Сказание о Женщине

Марина Панферова-Лабиринт
Я просматриваю документы, которые  уже много лет хранятся  в семейном архиве. В  руках - приказ по Бухарскому областному отделу народного образования. Читаю:

"За достигнутые успехи в обучении и воспитании школьников, высокое качество знаний учащихся областной отдел народного образования объявляет благодарность с занесением в личное дело Федюниной – учительнице русского языка и литературы школы имени 20 партсъезда.  Приказ  под номером 459 подписан заведующим Бухарским облОНО У. Хамидовым   29 сентября 1966"

 Судьба подарила мне встречу с этим интересным человеком, с тем, у кого можно научиться  мудрости, доброте  и умению в любой жизненной ситуации оставаться Человеком с большой буквы Это - Федюнина Татьяна Ивановна

1976 год.  Землетрясение с эпицентром в посёлке Газли. Директором русской школы тогда была Татьяна Ивановна Федюнина. Страшные минуты. Разрушения были сильнейшие. Пострадали дома, школа…. Для 1500 учащихся так неожиданно закончился  учебный год.  В апреле-мае занятий больше не было. Аттестаты старшеклассники   позднее получили по текущим  оценкам. Экзаменов  не было. Посёлок опустел. Все  стали разъезжаться.

Переехала  из страшного места и  Татьяна Ивановна с мужем. В городе Бухаре они были обеспечены жильём и работой.  Татьяна Ивановна стала преподавать русский язык и литературу в школе №1 имени В.И.Ленина. В 1988 году вышла на пенсию. Но… не могла оставить любимую работу и проработала ещё 4 года За долголетний добросовестный труд стала  ветераном труда. Имеет непрерывный стаж – 39 лет. Была делегатом и съезда женщин Узбекистана и  съезда учителей.

В настоящее время Татьяна Ивановна живёт в поселке Тоннельном Кочубеевского района.  В «Зурабовке» - так  называемом у нас специализированном жилье для пенсионеров. Я решила  узнать о её жизни немного больше.

-Как Вы попали к нам на Ставрополье?

- На Ставрополье   я с мужем Анатолием Николаеевичем переехала после развала Советского Союза в 2000 году…  Нам некуда было больше ехать.  Здесь, в Кочубеевском районе жили родственники. Мы некоторое время жили в селе Балахоновском. А после наводнения 2002 года, когда было построено  жильё для пострадавших от наводнения, то переселились в посёлок Тоннельный. Имеем статус вынужденных переселенцев…

Татьяна Ивановна загрустила и добавила:

-Теперь уже я одна имею этот статус. Муж умер… Здесь я живу одна. У меня есть две дочери. Они ждут, когда я получу сертификат на приобретение жилья, чтобы помочь мне купить  квартиру поближе к ним. Одна дочь живёт в городе Электростали, другая в Ленинграде, вернее  Петербурге.. Мне так хочется жить под присмотром дочерей…. После всего пережитого у меня теперь инвалидность. Я – инвалид 2 группы. У меня гипертоническая болезнь.

-Где Вы родились:

- Я родилась в Чечено-Ингушской республике в 1933 году После окончания школы поступила в Грозненский пединститут на историко-филологический факультет с правом преподавания русского языка и литературы. В 1955 году вышла замуж. Муж – Анатолий Иванович, с ним  жили в одной станице, ходили в одну школу.  Прожила в  браке 55 лет. Золотую свадьбу отмечали всей нашей дружной «Зурабовкой»

-А как Вы попали в Узбекистан?

- Мой муж, Анатолий Николаевич после окончания нефтяного института был направлен в распоряжение Узбекистана государственной комиссией. Сначала мы  жили  в Андижанской области, в посёлке Южный Аламышек. А после открытия большого газового и нефтяного месторождения переехали в Бухарскую область, в посёлок Газли, где в условиях пустыни я проработала 17 лет в школе. Из них-11 лет завучем и  5 лет директором  средней школы.

…Мы долго беседовали. Татьяна Ивановна показала  фотографии, письма, награды… Часто на глазах появлялись слёзы...

Прощаясь, я сфотографировала её возле красивой ели, посаженной  рукой Татьяны Ивановны. Хочется пожелать ей дождаться субсидию на приобретение собственного жилья. Ель растёт, а время идёт… И хочется спросить у чиновников- КОГДА ОНА БУДЕТ ИМЕТЬ СВОЁ СОБСТВЕННОЕ ЖИЛЬЁ?