Пока не пробил колокол глава 1 часть 6 мамисонский

Дудко 3
В сентябре 1983 года группа велотуристов совершила пробег по маршруту – Тула – Ростов – Тбилиси – Ереван – Гарни - Гехард– Раздан – Севан – Храми – Тбилиси- Жинвали – перевал Крестовый – д. Дзуриакау – пос. Мизур – перевал Мамисонский – дер. Твиши – г. Зугдиди – г. Сухуми – Тула.

В группу входили: Камоликов В. А., Воронин В. В., Шмаренков Г. Л., его брат – Андрей Леонидович, Городецкий А. Э. и Мерцалов Б. Н.

Почему меня заинтересовали подробности их велопробега?
Да потому что, они на велосипедах доехали до Мамисонского перевала.
А мы ровно за 9 лет до них практически по непроходимой тропе прошли этот путь на Волге-24.

У нас сохранилось несколько чёрно-белых фотографий того автопробега.
Но здесь мы разместили их фотографию, чтобы Вы наглядно посмотрели и представили, как мы ползли на ощупь по этим тропам.

Именно об этом отрезке нашего путешествия упоминается ниже – в этом разделе…


ПОКА  НЕ  ПРОБИЛ  КОЛОКОЛ

ГЛАВА 1  ЗВОНКИ И ЗВОНОЧКИ

ЧАСТЬ  6  НОЧУЕМ НА ПЕРЕВАЛЕ



СОВЕТ: ЧТОБЫ НЕ ПРОСТУДИТЬСЯ – НЕ СПИТЕ НА ЛЬДУ…

И запомните мудрую тайскую поговорку –

СТО  БОЛЕЗНЕЙ  НАЧИНАЮТСЯ  С  ПРОСТУДЫ.



  В этом же отпуске 1974-го года, расстройством желудка, как это случилось со мной  в Сероглазке в результате обжорства, - дело не ограничилось.

Когда мы уезжали из Сероглазки. Нам в дорогу дали с собой отличные куски балыка. Уже через день, без холодильника, от жары он у нас «загнулся»… Пришлось с большим сожалением всё выкинуть.

Но на этот раз мои воспоминания связаны не с кулинарными изысками…
   
  Ещё отрывочек из дневника:
   
   12 августа. Понедельник.

   Выезжаем с Черкесского водохранилища.
  На обочине сидел серый заяц. Правда, мне он показался коричневым. В Пятигорске повернули на Нальчик. Въехали в Нальчик. Мы опять в Северной Осетии. Заправились в передвижной АЗС. Спросили дорогу на Цею. Нам сказали, что до Цеи дорога отличная, а после Цеи дороги нет вообще. Через перевал иногда с трудом раза два в год проезжают грузовики и то в период долгой засухи, когда нет трещин на горных тропах.

   Ехать или нет? Не зря же мы называли себя автоальпинистами. Назвался груздем - полезай в кузов... Решили не отступать. Повернули на Цею.

   Выехали из Алагира на Цею.

   Съехали к реке Ардон и сытно позавтракали или пообедали. Поехали дальше искушать судьбу. Начинается самое интересное, неизведанное.

   Если мы 4 года назад брали Пушкинский перевал без дальнего света, ночью, то?...   Впрочем, посмотрим. До перевала - 60 км.

   Кончился асфальт... Повернули из Бурона на перевал.

   Место называется - ТИП. Это развалины старой крепости и могильники.

   До перевала 18 км.

   Застряли. Сели на задний мост. К счастью в этом месте около дороги была разровнена большая площадка, которая уходила вглубь горы и зияла чёрной большой дырой - пещерой. Там, как мы потом догадались, были рудники. Вход в пещеру охранялся военными. А в рудниках работали заключённые. Военные долго смотрели на наши тщетные попытки сдвинуть машину с места. Потом один ушёл внутрь горы и привёл оттуда 8 человек - заключённых. Они подняли нашу машину на руках и поставили на дорогу. Спасибо им.

