Дождь

Владимир Бородин 2
Погода и дождь. Замечательное сочетание! Говорят люди в солнечные дни: хорошая погода. Мне же нравится и дождливая погода. Примерно такая, как сегодня...
Дома я один. Курю и пью кофе. Краем уха, слушаю то, что мне вещает телевизор. Передача называется: "Самые шокирующие гипотезы"... с телевизором мне как-то не хочется разговаривать. Поэтому, недалеко от меня сидит моя младшая дочь.
Я вижу ее тем зрением, которое внутри нас, памятью.Она прислонилась спиной к стене, на диване, в ее руках телефон. Знаю, что дочь в интернете, я никогда не беспокоюсь за это, никогда не контролирую ее. Мне приятно слышать, как вдруг...она засмеется нежным, чистым смехом чему-то там. Ее пальчики ловко бегают по ее миру...
В моем детстве, у меня был совсем другой мир. Мне захотелось, вдруг, рассказать дочери о своем детстве...
- Ты можешь, милая, отвлечься?, - спрашиваю.
- Да, пап, - отводит она глаза от телефона, - что такое?
В ее взгляде нет никакого недовольства от моего вмешательства в ее личную жизнь. Она внимательно смотрит и готова слушать. Это я вижу. Возможно, ведь она тоже знает интонации моего голоса.
- Посмотри в телевизор.
- О, история про Лота и его жену! - восклицает она, мгновенно оценив, - и ты снова смеешься над "научными" изысканиями по поводу того, кто и как сжег Содом и Гоморру?
Она смеялась. Я довольно часто рассказывал детям эту историю. Им всегда было очень смешно, КАК я толковал самую смешную книгу на Земле - БИБЛИЮ...
- Знаешь, что я сейчас вспомнил? - спросил я.
- Знаю, - снова засмеялась дочь, - Двух дочерей Лота...
- Не угадала! Я вспомнил себя, шестилетним мальчиком. Двор и дом, в котором мы жили с мамой. Множество людей в этом доме. Я вспомнил таинственную, темную квартирку и ее обитателя - древнего старика. Такого же таинственного, как и вся его жизнь.
Знаешь, что меня сильнее всего удивляет?
- Ну, нет, конечно... Скажи!
А я улыбался. Я уже погрузился в воспоминания...
- До сих пор не понимаю, - заговорил я медленно, - Как самые странные люди находили, или выбирали, меня. Став уже взрослым, а это произошло в мои 15 лет... Ты не смейся! С этого возраста и началась самостоятельная жизнь, вдали от мамы, от родных. Став взрослым, я уже точно знал, что меня сильнее всего интересуют необычные люди.
И я искал встреч с ними! Но, сейчас не об этом. Так вот, не знаю, почему тот странный и таинственный старик среди множества ребятни нашего двора, выбрал именно меня. Мне только одному было позволено быть его гостем.
Малюсенькая комнатка. Тяжелые, бордовые шторы на окнах. Круглый стол и... полки с книгами. Для маленького мальчика, эти книги выглядели устрашающе! Я их, даже по одной, еле мог удержать в руках.
А в уголке у старика стоял совсем маленький столик. Это была его кухня. На нем стоял огромный керосиновый примус, ты, наверное, и не знаешь, что это за штукенция... Старик кипятил чайник, заваривал себе сильно и приятно пахнущий кофе. А мне делал чай. Очень сладкий.
Однажды, будучи у него в гостях, я рассматривал картинки в одной такой толстенной книге. Старик поднес мне чай и, взглянув на картинку, спросил, почему я так долго ее рассматриваю -
Я поднял глаза на экран телевизора. Дочь тоже перевела туда взгляд и рассмеялась: - Бать, ты рассматривал эту же картинку?
- Именно эту, - я тоже засмеялся. На экране стояла гравюра из Библии Гюстава Доре: бегство Лота из Содома.
- У старика была эта книга. Я ее долго искал. Теперь она у нас есть! Ты, маленькая, тоже ее часто разглядывала. Так вот. Именно эту гравюру я и рассматривал тогда.
- И, - девочка уже отложила свой телефон в сторону, - что же ты?
- Я сказал ему, что не понимаю ее, эту картинку. Старик спросил, что же я не понимаю? Ты только представь шестилетнего пацаненка. Я сказал, что вообще ничего не понимаю. Две дочери несут на себе отца. Он такой старый, что не может идти??? Или он очень пьяный? А его жена что за кувшин несет на плече? За ними идет война, я вижу взрыв. Но здесь написано, что жена оглянулась и превратилась в соляной столб. Как это? А почему Лот и дочери не превратились? Я не вижу на картинке ничего такого у них на спине, что их защитило! И что это за война? Другая? Не эта, которая недавно закончилась? Лот - латыш? А дочек как звали?-
И тогда старик сказал мне слова, которые я запомнил на всю жизнь! То ли от его слов, то ли я от природы такой, но сколько я себя помню, к любым словам, не важно - произнесены ли они, напечатаны ли они, я словам не доверяю. Изучая людей, я понял... что в разных ситуациях, при разном настроении, в разном возрасте, они говорят совершенно разные слова! В состоянии эйфории, счастья, удовольствия, говорят одни слова. В состоянии гнева, печали - другие. И это очень часто абсолютно противоположные понятия.
- Так, пап, - дочь помахала ладошкой перед моим лицом, - вернись сюда! Что же сказал старик тебе тогда???
- Что он сказал? - переспросил я, еще не вернувшись в реальность, - что же он сказал... я же точно не помню его слов. Но, это те же слова, которые я говорю вам с раннего детства. Примерно. Всем вам.
Слова людей лживы. Вы их слышите. Вы их понимаете. Но не доверяйте им! Постарайтесь увидеть человека, говорящего их. Даже, если вы читаете слова... их писал тоже человек. В каком настроении? Кто он?
Тот старик научил меня видеть слова! Видеть людей, рисующих картинки! И тогда у меня, говорил он, возникнут вопросы. Их можно игнорировать, эти вопросы, но интереснее искать ответы на них!
Вот, перед тобой картинка из Библии Доре. Рассмотри ее. Представь Гюстава Доре... он рисовал гравюру под впечатлением строк из Ветхого Завета. Он, как и многие-многие люди, читая текст, понимал его по-своему.
Кто он сам, тот Гюстав? Он глупый или умный? В какое время он жил? Верил он в Бога или не верил? Или... это человек, просто владеющий карандашом?
Как он себе представлял уничтожение Содома? Лота и его семью? Почему только жена Лота несет на плече только кувшин? Что в нем? Она превратилась в столп, это можно допустить, но... появляется новый вопрос... кто-то из оставшихся троих, тоже должен был вернуться и снять кувшин с плеча матери. Иначе дочерям Лота нечем было бы напоить отца...
Какими людьми были эти Лот и его семейство? Глупыми или умными? Что они знали об окружающем мире, если, сидя в пещере, обе дочери думали, что остались тремя единственными людьми на всей Земле? Почему их папа ничего им сказал? Он уже был пьян? Лот алкоголик???
Как же их воспитывал папа, если они не имели представления о мире, но прекрасно знали, что нужно делать, чтобы забеременеть от  отца?
Ты научишься думать, сказал тогда старик.
И вы научитесь думать, говорю и я вам. Если поймете, как читать и слушать. А, главное, что спрашивать!
Посмотри в окно, милая, дождь кончился! Вышло солнце. Погода сменилась, а мир остался тем же!
Так и с людьми, доча. Случаются неприятности, случаются приятности, но, если в человеке есть стержень - он в любых обстоятельствах остается тем же.
Пойдем во двор, милая...