IV-1-12. История родины Ломоносова

Екатерина Истоомина 2
                Аркадий Грандилевский. Родина Михаила Васильевича Ломоносова.
                Описание ко дню двухсотлетнего юбилея от рождения сего
                первого русского ученого. Архангельская ОНБ им.Добролюбова,
                2008. – 316 с. – Серия «Северная библиотека».
 
                В книге впервые полностью опубликована рукопись талантливого
                холмогорского священника Аркадия Никандровича Грандилевского
                (1875-1914).
                Рукопись создана в 1902-1903 годах.

(Эта книгу я получила случайно только на четыре дня от Тихоновой Татьяны Михайловны, моей ровесницы. Она живет на родине М.В. Ломоносова.  Как всегда, при чтении важной для меня книги, делаю компиляцию. (Компиляция - изложение результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников, а также сама работа, составленная таким методом). Публикацию рукописи предваряет биографический очерк этнографа А.Н.Давыдова).
 
                Аркадий Никандрович Грандилевский родился в селе Емецкое Холмогорского уезда в семье священника. После окончания Архангельской духовной семинарии просит направить его в Куростровский приход священником в Дмитровскую церковь, стены которой еще помнят молодого Михаила Ломоносова.
                К столетнему юбилею М.В. Ломоносова Архангельский губернский статистический комитет, на собранные по подписке деньги, открыл 3 октября 1868 года Ломоносовское училище.  Грандилевский по совместительству преподавал там Закон Божий.
                В 1885 году великий князь Владимир Александрович посетил Куростров, познакомился с Ломоносовским училищем, после чего в нем создали «особый класс резьбы по кости с двухгодичным курсом для поддержания этого искусства, начавшего падать среди жителей Холмогорского уезда». Именно в Курострове началась  исследовательская деятельность Грандилевского, в 1900 году поддержанная А.А. Шахматовым, знаменитым ученым, «колумбом древностей  Российских».
                После операции на легких Аркадий Никандрович, взяв отпуск для лечения обострения болезни, уезжает в Соломбалу, поселяется у своего тестя, настоятеля Спасо-Преображенского собора.
                14 ноября 1914 года А.Н. Грандилевского не стало. Современники легко и быстро забыли «нетипичного» священника. Однако его работы в области археографии, лингвистики, фольклористики и этнографии значимы как памятники науки и сегодня ценны собранным материалом.

                (Е.И.:  Предваряю тексты Грандилевского полезной
                для понимания содержания информацией из интернета:
               
                http://www.tomovl.ru/komi/Biarmia.html - расположение Биармии).

                - Биармия, или Бьярмия, или Бьярмаланд (норв.
                Bjarmeland) — известная по сагам и летописям историческая
                область на севере Восточной Европы.  Нам известно о военном
                походе норвежского короля Хакона IV в 1222 году, когда он
                послал в Биармию двух своих военачальников во главе с сильным
                войском. Они опустошили страну и вернулись домой с богатой
                добычей серебра и дорогих мехов. Более Биармия в скандинавских
                источниках не упоминалась. Очевидно, земли Биармии, вошли в
                Новгородскую республику в XIII веке, во время усиленной
                колонизации близлежащих земель Новгородом. Местные племена
                могли быть вытеснены в Скандинавию. Другой причиной
                предполагаемого упадка предполагаемой страны и исчезновения
                дальнейших упоминаний о ней в исторических источниках, была
                утрата старыми торговыми путями их значения, в связи с перемещением центра торговли.

                - Юмаллы – языческий, особо почитаемый «небесный бог» финно-угров и заволоцкой чуди, саамов, коми-зырян, марийцев, эстонцев).

Отдел  1.  Топография родины Михаила Васильевича Ломоносова.

 
      • На родине Ломоносова еще в доисторические времена жила, не меняя своего места та самая заволоцкая чудь, которую упоминает преподобный летописец Нестор. Это было особое племя финского происхождения, отличающееся от других сродственных ему племен замечательною оседлостью, силою и большею развитостью. Оно никогда не покидало Двинского Заволочья, имело у себя столичный город, название которого не уцелело в памяти холмогорских жителей,  –  средоточие обширной меновой торговли не только с соседними народами, но и с новгородцами, даже с камскими болгарами, а через них и с отдаленнейшим востоком, на севере же – со скандинавами и исландцами. Заволоцкая чудь отличалась не только достаточным внутренним благосостоянием. Но и некоторою степенью богатств из драгоценного металла и камней. Чудские городища легко отличаются местными жителями от новгородских городков, или лучше сказать острогов. Заволоцская чудь обеспечивала свое благосостояние землепашеством и солеварничеством. Главное же доходное дело состояло в зверином и рыбном промыслах, в широчайшей меновой торговле, сосредоточенной в столице Биармии.

