Купава ч. 8

Людмила Каштанова
Берендей:(видя, что народ растерян,  не   верит старице)    
                Кто может за нее замолвить слово? 
                Иль все  согласны  с приговором?               
                (  вперед  выступает  Дубровиха)

Дубровиха:                О светлый  царь, премудрый государь,
                Позволь  мне  слово молвить.

Берендей:                Сказывай скорее!             

Дубровиха:                Народ великий,  берендеи!
                Давно несчастья вы не видели,  нежели
                Вы сердцем очерствели,  очами  ослабели.
                Решили  человека  по внешности судить.
                И несправедливый суд творить? ( царю)
                Век живи, о мудрый царь!
                Я за нее готова поручиться.
                Она  Купава,  а  не чаровница,
                Ее обличье - действие  злых  чар.
                В ней  я признаю племянницу свою.
                По голосу и речи ее я узнаю.
                (с укоризной народу)
                Нежели вы  не знаете  Купаву, 
                Никогда не слышали простых ее речей?
                Вы на внешность ее не смотрите,
                В чистую  душу  ее загляните,               
                Тогда и  судите – рядите.
                (идет к осужденной, встает  рядом)

Лель:(к царю)                О светлый  и премудрый царь,
                Чтоб верно нам ее судить,
                дозволь  виновную спросить?
               

Берендей:                Дозволяю.  Ты, пригожий Лель,
                Знаешь  хорошо Купаву
                И можешь  свет пролить
                На то, что нам  не  ведомо досель.

Лель:(к Купаве)                Коль вы,  старица,  назвались  Купавой,
                То знать о ней должны.               
                Дозволь  спросить,
                Кто у нее был женихом по праву,
                Но изменил, другую полюбив?

Купава:                То был  Мизгирь, из-за него
                Я и сейчас  страдаю.
                (люди слушают, удивляются)
                В Снегурочку влюбившись, меня он разлюбил.   

Лель:                А кто, Купаву полюбив, 
                Спас ее от  гибели  напрасной?

Купава:                Это ты, пригожий Лель,
                Ты  и теперь пытаешься  спасти,
                Только туго мне  приходится, несчастной:
                Нелегко  тебе  в старухе о ста лет,
                Молодую девицу  узреть.

Ворониха:(обеспокоенно)           Милый Лель, ты ей не верь,
                Все это говорит она от страха умереть
                (прижимается к нему)
                А правду от людей она узнала,
                Старая карга! Ты мне поверь!

Лель:(Воронихе)                Разлюбезная моя Купава,
                Ведь это имя носишь ты по праву?
                Но, чтоб меня не грыз червяк сомненья,
                и коли не боишься уличенья,
                Скажи:Куда ты с плачем побежала,               
                Когда  Мизгирь тебя  оставил?

Ворониха:(растерянно)            Куда?..Конечно же домой -
                Слезами горе  заливать.

Лель:(качает головой)            Нет. Уж этого ль тебе не знать?
                обращается к Купаве)
                А что вы  скажете на это?

Купава:                Для меня  он был милее света.
                Полюбив меня, девицу,
                Мизгирь хотел на мне жениться,
                И счастьем всю меня переполняло.
                Душой я в небесах летала.
                Но Снегурочку случайно увидав,
                Меня он тут же разлюбил,
                Позором на весь свет покрыл.
                Я к речке побежала от  горя и  стыда,
                Чтоб в ней стыд, тоску и горе утопить.
                Мне не хотелось жить.               
                И ты,  пригожий Лель,  меня  остановил,
                У берега крутого за руку схватил,
                Сказав, зачем топить сердечко ретивое,
                Пройдет  тоска, и  сердце оживет!
                Ты от  насмешек, сраму и  укоров
                Купаву спас,  а с ней  девичью гордость
                При всем честном народе меня поцеловал,               
                Омыв мою поруганную честь.

Лель:( тут же  оставив мнимую Купаву и  бросился с объятием к осужденной)
                О милая  Купава, теперь я верю: это ты!
                Прости, что  сразу не признал
                Тебя в чужом обличье здесь. (обнимает).

Купава:( со слезами)             Пригожий  Лель, и ты меня прости.
                Перед  тобой  я  очень  виновата:
                Ведь я вернуть Мизгиря захотела,
                Узнав, что он  живой.
                Но он по-прежнему был холоден со мной,
                И я наведалась к колдунье в лес
                За помощью, а приключилось это дело.
                Теперь судить  меня ты вправе,
                Узнавши обо мне всю правду.

Лель:                Как можешь сильно ты любить!
                Твои глаза тому порука. 
                Нет,  милая  Купава, тебя мне не судить!
                Тобой любовь владела, а не месть.
                Буду любить тебя и в образе старухи.               
               
Народ:( возбужденно)             Мы верим! Это настоящая Купава!
                А ведьма та! Держи ее, народ,
                Держи, не то она сбежит!
               
  (при  этих  словах  бросаются за мнимой Купавой, которая пыталась бежать, видя  свое  разоблачение.  Ее  удается  схватить и   привести  на место суда.

Берендей:(народу)                Теперь она уж не уйдет.               
                Кто другому роет яму,
                Сам в нее и попадет!
                Вот  истина и  всплыла. 
                Теперь мы знаем, кто есть кто.       
                Какое изберем ей наказанье?
 
               
Мураш:   ( кричит из толпы)       А разве вы забыли,
                Что она хотела сделать для Купавы -               
                Пусть ей же  то и будет!
                И пусть меня поддержат  люди!
                (Народ с одобрением  поддерживает его)
                Ах,  доченька моя,
                Слезами обливался я,
                Прослушав речь твою,
                Теперь и я тебя за дочку признаю.               
                Что сделала с тобою   ведьма  эта?!
                Чуть не сжила тебя со свету.
       (бросается к  дочери, за ним – Власовна,  обнимают Купаву)
               
 Берендей:(к ведьме)               Слышала, что требует народ по праву?
                По законам нашим нет смертной у нас казни,
                А ты не берендейка.
                И нашей нет вины: не мы,               
                А ты себе избрала наказанье -
                Ты -ведьма и злодейка.
                Кобылица для тебя  готова,
                Каково твое последне слово?
               

  Ворониха:(падает на колени, рыдает)   
                Помилуйте, о люди добрые!
                Молю о состраданье!
                Смилуйся,  о светлый царь!               
                Каюсь с плачем пред вами:
                Бес попутал. Больше  я не буду
                Делать  козни и злодеянья людям!
                Простите, я молю-ю!

Берендей:(снисходительно)          Мы люди незлобивые. Ну что ж,
                Тебе окажем милость,  коль вернешь
                Купаве  прежний  облик, как была,
                И наше  царство ты покинешь навсегда.
               
Ворониха:                О милостивый  царь,
                Все сделаю я, - только не казните,
                Здесь и ноги моей не будет никогда.
                Купавы матери велите
                Принесть мою большую  книгу,
                Которую  храню я в сундуке.

Власовна:                Великий царь, я мигом
                Исполню это повеленье,
                Чтобы  доченьки родимой,
                Кончились мученья
                И совершить ее спасенье.

                продолжение http://www.proza.ru/2017/08/04/287