Свадьба по старинному

Татьяна Азарова Плесовских
КОГДА НА РУСИ играли свадьбы? И зимой, и весной, и летом, и осенью, кроме периода постов, а их было четыре: Петровский, Успенский, Рождественский и Великий. Ох, нескорое это было дело - свадьба. Невесту выбирали на семейном совете, чтоб всем была желанная и работящая. Потом начинался период сватовства. Будущие родственники неоднократно встречались, дарили друг другу подарки, обсуждали, какое будет приданое, как будет проходить сама свадьба. И вот долгожданный день наставал.

Как-то в феврале, когда Рождество уже пришло, а Масленица ещё не настала, а именно - в мясоед, в калужском Доме мастеров показали нам игровую свадьбу, так, как это было в недавнем нашем прошлом. Мы как бы находились в доме родителей невесты. С песней входят подружки (артисты народного ансамбля «Калужская тальянка»):

Я по садику гуляла,
С яблонь цвета сорвала,
Красоту свою сгубила,
Рано замуж я пошла...

Грустная песня, конечно, но и расставание с девичеством грустное. Ведь после свадьбы начнётся новая жизнь. И как-то оно всё будет?
Подруги вводят невесту в подвенечном белом платье с цветочками, усаживают на лавку, расчёсывают ей волосы, помогают привести себя в порядок, готовят пелену, чтобы накрыть ею голову невесты. А вот родители: батюшка с иконой на рушнике и матушка с «рощей». «Роща» - это каравай, который специально пекли, вставляли веточки с цветами и маленькими куколками, изображающими жениха и невесту. Действие сопровождается песнями в исполнении подруг.

И вот невеста по очереди обращается к родным:
- Благословите вы меня, родный батюшка,
Благословите вы меня, родная матушка.
Да простите вы меня, родныя сестрицы,
Спасибо вам за хлеб да соль.
За тёплую квартирку, за мягкую постелюшку...

Родители благословляют её, и между матерью и дочерью происходит следующий диалог:

- Дитятко, ночуй у меня ночку, милая, ночуй хоть другую.
- Матушка, рада бы ночевать.
- Кого же ты боишься?
- Матушка, Ивана я боюсь.
- Дитятко, а его дома нету.
- Матушка, его грозы дома.
- А какие ж его грозы?
- Ременная плётка.
- Дитятко, а где ж эта плётка?
- У клети на стене...

Слышен звон бубенцов, крики: «Едут! Едут!» Звучит песня «Вьюн на воде».

Вьюн на воде, вьюн на воде.
Вьюн на воде развевается,
Зять у ворот, зять у ворот,
Зять у ворот «увивается».
Тёща моя, тёща моя,
Тёща моя да разлюбезная,
Выдай дар, выдай дар,
Выдай дар, что осуженный,
Вынеси, тёща, вынеси, тёща,
Вынеси, тёща, сундук с добром.
Это не дар, это не дар,
Это не дар да не суженый.
Вывела тёща, вывела тёща,
Вывела тёща коня с седлом.
Это не дар, это не дар,
Это не дар да не суженый.
Вывела тёща, вывела тёща,
Вывела тёща свет-Марьюшку:
- Это мой дар, это мой дар,
Это мой дар да суженый...

Входят поезжане: сваха, жених, дружка. Сваха говорит: - Доброго здоровьица! Мы к вам приехали не спать, а добра наживать. У вас есть дочка на выданье, а у нас женишок на женитебку, непьющий, некурящий, с хорошими хлебами...
Подбегают младшие брат и сестра невесты: «Не отдадим, не отдадим сестрицу, ни за рубль, ни за злато». Дружка: «А почему это так?» Дети: «Мы ей лапти сплели, вот посмотрите». Дружка: «Ну раз так, вот вам выкуп, вот вам денежки, а вот вам сладости...» Получив подарки, дети отдают лапти и убегают.

Сваха: «А вот и по рукам. Давно бы надо породниться».

Жених накидывает невесте на плечи платок, а она дарит ему вышитую рубашку. Молодые трижды целуются. Все садятся за стол, им подают угощения. Угостившись, встают и благодарят хозяев. Слышен звон колоколов. Молодым пора на венчание.