   (Виктор поправляет меня. На самом деле всё было по-другому: мы проехали эти пещеры - рудники, и поехали дальше на перевал по одноколейной грунтовой дороге. Так как она была неровной, то где-то в горах мы сели на брюхо, точнее на задний мост. И никак не могли выкарабкаться. В это время сзади нас догнал грузовик, который нас никак не мог объехать. Тогда из кабины вышел офицер, который скомандовал едущим в грузовике людям (заключённых везли к месту работы): "поможем, ребята!". И человек 8 - 12 подняли машину на руках и отнесли в сторону от дороги. А потом сами сели и поехали дальше).
   
   Ползём дальше. Дорога такая узкая, что левое колесо движется по самому краю этой дороги, вернее сказать, нехоженой тропы. Иногда из-под колеса вниз срывается камушек, и по дороге за собой он срывает с належанных мест шлейф пыли и других камушков. Чем ниже от нас уходит эта каменная лавина, тем она отзывается всё большим гулом. Если заглянуть вниз, то далеко - далеко видны маленькие могильники и полуразваленные стены старой крепости. Это мы так далеко поднялись снизу вверх. Дух захватывает, когда осмеливаемся заглянуть в эту жуткую пропасть. Хотя вид завораживающий.
   
   
  А если бы машина свалилась вниз, я думаю, что от нас только один дух и остался бы.

   Чтобы этого не случилось, мы с Володей вышли из машины и шли впереди машины, спиной к дороге. Широко разведёнными руками - на ширину колес, мы показывали Вите возможное направление для продвижения машины. Причем, возможности для варьирования были настолько малы, что руки наши практически всё время оставались почти прямо направленными. Колёса ползли по краю обрывистой тропы. Надо учесть, что дорога была вся в рытвинках. Слава богу, не было давно дождей. Как нам и говорили, мы бы тогда не просто не проехали, а скатились бы с дороги вниз в обрыв вместе со струями дождя. Дорога была бы размыта ручейками, и покрыта трещинами. Но и в сухую погоду эти трещины оставались, правда, со временем они засыпались мелкими и большими камнями скатывающимися сверху. Некоторые камни приходилось с дороги скидывать вниз. Они с грохотом летели, обрастая по дороге другими камнями. В общем – мы творили лавины..

   Наконец, доползли до перевала. Рядом ледник. Высота 2819 км. Это не самая большая высота, на которую мы "восходили" на машине. Это Мамисонский перевал. Вниз до шоссе ещё 30 км такой же ужасной, адской дороги. Нам говорили, что дорога там будет ещё хуже.

   Граница Грузии. Спустились в долину. То ли ощущение, что если мы едем вниз, то это менее безопасно, то ли устали, но из машины, пока ехали вниз, не выходили. В этом месте гора изогнута большой дугой. Мы ехали по внутренней стороне этой дуги. Сначала надо было спуститься вниз, а потом по этой же дуге подняться наверх. Такой красоты мы в жизни еще никогда не видели. Как говорят, перед нами предстала девственная красота. Стройные сосны и ели. Стройные деревья и пушистые кусты застыли как зачарованные в безмолвии. Казалось, что небо опустилось на землю своими нежно-голубыми облаками. Далеко внизу эти кусочки облаков запутались в зелени и тоже застыли лёгкой туманной дымкой. Трудно было отвести взгляд от этого волшебства. Иногда,  казалось, что это всё не живое, а придуманное или нарисованное на фоне Мамисонского ущелья.
   Когда на спидометре было 16361 км., Витя срезал угол серпантина. Машина спускалась под углом 45 градусов, собственно, на одних тормозах. Выиграли 200 метров!?
   
   
   Когда спустились вниз, в долину, к нашему удивленью дорога стала еще хуже, хотя хуже было просто уже нельзя представить. Мы ехали по валунам. Просто в этих местах камнепады оставили на дороге свои основные трофеи, т.к. дальше им катиться было некуда.
 
