Украина нэнька, матушка россия

Николай Челомбитько
      Как говорят, что у кого болит,  тот о том и говорит.  А болят у меня многие годы российско-украинские отношения. Нет, не отношения – это слишком официально сказано. Вернее сказать:   «российско-украинское единство». Я не могу себе представить, как Украина может жить без России, а Россия без Украины.
      Лучшие умы обоих народов раньше до меня и лучше, чем я,  высказались об этом вековом единстве. Мой давний приятель, известный поэт Леонид Татаренко ещё при своей жизни очень удачно отразил это в своих стихах:
                Украина и Россия –
                Два родника одной криницы.
                Украина и Россия –
                Два крыла одной жар-птицы.
      Лучше не скажешь. Для нас, многомиллинной группы россиян украинского происхождения, Украина является матерью-нэнькой, которая нас родила, поставила на крыло, а Россия – вторая мать, которая нас взрастила, создала нам и нашим семьям условия для  реализации своих сил и способностей. 
      Перед нами - общественными объединениями москвичей-землячествами, стоит сложная и трудная задача – совместный поиск эффективных форм сплочения людей на почве их общей заинтересованности в благополучии и процветании, национальном единстве своей новой родины.
       Вместе  с тем, мы не можем быть «Иванами не помнящими родства». Мы, как говорят, по определению, не можем оставаться равнодушными к тому, что происходит у нас на малой родине, в отношениях между двумя государствами. Ведь на Украине проживают наши братья и сёстры, наши друзья и родственники. Здесь ещё не заросли бурьяном могилы наших предков.
       В январе 2004 года все землячества украинских регионов в Москве объединились и создали Совет землячеств Украины. По поручению  коллег я возглавлял оргкомитет Совета, а затем был председателем вновь  созданной организации.  Концерт под названием «Украина-нэнька, матушка-Россия», который вскоре был организован Советом землячеств в Кремле,   продемонстрировал большой интерес россиян к украинской культуре. 
       Дух Украины-нэньки несколько часов незримо витал в пятитысячном зале Кремлёвского дворца. А когда Таисия Повалий и Иосиф Кобзон исполнили «Пісню про матір» Александра Морозова на слова Бориса Олійника, мало кто не прослезился. Я тоже не мог сдержать слёз, вспомнил натруженные руки и добрые карие глаза моей мамы,  которая
                «Навчила дітей, як на світі по совісті жити,
                Зітхнула полегко і тихо пішла за межу».
       По  её завещанию за  несколько месяцев до концерта я похоронил её  на нашей родине – в земле Украины.
       На этом же концерте в Кремле Александру Морозову были вручены сразу два почетных звания — Народный артист России  и Народный артист Украины.
Казалось, что всё спокойно и счастливо развивалось в украинско-российских отношениях. Ну не без того, что время от времени возникали какие-либо проблемы неантагонистического плана.  Мало – ли что может быть в отношениях между людьми и государствами, связанными кровными узами. 
       Бывало, что только в самых страшных бабушкиных сказках, и то рассказанных не на ночь, упоминалось о том, что «брат на брата пошёл». И я, прожив уже немало лет, был убеждён, что так наяву не бывает.  И сейчас  мне не верится,  что такое может быть. Но такое случилось.
       Мои родственники и друзья с ужасом звонят с Луганщины и рассказывают, что их дома и храмы, школы и больницы разгромлены, что с каждым днём растёт количество погибших. Потом увидел по телевизору как самолёт бомбит центр моего города, как в море крови на площади у сквера, который я вместе с друзьями закладывал в молодости,  погибают мои земляки.
       Моя давняя-давняя, ещё детская память мимо  воли воскресила ужасы, которые я переживал с мамой и бабушкой, убегая в подвал от фашистских бомб. Слава Богу – они уже не застали этого, как мне теперь кажется, ещё более жестокого времени.