                Другие чудские племена, зыряне, карелы и им подобные, которые, хотя и издревле обитали на севере, но сами признают себя пришельцами, считая истинною родиною своею многоводную Каму.

                С древности известны мелкие чудские поселки, расположенные на Северной Двине – Куростров, Матигоры, Курья, Чухчема, Ухтостров. На Курострове, омываемом водами Северной Двины, 8(19) ноября 1711 года родился Михаил Васильевич Ломоносов.

      • Куростров был покрыт густым краснолесьем (хвойный) и чернолесьем (лиственный), окружен отовсюду реками. Местность его была заселена людьми почти одновременно; тогда на Двинских берегах жили дикие чудские племена. Уже во времена Ярослава Мудрого в Биармии, на месте нынешних Холмогор,  был славный чудской торговый город. Близ него на острове находилось богатое Куростровское кладбище. Старообрядцы хоронили в ельнике своих покойников. Площадь этой чащи еще в середине 19 века равнялась квадратной версте. В таинственном сумраке ельника, и теперь  существующего, скрывался  сиявший серебром и золотом, богатейший украшениями чудской идол Юмаллы. Эти драгоценности и привлекли внимание приплывших в эти края норвежцев, сделавшихся их похитителями (между 1017- 1026 годами).

      • Куростровский ельник – самый знаменитый памятник о былом на родине Ломоносова, богатства которого пользовались широкою известностью не только в одной Биармии, но и далеко за ее пределами. Гигантские деревья, теснившиеся в непроходимую чащу, толщами своих стволов внушали удивление. Огромные стволы и уходившие в небеса верхушки не пускали на землю ни одного солнечного луча, всегда поддерживали внизу таинственный священный полумрак, которого боялись местные жители.  Не напрасно чудью здесь было устроено капище с идолом Юмаллы. По вере местных жителей ельник населяли незримые духи, из них главным почитался Скорбник, который якобы до сих пор охраняет спрятанное достояние жившей тут чуди.

                Куростровский ельник с береговой крутизны весело смотрел в воды протекавшей под ним Курополки. Он, выступая в точке поворота реки к Холмогорам, всегда удерживал своею массою напор двинского льда и весенней воды, стремившейся на Холмогорский Ивановский посад, который находился против самого поворота течения Курополки.

                Куростровский ельник в начале 20 века стал представлять одну лишь картину полного разорения или вовсе пример беспощадного насилия.

      • В былые времена Северная Двина  славилась многоводьем. Она спокойно мчалась в живописных берегах, весною не было ни бурных ледоходов, ни разрушительных водоразливов. В то время морские суда могли ходить не только до Вавчуги, но и до восточной окраины Курострова.

                В 1693 году государь Петр Великий, посетив Холмогорский посад, был на берегу Двины в Вавчужском селении и, по тщательном осмотре местности, обратил внимание на Вавчужский ручей, протекавший из озера в реку Двину в девяти верстах от Курострова по правому берегу Северной Двины. Здесь ему представилось очень хорошее место для кораблестроительного дела, он повелел устроить в Вавчужском ручье корабельную верфь, проекты которой были быстро изготовлены.

                17 мая  1694 года государь император Петр Великий вторично посетил Вавчугу, где видел быстро созидавшуюся корабельную верфь согласно его прошлогоднему велению. Строителем этой верфи был любимец государя архангельский купец Баженин, по профессии кораблестроитель.

                А летом 1702 года император в третий раз посетил уже кишевшую своею деятельностью Вавчужскую корабельную верфь. Образцовое судостроительное дело так понравилось государю, что он одарил известного кораблестроителя Баженина богатейшими лесными участками по течению речки-ручья Малой Товры.

                Счастливый почин не остался без подражателей: 1700 год – приблизительное время возникновения кораблестроительной верфи крестьян Негодяевых, прозванных Кочневыми, в Ровдинском селении, в восьми  верстах к юго-востоку от Курострова. В это же время процветала верфь Жидиловых в самом Курострове.

                В 1819 году государь император Александр Благословенный проездом по Двине выразил желание видеть Вавчужскую корабельную верфь. И по осмотре ее, в знак своего высочайшего благоволения к фамилии кораблестроителей Бажениных, подарил им обширный сенокосный остров против Ровдины у самого начала Равдогорки и сенокосные участки в Нальострове посредине Рыбной Головы. С этих пор остров этот и сенокосы получили наименование Бажениных.

