Неизвестные истории. Война в Блафф

Игнат Костян
Одними из последних эпизодов индейского сопротивления в  США в пострезервационный период по праву считаются события 1915 и 1923 годов, выразившиеся в вооруженных конфликтах индейцев племени ютов и паютов с американскими поселенцами. Эти события вошли в историю под названием «Война в Блафф» 1915 года и «Война Поузи» 1923 года, их причины стандартны и однотипны – нежелание индейцев уступать земли американским поселенцам, и связаны они с именем одного из одиозных лидеров паютов Поузи.
В это время на смену легендарным вождям краснокожих, прославившихся в период индейских войн ХIХ столетия пришло новое поколение лидеров, не желавших мириться с несправедливостью, царившей в мире белого человека, и невольно продолживших безнадежную борьбу за сохранение утраченного образа жизни.
Вождь паюта-ютской общины Поузи родился в 1860 году (по другим данным 1863 – И.К.) в округе Сан-Хуан, штат Юта в окрестностях современного города Блендинг, в отдаленном горном районе Навахо-Маунтин  – огромной территории называемой паютами «Землей туманов».
У его отца было две жены, одна из которых по происхождению была мексиканкой,  воспитанной в племени паютов, от которой родился мальчик нареченный именем Мапау, позднее прозванный Сагвагери (Зеленый Волос).
Имя Поузи как свидетельствуют предание паютов, Сагвагери позаимствовал от Портера Поузи – золотоискателя мывшего руду на реке Колорадо, с которым у индейских ребятишек  сложились добрые отношения.
Во дни юности Сагвагери, паюты часто воевали с навахо, которые проживали к северу от Навахо-Маунтин. Впервые с белым человеком паюты столкнулись  тогда, когда мормоны под предводительством знаменитого Бригама Янга основали городок Блафф на юго-востоке современного штата Юта. С этого момента между ютами, паютами с одной стороны и мормонами с другой стали возникать конфликты. Поселенцы вторгались в охотничьи угодья индейцев, а последние в свою очередь, нападали на поселения мормонов, уводили у них лошадей, крали и резали скот.
Вождем  большесемейной общины состоявшей из паютов и ютов принадлежавших к группе авикан (бэнд витапунучи), в которой воспитывался Сагвагери, в то время являлся Манкос по прозвищу Джим, а его опорой были молодые воины Пок и соответственно Сагвагери, неразлучные друзья с детства.
Будучи молодым, но уже довольно-таки известным и авторитетным воином  Поузи-Сагвагери женился на сестре своего друга Пока, которую звали Тура. От брака с этой девушкой у Поузи родились трое сыновей, один из которых умер в младенчестве.
 После восьми лет счастливого брака случилось несчастье, Поузи будучи разгоряченным совершенно случайно выстрелил в свою жену и смертельно ранил ее. Через три дня Тура в муках скончалась на руках сокрушенного от слез Поузи. Спустя несколько лет Поузи женился на сестре Туры по имени Кадиа (английское имя Мэри Хэтч) от брака с которой у них родились две дочери, одна из которых умерла при рождении.
Брак с Кадиа еще больше укрепил связи Поузи с ютами и их лидером вождем Поком – давним верным другом паютов. Данный племенной союз являл собою довольно-таки внушительную силу в период 80-х годов ХIХ век. Воины ютов и паютов под предводительством Пока и Поузи на протяжении последних 15 лет уходящего столетия воевали против американцев и в отличие от других  племенных групп паютов и ютов не желали закапывать топор войны, по-прежнему отстаивая каждую пядь исконно занимаемой территории.
В июне 1881 года произошло сражение между воинами паюта-ютского отряда и армейским патрулем в долине Пинхук. Мормоны посчитавшие, что с их людьми Джоном Турманом и Диком Мэйем в 35 милях от Долорес расправились враждебные юты, попросили поддержки у армии. В этой связи к реке Сан-Хуан отправился армейский патруль в сопровождении разведчиков навахо.
 До сего момента отношения Поузи к солдатам армии США были дружескими, но определив среди них разведчиков навахо, лидер паютов вскипел, ибо терпеть не мог своих врагов навахо.  На пути движения патруля паюты подготовили засаду, поскольку знали, что солдаты вперед основных сил отряда сначала направят именно разведчиков навахо. Как только группа разведчиков навахо и несколько солдат достигли места засады, паюты Поузи обрушили на них шквальный ружейный огонь. После окончания обстрела Поузи выпустил своих разъяренных воинов из укрытия и приказал добить раненых врагов. В результате воины Поузи уничтожили всех разведчиков навахо и 13 солдат.
