Неизвестные истории. Война Поузи

Игнат Костян
Находясь в резервации Колорадо, вожди ютов и паютов Джим Манкос, Пок и Поузи, наряду с другими племенными лидерами не переставали бороться за право добиться разрешения  правительства жить на земле предков в округе Сан-Хуан и тешили себя надеждой в ожидании ответа из Вашингтона.
 В 1920 году племенная группа Поузи численностью 100 человек покинула резервацию и перекочевала в район Блендинга, поселившись на родине вдоль каньона Аллена. В период между 1920 и 1923 годами паюты Поузи досаждали поселенцам, периодически осуществляя вылазки за едой  на мормонские фермы, в результате чего между фермерами и индейцами происходили мелкие стычки, накалявшие обстановку в округе в целом. Голодным индейцам деваться было некуда, ведь они не получали пайков, поскольку оставили резервацию, от чего вынуждены были грабить фермеров и ранчеров.
  В некоторой степени поселенцы недопонимали, почему индейцы  сознательно обрекают себя на  лишения, в то время,  когда им правительство выделяет средства на содержание в резервации. «Белые поселенцы не могли взять в толк, почему он (Поузи – И.К.) отказался от 15 долларов и провианта, обещанных индейцам, которые соглашались поселиться в резервации Колорадо, – писала праправнучка Поузи Тонья Моррис.  – Благодаря своей настойчивости и решимости он  пытался  помочь своему народу отстоять священную родину», – продолжала она, объясняя ситуацию.
События, вошедшие в историю под названием «Война Поузи» начались в феврале 1923 года. Поводом к «мятежу» паютов под предводительством Поузи послужил незначительный инцидент. Двое молодых паютов из бэнда Поузи грабанули овцеводческое ранчо Кэхон-Меса, связали владельца, зарезали теленка и сожгли мост.
Узнав об этом, Поузи убедил молодых людей сдаться местному шерифу Уильяму Оливеру. Находясь под стражей парни, вкушая тюремную пищу траванулись. Обеспокоенный состоянием здоровья молодых индейцев шериф отпустил их домой, взяв с них слово, что для разбирательства они в назначенное время на суд.
Однако этот инцидент дал к тому же повод общественности округа Сан-Хуан, выступить с более весомыми требованиями к властям штата об изоляции враждебных индейцев. Власти отреагировали должным образом и  всех болтающихся вне резервации ютов и паютов начали отлавливать, словно бродячих собак и бросать за колючую проволоку. Остальные индейцы, кто «не попал под раздачу», быстренько сворачивались и убегали целыми семьями под покров пустыни.
20 марта по делу индейских мальчишек совершивших налет на ранчо Кэхон-Меса состоялся суд. Поузи как вождь общины присутствовал на суде, оказывая мальчишкам моральную поддержку. Более того, он страстно желал быстрее замять инцидент, ибо ожидал решения из Вашингтона относительно  места проживания паютов.
Первая часть заседания суда прошла без происшествий. Один из подростков сын Джо Бишопа был признан виновным. В полдень, после вынесения приговора в работе суда был объявлен перерыв, и обвиняемого Бишопа-младшего должны были увести на обед. Присутствовавший в зале суда шериф Джордж Херст записал: «Мальчик Бишоп шел, опираясь на трость, всем видом показывая свою немощь. Суд признал его виновным и в 12-00 пополудни передал парня в руки шерифа Оливера, для того чтобы тот проводил его на обед. Для окончательного вынесения приговора по этому делу шериф Оливер должен был доставить Бишопа в зал суда к 15-00.  Как только первая часть заседания суда закончилась, то присутствующие из числа белого населения быстро разошлись по домам. На улице оставались несколько глазеющих школьников и группа угрюмых индейцев. Бишоп упирался и не хотел идти с Оливером, хотя тот убедительно настаивал на том, и просил парня не доставлять никому неприятностей. В мгновения молодой индеец отбросил трость, на которую опирался, схватил под уздцы лошадь шерифа Оливера и дернул ее изо всех сил. Оливер также мгновенно среагировал, и выхватил в ответ из-за пояса свой револьвер, пытаясь выстрелить в Бишопа. Но индеец одной рукой схватился за седло шерифа, а другой перехватил его оружие, не позволяя произвести выстрел. Потом Бишоп вырвал оружие у шерифа и одним прыжков вскочил на лошадь, позади сидящего на ней Джесса Поузи (сын Поузи старшего – И.К.) и вместе они галопом помчались в северном направлении. Шериф Оливер бросился за ними, но выстрелом из его револьвера Бишоп остановил его. Пуля попала в шею лошади шерифа Оливера…».
