Рерихи. Космический союз

Светлана Сук
                ...если ты сумел создать в своей семье лад, ты
                выполнил важнейший завет Космических Иерархов
                Ю.М. Ключников «Матерь Агни Йоги»


Браки, конечно же, заключаются на небесах. Счастливые и несчастные, длиною в земную жизнь или в несколько лет, все браки имеют свою задачу, ради которой души будущих земных супругов договариваются о встрече, узнавании и совместном осуществлении своей Миссии на планете испытаний.

У молодых незрелых душ задачи, казалось бы, не такие уж и сложные - кому-то нужно научиться терпению, кто-то должен побороть гнев и гордыню, а кому-то никак не перейти в следующий учебный духовный класс, не научившись верности, смирению, бескорыстному служению.

Но часто для сдачи этого экзамена требуется не одна земная жизнь, ради чего души вновь и вновь встречаются, создают семьи, чтобы снова и снова, из жизни в жизнь, в страданиях и наслаждениях, в слезах и улыбках, радостях и печалях, повторять «непройденный материал», выяснять недовыясненное, познавать непознанное до тех пор, пока наконец не сдадут каждый свой экзамен в вечном университете Любви, Мудрости и Справедливости.

Но иногда на Землю спускаются зрелые продвинутые души, перед которыми стоят совсем иные задачи планетарного, вселенского характера. Они создают семьи, космическая музыка которых заставляет в восхищении застыть тех, кому посчастливилось наблюдать за их союзом, словно за волшебным танцем возвышенных душ в высоком прекрасном духовном мире. Именно таким был духовный союз Рерихов.

Николай, Елена, Юрий, Святослав... Ванга сказала о них, что это четыре Души, пришедшие из иных миров для выполнения Миссии. Во время встречи со Святославом Рерихом в Болгарии в 1978 знаменитая пророчица сказала ему: «Вижу Тибет и Гималаи... Там, в этих местах, зародилась древнейшая история человечества... Твой отец был неземным человеком, не только художником, но и пророком. Все его картины – прозрения, предсказания. Они зашифрованы, но внимательное чуткое сердце подскажет зрителю шифр и смысл полотен прояснится. Ты должен со всем усердием продолжить дело отца. Так предначертано...». «... Я не помню, говорил ли что-нибудь Рерих или нет, я помню только, что ушел Рерих от нас в глубокой задумчивости, по лицу его бродили как бы тени облаков ...», - так описала эту встречу Красимира Стоянова в своей книге «Правда о Ванге».
Эти четыре великие Души, объединившиеся в одну Семью так и прожили свою земную жизнь - каждый делая свою большую работу, которая была неотъемлемой частью Миссии Семьи, служа, любя и поддерживая друг друга. Каждый продолжал и дополнял Дело друг друга, как часть общего Дела-предназначения. Свою Миссию семья Рерихов определяла как Служение Великому Плану Эволюции, одним из культурных Заданий которого было великое дело объединения народов через Творчество. «Творчество – это чистая молитва Духа. Искусство – сердце народа. Только сердцем и мудростью может объединиться и понять друг друга человечество», - писал Николай Рерих. Отблеск высокой Идеи, Миссии семьи освещал каждый момент их наполненной невероятными приключениями, тяжелыми испытаниями, кропотливым неустанным исследовательским трудом и не знающим границ творчеством. Высокая духовная нота, даже некоторая торжественность в общении друг с другом в повседневной жизни, глубочайшее уважение и взаимопонимание – так описывают свои глубокие впечатления от внутрисемейного общения Рерихов те, кому посчастливилось быть вхожим в семью. Каждый из них проделал за свою жизнь, казалось бы, неподъемный за одну жизнь объем научно-исследовательской, творческой, просветительской работы. Каждый из них в семь раз увеличил творческий потенциал друг друга, в этом и состоит сакральный смысл понятия Семь Я. Елена Рерих в своем колоссальном по глубине мыслей-откровений труде «Агни Йога или Учение Живой Этики» называет семью, умножающую потенциал каждого ее члена, «законным браком»: «Истинным, или законным браком, является тот брак, который способствует выявлению всех творческих сил сторон. Если же не все творческие силы могут быть выявлены, то предпочтение нужно отдать тому браку, который способствует выявлению самых высоких энергий. В будущей, более совершенной расе, истинные браки будут так же обычны, как они редки в наше время».   

