Все они солдаты... Киноповесть. Гл. 79

Надежда Андреевна Жукова
    КИНОПОВЕСТЬ  "ВСЕ  ОНИ  СОЛДАТЫ..."


    79.
    ОКОЛО  ПОЛУДНЯ  СЛЕДУЮЩЕГО  ДНЯ.   ПЕТЕРБУРГ.   АДМИРАЛТЕЙСТВО.
    РАБОЧИЙ   КАБИНЕТ   ВЕЛИКОГО   КНЯЗЯ   КОНСТАНТИНА   НИКОЛАЕВИЧА.



   
      На  экране  давно  известный  нам  кабинет  Великого  Князя  Константина  Николаевича  Романова  в  Адмиралтействе,  а  в  нём   хорошо  знакомая  сцена : Константин  Николаевич  за  рабочим  столом,  а  напротив  него  в  кресле  для  посетителей  полковник  Велесов  в  парадном  белом  мундире  кавалергарда.
      У  Ярослава  Всеволодовича  утомлённый  вид.  Лицо  буквально  серое,  белки  глаз  красные,  видно,  что  не  спит  уже  двое  суток  кряду,  устал,  и  лишь  его  здоровая  природа  и  закалённость  позволяют  держаться  и  даже  самому  пока  ещё  не  чувствовать  собственной  усталости.
      Великий  Князь  смотрит  на   Велесова  с  уважением  и  сочувствием,  слушает  внимательно.
      Мы  попали  в  кабинет  как  раз  к  окончанию  доклада  князя  и  вместе  с  Константином  Николаевичем  внимательно  его  дослушиваем:
      --  … Таким  образом,  профессор  Спичкин  дал  исчерпывающие  показания  о  своей  деятельности,  как  и  о  деятельности  кружка,  руководимого  Гераклом,  об  их  совместной  роли  в  разжигании  народных  волнений.
      Велесов  поднялся  и  протянул хозяину  кабинета  папку:
      --  Здесь,  Grand-prince,  бумаги  по  этому  делу : и  протоколы  допросов,  и  письма,  и  документы,  и  доклады  моих  сыщиков…  Ознакомьтесь  сейчас,  хоть  поверхностно,  будьте  так  добры…
      Великий  Князь  папку  принял,  раскрыл  и  стал  просматривать  лежащие  в  ней  бумаги.
      На  некоторое  время  в  кабинете  воцарилась  напряжённая  тишина.
      Потом  Константин  Николаевич  поднял  на  полковника  взгляд  и  спросил:
      --  Здесь,  смотрю,  мелькает  имя  графа  Юмитова. К  каким  неприятным  известиям  ты  меня  сейчас  готовишь?
      --  Юмитов  руководил  деятельностью  Спичкина.
      Велесов  замолчал,  давая  время  понять  и  принять  сказанное.
      Потом  продолжил:
      --  Вы  найдетё  подтверждение  этому  не  только  в  протоколах  с  признаниями  профессора,  но  и  в  отчётах  моих  сыщиков,  наблюдавших  их  встречу  в  кофейне  и  записавших,  расшифрованный  по  движениям  губ  разговор.  Тут  и  доклад  моего  человека,  выследившего  графа,  при  посещении  им  конспиративной  квартиры    профессора.  В  папке  и  личные  письма  графа  Спичкину,  записи  самого  профессора  о  том,  какие  суммы  передавались  ему  графом  и  как  профессор,  по  его  указанию,  их  использовал…
     Константин  Николаевич слушает хмурясь, а  потом  перебивает:
      --  Это  ведь  не  главное  по  графу…  Я  тебя,  Ярослав  Всеволодович,  знаю.  Самое  неприятное  ты  приберёг  к  концу.  Сначала  меня,  как  всегда  это  делаешь,  только  приготовил  к  удару… Учёл,  что  и  супруга  моя  крестила  одного  из  внуков  Юмитова, и  сам  граф  вхож  в  мой  дом… Не  тяни  уж … Давай,   переходи  к  самому  основному,  к  тому,  ради  чего  и  явился  ко  мне  сегодня…
       --  Вы  правы,  Grand-prince. Там  в  папке  есть  и  другие  документы.  Я  однажды  Вам  докладывал  о  скрываемом  графом  разорении,  о  его  странном  и  неправильном, на  мой  взгляд,  поведении  в  связи  с  этим…  Говорил,  что  временно  неплохо  бы  поостеречься  от  близкого  общения  с  этим  человеком… Мне  граф  давно  казался  …
      --  Давай-ка  без  предисловий,  князь…
      --  Без  предисловий  всё  равно  не  получится.
