал по швам у него на плечах, а усы свои пшеничные он заклеил пластырем, голову повязал женским ситцевым платком. На руку сосед повесил полотенце, в другой руке держал подойник, штанины брюк он закатил выше колен. Сосед собрался доить корову.

- А не отдаст она тебе молоко, милый, - громко с порога сказал Дмитрий Владимирович.

- А сходство с женой у тебя не полное. Ты губы забыл накрасить.

Славочка так хватил ведром о соседний забор, что оно слегка сплющилось.

- Поосторожней там! Не балуй! - закричал с притворным испугом дядя Митя.

- Ну, когда-нибудь ты дошутишься.

- Ладно. Извиняй. Что уж там. Да тебе и не пойдет губная помада.

Славочка затопал на крыльце ногами, и дядя Митя юркнул в дом.

Он постоял несколько минут на веранде, прислушался к звукам, а потом осторожно открыл калитку между дворами и пошел во двор соседей.

Зорька на маскарад не купилась. Молоко она хозяину и не думала отдавать.

- А давай-ка я попробую. Я сестре в детстве помогал коровок доить. Их двенадцать в группе у неё было. Она мне и слово заветное сказала. Отойди. Давай ведро и скамеечку.

Слава встал в сторонку. Дядя Митя подошел к Зорьке и что-то зашептал ей прямо в коровье ухо.

- Договорились? - громко спросил он.

Славочке даже показалось, что корова кивнула. Она успокоилась. Дядя Митя начал доить. Струйки первые зазвенели о дно подойника, а потом стали взбивать теплую пену в свежевыдоенном молоке.

- Ну, вот. Все до капли. И без маскарада. Руки нужно нежные иметь для такого дела. А ты своими кулачищами как прижмешь, так у неё слезы из глаз катятся. Теперь награду ей дай - шрота кусочек. А потом еще. Прикорми скотину. Они существа умные.

- А хозяйка твоя скоро вернется.

Поздним вечером Славочка махнул дяде Мите условно. И это махание нужно было понимать так, что у соседа есть что выпить, а ему, с куском холодного сала нужно незаметно от Ольги юркнуть в калитку, как перебежчику. Чтобы все было шито-крыто. 

Маневр удался. На кухне уже стол был накрыт. Девчонок Слава уже помыл в бане и уложил спать. Они правда, еще смотрели мультики по телевизору, но уже отцу не мешали.

- Выручил ты меня, дядя Митя. Выручил и удивил. А мне и сестра приходила доить, и другая соседка и тетя Оля, и результат никакой. Не отдает она молоко до конца.  Вымя уже грубеть начало.

Славочка разлил водку по граненым стаканчикам. Выпили.

- А я тебе так скажу. Нет отдельно мужской и женской работы. Мужчина должен уметь делать все. У меня дедушка и плотник был, и кузнец, и сани умел делать, и люльки для ребятишек делал, и игрушки мастерил, и косил, и пахал, и сеял, и жал, и молотил. А как вязал быстро! Спицы в руках так и мелькали. А как стряпал хорошо. А варил вкуснее бабушки. И ты не стыдись никакой работы в доме. И пеленки можно постирать и полы помыть при условии, что жена не праздно сидит, а трудится рядом. И посуду помыть - это не труд, это - забава. Мы с Ольгой уже больше тридцати лет живем в мире. Потому что не ругаемся по пустякам. Мужскую честь никакой работой уронить нельзя, только бездельем. Запомни!

- Да с этим я полностью согласен.

- Согласен ты полностью, а доение коровы не освоил. Если бы ты по вечерам сам доил, она бы знала не одни руки твоей Любоньки, а и твои - тоже.

- Но наша Зорька такая строптивая. Не стоит.

- И ты сдался?

- Да нет, я пробовал.

- Плохо пробовал. Прикормить нужно было, приласкать. Любоньку свою вот ты же приласкал. Не жалуется. Третьего рожать собирается. Сейчас пол определяют заранее. Что говорят?

- Говорят, мальчик будет.

- А у меня мужская компания. Три сына и одна девочка - Наденька. Я не понимал никак свою Ольгу, когда первый у нас мальчик родился, Петя, второго Витей назвали, третьего Димой в честь деда, а четвертая девочка родилась. Да пригожая вон какая. Я и теперь её возле сердца держу. Ближе чуть, чем сыновей своих.

- Да и я за своих девочек в огонь и в воду пойду.

- В этом я не сомневаюсь. Только этого мало. Нужно семью гуртовать. Целостность ей придавать. Чтобы дела совместные были. Праздники всякие. Вот мы с ребятишками устраивали для Ольги мамин день. Если совпадало воскресение и у неё отгул на работе был, телята без выходных едят и пьют. Если было кому подменить, и она дома оставалась, мы с утра всю работу по дому сами делали. Варили, на подворье всех кормили, стол накрывали и её приглашали и не давали ей целый день ни за что взяться. Она сидела, как барыня, любимые передачи смотрела, да вышивала или вязала. А к вечеру нам спасибо говорила. А я еще и в клуб её водил на киносеанс. Да приоденусь, и она - в лучшем виде рядом со мной вышагивает. А как же! При муже, да не из плохих. Любил я с ребятишками на рыбалку летом с ночевкой ходить. Она одна в доме и отдохнет, и соскучится за нами. А вечером на речку после заката с ней ходим  до сих пор. Посидим под вербами на скамейке, да шум реки нашей послушаем, вот и отпустит, если что накипело на душе.

Дядя Митя замолчал. Славочка взял бутылку и хотел разлить остатки по стаканам, но сосед перевернул стакан.

- Мне хватит. Выпили, поговорили, что еще нужно? Отставь. Она не прокиснет.
А ты сено уже заготовил для Зорьки. Пора уже. Трава в полную силу вошла.

И пошел разговор про заготовку сена. И про то, что очень хорошо, что председатель технику дает колхозникам для заготовки сена. И копнители эти отлично закатывают сено в рулоны. А вот в его годы косой намашешься, да аж искры из глаз. А сейчас в жизни облегчение вышло.

Славочка слушал, кивал, соглашался с дядей Митей во всем. Но только на прощание он все-таки сказал:

- Осторожней ты, дядя Митя, с шуточками своими будь. Я ведь тебя подойником едва не огрел. Под горячую руку то. Так что прими, как совет.

- Ну, тогда и ты прими от меня добрый совет. Наклейку с усов сними. А то так и на работу пойдешь. Вот потехи в деревне будет. Прославишься.