Пока не пробил колокол глава 1 часть 1 болели в де

Дудко 3
Не трудно догадаться – кто на этой старой фотографии:
БОРИС И ИРАИДА СТЕПАНОВЫ

ПОКА  НЕ  ПРОБИЛ  КОЛОКОЛ

ГЛАВА 1   ЗВОНКИ И ЗВОНОЧКИ

ЧАСТЬ 1   БОЛЕЛИ В ДЕТСТВЕ


                ВВЕДЕНИЕ


Сразу хочу сказать - эти Главы написаны не для всех.

Молодёжи читать их не стоит потому что, пока они молоды и здоровы, мысли о возможных заболеваниях не должны их интересовать вообще.

Зрелых здоровых людей – тоже самое. Живите и радуйтесь каждому дню, наслаждайтесь жизнью во всех её проявлениях.

Кого может заинтересовать написанное здесь?

Здесь упоминаются причины многих заболеваний, которые я умудрилась накопить к старости кроме обычных возрастных изменений организма. Люди, которые пошли по тому же пути, что и я – безалаберному отношению к своему здоровью, прочитав здесь написанное - задумаются… Возможно им ещё не поздно остановиться во время и учесть моё наплевательское отношение к себе, и -  сделать для себя соответствующие выводы.

Скорее всего, мои воспоминания могут быть интересны медикам, интересующимся анамнезом людей не выборочно, а с точки зрения постепенного старения организма в результате перенесенных заболеваний. Тем более, что я, как правило - никогда не обращала внимания на проблему предупреждения возможных болезней, а, переболев чем либо, обычно не долечивалась, что рано или поздно провоцировало приобретение хронических заболеваний.

Вообще-то эти Главы я планировала включить в конце наших публикаций.

Мы с Виктором вышли на передовые позиции «старейших» в нашей семье. Родителей нет давно. А теперь и наш «бег» по годам приближается к финишу. Мы понимаем, что нашим внукам и правнукам написанное здесь будет не интересно читать. Для них наши истории будут звучать, как из «каменного» века. Мы их уже сейчас не понимаем. А они, повзрослев, уйдут в своём развитии ещё дальше.

Вот и получается, что этот раздел мы пишем в первую очередь для себя. Решили покопаться в своем внутреннем «роботе» и определить – какие части нужно было подремонтировать или заменить своевременно…

Поскольку в нашем возрасте нам уже практически безразлично – как мы выглядим среди людского общества, и что о нас думают и говорят, мы рассказываем о всех своих недомоганиях и болезнях, не скрывая их иногда не красивой сути с точки зрения эстетики.

Собственно, а чего это я вздумала оправдываться?

Просто предупреждаю, что мы в своих аналитических «раскопках» примеряем на себя роль «паталогоанатомов» или, может быть – археологов, занимающихся «раскопками» в области  своего физического состояния. А это далеко не всем интересно.

И всё таки, начав, уже не могу остановиться, так как всё, чем занималась в жизни, старалась доводить до логического конца…

И ещё раз повторяю – я считаю, что тема этого рассказа не всем будет интересна. И включила я её не для общего прочтения. Считаю, что у каждого человека есть свои "тараканы"... И не обязательно ими делиться со всеми.

  Тема этих воспоминаний - мои личные болезни. И они - это часть меня сегодня. Мне хотелось бы проанализировать - где, когда и как я упустила свое здоровье. И, уж, если всё перед этим написанное, и касающимся меня, представляет стриптиз моей души и тела, я считаю, что и этот раздел имеет право на существование.

  Но рассказ о болезнях, больницах и тому подобных "приключениях" - неприятен для восприятия этой действительности. Поэтому считаю правыми тех, кто будет опускать прочтения этих подробностей. Считайте, что я пишу их лично для себя. Ну, может быть, ещё для тех, кто на моем примере, будет своевременно обращать внимание на своё здоровье.

  Запомните - звонки и звоночки умеют разговаривать.

  Звоночки нам говорят - "Обратите внимание!!! И - запомните!!! Это может быть важным в дальнейшем для вашего здоровья!"...

  А звонки уже громко предупреждают - "Это случилось!!! Лечиться нужно до конца!!! Берегите себя от осложнений!!! После болезни желательно пройти реабилитацию!!! И в дальнейшем, каждый раз, проходя диспансеризацию обязательно обследуйте орган, затронутый болезнью в этот раз!!!"... 
   



                БОЛЕЗНИ В ДЕТСТВЕ


СОВЕТ: БОЛЕЗНИ ЛЕГЧЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ, ЧЕМ ЛЕЧИТЬ ИХ, КОГДА ОНИ  ПРЕВРАТЯТСЯ – В ХРОНИЧЕСКИЕ…


  Итак, - ПО КОМ ЗВОНЯТ КОЛОКОЛА?

  Но, до того, как прозвенит по ком-то последний раз колокол, на протяжении всей жизни иногда раздается звон колокольчиков. Иногда эти звоночки бывают еле слышными, порой они издают резкий громкий звон. Все эти звонки и звоночки - сигналы нашему здоровью. Они призывают нас - остановитесь, замрите, и обратите внимание... Это - первый звоночек, напоминающий, что он звенит для вас, и просит запомнить, что так со своим здоровьем поступать нельзя. Потом будет - второй звоночек, и так далее...


  Когда, как и где звенели для меня эти звонки и звоночки? Я имею возможность проследить их почти все. Это я и постараюсь сделать, сначала заглянув в уже написанное в наших книгах, а потом этот раздел будет пополняться событиями соответствующих последующих «глав» описания  нашей жизни.

Поэтому те, кто уже читал наши предыдущие опубликованные книги – «ИСТОКИ» и «СОЗИДАНИЕ» найдут здесь повторения. Но писать об одном и том же ещё раз, но по другому – не получится по причине дефицита времени, да и – лень.

Поэтому – не обессудьте… Читайте по диагонали, опуская знакомое или – не интересное.

Или – не читайте вообще…
   
  Начну с выдержек из дневника моей бабуси, в которых она вспоминает о недомоганиях своих внучат, в том числе и о моих болезнях в детстве.

  Я конечно, постараюсь излагать материал не в отрыве от происходящих событий... И всё таки буду выбирать отрывки только по теме – о здоровье и болезнях…

 Благодаря бабусиным дневникам, могу свои болезни отследить с детства.  Ведь, у всех всё начинается  с раннего  детства...

Выдержки из бабусиного дневника…

Тексты в скобках – мои дополнения или – пояснения…

1938 год. Мне – три года… И все мы – я, брат Борис и сестрёнка Милочка (Людмила) родились в Казани…

Ида – это моё имя в детстве.

