Портреты сестер Чавчавадзе. Часть II

Нина Ершова
****

1) НАХОДКА.

 Кто ищет, тот всегда найдет. В справедливость этой оптимистичной поговорки меня заставил поверить тот факт, что я нашла подтверждение своему предположению. В первой части своей работы "Портреты сестер Чавчавадзе", опираясь на даты создания, я предположила, что известный портрет Нины Чавчавадзе, а именно пастель французского художника Эмиля Дессена, не мог быть создан с натуры в 1851 году. На мой взгляд, явно не совпадал возраст изображенной на нем женщины, а именно Нины Чавчавадзе и модели художника.
Но все же оставалась во всем этом какая-то загадка для меня.

    И вот недавно, посмотрев передачу "Время, портреты, судьбы" ,посвященную Нине Чавчавадзе-Грибоедовой, я поняла, что все же была права.
    Автор и ведущая этой передачи Елена Зайцева рассказала о портрете Нины, созданном немецкой художницей Хелен Франкен, написанном в 1856 году. Это акварель, на которой изображена Нина в темном платье, с четками в руках за год до своей смерти. Нина умерла во время эпидемии холеры в 1857 году, ей было на тот момент сорок пять лет. Портрет имеет несомненное сходство с фотографией Нины позднего периода.

   В той же передаче упоминалось, что при жизни Нины было создано два ее портрета: этот портрет с четками  и акварель неизвестного художника, написанная в 1826-1827 годах, когда Нине было 15-16 лет.
   На втором портрете юная красавица Нина изображена в том возрасте, когда Александр Грибоедов предложил ей стать его женой. Портрет имеет удивительное сходство с пастелью Эмиля Дессена 1851 года. Это изображение Нины называется "Нина Чавчавадзе в сером платье", хотя , на мой взгляд, оно скорее голубое. Сравнение пастели с  акварельным портретом 1826-27 годов наводит на мысль, что Эмиль Дессен скопировал акварельный портрет, потому что похоже абсолютно все: поза, платье, головной убор, наконец , сама модель. Разница только в том, что на руке акварельного портрета Нины изображен браслет, а на пастели Дессена браслета нет. Таким образом я пришла к выводу, что в 1851 году Дессен скопировал ранний портрет Нины. Несомненно, что это было сделано по заказу самой Нины или ее семьи.

   Но кто же тогда изображен на портрете Эмиля Дессена "Нина в коричневом платье" того же 1851 года? Хотя я бы назвала это бархатное платье скорее лиловым, чем коричневым. Его цвет перекликается с цветом шелкового платья на портрете Хелен Франкен, но фасон совершенно другой. На мой взгляд, не могла Нина в 1851 году быть так одета, как изображено на портрете Эмиля Дессена. Скорее это наряд для юной девушки, чем для зрелой женщины, которой Нина была в 1851 году, ведь ей было уже в районе сорока лет. В то время это был уже солидный возраст.

   Сравнив этот портрет с фотографией Софьи Чавчавадзе, сестры Нины, можно предположить, что это могла быть изображена она. Софья моложе Нины на 20 лет. Ее возраст в 1851 году вполне соответствует возрасту изображенной на пастели модели. Ей было тогда девятнадцать лет.

2) ХУДОЖНИЦА ХЕЛЕН ФРАНКЕН.

 Привожу некоторые сведения о художнице Хелен Франкен, написавшей портрет с четками Нины Чавчавадзе-Грибоедовой,сославшись на работу:
"Немецкая художественная традиция и Грузия с начала XIX века до 40-вых годов XX века." 2006г. Автор: Чогошвили Нино Левановна.

 "Со второй половины XIX века в Грузии проживала немецкая супружеская пара – Хелен и Пауль фон Франкены. Пауль фон Франкен (1818-1884) в искусствоведческой литературе упоминается как «кавказский художник». Он известен также, как представитель позднеромантической живописи.
 
 Профессиональное образование Пауль фон Франкен получил в Дюссельдорфской академии художеств, затем сам преподавал рисование в Дрездене. В 1850 году Франкен женился на своей ученице Хелен Кёбер. В 1853 году Франкены проездом через Петербург приезжают в Тбилиси. Франкен пробыл на Кавказе до 1861 года. Художник путешествовал по разным уголкам Грузии, зарисовывал виды природы, кавказские типы. Он повидал Имеретию, Колхидскую низменность, Кахетию, позже – побережье Каспиского моря. Побывал он также в Армении и Турции.