      • В Ломоносовском Волостном правлении слышен был мною рассказ о том, что император Петр Великий нередко посещал Вавчугу, путешествуя туда пешком из города Холмогор один в сопровождении только кого-либо из низших чинов свиты. Эта дорога составляла более десяти верст пути через живописный в то время луг и касалась окраины Курострова с восточной стороны, потом шла вдоль через Ровдинское селение по живописному берегу Ровдогорки.
 
                От холмогорского купца Козьмы Ивановича Куликова слышал я в 1906 году, что он в своей молодости помнил в родном ему Курейском селении старинный деревянный дом в типе временного дворца и носивший прозвище Романовского. Он помнил и его внешние очертания даже в мелочных деталях, но не знает, какое назначение имело это здание. Не было ли оно воздвигнуто там для пребывания императора Петра Великого ввиду особых удобств пользования водным сообщением, как по Двине, так и ее рукавам, разветвлявшимся по всему Холмогорскому округу?

      • Примерно с 1825 года вследствие непомерно быстрого и массового истребления лесов на берегах Северной Двины и на берегах притоков, вдруг очутился в ней крупный недостаток воды, который с каждым годом все более и более ощутительно заявлял себя, принудив, в конце концов, озаботиться промышленников постройкою плотов на верховьях реки. Огромные очищенные от лесов подгородние луга стали пастбищем для прекрасной ост-фрисландской породы рогатого скота, доставленной заботливой рукой императора Петра Великого.

      • Ежегодно вода отрывает береговую землю и уносит древние останки городищ, поселений  и погостов.

                Кораблестроительная верфь купцов Кочневых, вследствие обмеления реки Курополки, прекратила свое существование в конце первой четверти 19 столетия, и самая фамилия Кочневых-Негодяевых не в долгом после того времени прекратилась.

                Не пережила это время и Вавчужская кораблестроительная верфь, она прекратила свою деятельность  одновременно с закрытием Архангельского военного порта, то есть на склоне тридцатых годов 19 столетия.

      • Теперь уже совсем не то: хлынув обильною массою в реку, снеговая вода вдруг поднимается на большую высоту, с невыразимою быстротою мчится вперед, разрушая берега, стирая острова, уничтожая все, что способно подвернуться ее разрушающему напору. Первым долгом являются на Двине песчаные заносы и перекаты, по притокам и рукавам ее образуются песчаные равнины, мелкие речки то и дело меняют русла и берега, образуют островки и мели. На затопляемых водою низменностях гладкие равнины обезображиваются ямами, ручьями, оврагами, которые постоянно производят страшные напоры весенних льдов. Озера, в которые при весеннем разливе попадает двинской лед, то расширяются, то удлиняются, то вообще изменяются в очертаниях до невозможности дать точное определение первоначально бывшего. Будучи низменною и всюду изрезанною речками, ручьями и озерами, родина Михаила Васильевича Ломоносова постоянно терпит насилия от весенних Двинских водоразливов, которые слишком полноправно хозяйничают в ней.
 
                (Я наслаждаюсь мелодичностью речи автора!
                И тоскую о загубленной природе).

Отдел 2.  Прошлое и позднейшее на родине Ломоносова в бытовом отношении. 
 
                Чуть не все сведения заимствованы из труда П.С. Ефименко «Заволоцкая чудь» (издание неизвестно),  в незначительном размере из  местных преданий и из того, что добыто личными усилиями пишущего эти строки.

      • Начало гражданского существования Курострова обозначилось едва ли не вскоре после ограбления варягами языческого божества Юмаллы. В 11 веке в Двинском Заволочье, на месте столицы Биармии стали селиться новгородские купцы. А в самом начале XII века славный город чуди заволоцкой  был уже назван Иван-погостом, (погост — административно-территориальная единица на Руси) .  «По уставу Великого князя Святослава Ольговича (от 1138 года) со всех концов Заволочья (Двинской земли) и с  Иван-погоста (впоследствии – Холмогорский Ивановский посад, посад — та часть, которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы) шла дань в пользу Новгородского владыки».   А с 16 века в письменных документах встречается лишь название Холмогоры.

                По Двинскому летописцу, жители Заволочья зависели от новгородских славян еще при Владимире Святом, и он крестил их в одно время со славянами. Христианство  распространилось  между всею вообще чудью.
 
                В 1397 году Куростров  ясно именован как селение, получившее полное гражданское устройство. Православная вера озарила Холмогорский край, и ему было сообщено  церковное устройство. В 15 веке чудь окончательно обрусела.
 
