Ш - дополнение

Анна Боднарук
              Ш        Дополнение к разделу «ПОСЛОВИЦЫ»
              Содержание
Шляпа
-------------


(Шляпа)

     - Венки для девочек, а тебе, Грицик, пошёл бы соломенный Бриль, - рассудительно говорит она. – Ты же парень… А я и Бриль умею плести…
     - Брыль? Правда?
     Вот вам и Ялосоветка! Настоящий соломенный Брыль – это то, что каждому из нас только снится, а эта вот девочка могла бы тебе сплести его хоть сейчас… Научилась, гоняя всё лето гусей от разостланных  на левадах полотен? Или братья-батраки зимой научили? Ведь с хуторов они возвращаются осенью хоть и босые, зато всегда в новых брылях.
      - В первую очередь я Кирику сплету, - говорит Ялосоветка, посмотрев ласково на брата, и мы тоже переводим взгляды на своего товарища, на его многострадальный картузик, с огрызком изломанного козырька, болтающегося на лбу.
     Счастливчик этот Кирик! Стараниями сестры он будет сегодня в Бриле золотом, широкополом, как у Романа-степняка: тот, когда выходит с пасеки, жары может не бояться, тень от его соломенного сомбреро ложится на всё лицо, до самых усов.
     - Ялосоветка, после Кирика и мне…
     - И мне! И мне! – галдим, заискиваем наперебой.
     - Будет всем, - великодушно обещает мастерица, и все мы уже видим себя в золотых Брылях, которые в скором времени родятся здесь и всё лето будут прикрывать наши прожаренные солнцем лбы.
     Ялосоветка со своим умением да ещё в синем венке васильковом для нас словно посланница судьбы: кто мог надеяться, что вернёмся домой в такой обновке? Сомбреро, сказать бы по-нынешнему, будет золотится на тебе в будни и в праздники, защищать от солнца и от дождей!
     - Не мешкай же, Ялосоветка, начинай!..
     - Мне для этого коленья нужны, - размышляет девчонка. – Ржаные.
     Откуда здесь рожь?  Вокруг травы и травы, сплошное великолепие цветущего разнотравья, и только изредка над этим зелёным половодьем пробивается случайный колосок. Этого ни за что не хватит. Лишь там, далеко-далеко, подступая к Фондовым землям, что-то голубеет… Ей же ей, это голубеет полосой рожь. К ней! Словно ветром подхваченные летим в ту сторону, запыхавшись, перегоняя друг друга. Ржи как раз созревают, каждый колосок в седой пыльце, вроде облачком окутан. Кирик первым бросается ломать колосья, спешит и Гришаня, набрасываюсь и я – кому же охота без Бриля остаться? Для плетения пригодно только среднее звено стебля, самое большое, с длинной блестящей стрелкой. Хрусь, хрусь! – Отламываешь стебель снизу, отламываешь сверху, и уже он, очищенный сияет у тебя в руках, в аккурат такой, как нужен: стрельчатый, длинный, зелено-голубой.
     Пучок таких коленцев бегом принесли и положили перед Ялосоветкой.
     - Такие?
     - Ну да. Вы только теперь слепней от меня гоняйте, чтобы не отвлекали…
     И её тоненькие руки уже принимаются за дело, пальчики, мелькая, живо и расторопно плетут брыль. Лента у девочки из-под пальцев так и струится, а она, юная наша мастерица, даже губы закусила, вся ушла в работу, о своём васильковом венке, видимо и забыла.
     - Вот так вчетверо, - показывает она нам образец, - а вот так будет вшестеро, лентой широкой… Да ещё и с зубцами, как у Романа-степняка… Правда, красиво получется?
     Восхищённо смотрим на свою чудесницу, на её умелые, подвижные такие ловкие пальцы. Широкая зубчатая полоска будущего Кирикова Брыля становится всё длиннее и длиннее, детские проворные пальчики не знают устали, а нам, её помощникам не надо: друг друга опережая, бегаем к ржаной ниве, возвращаясь, счастливо-предупредительно складываем перед Ялосоветкой коленья, - пусть только плетёт! И слепней гоняем, и тень делаем, чтобы голову ей не пекло, зато ведь домой в Терновщину возвратимся все как один в Брилях, то-то будет картина!..
                Олесь Гончар «Твоя заря»

                ***