      Полковник  замолчал,  нахмурился  и,  встретившись  взглядом  с  Великим  Князем,  не  отводя  глаз,  продолжил:
      --  Существует  некая,  небезызвестная  Вашему  Императорскому  Высочеству, … группа  людей, … имеющая  …  большой  вес … во  многих  странах … Она  уже  неоднократно  вмешивалась  во  внутренние  дела  Российской  Империи…  И  у  меня  есть  все   основания  полагать,  что  граф  Юмитов -- сегодня  её  представитель  в  России,  что  он  действует  под  руководством  одного  из  членов  упомянутой  организации  и  находится  с  ним  накоротке. Там  в  папке  обоснованные  доказательства  этому  моему  заявлению.
      Велесов  вздохнул,  замолчал  и  отвёл  глаза,  но,  не  дождавшись  от  Великого  Князя,  слушавшего  его  с  мрачным  выражением  лица,  ни  слова,  продолжил:
      --  Более  того,  здесь,  в  России,  вокруг  графа  объединилось  немало  представителей  самого  высшего  света… Среди  них  и  те,  кто  не  просто  имеет  вес  в  обществе,  но  и  занимает  высокое  положение  во  многих  министерствах.  По  заданию… уже  упомянутых  мною  людей,  передаваемому  через  Юмитова,  его  друзья  всячески  вредят  России,  тормозят  её  развитие.  Так,  в  частности,  они  препятствовали,  и  продолжают  препятствовать  и  проведению  земельной  реформы...
      В  кабинете  повисло  молчание.
      Великий  Князь  некоторое  время  молча  переваривал  услышанное,  а  потом,  ни  как  не  прокомментировав  сказанного  полковником  о  Юмитове,  подвёл  итог:
      --  И  этих  людей  мы  должны  знать  поимённо.  И  остановить.
      --  Именно,  Grand-prince!  Но  назвать  их  нам  может  лишь  граф.  Мои  домыслы  по  составу  его  кружка  всерьёз  Государь,  да  и  Вы  сами,  не  воспримет.
      --  И  ты  требуешь ареста  Юмитова…
      --  Незамедлительного.  Более  того.  Тайного.
      Помолчав  мгновение,  полковник  поясняет:
      --  До  того,  как  арест  графа  станет  известен  свету,  мы  должны  будем  получить  от  него  не  только  список  членов  упомянутого  кружка  и  немедленно  их  арестовать,  но  и  узнать  всё  о  ТОМ  зарубежном  госте,  месте  его  проживания.  Этого  нежеланного  для  России  гостя  тоже  следует  обезвредить  немедленно.
      Ярослав  Всеволодович  опять  замолчал  и  после  короткой  паузы  сказал,  твёрдо  глядя  в  глаза  Великого  Князя:
      --  Но  я  бы  настаивал  всё  же  не  на  аресте,  а  на  тайном  устранении  иностранца...
      --  Ярослав  Всеволодович!  Что  Вы  себе  позволяете!
      Велесов  возражает  очень  ровно,  спокойно  и  отстранённо:
       --  Позволяю  говорить  то,  что  думаю,  Ваше  Императорское  Высочество. Изгнание  его  из  России  вместе  со  всеми  накопленными  им  сведениями,  его  опытом  деятельности  в  нашей  стране,  налаженными  и  отработанными  здесь  связями  принесёт  Империи  огромный  ущерб! И  я  сказал  о  том, что  следует  сделать, чтобы  сиих  потерь  избежать.
      --  Князь,  ты  этого  мне  не  говорил,  а  я  этого  не  слышал.
      Полковник  что-то  пытается  сказать
      Великий  Князь  его  останавливает,  прихлопнув  ладонью  папку  с  бумагами:
      --  Всё!
      Но  Ярослав  Всеволодович  всё  же  договаривает:
      --  Я  поступлю  так,  как  сочту  нужным,  с  врагом  России. Но  с  Вами,  согласен,  я  этого  не  обсуждал.
      Великий  Князь,  явно,  недоволен  уточнением.
      Он  произносит  сердито:
      --  Вот  и  хорошо.
      Немного  помолчав,  хозяин  кабинета  продолжил,  раздумывая:
      --  Как  ты  себе  представляешь  тайный  арест  графа  Юмитова?  Люди  Василя  Андреевича  Долгорукова  без  мундиров  в  его  дом  не  явятся…  А  без  участия  начальника  третьего  отделения  собственной  Его  Императорского  Величества  канцелярии  в  этом  мероприятии  нам  с  тобой  не  обойтись…
      --  Тайно  арестую  его  я  сам.  Привезу  к  себе  в  полк.  Там  допрошу.  Потом  Вы  привлечёте  Долгорукова…
      Великий  Князь  решительно  перебивает:
      --  Нет.  Этого  не  будет.  Я  тебе  запрещаю  и  близко  приближаться  к  Юмитову!  Никто  и  случайно  не  должен  связать  его  арест  с  твоим  именем!  Никто! Полагаю,  стоит  пригласить  его  ко  мне  в  кабинет,  якобы  для  беседы … по  поводу  предложения  ему  некой  должности,  и  у  меня  предъявить  все   эти  документы  и  арестовать.  Ты  допросишь  его  первым.
