Мои встречи с бухарскими евреями

I.Pismenny
Мои встречи с бухарскими евреями

Однажды я гостил у друга в Ташкенте и очень хотел увидеть, как выглядят бухарские евреи. Друг обещал показать, если встретим, но все не получалось их встретить.
И вот в день моего отъезда друг меня провожает на поезд. Заходим в купе, там сидит пожилая пара. Поздоровались, и друг тут же вытаскивает меня из вагона, чтобы проститься.
Спускаемся на перрон, друг говорит:
- Тебе повезло: ты едешь в одном купе с бухарскими евреями.
Думаю надо объяснить, почему меня интересовали бухарские евреи.
И не только бухарские. Азербайджанские, дагестанские, грузинские, иранские,... Люди, которые, веками живя в окружении других народов, с другими обычаями, религиями, традициями, не всегда дружески или миролюбиво настроенными, сумели сохранить культуру, религию, обычаи своих далеких предков, вызывали у меня глубокое уважение.
Поезд трогается, и не успеваю я зайти в купе, как мой спутник заявляет мне:
- Вы производите впечатление интеллигентного человека. Скажите мне: Образцов умный человек или нет?
(Чувствовалось, что этот вопрос не давал ему покоя, пока я прощался с другом.)
- Какой Образцов? - уточняю я. - Сергей Владимирович?
- Да.
- Ну, раз вас интересует мое мнение, то я считаю его умным человеком.
- Ну, какой же он умный человек, если заявил по телевизору на всю страну , что ему не нравится Айвазовский!
- А что он должен был сказать, если ему, действительно не нравится Айвазовский?
- Он должен был сказать: "Кому-то может не нравиться Айвазовский". И всё!
Как вы уже догадались, мой спутник оказался армянином.  Ведь прославленный русский живописец Иван Константинович Айвазовский родился армянином Ованнесом Айвазяном. По понятиям моего спутника, признаться, что тебе не нравится Айвазовский, было кощунственно!
Как можно было не получать удовольствие от картин великого мариниста Айвазовского!

Прошло два или три года, и в Ташкенте должен был состояться очередной съезд ученых-механиков Советского Союза (включая астрономов, гидравликов, прочнистов, специалистов по автоматическим системам управления, термодинамиков,  и т.д.)
Я хотел поехать на этот съезд и для надежности вел переписку с руководством съезда на свой домашний адрес. Жену заинтересовала одна фраза из письма Оргкомитета: "Сопровождающие лица гостиницей не обеспечиваются".
- Что значит сопровождающие лица?
И, хотя у меня никогда не было секретаря, я зачем-то брякнул:
- Ну, это на случай, если я захочу поехать на съезд с секретаршей.
- Никаких секретарш! - тут же среагировала жена.- Я сама буду тебя сопровождать.

Программа съезда была спланирована так, чтобы выделить пару дней для поездки
в Бухару и Самарканд. И вот приезжаем мы в Самарканд, выходим из автобуса,
и нас тут же окружает группа молодежи с восточными лицами и в европейских одеждах.
Не успеваем мы с женой опомниться, как на нас тут же нахлобучивают узбекские халаты, на жену - расшитую тюбетейку, на меня - чалму. Парни щелкают фотоаппаратами, девушки быстро заполняют квитанции и обещают, что на обратном пути, уже на следующий день мы получим готовые снимки.
Я называю для квитанции свои имя и фамилию, и девушка зовет одного из парней:
- Иосиф! Иди сюда! Вот у этого человека такое же имя, как у тебя.
И мы с женой понимаем, что этот молодой человек никакой не узбек, а тот самый бухарский еврей, которого я тщетно хотел увидеть в свой прошлый приезд в Среднюю Азию.
 К сожалению, тезке моему надо работать, а мне уезжать, и разговора у нас не получается. Но мы с женой понимаем, что бухарские евреи сохранили те имена, которыми называли своих детей их предки 2 тысячи лет тому назад. А это совсем не мало.