И. Латман - Читая Б. Пастернака - отклик

Тамара Квитко
Отклик на поэму Иосифа Латмана «Читая Б. Пастернака»


 Поэма Иосифа Латмана «Читая Б. Пастернака» создана под вдохновением от поэзии Б. Пастернака, а также углублённого изучения его биографии и поэтов Серебряного века.

Как мне показалось, творчество Пастернака явилось для автора не только вдохновляющим, но и послужило отправной точкой для возможности выказаться, да при том ещё и в стихотворной форме.
 
Большое полотно текста с обилием реминисценций и вкраплением множества цитат не позволяет однозначно быть понятым. Автор делает лишь попытку сформулировать своё читательское впечатление от знакомства с поэмой.

И. Латман выстраивает поэму в определенной последовательности, начиная обращением к читателю. Затем следует вступление, пролог и далее — делит поэму на пять частей, давая название каждой части. Эпилог входит в шестую часть.

Лейтмотивом служит стихотворный массив Пастернака, что подтверждается фрагментами из его стихов и поэм. Также — помимо изобилия реминисценций, превалирующих цитат из стихов Пастернака автор использует цитаты из поэзии Ахматовой, Пушкина, Маяковского, Мандельштама, украинской народной песни и др.


Привожу пример для представления — в каком ключе написана поэма.

Данный прием будет повторяться на протяжении всей поэмы:


ПРОЛОГ

Оседлаю пешие тропинки,
Обойду в округе все леса,
И в степи, не тронув ни былинки,
Погружусь в ночные голоса.
Заключу, молясь, в свои объятья
Сны Миров, бескрайних наяву! -
Жизнь моя, я - alter ego*1, брат твой,
И тебя...  сестрою назову. *2
Годы тают в далях неизвестных,
И ушли в час ранний поезда, *3
Жаль, на этом Свете, где всё смертно,
Семафорят словом: навсегда...
Тот, кто, одолев его барьеры, *4
Уловив начальной смысл поры, -
Втайне стал...  адептом тени Веры,
Вестником новейшей старины...


*1'Все наклоненья и залоги' Б. Пастернак
*2'Сестра моя - жизнь' Б. Пастернак
*3'На ранние поезда' Б. Пастернак
*4'Поверх барьеров' Б. Пастернак


Вступление и пролог, захватывая читателя ритмом и слогом поэтического языка Пастернака, дают настрой на серьёзные и глубокие размышления о времени, судьбах, отношению поэта к событиям, естественно и неизбежно отражающихся в творчестве Бориса Пастернака.

Цитата подготавливает читателя для отстранённого, приподнятого "над", почти столетней, отдалённостью взгляда на время, в котором творил Пастернак, подготавливая к описанию большого исторического полотна:

'Поэзия, не поступайся ширью.
Храни живую точность: точность тайн.
Не занимайся точками в пунктире
И зёрен в мере хлеба не считай'.

"Спекторский» Б. Пастернак

Во второй части поэмы — «Жизнь» Иосиф Латман описывает атмосферу времени, засыпанной по макушку снегом Москвы. Это пока еще мирная жизнь, в которую вторгаются события, разрушающие, меняющие кардинально, как общественный строй, так и судьбы людей.
   
Впасть в зависимость от стихов легко, тем более, если это стихи любимого поэта.
Латман и впадает в творческую реку Пастернака, не подражая, но держа пульс сверки с творческим почерком поэта на протяжения всей поэмы:

'Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти'.

                'Гамлет' Б. Пастернак

Использовав цитату, Латман строит свою поэтическую модель, как бы раскрывающую, разматывающую клубок времени, проникая в его атмосферу, заключенную в сжатой пружине стихотворных строк. Это, на мой взгляд, одна из самых характерных особенностей построения сюжетного хода и структурного единства всей поэмы, в которой выступает действующим лицом время, являющееся камертоном высказывания по тому или иному поводу, да и просто выражающееся, в какой-то мере, через взгляд автора-поэта сегодняшнего дня.

Именно через ощущение атмосферы времени передается, как внешняя характеристика быта, поданная скупыми мазками, так и сложная, с разломами внешнего и внутреннего мира, падениями и творческими взлётами, полная трагизма, — внутренняя жизнь главного героя поэмы— поэзии Пастернака, а через неё и попытка отрыть новые грани, вычерчивая график произведений поэта, проходящих через его судьбу, в которой творчество находится в неразрывном единстве, теснейшей зависимости от внешних обстоятельств тяжелейшего периода, выпавшего на долю русского народа.

Итак, проходя по смысловому ряду, мы начинаем угадывать (слышать) симфонию жизни далеких, жутких лет нашей истории. Именно слышать, т.к. в поэму вкраплены ключевые, поворотные строки Б. Пастернака, а И. Латман аккомпанирует, добавляет музыкальные фразы, соответственно своему восприятию и пониманию, как поэтического языка, так и исторического этапа страны, в который помещено навсегда творчество поэтов Серебряного века. 

В третьей части «Поэт» И. Латман заявляет:

«О поэтах как людях... не стану судить -
Не психолог...  коллизий соитий,
И не буду, впав в панику, в колокол бить,
Там, где стражею - памятны плиты...»

