Александр Твардовский. По праву памяти

Петр Панасейко
          « А вы, что ныне норовите
          Вернуть  былую благодать,
          Так вы уж Сталина зовите-
          Он богом был – он может встать».
          Эти строки поэт Твардовский написал во второй половине 1960-х годов. Возникает вопрос: «А почему Александр Трифонович не сделал этого в конце 1950-х годов, после двадцатого съезда партии?». Ответ, конечно же, есть.

          В 1964 году разоблачителя культа личности Сталина отправили на пенсию. Никите Сергеевичу ничего не оставалось, как диктовать сыну мемуары. А в Кремле на долгие восемнадцать лет сел «дорогой Леонид Ильич».  Вскоре оказалось, что не только битва на «Малой земле» отодвигала (по освещению в прессе) на второй план другие сражения Великой Отечественной войны, но и Сталин вдруг из кровавого диктатора превращался постепенно в военного гения, выигравшего войну. Это убедительно показал фильм Юрия Озерова «Освобождение». Дальше-больше.

          Не все в стране приняли "появление" Сталина на экране и в прессе.  Среди деятелей культуры, пытавшихся предупредить общество об опасности посмертного возвеличивания личности Сталина, находился и поэт Александр Твардовский. Все мы со школы знаем его «Василия Тёркина». Если он - творческий подвиг поэта в разгар войны, то поэма «По праву памяти» (1966-1969 г.г.) – подвиг настоящего человека-патриота своей Родины в мирное время.

         Написав поэму в окончательном виде, поэт готовил её к печати в возглавляемом журнале «Новый мир». Однако через год  покинул журнал, и о поэме забыли на целых семнадцать лет. Только в 1987 году её опубликовали. Несмотря на прошедшие годы, она осталась актуальной  для нашего времени. О чём же поэма? Она о жестокой сталинской эпохе, об ужасах  и преступлениях в ходе  массовых репрессий. Поэма направлена против искажения  правды, воскрешающей «живую быль»:
               «Перед лицом ушедших былей
               Не вправе ты кривить душой, -
               Ведь эти были оплатили
               Мы платой самою большой...».

         А правда, по словам поэта, была очень страшной:
                «И за одной чертой закона
                Уже ровняла всех судьба:
                Сын кулака или сын наркома,
                Сын командарма иль попа…
                Клеймо с рожденья отмечало
                Младенца вражеских кровей
                И всё, казалось, не хватало
                Стране клеймённых сыновей».

         Самой памяти Твардовский посвятил третью часть поэмы. Она  так и называется «О памяти». Поэт не согласен с тем, что хотят  «в забвенье утопить» то, что случилось с советским народом во времена Сталина, хотят «забыть родных и близких лица и стольких судеб крёстный путь». Поэту не дали  напечатать  поэму. Для нас же главное: он её написал, не побоялся того же Брежнева, как в своё время не побоялся Сталина  Осип Мандельштам, а  Николая Первого - Михаил Лермонтов. Все они «поплатились» за это. В этом и заключается мужество поэта.

         Не знаю, изучается ли сегодня в школах на уроках литературы  поэма  «По праву памяти», как мы в 1960-х годах изучали его «Василия Тёркина»? Однако последние строки поэмы школьникам не мешало бы знать:
                «Чтоб мерить всё надёжной меркой,
                Чтоб с правдой сущей быть не врозь,
                Многостороннюю проверку
                Прошли мы- где кому пришлось… .
                Зато и впредь как были – будем, -
                Какая вдруг ни грянь гроза-
                Людьми из тех людей, что людям,
                Не пряча глаз глядят в глаза».

10.08.2016 г.

Фото из Интернета