Романс Рощина

Алексей Аксельрод
В 1956 году на экраны страны вышел фильм «Разные судьбы» режиссера Леонида Лукова. В картине прозвучал романс Н. Богословского на слова Н. Доризо ("Романс Рощина", известный также под названием "Почему ж ты мне не встретилась, милая, нежная?") в исполнении актера Александра Борисова - того самого, который спел известную песню "Что так сердце растревожено" и сыграл одну из ведущих ролей в кинокомедии "Верные друзья".
Почему Рощина? Так звали одного из персонажей киноленты (в фильме зрители увидели в этой роли Бруно Фрейндлиха). Романс полюбился, в свое время его блистательно исполнял Марк Бернес, который и должен был сниматься в "Разных судьбах", но в последний момент отказался от съемок из-за кончины жены. "Я не мог играть любовь в то время", - пояснял артист. По сию пору эта пронизанная грустью песня входит в репертуар Леонида Серебренникова.
Вот предыстория сочинения романса. Из воспоминаний Николая Доризо: «Съемки заканчивались, мы сидели в ресторане с режиссером Леонидом Луковым, пили коньячок. И тут этот толстый немолодой добряк расплакался: «Коля, ну как она может не любить меня?..» Речь шла о 28-летней тогда и, между прочим, уже 10 лет пребывавшей замужем красавице-актрисе Татьяне Пилецкой, сыгравшей в его фильме главную роль. Я говорю режиссеру: «Леня, посмотри на нее, посмотри на себя...».
Леонид Луков был талантливейший режиссер, снявший культовые фильмы «Большая жизнь» и «Два бойца». И тут - весь седой - сидит, плачет, как мальчишка. Эта история так взволновала меня, что я в тот же вечер написал стихи. Потом позвонил режиссеру: «Ленечка, мне Никита Богословский дал музыку, я написал песню, посвященную тебе». И стал напевать: «Как боится седина моя твоего локона, ты еще моложе кажешься, если я около...». Леонид разрыдался, потом сказал: «Как ты нашел слова описать все, что я чувствую? Это гениальная песня». Строчки из финальной части песни: «Видно, нам встреч не праздновать. У нас судьбы разные...» - стали названием картины – «Разные судьбы».

Текст романса:

Почему ж ты мне не встpетилась,
Юная, нежная,
В те года мои далекие,
В те года вешние?

Голова стала белою,
Что с ней я поделаю?
Почему же ты мне встpетилась
 Лишь сейчас!

Я забыл в кpугу pовесников,
Сколько лет пpойдено.
Ты об этом мне напомнила,
Юная, стpойная.

Об одном только думаю, -
Мне жаль ту весну мою,
Что пpошла неповтоpимая
 Без тебя.

Как боится седина моя
 Твоего локона, -
Ты еще моложе кажешься,
Если я около.

Видно, нам встpеч не пpаздновать,
У нас судьбы pазные.
Ты любовь моя последняя.
Боль моя.

P.S.

А ведь хорошо, что чувство режиссера нашло свое выражение только в чудесном романсе, созданном Доризо и Богословским. Другой выдающийся советский кинорежиссер - Иван Пырьев - не раз влюблялся в актрис, игравших заглавные, а иногда и роли второго плана в его "культовых фильмах", например, в "Белых ночах" и "Кубанских казаках". Тем, кто решались давать ему "отлуп" (Людмила Марченко и Екатерина Савинова), он мстил долго и жестоко.
Ну, а "Разные судьбы", пожалуй, повредили кинокарьере Татьяны Пилецкой, превосходно сыгравшей в том фильме "стерву со злыми глазами". Кинорежиссеры, словно сговорившись, принялись отказывать актрисе в ролях из-за ее якобы стервозной внешности. Однако вины Леонида Лукова, хочется верить, в этом не было.