Слава строителю

Зинаида Маласова-Потарась
                Из серии БАМ Северомуйск
    
     Строителя считаю самым главным человеком в мире. Всё, что стоит на земле, воздвигнуто строителем.
     В нашей стране эпохальной стройкой после Трансиба является БАМ.
     Мы, построившие БАМ, чувствуем особую гордость: это наше поколение оставило на земле грандиозный след. После нас остались 4300 км железно-дорожных путей, стоят города, посёлки, мосты, тоннели. Мы оставили после себя следующим поколениям развитую инфраструктуру.
     Несмотря на создавшееся сегодня тяжёлое положение в городах и посёлках, будущее за зоной БАМа.
     Как в любом деле все тяготы выпадают на рядовых членов общества, так БАМ вытянул простой рабочий человек: лесорубы, монтажники, путейцы, строители, водители, механизаторы. Именно они трудились на передовой БАМа.
     Никто не умаляет заслуги изыскателей, проектировщиков, командного состава. Без их ума, таланта не был бы осуществлён грандиозный проект.
     Естественно, работу рядового строителя нужно грамотно организовать. Тут самым нужным и важным звеном является бригадир. Каким организатором он себя покажет, так и бригада будет справляться с поставленной задачей.
     Наш БАМ взрастил немало героев труда из этой прослойки рабочего класса. Мы все отлично знаем Бондаря Александра Васильевича – бригадира комсомольско-молодёжной бригады монтёров пути СМП-581 треста «Нижнеангарсктрансстрой». Путеукладчик бригады Бондаря Александра торжественно встречали на разъездах и  станциях, на которых укладывались передаточные звенья пути между строительными организациями, а также серебряные звенья пути, означавшие завершение основных этапов строительства БАМа. Золотое звено, соединившее западный участок БАМа с восточным, было уложено 1 октября 1984 года на станции Куанда.
     Мне дважды посчастливилось встречать эту знаменитую бригаду с чашей белой пищи в руках: на 1-м разъезде, и на станции Окусикан.
     Самым сложным участком строительства БАМа является покорение нашего Северомуйского хребта. Из-за тяжелейших условий проходки строительство тоннеля продолжалось 24 года. Столько времени БАМ ждать не мог. Было принято решение строить обходной путь по Северомуйскому хребту с 40%-м уклоном. Строил этот путь СМП-597 под руководством начальника поезда Заволынич Б.З., умнейшего стратега,талантливого практика, мудрого руководителя.
     Техническая сторона этого строительства, его сложность и многогранность, этапы строительства описаны во многих трудах. 
     О существовании замечательной книги « Сопричастность» я узнала совсем недавно от табельщицы нашего 2-го участка Татьяны Тягуновой.
     На основе статей заслуженного художника РСФСР, лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина Яковлева А.А. очень душевно и взволнованно написано в этой книге:

     «…надо было на участке всего в 26 километров построить 12 мостов, проложить более 50 водопропускных труб, взорвать 3 миллиона кубометров скальных пород и отсыпать их в полотно дороги. Чего только стоило сделать просеку под обход. В тайге взял бензопилу - и вали подряд стоящие стеной деревья. Тоже не просто, но привычно. Тут же совсем другое дело. На такой высоте деревья редкость, зато сплошные заросли кедрового стланика. Сквозь них можно пробиться только с топором. И делать это пришлось при 45-градусных морозах на сильном ветру, по пояс в снегу. Но бамовцы не отступали никогда, чудо-богатыри сделали всю огромную работу вовремя. Путь на восток был проложен».