   С большим трудом перекатились по валунам и стали медленно подниматься вверх. Идём на первой скорости. Практически ползем. Я и Вова через каждые 20 метров выскакиваем из машины и, как и раньше, показываем руками, как объехать яму, канаву, болотце, камни и т.д. и т.п. 100 метров идём впереди машины, 20 метров едем... После долины мы думали, что все трудности кончились, и сейчас за горой откроется цивилизованный мир. И, вдруг, дорога пошла вверх всё выше и выше. Мы объезжали какую-то большую гору. На обратную сторону перевалили, когда было уже совсем темно. На перевале неожиданно появился асфальт. А ещё через несколько метров мы остановились перед воротами турбазы Шови...

   В первый момент мы не поверили своему счастью. Неужели мы победили? Осилили этот труднейший автопереход через Мамисонский перевал и ущелье?

   Во второй момент мы почувствовали тяжесть усталости, которая предательски разливалась по нашим рукам и ногам.

   В третье мгновенье, превозмогая усталость, но предвкушая отдых, мы кинулись на территорию турбазы... Но сторож хладнокровно встал на нашем пути. Дело в том, что на турбазу приехало какое-то высокое начальство, но не с целью проверок, а для разгульного отдыха. Слышались пьяные голоса, выкрикивающие тосты, музыка, пахло шашлыками.


   Никакие уговоры не подействовали. Единственное, чего мы добились, нас сопроводили к местному руководству. Естественно, мест в турбазе - "нет"... Нам было предложено ночевать у ворот турбазы. Наконец, после слёзных уговоров нам разрешили заехать на территорию базы и переночевать в своей палатке, только тихо... Но мы обрадовались и этому.

   Поставили палатку. Наспех чего-то пожевали и повалились спать. Володя, как всегда, в машине. А я, Витя и Олег - в палатке.

   И тут случилось непредвиденное. Мой надувной матрац вдруг начал пропускать воздух. Началось с того, что я проснулась от леденящего холода. Турбаза расположена на самом перевале. Здесь находится вечная мерзлота. Под небольшим слоем хвои, земли и песка - лёд. Проснувшись, я обнаружила, что лежу на сдувшемся матраце, на ледяном полу палатки. Я попробовала надуть её. Вроде бы получилось. Но заснув, я - тотчас же просыпалась опять, чувствуя под собой ледяной пол.

   В конце концов, я устала бороться с усталостью и сном. Каждый раз я всё дольше и дольше сквозь дремоту уговаривала себя встать и надуть матрац. В результате я так промучилась до утра...

   Переписывая сейчас эти строки, я могу рассказать, чем для меня кончилась эта борьба с вечной мерзлотой.

 Мы вернулись домой загорелые, счастливые. Вышли на работу. И через несколько дней у меня начались острые боли в пояснице. У нас при Госснабе, где я тогда работала в одном из Главков - начальником отдела по внедрению вычислительной техники, в этом же здании, в полуподвале была своя шикарная поликлиника. Меня направили к невропатологу. Она положила меня на кушетку, на спину и по очереди поднимала мои ноги. Они поднимались. А при радикулите в эти моменты я должна была испытывать острую боль и вскрикивать. А я спокойно их задирала. Доктор решила, что я притворяюсь. Тем более, что вид после отпуска у меня был более, чем здоровый... В конце концов, она меня направила на снимки. У меня обнаружили застуженный остеохондроз позвоночника. Уколы и всякое другое лечение меня вывело из этого состояния. Но при малейшей простуде или охлаждении спины меня в дальнейшем, практически всю жизнь, преследовали приступы этой болезни. А несколько раз даже случались защемления нерва, что по сути ещё больнее и тяжелее. Но это уже - другие истории...
 
 
   
  Вот так. Эти интересные впечатления отпуска помогли - выявить, и оставили мне на память кроме предыдущих хронических болезней:  бронхит, пиелонефрит, атеросклероз, псориаз – ещё и хронический ОСТЕОХОНДРОЗ  ПОЗВОНОЧНИКА.

Я пишу и вижу как Вы улыбаетесь… Будет ли этому конец когда-нибудь?
Отвечаю – не будет. В 1974 году мне было всего без года – 40 лет. А сейчас мне – 81 год. Значит за следующую сороковку мне предстоит ещё вспомнить и отчитаться – где же ещё, на каких дорогах и в каких обстоятельствах я растеряла своё драгоценное здоровье.