Моё полное имя – Ираида. Ида – сокращенное от Ираиды. Имя – Ида мне не нравилось. Поэтому, когда мы переехали в Киев, я переименовала себя в Риду. После переезда в Московскую область я превратилась в Иру. А в Москве, став взрослой стала – Ираидой, с этим именем живу и сейчас.
Считаю точно – каждый раз, изменив своё имя, я менялась сама и отрезок жизни с новым именем – проживался мной по другому…
А бабуся, родившая двух сыновей, чаще называла меня просто – дочкой…

   
   08.01.38. Все было хорошо. Играли с братишкой великолепно, но вдруг она побежала от сундука к кровати, поскользнулась, т.к. она была в новеньких туфельках, и сильно ударилась о ножку кровати. Что тут было! Я перепугалась, и растерялась до безобразия при виде крови. Пришла Нина, она решила, что пробита кость, и видны мозги, когда увидела затянутую рану. Женя (Женя – муж маминой сестры)  решил немедленно обратиться к доктору, т.к. - это очень "опасно"... Доктор наложил "скобы" и, если не попала инфекция, то, конечно, дело всё окончится весьма благополучно. На нашу куколку у врача залюбовались. Она теперь ходит в чалме...

      30.01.38. Неужели Ида видит сны? Как будто рано. Как то приходит и рассказывает, что ее схватила за ногу собака и укусила. А вчера, среди ночи, раздался визг: - её схватила мышка за ногу и хотела стащить с кровати. Я ее взяла к себе, предложила ей - "на горшочек", она отказалась и так промаяла меня до половины пятого. Я уже не могла уснуть и встать боялась, т.к. Ида влезла мне на шею и обняла руками и ногами, пока не попросилась, а после этого уже уснула. Когда захочет спать днем, страшно капризничает. Возможности никакой нет…
   
   19.09.38. Дочка не поправляется, жар доходит до 40-ка градусов, спадает лишь утром до 38. В особенности, жутко ночью, когда она буквально "горит".
   Днём она говорит, говорит без конца. Все время упоминает - "почему папа так долго не едет?", "почему мама так долго не идёт с работы?", "ах, как я скучаю!" Угрожающих симптомов как будто нет. Ходит брюшняк, захватывая даже грудных.
   
   20.09.38. Сейчас 2 часа. С Идкой озноб. Температура 38,9, но сейчас, видимо, уже все 40. На меня нападает тоска. Жду доктора, но его всё нет и нет. Боричка спит, Идка тоже.
   Вчера я дала ей смотреть картинки "Нивы". На картинке - "Святая любовь" Она остановилась и говорит: - "Это Фаня, это - Мишенька, а это - Тобик (ягнёнок)". Почему ей богоматерь показалась похожей на Фаню, а не на маму - не знаю.
   
  Врачиха с опозданием, но пришла. Видимо, сама в недоумении от не снижающейся температуры. На воспаление нет и намёка. В горле - краснота, на ножке тоже какие-то красные пятнышки с затвердением (то, что у Дочки было на пароходе и она даже хромала). Возможно, от этого температура. В общем врачиха успокоила... Завтра отнесу Идкины анализы.
   
   21.09.38. Сегодня у Идки с утра температура 37,8. Самочувствие отвратительное, но часов в 10 расходилась и играет, сидя на постели. Похудела за эти дни ужасно: одна тень.
   
   25.09.38. С ножкой Дочки пришлось обратиться к хирургу. Диагноз - ушиб. Чередующиеся компрессы ихтиолки и борной. Перспектива - операция. Делаем, но облегчения нет. С готовыми анализами Идкиной мочи обратились к популярному старому врачу Чернову. Нашёл воспаление почечных лоханок. Диета, постельный режим. С 24-го как будто начала снижаться температура. Худеет. Делается прозрачной. Выделение мочи достаточно. Ест охотно арбуз и виноград. Аппетит неважный... От Воли ничего... Атмосфера у нас тяжёлая...Тоска...
   
   27.09.38. 26-го пригласили Бажанова. Никакого воспаления почек. Была ангина и только. Неважно с селезёнкой. Анализ мочи не дал никаких указаний на заболевание почек. Сегодня пришла амбулаторный врач, показали ей новый анализ мочи. Улучшение есть, но много ещё гною. Несомненно - почки! То есть ум за разум заходит! Кому верить?
   А ребёнок лежит... На диете.
   Бажанов нашел, что у Дочки воспаление надкостницы (правая ножка). Отменил ихтиоловые компрессы, прописав Буровскую жидкость (компрессы два раза в сутки). Температура у неё уже нормальная.
   От Воли телеграмма - сегодня выезжает скорым. Как трудно ждать! Это мне... А жене?...
   Идунчик начала меньше ныть, но всё-таки капризничает.
   
   24.09.38. Вчера Идочке Нина разрешила встать с постели: как они довольны оба: и Боричка и Ида! Не наиграются. Ножка у неё прошла. Вот что ещё скажет анализ мочи... Умудрилась упасть. Горько плача, рассказывает: - "Я - мама, а Борька - сынок. Я ему дала булочку и молоко и не велела ему уходить, а он пошёл и пролил молоко, я побежала за ним и у - па - ла!"... Сколько горя!
   
  26.10.38. Ида все на диете. Она только и мечтает о мясе и больше ничего другого не хочет есть. Знает, что у неё болят почки, что у неё берут мочу для анализа и что ей есть можно всё, кроме мяса и соленого...
   
   06.11.38. Иде доктор разрешил есть и мясо, хотя почки после последнего анализа были далеко не безукоризненны.
   
   19.12.38 Не знаю, чем кормить. Ида не ест никаких каш.....................................
  .................Как же достать мясо? А Ида только его и любит. Как-то выкручиваюсь, пока ещё выхожу из положения: оставляю Валю (квартирантку), чтобы сбегать за хлебом, за водой на соседний двор, т.к. в нашем дворе замёрз кран.


1939 год. 20 января мне исполнилось уже 4 года…

   
   20.02.39. Вчера особенно сильно разыгралась боль (ишиас). Решила больше лежать. Но детьми принимаются все меры для того, чтобы не дать мне лечь хотя бы на минутку. У Идки какой-то панический страх перед моим лежанием. Сейчас же заявляет, что ей "неохота" играть и ей нездоровится. Тщетно я стараюсь "убедить", расстраиваюсь в конец и сажусь, прижимая больное место к печке, но сидеть при этой болезни... В общем, тяжёлые воспоминания остаются о таких моментах и для меня и для Дочки. В довершении всего у Идки началась головная боль со рвотой, а мне трудно наклоняться, трудно её поднять... Жутко! Сегодня легче, а Идка проснулась с аппетитом.
   