Николай и Елена. Узнавание. Создание СЕМЬИ
Елена Шапошникова происходила из славного рода Голенищевых-Кутузовых, являясь правнучкой знаменитого полководца Кутузова. Юная Елена, знавшая толк в нарядах и драгоценностях, была неизменной звездой балов и светских раутов, покоряя сердца все новых блестящих кавалеров не только красотой и манерами, но и блестящим интеллектом, оригинальным, глубоким и плохо понимаемым в кругу ее общения, мировосприятием. Елена отказывала в предложениях руки и сердца лучшим кавалерам. Возмущенное семейство назвало эксцентричной выходкой отказ Елены выйти замуж за блестящего красавца-миллионера, владельца пароходства на Волге. Но до настоящей эксцентрики было еще далеко. Решение Елены выйти замуж за художника Николая Рериха, с более, чем скромным, материальным положением, ее семья в этот раз назвала уже «несносными химерами».
Вскоре после состоявшейся свадьбы, Николай и Елена отправляются в свою первую совместную исследовательскую экспедицию. Елена живет с мужем в землянках во время археологических раскопок, ходит в «простом платье», продолжая шокировать своих родственников. Постоялые дворы, сеновалы, сельские избы – она всегда с мужем, у них общие задачи и цели – исследования, изучение, собрание уникальнейших коллекций минералов, картин, предметов антиквариата. Неустанные труженники-исследователи, они шли к своей высокой цели, длиною не в одну человеческую жизнь. При этом они никогда не забывали хранить и развивать то, что не менее важно, чем их Цель, - бережное отношение друг к другу и мудрую высокую любовь, под крылом которой они жили с молодого возраста.

Юрий и Святослав. Развитие и продолжение СЕМЬИ   
Елена Рерих (как и ее знаменитая тезка Елена Блаватская) считала, что она не имеет права указывать свое имя в качестве автора «Агни Йоги», потому что это послания, которые ей были продиктованы Высшими Силами. Очевидно, что к высшему божественному творческому источнику она была подключена не только как философ, писатель и исследователь, но и как Женщина, Жена, Мать. 
Одна из самых выдающихся, талантливых и необычных женщин своего времени, она была сердцем и источником вдохновением для всей семьи. Николай Рерих много раз повторял, что под каждой его картиной должно стоять два имени – его и его жены. Он называл ее Ладой, вдохновительницей, другиней, не уставая восхищаться и воспевать ее таланты, мужество и смелость, которым мог позавидовать любой мужчина: «На коне вместе с нами Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрее, готовнее и радостнее была она… Никто никогда не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера». Эта экспедиция на грани жизни и смерти, которая стала последней для пяти ее участников, наглядно показала, что семья Рерихов находится на Великом Служении, свет которого согревал всех вокруг. «После ужина сидим все вместе в палатке Е.И., и течёт проникновенная мудрая беседа наших руководителей Н.К.Р. и Е.И. Чувствуется, что  происходит нечто необычное в обычном. Поднимается дух в высшие сферы мысли, и не чувствуешь ни холода, ни порывов ветра, сотрясающего до самого основания зыбкие стены шатра». «Каждая наша скромная трапеза всегда оживлена обменом мыслей о высоких предметах». Так позже опишут свои чувства от общения с Рерихами участники тибетской экспедиции. Обмен мыслями о высоких предметах происходил на высоте 4700 метров в течение пяти (!) месяцев в почти не совместимых с жизнью суровых условиях зимнего Тибета. Неподготовленная к зимовке в горах, с летней экипировкой, экспедиция Рерихов оказалась заблокированной в высокогорье Тибета в результате политических интриг. Доктор экспедиции оценил эту ситуацию как «попытку массового организованного убийства». Но Рерихи были за вздох до своей Шамбалы, материализованный свет которой иногда освещал их земные тела. Елена Рерих так описывает это явление: "Нежгучее пламя (горящая Купина Моисея) есть так называемый небесный огонь, который может проявиться лишь при соприкосновении с аурой определенного напряжения. Н.К. и я явились свидетелями такого огня во время нашего путешествия по Тибету. Вспыхнул он совершенно неожиданно в нашей палатке поздно вечером. Муж уже дремал. Я подошла к своей кровати и протянула руку, чтобы отдернуть одеяло, и вдруг посреди поднялся столб, вернее костер, чудесного серебристо-лилово-розового пламени. Сразу я не поняла, в чем дело, и с возгласом - огонь, огонь! принялась тушить его руками, но огонь не потухал, языки пламени не обжигали моих рук, и я лишь ощущала приятное живое тепло. Мой возглас разбудил мужа, и он увидел меня, стоящую на фоне этого пламени. Явление это продолжалось не более четверти минуты, может быть меньше, и так же внезапно исчезло, как появилось".