«Читая Б. Пастернака" И. Латман


И далее пытается найти общее, связывающее поэтов для чего и вписывает цитаты из стихов Пушкина, Маяковского, Мандельштама, и, конечно же, Пастернака, занимаясь одновременно, в своём роде, своеобразной учебой на гениальных образцах классики, не демонстрируя свою эрудицию и начитанность, но невольно следуя течению постмодернизма одновременно стремясь продолжить традицию, переводя ее в современный пласт своего понимания, по-своему интерпретируя события прошлого, связанные с жизнью и поэзией Пастернака. И здесь не мешает отметить философский взгляд автора, размышляющего о психологических мотивах человека:

«Не желая ли добрыми в Мире прослыть,
Льнут к Христу или к мудрой Будде?»


Вечный разговор (спор) о добре и зле о его пропорциях в мире для Латмана весьма очевиден и определен:

«А Добра ото Зла нам, увы, не отъять:
Есть свидетельства - тысячелетья...
И... Добра - то (кто знает?..) где толику взять
В царстве Зла - то бишь в нынешнем Свете?» (И. Латман)


Таким образом, автор перекидывает мост из прошлого в настоящее, в котором так бы хотелось видеть преобладания доброго, светлого, радостного.

Третья часть — «Поэт», делится, в свою очередь, на главы: «Поэт и природа», «Поэт — что жрец», «Поэт и вождь», «Поэт и женщины» и концентрирует основное полотно текста, направленное на осмысление судьбы, времени, творчества поэта, тесно связанное с Цветаевой, Ахматовой, Мандельштамом, что будет отражаться ни раз в стихах:


"Поэзия - сама природа!
И Ты, поэт, - лишь глас её.
А сколько лет тебе от роду
Совсем не важно для неё. -
Ты в ней живёшь, ты в ней растаял,
И к ней уйдёшь, - настанет час,
О сердце душу вдруг поранив,
И, может быть, не в первый раз." (И. Латман)


Стихи, как указывает Латман, строятся на фантазии по мотивам стихов Б. Пастернака о природе.

Вторая глава третей части — «Поэт — что жрец» предваряется замечательными строками Пастернака, которые невозможно не привести:

'Как поэт, отпылав и отдумав,
Ты рассеянья ищешь в ходьбе,
Ты бежишь не одних толстосумов:
Всё ничтожное мерзко тебе'
    
"Девятьсот пятый год" Б. Пастернак


«Поэт и вождь» начинается с цитаты:

'А слава - почвенная тяга.
О, если б я прямей возник!
Но пусть и так, - не как бродяга,
Родным войду в родной язык'

1931 'Любимая, молвы слащавой' Б. Пастернак


Одна эта цитата говорит так много о Пастернаке и так уверенно о его славе в будущем, что ещё лишний раз подтверждает: верьте поэтам.


Потрясает силой одна из цитат перед «Поэт и женщины»:

Любимая - жуть! Когда любит поэт,
Влюбляется бог неприкаянный.
И хаос опять выползает на свет,
Как во времена ископаемых'.

'Послесловие' Б. Пастернак

Читателя может удивить количество приводимых цитат. Это потому, что хочется отметить не только большой объём проделанной работы, но и точность Латмана в выборе нужного для него смыслового наполнения, важности высказывания.

Невозможно в поэме проследить все этапы духовного и творческого развития Пастернака, его жизни, жизни великого поэта. И. Латман, понимая, останавливается на моментах, захвативших его лично, пытается понять причину жестокости кровавого времени, задумывается о будущем не только нашей страны, но и судьбе земной цивилизации в целом. 

На такой огромный текстовой стихотворный объём с углублённым проникновением в творчество и время, определяющее жизнь поэта, способен далеко не каждый, если способен вообще. Это, по сути дела, исследовательская работа, получившая воплощение в стихах.

Читать поэму непросто, а осмыслить—– ещё сложнее. Но как радостно встретиться с любимыми поэтами Серебряного века в многочисленных цитатах, реминисценциях, ощутить временную перекличку. 

При прочтении поэмы впечатляет образность, обилие неожиданных метафор, горячий, неравнодушный взгляд на события прошлого и, как итог, предостережение, боюсь сказать—– пророчество:


Свершившемуся - объясненья нет...-
Столкнувшись с недомыслия туманами,
Мерцая, Разума губительного... свет
Укроет Будущее саваном.

Оно, как эхо канувших веков,
Держась за стены (наподобье стариков),
МечАсь меж тысячелетий катакомбами,
Грозит былому атомными бомбами,

Хоть с давних пор (с.... - до Александра Македонского)
Мечи и пики, дротики, пращи 
Не застили грибами Солнца, и....
Лишь от дождей - короткие плащи.

И Мир был прост, хоть не без преступлений, -
На поле битвы кровь всегда лилась,
Но не людской повинен был в том Гений, -
Тьма пустоты - культ силы на показ.

А впереди - крушение язычества,
Инквизиция, наука, ренессанс,
И в завершение - правление её Величества
Демократии - последний Миру шанс...

Но пустота Души - похлеще дикости,
Познанья гений добавляет зла,
И наше время... пострашнее - Диккенса,
А зверствам, предстоящим... несть числа.

НАШ, ОДИЧАВШИХ ВНОВЬ, — УДЕЛ. (И. Латман)


Читатель, погрузившись в поэму, откроет для себя много нового, расширит взгляд на творчество Пастернака, получит заряд для желания глубже изучить жизнь поэтов Серебряного века, их творчество, которое питает и будет питать ни одно поколение мыслью, силой, энергетикой, правдой высказывания о себе, времени, любви.