     Стланик рубили ребята нашего СМП-597, комсомольско-молодёжная бригада Мельникова Александра под руководством начальника 3-го участка Черникова Владимира. Они же потом проложили водопропускные трубы. Энергичный напористый бригадир молодой бригады, каким был Саша и грамотный, надёжный руководитель, как Владимир Степанович – залог несомненного успеха в любой работе.
     Сам обходной путь проложили ребята с 1-го участка, наши монтёры пути. Как ребята вели прокладку, сколько вынесли на своих плечах, знают их непосредственные руководители, начальник участка Мавренко Сергей, мастер пути Сима Дмитрий, вложившие в общее дело немало  рвения и желания добиться успеха. Во главе бригад стояли надёжные, опытные бригадиры. Одним из них был Слава Малов.
     Хотелось бы здесь много о нём рассказать, перечислить все его награды. Но в жизни почему-то так складывается, что поезд под названием жизнь уносит человека раньше времени, оставив в людской памяти лишь светлый след.
     Я очень надеюсь, что друзья, коллеги, прочитав эти строки, непременно вспомнят интересные ситуации, которыми была богата его яркая, непродолжительная жизнь,про его награды,и мы сможем полным рассказом отдать дань памяти прекрасного человека.
     Кто хоть раз в те времена увидел Славу, запомнил его всегда улыбающимся, неунывающим рубахой парнем. Душа компании, где бы он ни появлялся, сразу заряжал всех энтузиазмом. Хотя в те времена его имя гремело у нас в тресте, он никогда не задавался, оставался простым парнем с открытой душой. Мастер на все руки, безотказный трудяга, завоевал уважение как руководства, так и соратников по бригаде. До тонкостей знал работу монтёра пути, чувствовал состояние земляного полотна. Свободно ориентировался в работе с подвижными железнодорожными механизмами. Помимо своих прямых обязанностей, как монтёра пути и бригадира, мог легко выполнить любую другую работу, с которой неизбежно сталкивались при строительстве путей. Надо произвести мелкие срочные сварочные работы, Слава справлялся. Да мало ли забот у бригадира! Человек слова, если пообещал, значит сделает.
     Завершилось строительство 40%-го обходного пути. 20 марта 1983 года мы торжественно встречали первый поезд на станции Окусикан с почётными пассажирами. Событие имело союзное значение. Поезд преодолел Северомуйский хребет и пришёл в Муйскую долину, огласив «долину смерти» победным гудком. Молодые бамовцы своей энергией, энтузиазмом преодолели стихии, победив в этой схватке, изменили вековечное определение долины, построив дорогу жизни.      
     Этому переломному событию  в истории БАМа я посвятила  стихотворение «Окусикан» http://www.stihi.ru/2015/12/16/7658.

     Ярко, красочно, как подобает художнику российского значения, описана встреча поезда в выше названой книге «Сопричастность»  по статье Яковлева Андрея Алексеевича:

     "Торжественная встреча поезда и митинг назначены на 16 часов. Это знали все, да разве усидишь в такой день дома? С полудня на автобусах, «вахтовках», вездеходах, самосвалах, мотоциклах, пешком люди стали прибывать из поселка. Заснеженная долина, окруженная ослепительно сверкающими горами, празднично расцветилась ярким узором. В редколесье и на порубках вдоль крутых склонов насыпи кое-где уже занялись костерки. Пахнувшие хвоей голубые дымки доносили аппетитные ароматы жарящихся шашлыков. У высокой, обтянутой кумачом трибуны, там, где насыпь заканчивалась широкой площадью, украшенной стягами и транспарантами, из орсовских фургонов выгружались столы, ящики, коробки, лотки с пирогами, тортами и прочей праздничной снедью.
     К триумфальной арке из массивных сосновых брусов, обвитых алыми лентами, приближался путеукладчик: бригада Александра Бондаря вела укладку последних звеньев рельс. Как красиво они работали! Несмотря на то что окружившая их толпа, особенно ребятишки и фотолюбители, явно мешали им, мне показалось, они довольны таким наплывом восхищенных зрителей. Четкость, предельная слаженность, какая-то особая грациозность движений, красота «мизансцен» превращали работу в искусство. Да, на них стоило посмотреть. Сегодня, 20 марта 1983 года они уложат под этой аркой с надписью: «Разъезд Окусикан» очередное «серебряное звено». Сверкающее посеребренными рельсами, оно плавно опускается на промерзший щебень. Дорога пришла и к нам. Разъезд Окусикан готов принять первый поезд. Он ждет его. Народ все прибывает. Время приближается к намеченному сроку и сейчас, наверное, в Северомуйске не осталось никого. Подошли автобусы с почетными гостями, прибыло начальство. С помоста и лестниц трибуны смели снег, кинооператоры установили свои камеры, фотокорреспонденты расчехлили объективы. Симпатичные, розовощекие девчушки, одна в русском, другая в бурятском национальных костюмах, поверх которых наброшены бамовские полушубки, дышат в замерзшие ладошки и стучат модными сапожками по шпалам. Огромный пышный каравай с солонкой, прикрытой вышитым полотенцем, лежит на капоте урчащего газика. Все готово к встрече."