В экспедиции они получали послания от махатм, с земными посланниками которых они уже встречались на своем Пути. Многочисленные «чудеса», которые происходили во время экспедиции (к слову, научно-исследовательская работа не прекращалась ни на день, несмотря ни на какие препятствия, даже похороны погибших животных и людей) подтверждали для всех ее участников факт покровительства Высших Сил, благодаря которым они все-таки вернулись домой. Одно такое «обыкновенное чудо» Николай Рерих описывает так: "Жена моя хотела иметь старинное изображение Будды. Но это не так легко, ибо старинные изображения редки и собственники их не расстаются с ними. Мы поговорили между собою на чуждом здесь языке и оставили дело до лучшего случая. Каково же было наше изумление, когда через несколько дней к нам приходит лама и с поклоном достает из-за пазухи отличное изображение Будды тибетской работы со словами: "Госпожа хотела иметь Будду. Во сне мне явилась Белая Тара и указала отдать вам изображение Благословенного с моего алтаря". Так мы получили давно желанное изображение".

Елена Рерих совершала подвиги не только в опасных экспедициях. Она совершала ежедневный, может быть, не такой заметный, но не менее важный подвиг – она была на Великом Служении своему мужу и сыновьям. Незаметною мягкою рукою она направляла свою семью по единственно верном пути. Уже взрослый Святослав Рерих с восторгом написал о своих великих  родителях в книге «Источники моего вдохновения»: «Моя Матушка, которая тоже была замечательной женщиной, женой, матерью, очень мудро с самого начала руководила нашей жизнью и следовала за нашими интересами, порывами и чувствами. Она никогда не настаивала ни на чём, никогда не старалась как-то нас убедить в чём-то, но она всегда ставила на нашем пути именно то, что нам было нужно. Мой брат с самых ранних лет интересовался историей, поэтому она бережно собирала для него книги, которые бы ему помогли, были интересны, и вместе с ним ходила по музеям, учреждениям, которые могли как-то его направить. Юрий Николаевич, мой брат, интересовался вначале Египтом, одновременно и Центральной Азией. И этот интерес у него остался на всю жизнь и помог ему во многих экспедициях в самой Азии.