Пока они отсутствуют, народный мастер P.M. Головачёва рассказываает об обережных куклах, которые женщины готовили на свадьбу. Дугу украшали рушниками с обережными куклами в виде жениха и невесты. Молодым дарили бабу с большой грудью, чтоб богатство было, достаток. Делали так же куклу с большой косой. Коса и девичья краса и богатство в доме. Сваха невесте на колени клала пеленашку - младенца в лапте. Такую же куклу клали молодым под постель в первую брачную ночь, чтобы дети были. Если девушка засиделась в девках, делали ей пару кукол - жениха и невесту, для неё обязательно шили юбку из мужской рубашки. Раиса Михайловна показала также куклы-перевёртыши. Вот они, молодые, в праздничных нарядах. Но праздники заканчиваются и начинаются будни. Переворачиваешь куклы, и они уже в обычном, повседневном наряде.

Слышен звон бубенцов, крики: «Едут, молодые едут!» Молодые после венчания приезжают в дом жениха и проходят в избу под рушниками-воротцами». Мать и отец жениха подают им хлеб-соль. Вокруг молодых водят хоровод и поют песню:

У нас во саду, саду,
Во зелёном саду
Ходит голубь, ходит сизый
Со голубушкой.
Заезжали, заезжали
Все-то Ванины друзья,
Дивовались, дивовались
Молодой его женой...

Жениху с невестой перевязывают рушниками руки, что означает: быть им вместе, и величают песней:

Во лужках трава стелется,
Ваня женой хвалится, ой лё ли, лё ли.
Ваня женой хвалится:
Моя Галя хороша,
Моя Галя лучше всех...

- А теперь приглашаем молодых и всех гостей на свадебное представление. А ты садись-ка, добрый молодец, да рядом с жёнушкой своей, да так, чтобы больше не расставаться и друг другом не налюбоваться. И чтоб жить вам, не маяться, а век прожить и не каяться. Желаем всем миром вновь: «Совет вам да любовь!»

Молодые разносят подносы с угощением. Звучат песни, поздравления, тосты. Начинаются танцы и игры. Бот как, например, проходит игра «Подушечка». Два игрока, он и она, становятся спиной друг к другу. У одного из них в руках подушечка. При счёте «Раз! Два! Три!» оба поворачивают голову. Если повернулись в одну сторону, целуются. Если в разные стороны, расходятся без поцелуя.
Подушечку передают другой паре.

И снова песни. Подруги грустят и наставляют:

Отдают подружку замуж,
А я плачу: с кем останусь?
Замуж выйдешь, не радуйся.
Ведром стукнут, догадывайся.

А следом задорные частушки:

Скоро, скоро мясоед
Пойду к Володе на совет:
Ты женись, Володенька,
Пока я моподенька.

Под окном у нас рябина,
Веточки качаются.
С кем я зимушку гуляла.
С тем перевенчаюся.

Как у нашего двора
Столик и скамеечка.
Отгуляна наша Галя
Последнее времечко.

Не ходите, девки, замуж
За немилого дружка,
Лучше камушек на шею
И - с крутого бережка.

Отдаём мы Галю замуж
 Модную-премодную,
А ты, Ваня, дорогой,
Не делай разводную.

Я кольцо себе купила
С золотою пробою.
Может, замуж и не выйду.
Но зато попробую.

Подходит к концу шумная свадьба. Пели, плясали, веселились. Пора и честь знать. Молодые выносят на тарелочке блины. На прощанье звучит песня «У ворот сосна зелёная».

А что же происходило на другой день после свадьбы? Рассказывает жительница села Гремячево Перемышльского района Марфа Васильевна Сухорукова: «На другой день гости невесты идут искать свою невесту. Куда она пропала, где она? Наряжаются кто как может: пастухом, солдатом, стариком - и идут. А их деревенские спрашивают: куда, мол, идёте? А им отвечают: тут у нас тёлочка пропала. Им указывают, куда идти. И вот приходит вся свита к жениху, начинают бить в дверь. Их не пускают. Все ищут невесту. Когда отыщут, садятся за стол и гуляют. А потом уж отправляются к невестиным родным на блины, там продолжается гулянье...» (Из книги В.Н. Ракова «Родники народного творчества»).

Заканчивалась одна свадьба, начиналась другая. И так весь мясоед, пока не переженятся все, кому намечалось.

В современных свадьбах сохранились какие-то элементы свадеб прошлого, но возникают и новые традиции. Их придумывают работники ЗАГСов, да и сам народ тоже. Интерес к старине сегодня огромен. Потому-то можно сыграть свадьбу «по-русски», это вам предложат в ЗАГСе. Кое-где можно и обрядовые куклы приобрести. Интересно же!

 Совет да любовь! Будьте счастливы!