   23.03.39. Ида "видела" сон (конечно, фантазия). - "Мы все были на дворе. Вдруг, идёт медведь. Мы бросились домой и заперлись на ключ, а все-таки он вышел и всех нас съел". - "Как же он тебя съел? Ведь, ты же сейчас здесь стоишь и рассказываешь..." - "Ну ведь это был сон!" - резонно ответила Ида.
   
   17.06.39. Сейчас еду встречать своих внучат, возвращающихся из поездки по Волге на пароходе с родителями. 12-го июня я Борю отвезла на пароход. Он "продал" меня сейчас же за предстоящую поездку. Дочка поразила меня своим видом до слёз: так изменилась за одну ночь благодаря болям в желудке.
   
   30.07.39. Были с Идочкой у врача Баженова. Признал бронхит обоих лёгких. Возможен переход в коклюш. Боричка кашляет тоже. Доктор сказал, что у нас двор какой-то заразный.
   
   08.08.39. Были с Идой у доктора. Бронхит и коклюш одновременно. В перспективе возможен переход бронхита на воспаление лёгких. Ставили банки, завтра - опять... Коклюш уже три недели. Рекомендовал выезд в деревню.
   
   23.08.39. Идочке снова поставили банки. Снова как будто ухудшение. То же самое у Борюшки. Ида сидит и "поет": - "Идёт к берегу Катюша"... И так до ста раз. Спрашиваю, откуда она взяла эти слова. - "А помнишь, мы ездили на пароходе? Немножко поехали и слезли. Куда же это мы ездили?" - "На озеро - "Маркиз"". - "Ну, вот, там девочки пели".
   
   28.08.39. Коклюш у обоих не лучше. Снова как будто хрипы. Прошлый выходной ездили в Займище. На воздухе дети чувствовали себя великолепно. Обратила внимание Иды на трепещущуюся все время осину (дрожит, как осиновый лист) и на её сверкающий блеск, когда дерево озарено солнцем. Пока это впечатление (зрелищное) ещё ей мало доступно.
   
   03.09.39. Коклюш как будто кончается: уже шесть недель. Ночью почти не беспокоит. У Идки - сухой редкий кашель, не похожий уже на коклюш, у Бори почти исчез. Холодно. Идут дожди - ливни. Осень, но солнце, показавшись, скрашивает нерадостное настроение хмурых дней.
   Сахару так и не достанем. Плохо, что нет никаких круп.
   
  13.09.39. Ида больна, хотя и на ногах: гриппозное состояние. У того и другого мучительно сухой кашель. Принимают пертусин, но результата никакого.
   
   15.09.39 Видела сон. Проснулась с плачем: - "Мама!"... Сон: мама с папой остались на берегу, а она с Борей на пароходе. Их отчаяние...
   Вчера была на демонстрации. Давно ей хотелось. Очень довольна.
   
   25.09.39. Дня три, как у нас появилась кошечка - "Мурка". Ида не расстается с ней целыми днями.
   Ида укачивает Мурку: - "Баю-баюшки, баю, глазки закрываю, сплю." Уже рифмует.
   
   26.09.39. Кашель у ребятишек прошёл. Оба продолжают играть в Горького. Сегодня наблюдали массовую съёмку - Университеты". Некоторые сцены для фильма снимают на террасе второго этажа дома, примкнувшего к нашему.
   
   05.10.39. Первый снежок. Мокрый. Ида предлагает набрать его. Ида говорит, так, между прочим, завёртывая книжку в сумку, окончив раскрашивание картинок в букваре: - "Все, бабуся, умрут: и ты, и Тобик, и я, и киска. Конечно, никому не хочется умирать. Нас другие похоронят..." - "А, что, бабуся, можно протащить платочек в дырочку сумки?" Вот как перескакивает её мысль. Мысли о смерти у неё часты. Сегодня вдруг твердит: - "Гроб, гроб!" Отец возмутился, а я говорю: - "Ну, говори, говори, если тебе нравиться." Сейчас же перестала.
  Мурку затаскали, и она что-то захворала. Дети её жалеют и трогают мало.
   
   11.12.39. Вчера Ида чем-то заболела. Перепугались. Стало легче. Ида говорит: - "Не хочу я, бабуся, учиться! И в школу не пойду и на работу ходить не буду." - "Что это? Ты до сих пор только и мечтала, что о школе и работе." - "Нет, теперь не хочу. Вон мама как работает, как мучается..." Вот результат наблюдений впечатлительного ребенка. (Мама брала иногда работу на дом, и ночами копировала чертежи).


Вот уже наступил 1940 год. А мне стукнуло 5 лет.

   
   17.01.40. И Боря и Ида ни за что не возьмут откусанный кусок, не будут есть поднятое с полу, не будут есть с чужой тарелки или невымытой.

  (Странно, а сейчас я могу иногда съесть и поднятое с пола - подул, обрезал и съел. Не пропадать же добру, если это очень вкусно)...
   
   24.03.40. Вчера были на дворе уже часа два. Очень довольны. Ида что-то бледна, похудела, мешки под глазами. Рассказываю ей сказочки по-немецки, понимает.

 (Бабушка владела несколькими иностранными языками. Преподавала, пока мы – внуки не родились, в школе  – немецкий,  русский и литературу. В три года дома я уже понимала многое из немецкой разговорной речи, а в 4 года – уже прилично разговаривала и даже – писала… Потом обстоятельства сложились так, что занятия немецким языком прекратились. Но полученных знаний мне хватило на всю школьную программу. Поскольку дальше этого я не пошла, впоследствии всё мои знания этой программой и окончились. А с годами – забылись. Вывод понятен?).
   
   08.05.40. Вчера заболел Боря. Как-то сразу свалился, как варёный. Жар. Проспал до трех и... всё прошло. Только у ротика обметало. А я прямо голову потеряла. Потом - Ида. Жар - 39,3. Видимо, засорение желудка. Дали в кофе - касторки. Прослабило раз шесть. Выглядит, словно месяц была больна. Врач велела сдать мочу на анализ (нет ли чего с почками), кал (на глисты), кровь (нет ли малярии) и на рентген. Час от часу не легче.

   10.05.40. Взяли на анализ и кровь и другую всякую историю. Ида целый день почти была на воздухе. К вечеру стала мёрзнуть, побледнела, стала жаловаться, что нездоровиться и половина девятого легла (это было вчера). Нина (моя мама) целый день то за тем, то за другим. Пришла в 9, когда дети спали. Как мне жалко ребятишек! Как плачет горько Боря, когда Нина уходит и как просит, чтобы не уходила... Ида иногда тоже присоединяется. Как иногда просят поиграть с ними! Бедные ребятки! Мной раз... да что говорить тут!... Что-то даст анализ?...
   