 Записи Франкена не сохранились, хотя его путешествие можно восстановить по его зарисовками и картинам. На живописных полотнах Пауля фон Франкена представлены, в основном, кавказские ландшафты. Многофигурные композиции и этнографические детали представлены, в большинстве, на фоне природы. Для художника-романтика природа, как правило, является носительницей настроения, а человеку отводится второстепенная роль.


Вместе с тем, в некоторых работах он изображает природу Грузии с несколько необычной сторны. Художник рисует густые леса, скалы, горы, дороги, уходящие вглубь. Природа передана очень эмоционально, с противопоставлением контрастного освещения и цветовых акцентов. Эти виды больше напоминают северные пейзажи, нежели южные.... "
   Франкен до конца жизни остался «кавказским художником». После возвращения в 1861 году в Германию, Франкен разрабатывал только кавказские впечатления и созданные здесь мотивы.

  Художница- портретист Хелен (Кёбер) Франкен приехала в Тбилиси вместе с Паулем фон Франкеном. С 1861 года, после того, как Франкен покинул Тбилиси, Х. Франкен работала учительницей рисования в Тбилисской женской гимназии. Кроме того, у нее было много заказов из круга довольно известных в Тбилиси семей. Сохранившиеся работы Х. Франкен говорят о том, что она работала, в основном, в жанре портрета. Как и П. Франкен, она разделяла романтическое мирофоззрение и уровнем художественного мастерства никак не уступала своему учителю и супругу. В Государственном музее Грузии хранятся выполненные художницей акварелью и пастелью на бумаге портреты мужчин и женщин в грузинской и европейской одежде.

  В портретах работы Хелен фон Франкен запечатлены попытки создания психологического портрета изображаемого лица, передачи его внутреннего мира, чего художница в большинстве случаев успешно добивается. Женские портреты отличаются более поэтичным настроем. В некоторых картинах почти нейтральному, чуть бледному фону противопоставляется одежда выдвинутых вперед фигур, бросающаяся в глаза зрителю как цветом, так и тщательно обработанными орнаментальными украшениями. Хотя в довольно смелых цветовых сочетаниях, в живых драпировках платьев наряду с живописным вкусом Хелен Франкен ощущается и присущее ей чувство меры.

  Сдержанный реализм портретов Х. Франкен, указывающий на влияние манеры ее учителя Рёттинга, сочетается с романтическим настроем и чертами идеализации, характерных для П. Франкена. Хотя, в отличие от П. Франкена, для Х. Франкен Грузия стала, можно сказать, второй Родиной, где она обосновалась навсегда. У нее совершенно иное отношение к окружающей среде. В отличие от Пауля Франкена, она не воспринимала Грузию экзотической, «приключенческой» страной. На основании ее сохранившегося по сей день немногочисленного наследия можно сделать вывод, что она сумела достаточно глубоко постичь и затем отобразить в портретах современников «грузинский характер»."

   Этот отрывок из интересной и познавательной работы Нино Чогошвили дает нам представление о культурной среде, в которой жили Нина Чавчавадзе и изобразившая ее немецкая художница.
  После отъезда своего мужа в Германию, Хелен осталась проживать в Грузии, как независимая художница, и, благодаря этому мы и имеем сейчас возможность видеть портрет Нины Грибоедовой 1856 года ,т.е. созданный при ее жизни.
   Судя по передаче "Время, портреты, судьбы" с ведущей Еленой Зайцевой, портрет находится сейчас в Литературном Государственном музее на Петровке.

********

ИЗОБРАЖЕНИЕ:

ВЕРХНИЙ РЯД: Портрет с четками Хелен Франкен слева.

             Справа: Акварельный портрет неизвестного художника 1826-27гг.
               
 Пастель Эмиля Дессена"Нина Грибоедова в сером платье". 1851

НИЖНИЙ РЯД: Слева: фотография Софьи Чавчавадзе-Николаи.
                Пастель Эмиля Дессена "Портрет Нины Грибоедовой в          коричневом платье" 1851 года.
            Справа: гравюра с фотографии Нины Грибоедовой.