      • Первый храм в Куростровском селении, совершенно отрезанном отовсюду реками, возник не позднее 12 столетия. В документах же в середине 14 века упоминается о храме в честь святого страстотерпца Димитрия Солунского.  В 16 столетии имелась вторая церковь Екатерининская. Обе были деревянные, обширны, имели трапезные и высоко поднимались вверх благодаря своей шатровой форме. Свято-Димитровский храм сгорел в 1718 году. В 1766 году одряхлела и  деревянная Екатерининская церковь. Новый каменный Димитровский храм появился в 1740-45 годах. Позже к нему пристроили Екатерининский придел.

                К началу 18 века в городе Холмогоры возник обширный и благоустроенный  Преображенский собор с кафедрою Холмогорско-Важских епископов. С северной стороны к нему примыкал Холмогорский женский монастырь.

      • Старожилы говорят, что в Курострове были прежде чуть не все крестьяне раскольниками. Духом раскола проникнуты решительно все. Причем не составляют исключения личности искренне православные. Ярые приверженцы раскола грубы, дерзки, насмешливы, безжалостны, злопамятны и горды. В холмогорских крестьянах ехидство и двуличие чрезвычайно развиты, а отсутствие признательности, истинной благодарности за делаемое им добро бывает иногда баснословно велико. Но они не любили в рабочее время шататься, бездельничать и пьянствовать.

      • В царствование благочестивейшего императора Александра Второго при дворце в Петербурге находился  старшим портным крестьянин Куростровского сельского общества Родионовской деревни Петр Семенович Зеленков. Он настолько был талантлив в своем портняжном ремесле, что Государь Император носил на себе одежду исключительно его шитья. Уже глубоким старцем оставил Зеленков свою службу и скопил огромное денежное состояние, значительная доля которого объявлялась наследникам и указывалась в каком-то  заграничном банке, весьма вероятно, что в Австрии, ибо Зеленков был горячим истовым старообрядцем, много покровительствовал раскольникам, главное гнездо которых в Белой Кринице.
 
                Будучи таков в религиозном отношении, Петр Семенович, естественно, не любил православную церковь и не сделал никаких благодеяний храму Божью в родном селении, тогда как всякий более зажиточный земляк Михаила Васильевича Ломоносова обыкновенно старался хоть чем-нибудь поделиться из избытков своих с родным храмом Божьим и этим упрочить добрую память о себе.

                Однако старик Зеленков имел порывы ознаменовать себя чем-либо особенным перед своими едино общественниками в своем родном селении. И вот последовала от него в Куростров   денежная ассигновка в 20 000 рублей на постройку образцовой дороги, похожей на шоссе, из Родионовской деревни по прямому направлению к Куроостровской часовне.  Дорога получила вид живописного бульвара с аллеями из молодых дерев по обе стороны.

      • Середина 19 века ознаменовалась в Курострове особенным религиозным ослаблением, которое сумели уследить даже простые мужики, и объясняют это тем, что, тогда в Холмогорах жили очень крупные капиталисты-староверы, как, например, купцы Ерюшины и Шингеревы и другие, ничего не щадившие для расширения и поддержки раскола. Всякому, кто в Холмогорском краю держался старообрядчества, эти богачи щедро дарили деньги, продовольствие и одежду. В Курострове, благодаря этому каждый бедняк становился раскольником, и редкая семья не имела у себя старовера.

                Но вот в последней четверти 19 столетия холмогорские покровители раскола начали умирать один вскоре после другого, некоторые просто-напросто истощили свой карман, благотворения пресеклись. И раскольники, оставшись без денежных и материальных субсидий сами собой стали возвращаться в лоно православия, так как отступали от него без всяких особых влечений к расколу.

      • Все вышеприведенное есть не более, как ряд одних только намеков на то, что заслуживает преимущественного внимания. Можно с твердою уверенностью сказать, что в недрах этого не тронутого наукою края лежат огромные научные богатства для всех отраслей знания. В истории русского царства древних времен и в последующих судьбах нашего Отечества Север имел очень важное значение. Северные чудские племена играли здесь более значительную роль, чем, например, даже греки.

                Некоторые ученые приписывают заволоцкой чуди участие в приглашении варягов на княжение в Русской Земле.

                Родина Ломоносова в доисторические времена была не менее знаменита, чем теперь. Ныне она дорога для всей России тем, что в ней родился и провел свои детские годы отец русской литературы Михаил Васильевич Ломоносов, первый наш ученый и академик.

                (Жизнь Михаила Васильевича все-таки
                очень рано оборвалась – 15 апреля 1765 года).