   12.05.40. Снова воспаление почек. Диета. Чем только будем кормить ребёнка? Нужно сметаной, творогом, маслом (18, 25 и 25 руб. за кг.)
   Рецидив. На улице тепло. Дети вышли в новых пальто играть на двор. Ну и это хорошо. Завтра или послезавтра приедет Воля (Воля – мой отец по имени – Владимир).
   
   29.05.40. Идочке назначили консилиум: ассистент профессора Ленского. Никакого воспаления почек нет, а только воспаление канала. От диеты начинается уже малокровие. Впрочем, мы все сидели на хлебе и чае, т.к. базары пусты: объявлены твёрдые цены. Стало очень плохо. За ребят жутко! Ей нужен воздух! Надо бы в деревню, сметану, масло, овощи, как можно больше сладкого и, возможно, больше мясного... Увы!... "Айболит Идочке не понравился: пираты так напугали, что она проснулась в шесть утра, плакала и не могла спать. Рассказ - "Чей нос больше?" очень понравился, но интересен её вывод: пусть птицы сообща добывают корм, а немного будут запрятывать в свой мешок. В общем, пришла к идее коллективного труда. Ну, что за умница! И это сама, без всяких наводящих вопросов. Конечно, уже ничем не занимаемся. Всё время холода. Дети сидели дома. и тосковали по двору.
   Сегодня хорошо и потому Ида на дворе и собрала по обыкновению весь двор к себе для игр. Буквально теряет голову ради подруг.
   
   08.06.40. У Иды признали воспаление почечного канала, но не почек. Диету отменили. Раз в месяц делать анализ мочи. Как за это время выяснилось у Бориски что-то неладное с ногой, объясняют тоже осложнением после гриппа. Снова и снова было пережито немало! Назначены горячие солёные ванны. Если не поможет - электричество. Нужно питание и воздух. Сегодня будем первый раз делать ванну. Но где взять соли? Ида забросила книги и решительно всё, думая только о подругах.
   
   29.10.40. Вчера была врач: у Иды типичная ветрянка, подхваченная в саду, у Бори заложены лёгкие. Возможно, будет тоже. Вечером приходится ставить горчичники Боре. Так сопротивляется, кричит, глаза останавливаются, делаются какими-то безумными, не можем с ним справиться и вдвоем. У Иды не заметили, как под качающимся зубом рос новый. Выдернули ниткой. Выдержала операцию стоически. Но...зуб растёт кривой!

   Ждут, не дождутся, когда пить лекарство: оно сладкое, а они уже не видят сладкого давно. Один сослуживец обещал привезти конфет из Москвы. Как дети считали дни! Как ждали! И... он обманул. Денег не хватает: не на что было заказать лекарство детям.

   Самочувствие детей хорошее. Выстроили все свои игрушки "в очередь" в длину всей комнаты, здесь и зверюшки и автомобили, вагоны и всем делали "уколы" от дифтерита. Ида вела счет и записывала адрес со слов Бори.
   
   10.11.40 Ида захватила в детском саду ветрянку, а Боря - свинку. Сегодня пятый день (4-го заболели) свинка, а вчера высыпала ветрянка, а у Иды началось опухание, повысилась температура и ... свинка в разгуле. Ставим камфорные компрессы. Внутрь - микстуру  анисовую, но без кофеина (в аптеке нет)...
   7-го Боря чувствовал себя так скверно (непрерывно - 40 и больше), что срочно вызвали Бажанова. Странно, но только после его ухода не только мы вздохнули свободно, но и наш больной стал другим. До сих пор лежал, как пласт, без движения, с затуманенным взглядом, не делая никаких движений, не произнося ни одного слова (раз только вцепился Идке в волосы, когда она наклонилась к нему с лаской). Одна жуть! Я в таких случаях окончательно теряюсь... Ида, как ангел - хранитель ухаживает за ним, делая всё возможное, чтобы рассмешить или донять его.
   Сегодня температура у обоих нормальная. Зима сменилась тёплой дождливой осенью. Вчера снегодождевая отвратительная метель. Сегодня - прекрасный зимний день. Так обидно, что дети замурованы надолго дома.
   Вчера оба - Нина и Воля стояли в очереди и достали около пяти кг. повидла. Стояли около трех часов. Давали по 400 грамм. Ах, лишь бы дети были здоровы!
   
   17.11.40. У Иды вчера снова 37,5. Снова и снова предположения о какой-то третьей болезни! Ида по собственному почину начала считать до ста. Откуда что берётся? По-немецки занимается чрезвычайно охотно. Как жаль, что нет никаких учебных пособий, чтобы ещё больше заинтересовать её. Боричка, говорит: - "Как вырасту большой, буду говорить по-немецки". Ида силится втянуть и его в наши диалоги с ней.
   
   20.11.40. У Бори ночью - 40,5, утром - 38,6. Снова вызов доктора. Что-то он скажет? Жалуется на ножки.
   Утром, после ухода матери, говорит мне: - "Я просил маму умыть меня, она не умыла, нельзя садиться чай пить с грязными руками!" - Каково!

(Борис моложе меня на два года. Значит в 40 году ему было три года).
   
   24.11.40. Пока всё благополучно: оба поправились. Что это были за скачки - и доктор не сумел объяснить. На лице у Иды тоже появилась мелкая сыпь, но тоже всё сошло хорошо. Выпал снег, но уже тает.

Наступил 1941 год... ВОЙНА!
   
   20.07.41. Война развёртывается все круче... Приемник пришлось сдать, газет не получаем и новостей негде узнать.
   Ида очень не осторожна в ходьбе: вчера упала 3 раза, содрала себе коленки, локоть, ушибла бок. Сильно плакала, но как только я сказала, что нужно посидеть дома, сейчас же всё прошло и она ушла играть. Двор, подружки, игра - для неё всё! Пришли вечером домой. Боря вспомнил, что - "как долго папа уехал" и стал ласкаться ко мне, а Ида, уткнувшись головкой в колени, сказала протяжно: - "Как я Боричку люблю-ю-ю!..." - "Да и я тебя люблю" - спокойно ответил Боря. Я первый раз слышала такое объяснение в любви.
   
   02.11.41. Нашел общий невроз. Как-то Ида захотела перевернуться на оттоманке и так неудачно, что слетела на пол и ушиблась головой. Было утро. Сели заниматься. Стала жаловаться на головную боль. Лёжа в постели, позеленела, озябла, уснула. Я сейчас же выдумала, что с ней менингит. Начала плакать и нужно было всю свою волю употребить на то, чтобы дело не дошло до истерики. Как я люблю свою Идку!

И вот уже - 1942 год вступил в свои права.

