НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ
Первая книга прозы Юрия Ковриги «Время собирать» – это, фактически, история его собственной жизни, в которой автор исповедуется в любви ко всем, кто по воле судьбы оказался другом, попутчиком, помощником в долгом и трудном пути открытия себя через взаимодействие с миром.
Проза Юрия Ковриги выделяется из общего литературного потока особенностями жанра, который сам автор определил как «невыдуманные истории». В этом определении как нельзя лучше отражена не только суть произведений, но и художественный метод автора.
Действительно, материалом для рассказов и повестей служит сама жизнь, постижение которой идёт странническим путём – хождением в Природу и в Природу человеческого общения. Сюжеты многих повествований Юрия Ковриги раскрывают первородное начало человека. Герои его рассказов – плоть от плоти земли родной, магнетизм которой и ведёт их по жизни. Помните, как у Владимира Высоцкого: «Парня в горы тяни, рискни... там поймёшь, кто такой».
Автор использует именно этот безошибочный метод изучения человека. Поэтому действие рассказов всегда разворачивается на мифологическом фоне природы, будь то командировка бригады инженеров в колхоз – обычное дело времён развитого социализма! («Год рыжей овцы»), поход в горные просторы Забайкалья («Движение») или экспедиция спасателей в каньон реки Чебдар.
Но и сам автор высвечивает свою душу через отношение к природе и людям, которые на равных ведут с нею диалог:
«Вечер тихий, пасмурный. Лишь глубоко внизу шумят реки Чебдар и Караган. В устье Карагана господствует скала. У её подножья солонец. Это хорошо просматривается в бинокль. На подходе к нему отчётливо видны зверовые тропы. На одной из них стоит наш лагерь. Делаю записи. В условленное время отстреливаем ракеты. Ребята в ответ с того же места, где были ранее. Видимо, вверх по Чебдару пройти не смогли. Всю ночь накрапывал дождик, и слышны были неясные шорохи. Видимо, зверь шёл на водопой и к солонцу». («Молчат горы, молчат»)
Только внимательный наблюдатель, человек безгранично любящий землю, по которой ходит, на которой живёт, чувствует себя хозяином, мог написать эти строки!
«Перевал Штатив» и «Молчат горы, молчат» - истории, которые объединяет одна тема – работа отряда спасателей в горах Алтая. Написаны оба произведения в виде дневниковых записей, протоколирующих «будни» спасотряда. Но что такое будничная работа спасателя? Это героические, точно спланированные на основе практических знаний усилия одних людей по спасению других, оказавшихся в экстремальных условиях. Это оправданный риск и тяжелейшая работа людей, понимающих, что жизнь человека – единственная ценность, ради спасения которой стоит рисковать и, не раздумывая, отдать всё возможное и невозможное. Повествование подкупает точностью деталей, создающих эффект присутствия и передающих суровую романтику будней «горных ангелов» - спасателей: .
Особое слово надо сказать о том, как Юрий Коврига пишет о любимой женщине. Её образ мелькает летучей птицей во многих невыдуманных историях. Образ любимой женщины Юрия Ковриги, несмотря на реалистичность и вполне земной облик, сравним лишь с «Бегущей по волнам» Александра Грина. Рождение любви, естественной как Природа, и расставаний, подобных полёту в забвение – один из самых романтических сюжетов повестей «Год рыжей овцы», «Аялга», рассказа «Каракольские озёра». И даже там, где обаяние женщины играет роль коварного двадцать пятого кадра, лирический герой Юрия Ковриги остаётся мужчиной. («Двадцать пятый кадр»)
Читать и мысленно видеть сочные, живые портреты людей и природы в их взаимодействии на крутых поворотах каждого дня, как это происходит в «Заметках о Монголии» и «Монгольских зарисовках» - это удовольствие для книгомана, для человека, разбирающегося в литературе! Неспешная, плотная, документально-художественная проза Юрия Ковриги удивительным образом попадает в мейнстримное течение современной прозы, отдающей предпочтение документальности, как одному из качеств, способных заинтересовать искушённого читателя, которого трудно чем-либо удивить – разве что фактурой самой жизни.
Но главным авторским достижением является та самая творческая сверхзадача (приращение смысла), решение которой остаётся ЗА текстом – на размышление читателю. Уверена, после издания этой, первой для автора, книги найдётся много не только читателей, но и почитателей невыдуманных рассказов Юрия Ковриги.
Людмила Козлова (СП России)