Все это совершилось на глазах старого вождя паютов, который  проклиная Бишопа, пехом отправился к своим людям, чтобы предупредить их о грядущей опасности.
Быстро собрав общину, Поузи подался в бега, преследуемый группой полицейских, ехавших за ним на  автомобиле «Форд». Для того чтобы остановить преследователей, старый вождь решил организовать засаду. Как только машина появилась в поле зрения индейцев, последние открыли по ней огонь из винтовок «Спрингфилд» калибра 7.62 мм. Вождь приказал стрелять только по колесам, но никак не по людям, жертвы не входили в планы Поузи. Но тем не менее Поузи был объявлен «врагом номер один» и за ним началась настоящая охота.
Газета «Times Independent» сообщила 22 марта: «Бэнд пайютов в Блендинге объявил войну белым…, губернатору штата Юта направлена нота с просьбой предоставить разведывательный самолет, вооруженный пулеметами и бомбами»…, индейцы Поузи насилуют и убивают мирных граждан…».
Репортер С.Слоун из газеты  «Salt Lake Tribune» не стеснялся передергивать факты и  нагнетать обстановку: «Блендинг в течение 36 часов был  в руках террористов в боевой раскраске. Они верхом на лошадях носились по городу, воодушевляемые кровожадным Поузи. Это была хорошо спланированная операция по захвату города, имевшая целью ограбление государственного банка…».
Другая газетенка не уступала «Salt Lake Tribune» и освещала события совсем следующим образом: «Блендинг превратился в вооруженный лагерь. В штаб то и дело пребывают курьеры с сообщениями о передвижениях  индейцев. Граждане ожидают призыва к всеобщей мобилизации…».
Жители Блендинга все же имели гражданскую совесть и не соглашались с прессой в оценках событий. Один из жителей города целенаправленно задал репортеру вопрос, почему  представляемая им газета пишет откровенную ложь. Корреспондент цинично ответил: «Потому что за нее платят хорошие деньги. К тому же мы еще не готовы вернуться домой, и если мы не будем поддерживать этот накал, мы получим телеграмму, в которой потребуют нашего возвращения». 
За голову Поузи была выставлена награда в размере 100 долларов живым или мертвым. Власти обвинили его в организации мятежа, а данное преступление по законам США того времени каралась смертной казнью.
В это время Поузи с небольшой семейной группой ушел в каньон Аллен в горах Навахо. Там он встретился с беглецом мальчишкой Бишопом и порыве гнева, как утверждала молва, пристрелил его, хотя по другим данным (я как автор принимаю именно эту версию)  Бишоп погиб чуть позже в перестрелке с полицейскими при штурме холма, где оборонялись «мятежные» паюты.
 После бегства в глубины каньона Алллен, вождь предпринял несколько попыток связаться с шерифом округа и вступить в переговоры с властями, которые уже мобилизовали отряд добровольцев и направили его в горы на поиск «мятежников».
В двадцати милях от Блэндинга отряд добровольцев на следующий день обнаружил следы паютов, которые петляли в изрезанном ландшафте каньона. Паюты выбрали не совсем удачное место для отсидки (на гребне одного из холмов), и когда помощник шерифа обнаружил их там, то тут же отдал приказ об открытии огня по индейцам.
Поузи же, наоборот, запретил своим людям стрелять по законникам. Вождь руководствовался тем, что в тюрьмах находилась масса их соплеменников и попади хоть одна шальная пуля в белого человека, заключенных мгновенно могли бы казнить. Более того, Поузи до последнего верил в мирный исход событий, поэтому, будучи в первые минуты обстрела раненым в бедро, приказал воинам сложить оружие, и сдаться властям, сам же ушел в горы и скрылся в одной из пещер каньона.