(Наступил 1942 год.  С сентября 1941 года я начала ходить в школу. Меня в 6 лет приняли сразу во второй класс. Я уже читала, писала, считала… Это всё благодаря стараниям бабуси. Также, как с немецким – первые 4 года я училась за счёт полученных дома знаний. А потом мне надоело, и резко скатилась на четвёрки и тройки. А  в конце 44-го года, когда освободили Киев и мы переехали жить туда, я из за двойки по украинскому языку осталась в 5-м классе на второй год. Это я пишу для того, чтобы современные родители не мучили детей их ранним развитием. Всё должно быть в своё время…).
   
  Следующая запись в дневнике сделана уже моей рукой.
 
   23.10.42. Я по прежнему ходила в школу. Вдруг я заболела. Случилось это так: Один раз я очень, очень замёрзла. А я завязывать не умею, и в этот же самый день нас осматривали в нетопленом зале и велели нам раздеваться до самой рубашки. У меня, как говорится, зуб на зуб не попадал. Когда я шла домой, я капор не завязала. Ветер мне поддувал под шапку и я простудила себе ухо. На следующий день я с мамой пошла к доктору Громову. Он нам сказал, что у меня воспаление среднего уха. В выходной день у меня была температура нормальная и папа нам взял билеты в цирк. В цирке первый номер нам не очень понравился. Это был Борис Борисович - жонглёр. Второй номер - два акробата. Это уж нам совсем не понравилось. Одного звали Володя Бильдапол. Второго звали Петя Синицын. В представлении были два клоуна. Одного звали Биль, другого - Виль. После этого был антракт. После антракта были два наездника и две лошади. Потом ходили по проволоке. А потом лазали по столбам и по лестницам. Одна артистка залезла на лестницу и выстрелила, половина лестницы упало и артистка съехала по одной палке вниз. Потом были музыканты и музыкантши. Окончилось.
   Когда мы вернулись домой, у меня опять заболела голова, и я опять слегла в постель. Сегодня 23 октября. Мы собираемся опять идти к доктору. Что он скажет, не известно, можно или нет мне ходить в школу?... Мы ходили к доктору. Она сказала, что у меня ещё есть в ухе краснота и, что мне можно через два дня идти в школу. Как только я пришла, ко мне бросилась собака, только у этой собаки был пятачок и собака хрюкала, а не лаяла. Оказывается, папа без меня принес свинушку. Папа нас усадил к себе на колени и стал рассказывать нам придуманную им самим сказку.


Дневник продолжает вести бабуся…

Прошел ещё один военныйгод. На смену пришел  1943-й.
         
   
   12.07.43. Мы с 19-го в Займище на даче. Сижу на веранде. Милка и Боря играют в травке в палисаднике. Передо мной расстилаются необъятные луга с разбросанными там и сям озёрами, за ними протянулся тоненькой лентой лесок, за ним высокие горы, покрытые сплошняком хвойником, а у подножья их спряталась от любопытных глаз наша любимая Волга. Всюду зелень, как бархат. В какую сторону ни глянь, красивейшие пейзажи. Не могу насмотреться, не могу надышаться. Дети готовы днями сидеть в воде. Даже Милка плещется, как утка. Ида или простудилась или, действительно не хватает витаминов, заболела воспалением дёсен. Теперь уезжает с матерью в Казань через день, где ей делают прижигания. Стала беспризорной. Мать дежурит с 7 до 11-30 ночи. Ида предоставлена себе. Завтра ей кончают лечение и уже будет оставаться здесь.
   
   24.07.43. Дня три тому назад достали рыбы. Я сварила и пожарила. Дети не могли дождаться обеда. Наконец, сели за стол. Боре и Миле дала тёшку, выделив кости. Милка под шумок залезла в другую тарелку, отковырнула кусок от спинки и о, ужас! Я взглянула, а у неё изо рта торчит косточка. Когда я вскрикнула, она постаралась поскорее её проглотить и, видимо подавилась. Что тут было! Зная, что здесь медицинской помощи нет, я решительно принялась за извлечением кости. Измучилась вконец. Милка уснула, но видимо, косточка " прошла". А в это время Боря разгорелся до 40. Дав ему аспирин на ночь, уложила его. Скоро температура начала спадать, потом успокоилась. Я так намучилась, что завтра не решилась уехать… В довершение всего Милка за ужином выпила полоскание Иды из перекиси водорода. Надо же было это всё за один день. Через день Нина отвела Иду и Борю в поликлинику. У Иды снова обострение. У Бори анализ показал приступ малярии. Дети вернулись одни по железной дороге и прекрасно добрались до дачи.
   А сегодня Ида снова одна приехала. Попала под дождь, промокла, а, проходя по лужице, порезала ступню. Вернулась со слезами. Я снова испугалась до невозможности. Здесь, в это лето одна девочка умерла от лёгкого пореза стеклом и заражения от грязи. Поэтому я была напугана.


Вот уже наступил 1944-й год. Мне 20 января исполнится уже 9 лет.

   
  11.01.44. Столько лет живу на свете и первый раз в жизни, когда к празднику не было никакой уборки и никто не мылся. Накануне нового года одновременно Ида и Боря почувствовали озноб, жар и слегли в постель. У Бориски - 40, у Иды - 39 градусов и ... так пошло. Заболела Мила, потом Нина и я. Накануне рождества лежали все. Воле дали отпуск для ухода за больной семьёй.
   Сегодня Ида пошла первый раз в школу. О каникулах, о которых я так мечтала, пришлось забыть, они так быстро пролетели, что никто и не заметил. Теперь как будто начинаем понемногу поправляться. У всех был грипп в тяжёлой форме. У Бори и Иды осложнение ангиной, у Нины - воспаление лёгких. Она ещё на больничном.
   Как-то Ида вечером рассматривала картинки в " Ниве". Остановилась на скелете какого-то ископаемого. Ночью я вдруг услышала душераздирающий крик Иды, ей завторил Боря, а следом и Милка. У меня в мозгу молнией пронеслась мысль: - воры! Включила свет - никого. Ида стоит на коленях в своей постельке и смотрит безумными глазами на подушку. - "Вот там, под подушкой!" - "Ты видела сон? Да?" - "Да, да, его!" Я сразу догадалась. Перенесла на свою кровать. Успокоила её. Она была вся мокрая, в поту. Зажгла огонь в столовой. Все легли со мной. Сказала, что спать не буду. Да так с часу ночи до утра и не спала.
   Я сама пережила такой ужас (пусть одну только минуту), какой, пожалуй, никогда не переживала в жизни.
   Воля и Нина дежурили и я не ждала их возвращения раньше 10 утра.
   Накануне Рождества я вместе с Волей ухитрилась привести в порядок квартиру. Ёлку достали громадную, принесли в угол моей комнаты и она там сиротливо жмётся, ожидая, когда дети прославят её...
   Бедные ребятки! Им столько предстояло ёлок, а они не были ни на одной. Мороз. Все запушило. Снег выпадает каждую ночь. Люди вывозят его в ящиках на речку, а он ещё пуще старается.
   Опять всё дорожает: молоко - 80 руб. за литр, хлеб - 240 руб., остальное - за тысячи.
   У Иды выпал клык. Дети во время болезни были такими капризными. Ох уж и трудно было с ними! Ух, эта проклятая война.
   