А Вы, дорогие наши читатели – не хотите ли бросить взгляд назад, на прожитые свои маленькие или большие годы, может быть, и у Вас были интересные приключения, связанные с пренебрежительным отношением к своему здоровью. Я рада, если у Вас аналогичных промахов в жизни не было. И в дальнейшем – не берите с меня пример.

Ну, и теперь уже по обыкновению – попробуем чуть-чуть посмотреть – что же такое – ОСТЕОХОНДРОЗ  ПОЗВОНОЧНИКА…

Общая характеристика заболевания

Остеохондроз позвоночника – это заболевание, вызванное разрушением костной и хрящевой тканей шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника.

В первую очередь при прогрессировании заболевания видоизменяется центральная часть позвоночного диска – так называемое студенистое ядро. Из-за этого позвонок утрачивает часть своих амортизирующих свойств, а на фиброзном кольце по периферии диска образуются утончения и трещины.

Дальнейшее прогрессирование остеохондроза позвоночника приводит к осложнениям заболевания – выпячиванию дисков или разрывам фиброзного кольца и межпозвонковой грыже, как её следствию. Нестабильность позвоночника в поражённом участке приводит к боли и ограниченной подвижности головы при остеохондрозе позвоночника шейного отдела, а также к ограниченной подвижности туловища при остеохондрозе грудного отдела позвоночника и поясничного.

В 75% случаев именно остеохондроз позвоночника является причиной боли в спине. С возрастом риск дистрофии тканей позвоночника существенно увеличивается, поэтому в среднем симптомы остеохондроза позвоночника наблюдаются у каждого второго жителя планеты старше 30 лет.

Причины остеохондроза позвоночника

Провоцирующими факторами в развитии остеохондроза позвоночника считаются травмы спины или систематические нагрузки на спину при тяжёлой физической работе или профессиональной занятости в условиях вибрации. Если вам приходится много заниматься погрузочно-разгрузочными работами, приобретите гидроборт для своего автомобиля.

Раннее проявление симптомов остеохондроза позвоночника вызывается слабым физическим развитием, плоскостопием или лишним весом.

 Существует также генетическая предрасположенность к рыхлой структуре межпозвоночных дисков и аномалиям строения позвоночника.

 Неблагоприятными в плане здоровья позвоночника являются также интенсивные тренировки в спортзале с нарушением правил распределения нагрузки на спину, сидячий образ жизни и неправильное питание.

Симптомы остеохондроза позвоночника

Заболевание проявляется целым рядом типичных симптомов.

 Для остеохондроза позвоночника характерны: ноющая боль в спине, ощущение онемения в поражённом отделе позвоночника, уменьшение амплитуды движений, усиление боли при подъёме тяжести, резком движении, напряжении во время кашля или чихании.

Хроническая боль, как один из симптомов остеохондроза позвоночника, становится причиной повышенной утомляемости. При сдавливании нервных корешков дисками позвоночника боль может быть более интенсивной и носить резкий, «простреливающий» характер. Её локализация в этом случае не ограничиваются областью спины, а ощущается человеком в районе конечностей.

Стадии остеохондроза позвоночника

От выраженности симптомов остеохондроза позвоночника зависит стадия заболевания.

 На первой стадии остеохондроза позвоночника боль практически не ощущается, если лишь лёгкое недомогание и слабая устойчивость позвоночника к травмам.

Разрушение фиброзного кольца, уменьшение размеров позвоночных щелей и боль различной интенсивности – симптом остеохондроза позвоночника второй стадии.

Третья стадия заболевания характеризуется существенными деформациями костной и позвоночной тканей вплоть до появления межпозвоночных грыж.

 Симптомом остеохондроза позвоночника самой тяжёлой четвёртой стадии являются массовые костные разрастания, ограниченная подвижность, интенсивная боль, а также полный или частичный паралич конечностей, вызванный сдавлением нервных корешков.


Симптомы остеохондроза шейного отдела позвоночника

Остеохондроз шейного отдела позвоночника нередко приводит к нарушениям циркуляции крови из-за сдавливания артерий.