В июне 1887 года  отряд  ютов и паютов под предводительством вождей Поузи и Пока не позволил восьми вооруженным воинам навахо и их лидеру по имени Лисица расправиться с женой торговца Бартона в отместку за то, что тот  в ходе разборок из-за какого-то товара ранил одного из воинов навахо из группы Лисицы. Поузи и еще несколько воинов паютов заступились за беззащитную женщину, прикрыв ее своими телами  в тот момент, когда разъяренный Лисица уже направил на нее свой револьвер.  Видя непоколебимость и решительность паютов сражаться за белую женщины, навахо отступили.
К 1905 году племенные группы ютов и паютов руководимые вождем Манкосом по прозвищу «Джим» сложили оружие и согласились жить в мире с белыми людьми, но бэнды этих племен находившиеся под влиянием вождей Поузи и Пока продолжили сопротивление и время от времени совершали  набеги на поселения американцев.
 Вооруженные локальные стычки между индейцами и белыми в районе Блендинга (ранее городок назывался Грейсон – И.К.) происходили на протяжении последующих десяти лет вплоть до событий, вошедших в историю под названием «Война в Блафф».
В марте 1914 года Тсе-не-гат  или как его называли американцы Люк Эверетт – сын вождя ютов Пока и племянник Поузи, а также еще один молодой индеец совершили набег на овчарню, откуда по одной из версий похитили несколько овец, а по другой – зарезали одну овцу, убили  сторожевую собаку и мексиканца по имени Хуан Чокона. Горожане быстро установили виновных и потребовали от властей их задержания. Для ареста преступников в лагерь ютов вождя Пока были направлены полицейские навахо. Старый вождь отказался выдать сына и его подельника и потребовал от полицейских навахо покинуть его лагерь, в противном случае, если те будут продолжать настаивать на аресте сына, он вынужден будет  открыть по ним огонь. Навахо не стали искушать судьбу и покинули лагерь Пока.
На протяжении последующих шести месяцев информация об указанном инциденте распространилась в газетах, которые наперебой, сгущая краски, вещали о «бандах сорвавшихся с цепи индейцев», терроризировавших местное население. С легкой руки прессы косвенные обвинения пали и на вождя паютов Поузи, репутация которого среди белых людей была далека от позитива. В глазах поселенцев округа Сан-Хуан Поузи являлся еще пока живым символом всех «деградированных, причиняющих беспокойство индейцев». Всякое происшествие с участием ютов или паютов совершаемое в фатальном 1915 году  связывалось с именем Поузи. Пресса приписывала Поузи убийство некоего полицейского Джо Айкена, а также и убийство брата Поузи по имени Скотти, который якобы слыл сторонником мирного разрешения конфликта паютов с белыми, и более того, пресса подняла  на поверхность трагический случай  со смертельным  исходом касающийся первой жены Поузи. «Этот недобитый зверь, – писали газеты в отношении Поузи, –  убил собственную жену, за то, что она избрала путь белого человека».
Одним словом Поузи стал настолько колоритным персонажем  в желтой прессе, что местное население невольно стало считать его абсолютным «злом», которое не может быть искоренено иным образом, как только путем его физической ликвидации.
Пок и Поузи понимали серьезность разворачивающегося конфликта и поэтому сразу же после инцидента с убийством сторожевого пса и смертью Хуана Чокона, собрали под ружье отряд воинов численностью около 50 человек и увели его в горы Навахо-Маунтин.
Местные газеты сообщали: «Тсе-не-гат имеет репутацию шкуродера и поэтому вожди будут его защищать до последнего воина».
Спустя десять месяцев  после инцидента маршал округа Акила Небекер собрал отряд из 26 ковбоев, в который входили трое представителей закона и направил его к Навахо-Маунтин, где по данным разведчиков навахо засели повстанцы под предводительством вождей Поузи и Пока.
25 февраля 1915 года отряд «законников» Небекера подошел к местечку Коттонвуд-Галч, что в горах Навахо.
 Погода в тот день была прескверная, падал мокрый снег и дул холодный ветер. Охранение, которое выставили повстанцы вокруг своего лагеря, внезапно обнаружило приближение полицейских, появления которых  индейцы прямо сказать не ожидали. Один из часовых, прежде чем дать залп из ружья, стал кричать об опасности, в связи с чем, обитали индейского лагеря всполошились, и открыли беспорядочный огонь. Люди Небекера ответили тем же, завязалась перестрелка.
Позиции воинов Поузи находились чуть выше, вдоль реки Сан-Хуан и когда Поузи услышал эхо стрельбы доносившееся из лагеря Пока, тотчас же поспешил на помощь. Воины Поузи численностью 40 человек обошли противника с тыла и вступили в бой сходу.