      Увидев  протестующее  движение  рукой  Велесова  и  возмущение,  отразившееся  на  его  лице,  успокаивающе  добавил:
      --  Наедине.  В  моей  комнате  отдыха.  Хоть  сутки  напролёт  дам  возможность  допрашивать. Только  после  этого  мы  передадим  его  на  руки  Долгорукову  вместе  со  всеми  этими  документами. С  князем  Василием  Андреевичем  я  встречусь  сегодня  же  и  обо  всём  договорюсь. Проведём  арест  Юмитова  в  ближайшие  дни.  Однако,  ни  сегодня,  ни  завтра,  к  сожалею,  это  сделать  у нас  не  получится.
      Посмотрев  на  недовольное  лицо  полковника,  усмехнулся  и  добавил:
      --  Ну,  мне  и  Долгорукову-то  ты  доверяешь?  Или  нам  с  ним  прикажешь  давать  тебе  слово  чести  о  неразглашении  тайны?
      --  Grand-prince!  Сейчас  не  время  для  шуток. 
      Полковник  сильно  огорчён:
      --  Мы  имеем  дело  со  страшными  людьми,  и  может  произойти  всё  что  угодно.  Вы  помните,  что  случилось  с  моими  родителями,  когда  отец  вышел  на  след  этих  деятелей,  промышляющих  вершением  судеб  целых  государств  и  народов…  Если  тот,  кто  сегодня  представляет  их  в  России,  останется  в  чём-то  недоволен  Юмитовым,  я  за  жизнь  графа  и  ломаного  гроша  не  дам.  Во  мне  всё  так  и  кричит  о  необходимости  срочного  ареста.  А  Вы  знаете,  что  мои  предчувствия  меня  никогда  не  обманывают,  что  они  столь  же  существенны  и  важны,  как  и  документы...
      --  Я  и  сделаю  всё  возможное,  чтобы  арест  произошёл  как  можно  скорее. Тебе  же  запрещаю  даже  приближаться  в  этих  целях   к  Юмитову.  Не  хочу,  чтобы  твоё  имя  связали  с  этой  историей  и  тебя  постигла  участь  твоих  отца  и  матери!  Ты  не  только  мне  нужен.  Ты  нужен  России.  Всё.  Не  ворчи. Разговор  на  эту  тему  закончен!
      --  Слушаюсь,  Ваше  Императорское  Высочество!
      --  А  теперь  вернёмся  к  нашим  баранам…  Т. е.  к  тому  беззаконию,  которое  ты  творишь…  По  какому  праву  ты  задержал  профессора  Спичкина  и  содержишь  его  под  арестом? Почему  не  передал  его  и  Геракла  с  друзьями  полиции?
      Велесов  отвечает  с  выражением  абсолютной  невиновности  в  лице  и  голосе:
      --  А  кто  сказал,  что  я   арестовал  профессора? Он  пребывает  в  собственном  доме.  Поскольку  на  него  напали,  страшно  напуган,  из  дома   выходить  не  желает  и  его,  так  получилось,  по  его  же  просьбе,  охраняют  там … некие … люди.  А  рассказ Спичкина  о  произошедшем  они,  действительно,  записали … на  всякий  случай…  И  передали … Вам…
       --  А  после  ареста  графа   уже  я  сам  решил  передать  те  протоколы  Долгорукову?  И  Долгоруков  арестовал  профессора,  без  нашего  с  тобой  вмешательства?
       --  Разумеется.
       --  Шито  белыми  нитками,  но  принимается.  А  что  о  задержании  Геракла  с  товарищами  ты  нам  всем  поведаешь?
      --  Задержаны  кавалергардами,  оказавшимися  рядом  случайно  и  задержаны  именно  во  время  грабежа  и  пыток  профессора  Спичкина,  отправлены  в  полк  на  гауптвахту,  но,  поскольку  офицер,  проводивший  то  задержание,  поутру  срочно  отбыл  по  делам  в  Москву,  мне  своевременно  об  этом  не  доложили,  и  я  узнал  о  произошедшем  только  по  его  возращении,  что  случайно  совпало  с  арестом  Юмитова.  Узнав  обо  всём  произошедшем,  я  сразу  же  передал  государственных  преступников  Долгорукову,  у  себя  держать  не  счёл  возможным…
      Великий  Князь  поморщился:
      --  Выглядит  ещё  хуже,  но  ничего  не  поделаешь,  и  это  придётся  принять.
      Замолчал,  раздумывая,  а  потом  добавил  решительно:
      --  Однако,  вероятнее  всего,  придётся  здесь  всё  же  вмешаться  мне  и  без  каких-либо  пояснений  самому  передать  преступников  Василию  Андреевичу… Я  об  этом  ещё  подумаю.  Но  пока  пусть  побудут,  действительно,  некоторое  время  ещё  под  твоим  присмотром.