     Девчушкой в русском национальном костюме была Леночка Андриянова. В бурятском национальном костюме и в унтах, с приготовленной традиционной белой пищей в чаше ожидала поезд я. Встретив путеукладчик бригады Бондаря А., ждём с трепетом первый поезд.
    
     Андрей Алексеевич настолько ярко описал настроение ликующего народа, что лучше описать картину происходившего невозможно:
     "- Ура! Ура-а-а! Тысячеголосье рвануло воздух, как взрыв, и слилось с протяжным гудком. Наш поезд, наш первый поезд, украшенный флагами, с огромным, даже отсюда различимым портретом В. И. Ленина на головном локомотиве показался на перевале. Медленно и осторожно, как ребенок, делающий первые шажки, шел он на головокружительной высоте вдоль скалистых гор по самому краю пропасти.
     - Ура! - кричали мы ему, а он отвечал нам пронзительными гудками, и звук их был подобен победному кличу, которого никогда еще не слыхали эти горы.
Всех захлестнула ликующая радость. Возле локомотива северомуйцы качали машинистов, почетные пассажиры высоко взле¬тали рядом. Потом их на руках, над толпой понесли к трибуне. На ней уже был развернут огромный транспарант «Мы покорили тебя, Северомуйский хребет!». Ребята, забравшись на стрелу автокрана, скандировали: «Даешь БАМ! Вперед на Кадар! Победа!» И все кричали: «Ура!».
     Гремела музыка, хлопали пробки, пенилось шампанское, расплескиваясь серебряной пеной на серебряных шпалах."
    
     Весь рассказ я читала с огромным интересом, описываемые сцены вызывали искренний восторг. Было чувство, что я снова нахожусь на Окусикане, волнуюсь, как тогда, как будто мне опять предстоит встречать первый поезд. Столько народу приехало, корреспонденты из центральных газет, телевидение. Не дай Бог  споткнуться, упасть, ещё зима не сдала свои права, скользко.
     Читая эти строки, невозможно было вновь не ощутить ту атмосферу торжества не только нашего СМП-597, но всех сопричастных людей. Какое меткое слово нашёл Андрей Алексеевич для названия своего рассказа «Сопричастность».
     Героями дня наряду с бригадой Бондаря А. были, конечно же, наши монтёры пути. Действительно, с огромным удовлетворением дальше читаю строки про  нашего монтёра пути Андрея Строганова из бригады Малова Славы. Я знаю Андрея, как скромного, молчаливого и очень ответственного парня, заслуживающего несомненного уважения человека. Читаю дальше, начинаю сомневаться, а про Андрея ли идёт речь. Да, про него пишет автор. Но в то же время обнаруживаю в рассказе характерные черты, которые Андрею не присущи. Мы же столько лет прожили в одном посёлке, друг друга знаем лучше, чем своих родственников на Большой земле. Невольно приходит мысль: а не спутал ли автор Андрея со Славой Маловым? Героем рассказа легко представляется по описанию именно Слава. Но портрет то Андрея Строганова, сомнений нет.
     Дошла до места, где автор описывает молодожёнов:

     "Неожиданно толпа на рельсах расступилась.
     Грациозно подобрав пальчиками в тонких прозрачных перчатках край фаты, в длинном белом платье шла по серебряным шпалам девушка. Поверх свадебного ее наряда на плечи был накинут полушубок, а в левой руке она держала веточки расцветшего багульника. Ее белые туфельки на высоких каблучках ступали по серебряным шпалам, как по ступеням дворцовой лестницы. С трогательной неловкостью ее поддерживал идущий рядом парень в строгом черном костюме. Полушубок и шапку он бросил на рельсы. С легкостью приподнял над шпалами свою суженую и к портрету Ленина легли хрупкие веточки с нежно-фиолетовыми лепестками.
     - Это наши,- сказал  Андрей.- С Васей Каем мы в одной бригаде, а Ольга геодезист.   
     - Горько! - крикнул он.
     - Горько! - заорали мы все.
     - Горько! - подхватили внизу.
     Невеста погрозила нам кулачком. А жених не заставил себя упрашивать.
Никогда еще я не пил шампанское за счастье новобрачных, стоя на крыше железнодорожного вагона.
     - Будьте же счастливы, друзья!"
 
     Хоть прошло много лет, в этот момент я вспомнила одно утро в бригаде, в которой я работала. Мы вышли на работу после праздника нашего посёлка по встрече поезда на Окусикане, делились впечатлениями от праздника. Девчата, подруги наших молодожёнов, рассказывали, как прошла свадьба. Как сейчас, услышала взволнованный голос Раи Маловой, когда она рассказывала про своего мужа Славу. Тогда я в первый раз узнала, что в посёлок приехал настоящий художник из Ленинграда писать портреты наших знаменитостей.
     Как история знает множество интересных казусов, происходивших когда-либо со знаменитостями, так и тут произошёл, на мой взгляд, такой же казус со знаменитым художником Яковлевым А.А. и нашим Славой в силу непреодолимых обстоятельств.
     О встрече художника со Славой было заранее договорено. А Раино расстройство состояло в том, что Славе пришлось отправить на встречу со знаменитым художником своего друга и соратника по бригаде, а кого именно я тогда не обратила внимания, также как и на причину замены.
     Рае, конечно, было лестно, что знаменитый художник собирается писать портрет её мужа,и этот портрет будет висеть, возможно, в Третьяковской галерее, да и в других музеях страны. БАМ тогда гремел на весь Союз. Но жизнь по-своему распорядилась. Наша бригадирша утешала её, и сказала:
     - Ну, раз такое дело, пусть теперь портрет Андрея висит в музеях. Ведь нельзя же теперь что-то исправить.
     На том разговор закончился.
     Вот такая история произошла с нашим Славой, которую я услышала из уст его жены Раи, оказавшись невольной слушательницей.
     Андрей Строганов - надёжный товарищ, скромный трудяга, не менее кого-либо заслужил, чтоб его портрет написал художник. Андрей Алексеевич Яковлев  мог выбрать любого парня из бригады Славы Малова, и не ошибся бы, они - бамовцы, вынесшие на плечах все тяготы первопроходцев. Видно, Бог так сверху благоприятно расположил  звёзды для Андрея Строганова в те далёкие дни.
     Впереди наш поезд ждал 18-ти тысячный обходной путь, который был более безопасен для следования поездов. В разы вырос грузооборот, дорога требовала бесперебойных поставок строительного материала. Со строительством этого обходного пути наши ребята также справились с достоинством. Бригаде Малова Славы, имеющей за плечами бесценный опыт прокладки 40%-го обходного пути любые преграды были преодолимы. Но это уже было следующей страницей в жизни Славы и следующим этапом строительства БАМа.
     И сегодня, в день строителя, мы с вами вспомнили рядового труженика - бамовца, но не менее заслуженного бригадира  монтёров пути СМП-597 треста «Нижнеангарсктрансстрой» Малова Разбронислава, нашего Славу.
     Жизнь плетёт свою удивительную канву, вплетая в судьбу людей порой яркие нити, поворачивая события и людей, попавших в этот водоворот, на свой лад. И только по прошествии большого отрезка времени с высоты прожитых лет человеку открываются события в другом ракурсе. Опять же как-будто сама жизнь  подкидывает те или иные события, то и дело поднимая одеяло жизни то в одном, то в другом месте. И всё же неизвестно, насколько в истинном свете открылась вся картина.