 Маршал Небекер понял, что его дела могут быть плохи, если не отправить посыльных за подкреплением в Блафф. В течение нескольких часов к месту боевых действий в Коттонвуд-Галч прибыло 50 человек добровольцев из Блафф, Кортеза, Блединга и Монтичелло.
Бой с переменным успехом длился весь день и всю ночь. На следующий день было объявлено перемирие для того, чтобы посчитать потери  и оказать помощь раненым.
Из отряда Небекера погиб один полицейский Джо Айкин, которого как указывалось выше, убил лично Поузи, когда тот с группой своих людей попытался блефовать, и, направившись в стан Поузи с белым флагом, предпринял попытку его захвата. Кроме Айкина как указывают некоторые источники, погибли еще двое полицейских и несколько человек были ранены.
Из числа индейцев погибли один мужчина и одна женщина, несколько человек были ранены и двое попали в плен.
По окончании перемирия Пок и Поузи скрытно увели повстанцев в пустыню, в связи с чем, маршал Небекер приказал своим силам возвращаться в Блафф, ибо возможностей для организации их преследования у него не было.
Через некоторое время отступающих повстанцев нагнал отряд навахо численностью около 50 человек, но Поузи и Пок устроили им засаду. В ходе столкновения погибли двое индейцев навахо, несколько человек из них были ранены, после чего преследователи отступили. Повстанцам удалось уйти и спрятаться в пустыне, а дело пресечения их деятельности стало головной болью армии США, которая направила в Юту для переговоров с повстанцами  бригадного генерала Хью Скотта занимавшего тогда должность начальника главного штаба армии США.
10 марта 1915 года генерал Скотт в сопровождении нескольких  офицеров армии США прибыл в Блафф, где ему сообщили о том, что повстанцы ушли в горы и находятся в 125 милях от города, предположительно в местечке называемом «Мексиканская шляпа».
«Мы провели целый день в Блафф, а потом направились в то место, которое местные называют «Мексиканская шляпа», – писал генерал Скотт позднее в своих мемуарах. – Когда мы добрались туда, то там нас встретили дружественные навахо, которые повели нас дальше к месту, где предположительно находились вожди Пок и Поузи… На подходах к лагерю мятежников нас встретил дружелюбный мальчик поют по имени Джим.
Он был послан их вождями, чтобы встретить меня и рассказать им о моей миссии. В течение последующих трех дней мы находились в окрестностях лагеря мятежников, поскольку по договоренности с ними не имели права туда входить. К концу третьего дня в наш стан для переговоров прибыл Поузи и четверо других индейцев с ним. Мы говорили через переводчика навахо, это было вечером. Я особенно ничего не спрашивал, поскольку неважно себя чувствовал и лишь только поинтересовался как у них дела.
Мы дали им хорошей еды, одеяла, и я предложил продолжить разговор на следующий день. Поузи и его люди были без оружия, но я так подразумеваю, что они при подходе к нам где-то спрятали его. На следующий день на встречу со мной прибыли Пок, Тсе-не-гат и 25 человек с ними. Я попросил их рассказать о своих бедах и претензиях. После того как я выслушал их, то сказал, что не думаю, чтобы они были заинтересованы в том, что бы их дети продолжали бегать по горам от солдат и ковбоев, пока те их не перебьют. Я сказал, что хочу помочь им, и предложил сложить оружие, если конечно же они пожелают».
Посовещавшись в течение дня, Пок и Поузи согласились сдаться.
 Оба вождя, Тсе-не-гат, и сын Поузи Джесс были взяты под стражу до суда и заключены в тюрьму в Солт-Лейк-Сити. Вскоре Поузи Пок и Джесс были отпущены на свободу, Тсе-не-гат же был отправлен в Денвер на суд, где его обвиняли в убийстве мексиканца Хуана Чокона в 1914 году.  Однако судья и присяжные не нашли доказательств вины Тсе-не-гата достаточными и за их отсутствием освободили его в зале суда. После вынесения этого приговора Тсе-не-гат  на радостях еще некоторое время оставался в Денвере, проводя время в роскошных отелях и ресторанах за счет «Ассоциации по правам индейцев», которая внесла достойную лепту в дело его оправдания.
Решение денверского суда  оправдавшего Тсе-не-гата, было слабым утешением для старых вождей Пока и Поузи, ибо власти заставили их увести в резервацию в пустынные горы Юты 160 соплеменников, где они прожили до 1920 года, после чего правительство вновь начало процесс сгона их с резервационных земель,  заставляя переселиться в еще менее плодородные земли в каньоне Монтесумы.