 В течение последующих нескольких недель, «мятежные» паюты постепенно сдавались властям. За это время горные убежища оставили 79 паютов из общины Поузи. Родственники вождя тайком навещали раненого Поузи, относя пищу и воду в пещеру в Комб-Ридж, где он укрывался.
Через месяц, когда родственники в очередной раз пришли  к пещере, то обнаружили Поузи бездыханно лежащим у костра, на котором он разогревал еду. Рядом с ним лежал труп его собаки.
Поюты считают, что вождь и его собака были отравлены мукой из которой Поузи готовил себя бисквиты. На данную причину смерти указывали естественные следы. На момент его смерти рана от пули в бедре вождя зажила и  не представляла более опасности для его здоровья. Видимых повреждений на теле собаки также не было обнаружено.
Однако благодаря прессе существуют и другие версии смерти Поузи. По одной из них он умер через несколько дней после ранения от потери крови. По другой он скончался от заражения крови вследствие ранения. По третьей – смерть наступила естественным путем, ибо он был в преклонном возрасте (60 лет), что, по-моему, маловероятно. По четвертой – Поузи погиб в результате наводнения,  мол, разразившаяся в горах гроза и ливень, каким-то образом вымыли его из пещеры вниз каньона.
Труп Поузи был опознан маршалом Джесси Рэем и в его же присутствии захоронен, но впоследствии могила  вождя паютов вскрывалась несколько раз, поскольку жители Блендинга проявляя циничное кощунство желали фотографироваться с телом легендарного «индейского бандита». После фотосессий тело не всегда закапывали обратно, в результате чего оно исчезло навсегда.
После смерти Поузи, власти дабы смягчить накал страстей освободили содержащихся в Блендинге в заключении мятежных индейцев, которые согласились заниматься сельским хозяйством и отдать своих детей на обучение в школы-интернаты.
 Что же касается общины Поузи, то семьям ее составлявшим правительство разрешило остаться в родных пенатах в каньоне Аллен (штат Юта), выделив им 160 акров земли. Приказ министра внутренних дел Хьюберта гласил: «Обеим бэндам юта-паютов старого Поузи, численностью 100 человек из каньона Аллен рекомендовано прекратить кочевую жизнь и осесть на индивидуальные земельные участки расположенные вблизи этого каньона. Бэнду ютов старого Пока, численностью 85 мужчин, женщин и детей отвести участок вдоль Монтесума-Крик. Две другие группы этих  бэндов, которые не являются дружественными расположить на некотором расстоянии друг от друга там же».
Община Поузи вплоть до 1933 года вела оседлую, затворническую, традиционную, как и ранее жизнь в каньоне Аллен, занимаясь примитивным сельским хозяйством и сезонной охотой, в то время как другие группы племени давно приобщились к цивилизации и стали фермерами. Суперинтендант по делам индейцев штата Юта отмечал в докладной записке для Бюро по делам индейцев относительно того, что  «жители каньона Аллен на сорок лет отстали на пути к цивилизации» от соплеменников, проживающих на юге.
Таким образом, жертвами  «Войны Поузи» стали двое паютов – старый вождь и мальчишка Бишоп, среди американцев жертв не было.  Однако эта «война» в очередной раз обнажила корни проблем в индейском вопросе.
В частности, внимание федеральных и местных властей в очередной раз было обращено на недопустимость с прохладцей решать земельные вопросы индейцев без учета мнения самих индейцев, а также игнорировать их чаяния  и нужды, и, более всего, пренебрегать их человеческим достоинством.

Литература

Roberts, David. Living With Wolves. – University of Oklahoma Press, 2008
Young, Richard K. The Ute Indians of Colorado in the twentieth century.  –University of Oklahoma Press, 1997
[Electronic resource]. URL: Robert S. McPherson. History of San Juan County. The Last Indian Uprising [Electronic resource]. URL: Поузи. http://indigenous.jimdo.com/2016/01/20/водзивоб/