« А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите-
Он богом был – он может встать».
Эти строки поэт Твардовский написал во второй половине 1960-х годов. Возникает вопрос: «А почему Александр Трифонович не сделал этого в конце 1950-х годов, после двадцатого съезда партии?». Ответ, конечно же, есть.
В 1964 году разоблачителя культа личности Сталина отправили на пенсию. Никите Сергеевичу ничего не оставалось, как диктовать сыну мемуары. А в Кремле на долгие восемнадцать лет сел «дорогой Леонид Ильич». Вскоре оказалось, что не только битва на «Малой земле» отодвигала (по освещению в прессе) на второй план другие сражения Великой Отечественной войны, но и Сталин вдруг из кровавого диктатора превращался постепенно в военного гения, выигравшего войну. Это убедительно показал фильм Юрия Озерова «Освобождение». Дальше-больше.
Не все в стране приняли "появление" Сталина на экране и в прессе. Среди деятелей культуры, пытавшихся предупредить общество об опасности посмертного возвеличивания личности Сталина, находился и поэт Александр Твардовский. Все мы со школы знаем его «Василия Тёркина». Если он - творческий подвиг поэта в разгар войны, то поэма «По праву памяти» (1966-1969 г.г.) – подвиг настоящего человека-патриота своей Родины в мирное время.
Написав поэму в окончательном виде, поэт готовил её к печати в возглавляемом журнале «Новый мир». Однако через год покинул журнал, и о поэме забыли на целых семнадцать лет. Только в 1987 году её опубликовали. Несмотря на прошедшие годы, она осталась актуальной для нашего времени. О чём же поэма? Она о жестокой сталинской эпохе, об ужасах и преступлениях в ходе массовых репрессий. Поэма направлена против искажения правды, воскрешающей «живую быль»:
«Перед лицом ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, -
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой...».
А правда, по словам поэта, была очень страшной:
«И за одной чертой закона
Уже ровняла всех судьба:
Сын кулака или сын наркома,
Сын командарма иль попа…
Клеймо с рожденья отмечало
Младенца вражеских кровей
И всё, казалось, не хватало
Стране клеймённых сыновей».
Самой памяти Твардовский посвятил третью часть поэмы. Она так и называется «О памяти». Поэт не согласен с тем, что хотят «в забвенье утопить» то, что случилось с советским народом во времена Сталина, хотят «забыть родных и близких лица и стольких судеб крёстный путь». Поэту не дали напечатать поэму. Для нас же главное: он её написал, не побоялся того же Брежнева, как в своё время не побоялся Сталина Осип Мандельштам, а Николая Первого - Михаил Лермонтов. Все они «поплатились» за это. В этом и заключается мужество поэта.
Не знаю, изучается ли сегодня в школах на уроках литературы поэма «По праву памяти», как мы в 1960-х годах изучали его «Василия Тёркина»? Однако последние строки поэмы школьникам не мешало бы знать:
«Чтоб мерить всё надёжной меркой,
Чтоб с правдой сущей быть не врозь,
Многостороннюю проверку
Прошли мы- где кому пришлось… .
Зато и впредь как были – будем, -
Какая вдруг ни грянь гроза-
Людьми из тех людей, что людям,
Не пряча глаз глядят в глаза».
10.08.2016 г.
Фото из Интернета