   07.05.44. У Иды рос двойной зуб. Ей его вчера выдернули. Она стоически перенесла операцию: говорит, что только было "щекотно", а я думаю потому, что ей была обещана конфетка.


В 1945 году мы уже переехали в Киев.

   
   08.05.45. Пасха. Вот и встретили праздник! Напекли всего. Куличи вышли грибообразные, но замечательно вкусные. Пасха - хороша. Яички - красные и зелёные. Дети наряжены во всё светлое, но... погода!!! Только три дня была весна и снова холода, ветры, дожди.
   Дочка как раз накануне первого дня пошла к доктору с приехавшим к нам дедом. Она больна уже давно. Но мать все никак не могла собраться сходить с ней в поликлинику. И вот... воспалительный процесс правого лёгкого. Пока ничего страшного, говорят, нет. Меня так поразил диагноз, я даже плакала: мне кажется уже всё потерянным. Уложила её в постель. Лечение только одним сульфадимезином, а его нигде нет. На первый день Пасхи Воля ходил и у всех, у кого можно собирал по порошочку, т.к. аптеки были все закрыты и заказать было нельзя. Вот уже два дня, как температура спала. Но аппетита у неё нет. Что будет у неё с экзаменами? Неужели придётся остаться на второй год?
   Народ определенно ждет объявления окончания войны.
   Дети были на дворе, прибежали, как сумасшедшие: - "Кончилась война! Все мальчишки говорят и даже Верка... Одна детка плачет от радости!" Пришёл как раз Воля: - "Все собираются на митинг. Война кончилась. По радио будет передана речь..." И... ничего, ничего... Кто только пускает такие утки?... Вчера вечером пустили такую же.
   
 22.05.45. С Идой нельзя было попасть на рентген: закрыт кабинет до 1-го июня. И мы в неведении. Температуры нет. От экзаменов освобождена.
   
 22.08.45. Иде сегодня врачи сказали, что процесс в бронхах закончился благополучно и она совершенно здорова. Я была так рада, что расплакалась, как маленькая.

   
   
  Дневник бабуся вела до 1947 года. Но в нем больше не встретилось записей о моих болезнях.
  А из перечисленных болезней, о которых есть упоминания в приведенных выдержках из дневника, можно отметить следующие ЗВОНОЧКИ: простуды, ангина, воспаление надкостницы на ножке, коклюш, ветрянка, грипп, воспаление почечных каналов, бронхит, воспаление легких, частые падения и ушибы головы и т. д. и т. п. ...


Свинками, корью и ветрянками обычно болеют все дети в детстве почти в обязательном порядке. Я только удивляюсь – где мы, домашние дети, не ходившие ни в ясли, ни в детский сад ухитрялись заражаться. Однажды нас попробовали устроить в детский садик. Мы моментально заразились свинкой и ветрянкой. нас забрали домой, и больше в детский сад не водили...

  Из всего перечисленного, я считаю, из различных заболеваний в детстве, нужно к моим ПЕРВЫМ ЗВОНОЧКАМ отнести:

  - Заболевание дыхательных органов: (ангина, бронхит, воспаление лёгких) и
  - Воспаление мочевыводящей системы (почечные каналы, воспаление почек - под вопросом).

  Но в этом возрасте на эти первые звоночки должны были обратить внимание родители, что они и старались делать (лечение, доктора, профессора, таблетки, анализы, диеты)...

  Вероятно, внимание и забота родителей, и в первую очередь - бабуси, позволили мне не болеть практически ничем в последующие мои годы отрочества и юности.

Но впоследствии, в зрелом возрасте у меня появились в карте запись о наличии ХРОНИЧЕСКОГО  БРОНХИТА и ХРОНИЧЕСКОГО ПИЕЛОНИФРИТА.

Могли ли эти первые ЗВОНОЧКИ впоследствии превратиться в ЗВОНКИ ХРОНИЧЕСКИЕ?

Мои родители в те годы не имели достаточной информации, чтобы предупредить часто повторяющиеся у меня в детстве симптомы пиелонефрита.

Но и современным родителям маленьких детей не следует пренебрегать такими знаниями.

Советуем с ними познакомиться…

ПИЕЛОНЕФРИТ  У  ДЕТЕЙ

Рассказывает  доктор медицинских наук, врач педиатр – нефролог высшей категории, ассистент кафедры педиатрии № 2 Государственного Университета Медицины и Фармации, Думитраш Светлана Леонидовна.

Одной из самых актуальных тем в детской нефрологии по-прежнему остается пиелонефрит. Это – бактериально-воспалительное заболевание почек, поражающее практически все ткани этого органа. Из всей почечной патологии пиелонефрит составляет 79 %. Причем около половины детей, больных пиелонефритом, это дети до года.

          Очень часто с пиелонефритом сочетаются различные аномалии развития почек.

У 2 – 3 % взрослых в 50 – 70 %  случаев болезнь начинается в раннем детстве. В последние годы пиелонефрит у детей привлекает все больше внимания исследователей, поскольку есть указания на его роль в развитии стойкого повышения артериального давления и почечной недостаточности.
Бактерии, вызывающие пиелонефрит, это микробы, обитающие в кишечнике здоровых лиц. Чаще всего из мочи выделяют кишечную палочку и протей.

 Какие причины могут способствовать развитию пиелонефрита у детей?

Наличие в семье больных почечной патологией.
Перенесенные матерью во время беременности нефропатия, вирусные заболевания, угроза прерывания беременности, обострение хронического пиелонефрита.
Тяжелые роды с повреждением центральной нервной системы.
Недоношенность.
Присутствие гнойничковой инфекции период новорожденности.
Частые простудные заболевания у ребенка.
Искусственное вскармливание.
Дисбактериоз кишечника.
Наличие очагов хронической инфекции (кариес, тонзиллит и др.)
Наличие аномалий развития почек.
Цистит.
Вульвовагинит (воспаление половых органов у девочек).

Практически нет детей, которые бы не имели причин для развития пиелонефрита, но в то же время не каждый ребенок более этим заболеванием.

Факторы, способствующие развитию пиелонефрита
Присутствие инфекции в организме ребенка.
Нарушение оттока мочи.
Снижение иммунитета в тканях почек.
Если у ребенка есть эти три причины, только тогда развивается пиелонефрит.
Пиелонефрит – это заболевание, у которого нет характерной симптоматики, поэтому очень часто диагноз ставится поздно. В различном возрасте эта патология проявляется разными жалобами.