У меня рано пробудился интерес к естественным наукам. Я очень интересовался орнитологией, зоологией. Елена Ивановна доставала мне все нужные книги, которые только могла найти. Она покупала нам чучела птиц, собирала для нас коллекции насекомых, жуков. Кроме того, меня привлекали красивые камни, минералогия. Она тоже собирала для меня всевозможные уральские и другие камни. И у меня с детства была большая коллекция, в неё вошла коллекция моего отца и его братьев, которую они собирали в студенческие годы. Таким образом, наш маленький мир тогда был насыщен замечательными впечатлениями. Перед нашими глазами раскрывался новый и богатый мир. Мы всегда присутствовали при всех разговорах Николая Константиновича, Елены Ивановны, слушали всё, что они говорили. Это имело большое влияние на нас. Елена Ивановна интересовалась восточной философией и, я бы сказал, не только восточной. Её интересовала вообще философия. Поэтому она сама покупала и читала книги по философии и во многом помогала Николаю Константиновичу. У Николая Константиновича иногда просто не было времени самому читать, и она как бы служила ему глазами для чтения и передачи именно того, что считала нужным и важным. Так Николай Константинович познакомился с произведениями Тагора…».
Так продолжалось движение в Свету и своей великой цели семьи Рерихов – «четырех великих Душ, пришедших из иных миров »...

Россия – Индия. Девика Рани-Рерих
Рерихи жили словно на мосту между двумя горячо любимыми ими странами – Россией и Индией. Невидимом волшебном мосту, соединяющем божественные энергии, о которых писал Николай Рерих (в вечном духовном соавторстве со своей Ладой) в книге «Алтай-Гималаи». Староверы Алтая считали, что Елена и Николай Рерихи – посланцы из Беловодья – алтайской версии наименования страны Вечной Мудрости и Справедливости Шамбалы.
О магии Индии Рерихи писали много. И однажды магия Индии вошла в их семью, навсегда кровно породнив их с любимой страной. «Магический романтический цветок» – поэтесса Сароджини Найду назвала так индийскую актрису Девику Рани, которой суждено было стать женой Святослава Рериха.
Блистательная актриса, «первая леди индийского кино», успешная бизнес-леди, лауреат государственных премий за вклад в киноиндустрию Индии... Невидимыми нитями ее судьба была связана с семьей Рерихов еще до встречи со Святославом. Она была внучатой племянницей Р. Тагора, творчеством которого была увлечена семья Рерихов.
Судьба Девики, как и и семьи Рерихов, наполнена удивительными приключениями, трудом и творчеством.
Свою первую премию – Королевской академии драматического искусства – Девика получила еще во время обучения в частной школе в Англии. Юная Девика принимала участие в историческом событии – первой трансляции канала «Би Би Си» для Индии.
Ее кинематографический дебют состоялся в качестве художника-оформителя фильма «Свет Азии» о жизни Будды Шакьямуни. Знаменитой же не только в Индии, но и далеко за ее пределами, красавица Девика стала после съемок в фильме «Карма». После смерти первого мужа, режиссера того самого фильма «Карма», Девика длительное время успешно руководит киноконцертной студией «Bombay Talkies». А потом была встреча со Святославом... И их Души с высокой ноты продолжили свой космический диалог...
В усадьбе Рерихов в Нагаре, среди божественных седых гималайских вершин, в семью Рерихов влилась новая творческая энергия в облике прекрасной индийской женщины. В день свадьбы Святослава и Девики, чтобы выразить свое высочайшее почтение семье, усадьбу посетили брамины около 300 близлежащих индуистских храмов. Николай и Елена Рерихи в своих письмах друзьям восхищаются образованностью, талантами, характером и красотой своей принятой в семью дочери. Святослав вдохновенно пишет портреты жены, сквозь краски которых проступает его восхищение Душой Девики - тонкой, возвышенной, артистичной, смелой.
Девика оставляет все свои дела и становится Музой, ангелом-хранителем, сподвижницей Святослава. Девика всегда рядом, так же, как и Елена Рерих, она сопровождает мужа во всех его поездках и экспедициях, становится ему надежной и мудрой помощницей во всех его делах.
Девика пережила своего мужа на неполных два месяца. Возможно, это время было отведено ей, чтобы позаботиться о наследии Рерихов, завещанном России, вокруг которого после смерти Святослава развернулась грязная, нечестная история, названная последователими Рерирахов «войной темных сил против распространения Знания». Девика страстно бросается на защиту дела жизни великой семьи, частью которой она стала. Она пишет эмоциональное письмо «Президенту СССР» с мольбами пресечь разворовывание наследия Рерихов: «Господин Президент! Как Вы знаете, мой покойный муж, великий сын России Святослав Николаевич Рерих передал русскому народу бесценное наследие семьи Рерихов. Это было сделано в 1990 году в надежде на культурное сотрудничество между двумя народами — России и Индии...   Я просто не могу понять, господин Президент, такое положение, когда даже сейчас, после всех этих безобразий, все картины и архивы семьи Рерихов, которые принадлежат всему Миру, продолжают оставаться в ведении человека, желающего удержать их в своих личных целях.
Вы, наверняка, знаете, господин Президент, что все наследие было передано России со специальной оговоркой, что в любой момент, когда доктор Рерих сам или его правопреемники сочтут необходимым, наследие, целиком или частично, должно быть возвращено в Индию.
Я пришла сейчас к решению отозвать это наследие обратно. Согласно международному праву, я имею полное право осуществить это свое решение.
Но узнав, что Ваше Министерство культуры планирует создать в Москве Государственный музей Рерихов, я приняла следующее решение.
Я хочу, чтобы все картины, архивы и личные вещи, переданные Святославом Н. Рерихом бывшему Советскому фонду Рерихов, были на тех же условиях переданы Государственному музею Рерихов и оставались там — при условии, что между датой отправки данного письма и датой объявления о создании вышеназванного музея пройдет не более двух месяцев. В противном случае, я вынуждена буду принять соответствующие юридические меры.
Я готова прибыть в Москву сама или направить своего специального представителя, чтобы сверить наличие всех архивов и наследия с полной описью переданного, хранящейся в нашей семье.
Прошу Вас, господин Президент, рассматривать это дело как исключительно срочное и серьезное.
Мы все шлем Вам наше благословение в этот трудный исторический час; как все члены семьи Рерихов, я всегда верю в Великое будущее Великой России.
Я молюсь за Вас, господин Президент, и желаю Вам всяческих успехов.
    С искренней симпатией,
госпожа Девика Рани-Рерих»

