Вкус горькой полыни - Эпилог

Надежда Опескина
     Когда человек уходит навсегда, то другие задумываются над скоротечностью времени. Только в дни скорби начинаешь понимать насколько коротка жизнь.
     Вот совсем недавно Марк и не знал о существовании Ульяны Михайловны, но короткий период совместной жизни под одной крышей сроднил и теперь было не просто тоскливо, а казалось, что им потеряно что-то очень важное.
     Он вспоминал Сергея Наумыча, ставшего для него родным. Их разговоры в вечернее время за чашечкой чая в уютной гостиной, где располагались все по-семейному, ведя разговоры ни о чём и обо всём сразу. Кресло, на котором любил посидеть ушедший, никто не занимал, оно пустовало, напоминая о прошлом.
     Теперь пришла пора проводить в последний путь Ульяну Михайловну, скромную женщину, прожившую свою жизнь в трудах и заботах. Марк сожалел об упущенном времени, когда можно было общаться. Он видел осунувшиеся, враз повзрослевшие лица Серёжи и Александра и было больно за них, попавших а круговорот взрослой жизни, ломающего всё на своём пути.
     Ника была подавленной, притихшей. Марк понимал причину. Она винила себя за нерасторопность и все доводы врачей, что это произошло гораздо раньше, её не убеждали.
     Сашка старался крепиться, но его выдавали повлажневшие глаза. Он оплакивал бабушку внутренними слезами, не облегчающими душу и надо было много сил. Марк пригласил его в свой кабинет.
     - Поплачь, Саша! Отпусти всю боль! Нельзя сжигать себя дотла! Я видел, как ты прикипел к дедам и они тоже приняли тебя сердцами. Ника вас не разделяет с Серёжей. Её материнской любви на вас обоих хватит, поверь! Ты не будешь одинок, мы всегда будем с тобой рядом. Не знаю, будем ли мы с Никой вместе, но ты всегда можешь на меня положиться. Я с тобой, слышишь?!!
     Сашка припал к плечу Марка и застонал от боли. Слёзы были скупые, мужские.
Марку стало не по себе. Сколько же натерпелся парнишка, борясь за право быть сыном, внуком. Как же можно было его бросить на произвол судьбы, не дав тепла, забыв о нём. Если бы только ребята захотели, то он усыновил бы их не задумываясь, дав своё отчество и фамилию. Помог бы выучиться, устроить свою судьбу, радовать внуками. Вдруг бешено захотелось большую семью, чтобы по дому бегала детвора. Жить этим, радуясь каждому мигу.
     Они присели на диван. Разговор пошёл о будущей жизни, в которой хватало места всем. Незаметно пролетело два часа. В кабинет заглянул Серёжа, присев рядом, прижался к плечу Марка.
     - Вас там потеряли, думали, что вы пошли прогуляться. Я даже обиделся, решил что вы забыли про меня. Давайте никогда не расставаться. Я не смогу жить без вас.
     - Нам надо держаться всем вместе, - ответил Сашка, - не случайно нас свела судьба. Столько пережито за короткий промежуток времени. Вы видели, у мамы Ники виски поседели? Я увидел и обалдел. Пойдёмте к ней, не надо её оставлять одну. А как теперь со свадьбой вашей быть?
     - Сейчас и не знаю, парни, как быть. Поговорим все вместе, с матушкой Антониной посоветуемся, - погрустнев, ответил Марк.
     И побежало времечко дальше, унося прочь печали. Матушка Антонина настояла на венчании в августе. Месяц хорош и тянуть дальше не имело смысла. Решили пригласить только близких друзей, отметив в кругу своей семьи.
     Наступил день бракосочетания. Накануне Марк и Ника зарегистрировали свой
брак в загсе на окраине города. Венчание было назначено ровно в полдень на
2 августа 2012 года. На четырнадцатый лунный день. Именно этот день был выбран
матушкой Антониной.
     - Хороший день для начала чего-то нового, в том числе и брака, особенно, ежели он не первый. Этот день, дети, подарит вам шанс начать новую жизнь. Много
испытаний пережито вами за короткий срок. Вас не двое, в ваших руках жизнь двух мальчишек. Будут ещё дети, я в этом не сомневаюсь, живите все дружно.
Любите друг друга, дарите радость другим. Самое большое богатство ваше - дети.
Красивая вы пара, - взволновано произнесла она.
     На венчание собралось много народу. Никому не было отказано. Светлое
событие, так пусть поприсутствуют все желающие. В саду, под деревьями, были накрыты столы и выставлены угощения. Всю заботу о пиршестве взял на себя друг Павел. Он и в свидетели напросился со своей женой. Сашка с Серёжей, наглаженные, с причёсанными чубами, сияли, что медные пятаки начищенные. И для них начиналась новая жизнь. Дядя Марк, ставший опорой в трудные времена, теперь воспринимался ими в  статусе отца. Серёже было проще, а Сашка здорово волновался. Но когда Марк предложил им своё отчество и фамилию, оба согласились не раздумывая. Поди, пойми почему. Истосковались сердца по отцовской ласке, по дому общему.
     Собравшийся в церкви люд томился в ожидании прихода невесты. Жених стоял в строгом костюме, взволнованный, рядом с ним Павел и Сашка, разнаряженные.
     За несколько минут до венчания, дверь отворилась и вошла Ника, держа за руку Серёжу. Росточка он был высокого, но смотрелся тростиночкой. Розовели от волнения щёки, оттеняя пробивающийся пушок над верхней губой.
     Ника была одета в платье, сшитое матушкой Антониной, не пожелавшей отдать это важное дело в чужие руки. И казалось всем, что невеста пришла из другого времени, из другой эпохи. Природная красота Ники, необыкновенное платье, грациозный проход по ковровой дорожки до алтаря, превращали венчание в красивейшее действо.
     В наступившей тишине слова батюшки звучали особенно торжественно. Матушка Антонина сидела в своём инвалидном кресле, рядом с верной Ариной.
     Когда церемония венчания была завершена и гости кинулись к молодым с поздравлениями, она, глядя под купол церкви, тихо произнесла:
     - Видишь, Исай, сыночка нашего? Порадуйся за него и благослови, родной. Нашёл он своё счастье, нашёл. Много горького и полынного пришлось им перенести, но это жизнь, в ней бывает всякое. Они заслужили счастья!
     Одна Арина и услышала  в шуме толпы  ответное слово - Благословляю!
Она оглядывалась на гостей, пытаясь понять, одна ли она это услышала...

10 августа 2016 года.