 
Самые частые жалобы при пиелонефрите

У детей младшего возраста:

Высокая температура без признаков простудного заболевания.
Рвота, понос.
Отказ от еды.
Тяжелое состояние ребенка, которое может сопровождаться судорогами.
У детей старшего возраста:
Высокая температура (иногда может быть и субфебрильная – до 37,5 градусов).
Боли в животе (в связи с этим дети иногда ошибочно поступают в отделение хирургии).
Боли в области поясницы.
Повышенное количество лейкоцитов в моче.
Ребенок мало мочится.
Если пиелонефрит сочетается с воспаление мочевого пузыря, то возникают нарушения частоты мочеиспускания.
Повышение артериального давления.
Моча мутная, имеет неприятный запах.
Дети отстают в физическом развитии.
По утрам под глазами заметны отеки, бледность кожных покровов.

Если у вашего ребенка вы заметили эти признаки, нужно обращаться к семейному врачу или специалисту нефрологу. Только врач может разработать дальнейшую тактику лечения и обследования ребенка, чтобы вовремя предупредить серьезные осложнения.
Как врач нефролог, хочу обратить внимание на некоторые аспекты в лечении пиелонефрита у детей. Антибактериальное лечение может назначить только нефролог, назначение лекарств очень индивидуально для каждого ребенка.

Очень часто больные пиелонефритом нуждаются в длительном лечении. Есть прекрасные результаты комбинации основного лечения и лечения травами (фитотерапия). У нас в республике есть очень много прекрасных лечебных трав. Профилактические курсы фитотерапии назначаются в периоды сезонных обострений заболевания, а также после простудных заболеваний (ОРВИ).

В начале лечения целесообразно использовать отдельные лекарственные растения или сборы из 2 – 3 растений. Лучше принимать отвары в теплом виде через 1 – 1,5 часа после еды. Для улучшения вкуса детям можно в отвары трав добавлять мед или сахарный сироп.

У детей, страдающих пищевой аллергией (особенно к различным сокам, фруктам, овощам), фитотерапию следует назначать, начиная с отдельных трав. Мама ребенка обязательно должна вести дневник переносимости трав не менее 3 – 4 дней. Этим детям с осторожностью назначают травы, содержащие красящие вещества (зверобой, календула, марена красильная).

При появлении клинических симптомов непереносимости растений (тошнота, рвота, зуд, расстройство стула и др.) прием их следует прекратить.

В острой фазе пиелонефрита травы должны подбираться с мочегонным, спазмолитическим и болеутоляющим эффектом.
 
Характеристика некоторых лекарственных растений

Арбуз – используется в свежем виде, обладает мочегонным эффектом, используется в острой фазе заболевания. Ощелачивание мочи способствует растворению солей и предупреждает образование камней и песка. Для диуретического эффекта нужно употреблять 2 – 2,5 кг арбузов для детей старшего возраста. У детей применение арбуза преследует цель поддержания умеренного диуреза в летнее время, что исключает необходимость использования его в большом количестве.

Детям можно готовить отвар из сухих корок арбуза, особенно в зимнее время. Для этих целей сушат тонко нарезанную, неповрежденную зеленую кожуру. Употребление арбуза с поврежденной (темные пятна) может привести к отравлению!

 
Приготовление отвара: 1 десертную ложку размельченных сухих корок залить 200 мл воды, довести до кипения, охладить. Пить по 1/4 – 1/2 стакана 2 – 3 раза в день в зависимости от возраста ребенка.

Другие полезные растения.

В остром периоде заболевания можно давать клюквенный, брусничный морс, а также соки (березовый, яблочный, грушевый, тыквенный), фрукты, арбузы, дыни, кабачки, баклажаны, компоты из сухофруктов.

  В фитотерапии пиелонефрита немаловажное значение имеет использование таких нетрадиционных методов лечения, как лекарственные лечебные ванны. Хороший эффект оказывают теплые хвойные ванны. В подготовленную ванну вливают растворенный в воде хвойный экстракт (4 столовые ложки или 4 таблетки, предварительно измельченные или 100 мл жидкого экстракта). Принимают хвойные ванны в течение 15 – 20 минут ежедневно или через день 4 недели.

Ароматические ванны. Для них используют мяту, ромашку, сосновые почки, валериану, пустырник) травы можно поместить в мешок из тонкой ткани, залить крутым кипятком и дать настояться в течение 30 минут. Затем влить в подготовленную ванну вместе с мешочком.

Одновременное употребление настоев лекарственных растений в теплом виде внутрь и прием лечебных ванн наружно способствует снятию спазмов, слущиванию клеток мочевых путей и предотвращает образование камней. Все это позволяет рекомендовать у детей с пиелонефритом, протекающем на фоне диметаболических нефропатий или наличии дискинезии мочевыводящих путей.
 
 Диетотерапия

Решающий момент в лечении пиелонефрита – диетотерапия. Очень часто родители не имеют достаточно информации, что можно и что нельзя давать ребенку.

Вот некоторые рекомендации

Разрешается:

Хлебные и кондитерские изделия: хлеб белый, из отрубей, сухари, печенье не сдобное.
Супы: вегетарианские, овощные, крупяные, молочные и фруктовые.
Мясные и рыбные продукты: блюда из мяса нежирных сортов говядины, телятины, курицы в отварном виде, куском или рубленое; отварная рыба.
Овощи и блюда из них: овощи во всех видах, блюда из картофеля, моркови, свеклы, цветной капусты, горошка, помидоров.
Крупяные и мучные изделия: все крупы, макароны, лапша, вермишель на молоке в виде каш или пудингов.
Фрукты и ягоды: все без ограничения.
 
Запрещается

Торты, кремовые изделия, сдоба.
Супы на мясных, рыбных и грибных бульонах.
Жирные сорта мяса: свинина, баранина, гусь, утка. Консервы, колбасы, сосиски.
Все острые и соленые приправы, перец, горчица, хрен, уксус, лук. Соленые и маринованные овощи, чеснок, консервы с перцем.
 
Сборы лекарственных трав, применяемых при пиелонефрите

Сбор №1 применяется в остром периоде болезни

зверобой (трава) – 2 части;
календула (цветки) – 1 часть;
груша (листья) – 3 части:
укроп (семена) – 1 часть;
подорожник (лист) – 2 части.
 
Сбор № 2.

Толокнянка (лист) – 2 части;
шалфей (трава) – 1 часть;
почечный чай – 3 части;
кукурузные рыльца – 3 части.
 
Сбор № 3

Кукурузные рыльца – 1 часть;
ромашка (цветы) – 2 части;
брусника (лист) – 1 часть;
береза (лист) – 1 часть;
шиповник (плоды) – 3 часть.
 