Это приводит к интенсивной головной боли, головокружениям и обморокам. При остеохондрозе шейного отдела позвоночника иногда наблюдается синдром позвоночной артерии. Он характеризуется ощущением шума в голове, мельканием «мушек» или цветных пятен перед глазами.

При остеохондрозе шейного отдела позвоночника возможны также периферические боли в области плеч или рук.


Симптомы остеохондроза грудного отдела позвоночника

Остеохондроз грудного отдела позвоночника может усугубить течение различных сердечных патологий. Заболевание вызывает прогрессирование межрёберной невралгии (сдавливание межрёберных нервов).

 При остеохондрозе грудного отдела позвоночника наблюдаются боль в груди и ощущение «кола» в центре грудной клетки.


Симптомы остеохондроза поясничного отдела позвоночника

Остеохондроз поясничного отдела позвоночника приводит к развитию следующих заболеваний: ишиасу, люмбаго и так называемому поясничному радикулиту.

Ишиас, как одно из осложнений остеохондроза поясничного отдела позвоночника, характеризуется поражением седалищного нерва, болью в ягодичной области, гипотонией (пониженным тонусом) икроножных и ягодичных мышц.

При люмбаго симптомом остеохондроза поясничного отдела позвоночника выступает резкая боль в нижней части спины, вызванная смещением позвонков или выпадением позвоночного диска.

Поясничный радикулит, ещё одно осложнение остеохондроза поясничного отдела позвоночника, провоцируется грыжами самых нижних дисков позвоночника. Он сопровождается болью в ягодицах с иррадиацией в заднюю поверхность бедра, подколенную ямку, голень и стопу.


Диагностика остеохондроза позвоночника

Предварительный диагноз «остеохондроз позвоночника» устанавливает врач-невролог после первичного осмотра в связи с жалобами пациента на боль в спине и ограниченную подвижность. Стадия остеохондроза позвоночника констатируется в зависимости от степени деформации позвоночника, состояния осанки больного и количества поражённых дисков.

Все вышеуказанные симптомы остеохондроза позвоночника диагностируются с помощью ощупывания спины больного. Врач также обращает внимание на состояние мышечного тонуса. Так как в большинстве случаев заболевание сопровождается гипертонусом мышц спины.

С помощью тестов на сгибание позвоночника определяется амплитуда движений больного. Благодаря использованию рентгенографии, КТ и МРТ диагноз конкретизируется и определяется будущая тактика лечения остеохондроза позвоночника.


Лечение остеохондроза позвоночника

В лечении остеохондроза позвоночника применяются консервативная и хирургическая методики. Цель обеих – устранить болевой синдром и предупредить дальнейшее прогрессирование деформации позвоночника.

При этом хирургическое лечение остеохондроза позвоночника применяется лишь в том случае, если консервативная терапия заболевания оказалась неэффективной.

Активный этап применения консервативных методов длится в среднем 2 месяца.

 В начале его возможно кратковременное усиление болевого синдрома, вызванное реакцией организма на медикаменты, лечебную физкультуру (ЛФК) и физиотерапию.

В консервативном лечении остеохондроза позвоночника применяются также массаж, мануальная терапия, вытяжка и рефлексотерапия.

 Эффективность лечения остеохондроза позвоночника зависит от системности процедур и настойчивости самого больного в выполнении комплексов ЛФК.

Хирургическое лечение остеохондроза позвоночника проводится при грыже межпозвоночных дисков, чья давность превышает 6 месяцев.

Показанием к проведению операции является также уменьшение щели между позвонками до 1/3 первоначального размера и сдавление корешков спинного мозга.

Ведущий метод в хирургическом лечении остеохондроза позвоночника -   дискэктомия, т.е. удаление деформированного диска.

 Операция может быть малоинвазивной, проведённой с помощью эндоскопического инструментария методом микродискэктомии, B-Twin системы, а также пункционной лазерной вапоризации ядра деформированного диска.

После хирургического лечения остеохондроза позвоночника предполагается реабилитационный период в течение 6 месяцев. Во время него пациент направляется на санаторно-курортное лечение для прохождения курса физиотерапии, мануальной терапии, иглотерапии и т.д.