Девика уходит из жизни, продолжая служить своему мужу и его Делу, отдавая распоряжения о сохранности результатов творческой деятельности Рерихов, в которой, возможно, были ключи ко многим тайнам мироздания. Увы, многие из этих ключей, в неравной борьбе уже немолодой и нездоровой женщины с Системой, были безвозвратно утеряны. Прах Девики Рани-Рерих покоится в индийской усадьбе ее русской семьи.

Новая встреча...
Рерихи мечтали о России. В сборах в Россию умер Николай Рерих. Елена Рерих после смерти мужа тщетно пыталась пробить стену государственно-чиновничьего безразличия СССР. Семье Рерихов было отказано в «советском подданстве», о котором они просили. Их Души наверняка уже снова вместе, продолжают свой высокий божественный диалог, идут к своей высокой цели, длиною не в одну жизнь. В каком месте они решили прийти на Землю в этот раз? В России? В Индии? Наверное, там, где больше всего нужны сейчас Высокое Служение, невероятное трудолюбие, подключенность к вечному Божественному источнику Знания и Творчества.
Святослав Рерих, который прошел 33 года своей земной жизни без своей семьи, без своих «источников вдохновения», всегда чувствовал энергию Семьи. Он написал картину, где изображен он сам и три нечетких фигуры за спиной, как крылья ангела. Они снова вместе, преумножая божественную творческую энергию друг друга. Снова вместе, как на картине Святослава - Николай, Елена, Юрий, Святослав и Девика ...

С почтением к Семье Рерихов,
Светлана Сук (из книги «Юга одиночества»)