Памяти писателя т. 1 Юрий Коврига

Людмила Козлова Кузнецова
НЕВЫДУМАННЫЕ  ИСТОРИИ

Первая книга прозы Юрия Ковриги «Время собирать» – это, фактически, история  его собственной  жизни,  в которой  автор исповедуется   в любви ко всем,   кто по воле судьбы оказался другом, попутчиком, помощником  в долгом и трудном  пути  открытия  себя через  взаимодействие с миром.   
Проза Юрия Ковриги  выделяется из общего литературного  потока особенностями жанра, который сам автор определил как «невыдуманные истории». В этом определении как нельзя лучше отражена не только суть  произведений, но и художественный  метод автора.
Действительно, материалом для рассказов и повестей служит сама жизнь, постижение которой идёт странническим путём – хождением в Природу и в Природу человеческого общения. Сюжеты многих повествований Юрия Ковриги   раскрывают  первородное  начало человека. Герои его рассказов – плоть от плоти  земли родной, магнетизм которой и ведёт их по жизни.  Помните, как у Владимира Высоцкого: «Парня в горы тяни, рискни... там поймёшь, кто такой». 
Автор использует именно этот безошибочный метод  изучения человека. Поэтому    действие рассказов всегда разворачивается   на мифологическом  фоне  природы, будь то  командировка  бригады инженеров  в колхоз – обычное дело времён развитого социализма! («Год рыжей овцы»),  поход в горные просторы Забайкалья («Движение»)  или экспедиция спасателей в каньон реки Чебдар.
Но и сам автор высвечивает свою душу  через отношение к природе и людям, которые на равных ведут с нею диалог:
«Вечер тихий, пасмурный. Лишь глубоко внизу шумят реки Чебдар и Караган. В устье Карагана господствует скала. У её подножья солонец. Это хорошо просматривается в бинокль. На подходе к нему отчётливо видны зверовые тропы. На одной из них стоит наш лагерь. Делаю записи. В условленное время отстреливаем ракеты. Ребята в ответ с того же места, где были ранее. Видимо, вверх по Чебдару пройти не смогли. Всю ночь накрапывал дождик, и слышны были неясные шорохи. Видимо, зверь шёл на водопой и к солонцу». («Молчат горы, молчат»)
Только  внимательный наблюдатель, человек безгранично любящий землю, по которой ходит, на которой живёт, чувствует себя хозяином, мог написать эти строки!
«Перевал Штатив» и «Молчат горы, молчат» -   истории, которые объединяет одна тема – работа отряда спасателей в горах Алтая. Написаны оба произведения в виде дневниковых записей, протоколирующих «будни» спасотряда. Но  что такое будничная работа спасателя?  Это героические, точно спланированные на основе практических знаний усилия одних людей по спасению других, оказавшихся в экстремальных условиях. Это оправданный риск и тяжелейшая работа людей, понимающих, что жизнь человека –  единственная ценность, ради спасения  которой стоит рисковать и, не раздумывая, отдать всё возможное и невозможное.    Повествование подкупает точностью  деталей, создающих эффект присутствия и передающих  суровую романтику будней  «горных  ангелов»  - спасателей: .
Особое слово надо сказать о том,  как  Юрий Коврига пишет о любимой женщине. Её образ мелькает летучей птицей  во многих  невыдуманных историях. Образ любимой женщины Юрия Ковриги, несмотря на реалистичность и вполне земной облик,  сравним лишь с «Бегущей по волнам» Александра Грина. Рождение любви, естественной как Природа, и расставаний, подобных  полёту в забвение – один из самых романтических сюжетов повестей «Год рыжей овцы», «Аялга»,  рассказа «Каракольские озёра». И даже там, где обаяние женщины играет роль  коварного двадцать пятого кадра,  лирический герой Юрия Ковриги остаётся мужчиной. («Двадцать  пятый кадр»)
Читать и мысленно видеть  сочные, живые портреты людей и природы в их взаимодействии на крутых поворотах каждого дня, как это происходит в «Заметках о Монголии» и «Монгольских зарисовках» -  это удовольствие для книгомана, для человека, разбирающегося в литературе!  Неспешная, плотная, документально-художественная  проза Юрия Ковриги  удивительным образом попадает в  мейнстримное  течение современной прозы,  отдающей предпочтение  документальности, как  одному из качеств, способных заинтересовать искушённого  читателя, которого трудно чем-либо удивить – разве что  фактурой самой жизни.
Но главным авторским достижением является та самая творческая сверхзадача (приращение смысла), решение которой остаётся ЗА текстом – на размышление читателю.  Уверена, после издания этой, первой для автора, книги найдётся  много не только читателей, но и почитателей  невыдуманных рассказов Юрия Ковриги.

Людмила Козлова (СП России)