Способ приготовления этих сборов: 1 ложку сбора заливают 200 мл крутого кипятка, настаивают в термосе в течение 30 – 40 минут. Принимают в теплом виде 3 раза в день по 1/4 – 1/2 стакана в зависимости от возраста ребенка, чередуя сборы каждые 2 – 3 недели.

Растительные сборы, применяемые в период стихания заболевания
Сбор №1

листья груши – 3 части;
кукурузные рыльца – 3 части;
семена моркови – 1 часть;
плоды шиповника – 3 части.

 Сбор № 2 применяется в фазе полной ремиссии

Тысячелистник – 1 часть;
крапива двудомная – 2 части;
календула – 4 части;
листья груши – 3 части.
 
Способ приготовления: 1 столовую ложку сбора залить 0,5 л воды довести до кипения, настоять в термосе 30 – 40 минут, процедить. Пить детям до 5 лет по 1/4 стакана; от 5 до 10 лет – по 1/3 стакана; старше 10 лет – по 1/2 стакана 3 раза в день через час после еды в теплом виде.


И вторая тема, которая может тоже заинтересовать родителей, это – профилактика простудных заболеваний у детей…

Простудные заболевания у детей

Апрель 9, 2014 автор - доктор Liudmila

В период межсезонья и особенно в зимнее время года  мы часто слышим и произносим  слова — простуда, простудился. Что же такое простуда, простудные заболевания у детей?

Простудные заболевания — это многочисленные острые респираторные инфекционные заболевания (ОРВИ)  и разнообразные обострения хронических заболеваний верхних дыхательных путей. Вирусы – основная причина простудных заболеваний, ОРВИ, и могут осложниться  тяжелой инфекцией - гриппом.

Простуда вызвана не переохлаждением, как считали наши бабушки, а микробами и вирусами. Просто переохлажденный организм имеет сниженный иммунитет, что может способствовать быстрому заболеванию ОРВИ у детей.

Профилактика ОРВИ имеет огромное значение, но следует запомнить, что меры профилактики должны быть регулярными, постоянными, иначе однодневное закаливание или прогулка один раз в неделю не принесут желаемого результата.

Часто или редко, но все дети болеют простудными заболеваниями.

 Сокровенная мечта родителей – всегда здоровые дети! Для этого мало одного желания – нужна  регулярность и постоянство в проведении  профилактики  заболеваний ОРВИ у детей.


Профилактика вирусных заболеваний у детей


Меры профилактики простудных заболеваний:

здоровый образ жизни;
закаливание;
личная  гигиена;
народные средства;
профилактические средства,
вакцинация.

Это основные меры профилактики простудных заболеваний.
Понятие «здоровый образ жизни» включает  сбалансированное рациональное питание, здоровый сон, в любую погоду (дождь, снег, ветер, туман)  частые прогулки принесут лишь пользу.

1) Для повышения  сопротивляемости организма вирусным заболеваниям, необходима профилактика простудных заболеваний у детей.  И прежде всего — ребёнка надо закалять: обтирание сырым прохладным полотенцем, обливание водой, плавание в бассейне. Это поднимет тонус и развитие  мышц ребенка, улучшит работу сердечно-сосудистой системы и прекрасно усилит иммунитет.

2) Профилактика инфекционных заболеваний у детей включает личную гигиену – необходимо приучить ребенка часто мыть руки, 2-3 раза промывать нос соленой водой, полоскать рот , избегать контактов с больными людьми – это приведет к сокращению числа простуд.

3) Народные средства – морсы из черной смородины, клюквы, настой шиповника, чай с лимоном, медом, травами (эхинацея,  малина, эвкалипт. шалфей), чеснок, лук, квашенная капуста — помогут в борьбе с вирусами и микробами.

4) Поливитамины  - прекрасное профилактическое средство. Прием вовнутрь одного грамма  Аскорбиновой кислоты 1-2 раза в день   отлично повысит иммунитет у детей.

5) Для профилактики простудных заболеваний у детей  и их лечения  следует использовать рекомендованные современной  медициной  такие гомеопатические средства, как анаферон,  афлубин,  арбидол, виферон и пр. Они созданы на основе интерферона и обладают противовирусным эффектом.

6) Самый эффективный способ профилактики вирусных заболеваний у детей – прививка. Вакцинацию можно проводить только здоровому ребенку, минимум через две недели после выздоровления.

Профилактика  ОРВИ  в детском саду

Дети, посещающие детские сады, школы и другие  общественные места, больше  подвержены простудным заболеваниям, так как они  передаются воздушно-капельным путем.  В закрытых помещениях, где скапливается много людей, вирусы и бактерии разносятся молниеносно.  Поэтому профилактика простудных заболеваний в детских общественных учреждениях  имеет огромное значение  для  снижения риска заболеваний.

Профилактика ОРВИ в ДОУ значительно снижает риск заболевания ОРВИ и  включает следующие мероприятия:

1.Выполнение санитарно-гигиенических требований- уборка и проветривание помещений, мытье игрушек, санация воздуха бактерицидными лампами, ионизаторами.

2.Организация полноценного и разнообразного рациона питания детей – правильное соотношение белков, жиров и углеводов, обогащение рациона витаминами, минеральными солями и микроэлементами. Особое внимание  необходимо  уделить борьбе с перекармливанием детей   углеводистой пищей — это повышает риск заболеваний  ОРВИ   и  протекает в  более  тяжелой  форме.

3.Физическая активность (утренняя зарядка., подвижные игры на участке) способствует укреплению и развитию сердечно-сосудистой , центральной нервной и дыхательной систем, развитию моторики, костно-мышечного аппарата и формированию правильной осанки и способствуют  значительному снижению заболеваемости детей.

4.Закаливание: круглый год дневной сон  должен быть с открытыми  окнами в помещениях, летом необходимо устраивать игры детей с водой, игры в плескательных бассейнах.

5.Ингаляции – чеснок или лук мелко нарезают и помещают в пластиковый контейнер из –под «Киндер-сюрприза, предварительно проделав дырочки), и подвешивают на  как кулончик.  Мелко нарезанный чеснок и лук в нескольких блюдечках расставляют по комнате – фитонциды, выделяемые чесноком и луком, способствуют выработке интерферона в носоглотке ребенка и это защищает клетки от вирусов.

6.Изоляция больных детей.

Вывод: организм ребенка может справиться со всеми напастями, если родители и воспитатели создадут благоприятные условия для повышения иммунитета, чем снизят риск заболеваний ОРВИ, ведь всем хорошо известно «Болезнь легче предупредить, чем излечить».

Если приведённые здесь советы врачей кому-нибудь помогут, у Ваших детей не будут впоследствии эти заболевания превращаться в хронические.