Секрет-арша

Владислава Смирнова
1-1
– Э-ла-ла… Меня зовут Эл-ла! – пропела она беззаботно.
– Какое имя… А я думала ТАКОЕ только для салона, – прохожая кивнула на сияющую вывеску «Эллина», – Меня – Еленой, – она из вежливости протянула руку.
– Значит, тёзки! – тут Элла охнула, – Лен, ногти у тебя – это же ж ужас!..
Отдёрнув руку, Елена с сомнением глянула на свои ногти. Траурная кайма по обломанным краям из-под слезшего алого лака?.. Вовсе нет! Её покрытые прозрачным лаком ногти аккуратно пострижены. Пожав плечами, Елена взглянула на кроваво алые когти собеседницы… Вот это точно ужас! Элла, будто вышедшая из модной книги о вампирах, продолжила:
– Мрак! Детка, за руками же ж нужно ухаживать, – она выпустила дым через ноздри.
– Я и ухаживаю! Же ж… – кашлянув, Лена попробовала вернуться к тому, с чего начался весь этот разговор, – Так по поводу стрижки?..
– Голову сделать, Ленок, нам это как два пальца!.. И все пальцы сделаем!
– Мне просто подровнять! – поспешила уточнить Лена, – Но я уже, наверное, не успею... – а сама подумала: «И как не вовремя моему мастеру в отпуск захотелось!» Её мастер… ица – Катерина Ивановна – ушла на заслуженный отдых из парикмахерской под громким названием… О, старой школе всякие лозунги, рекламы-дизайны без надобности, но вот на вывеску деньги бы не помешали, а то художнику, по совместительству юмористу, пришлось поделить название переносами: «Парик-ма-херская». Так вот, теперь Ивановна ещё и укатила к внукам в Сочи. (На море – зимой! Они б ещё на курорте зимнюю олимпиаду провели… и чтоб символ – мишка с прошлой, какой-нибудь розовый зайчик и это снежный… леопард!) Оставила Катерина своих немногочисленных, но верных клиентов, которых принимала на дому уже лет пять, растерянными и нестриженными перед самым Новым годом. Самой растерянной и, логично, самой нестриженой оказалась Елена – она, вообще, подравнивала волосы два раза в год – перед новогодними праздниками и днём рождения... мамы. Конечно, можно было перенести ритуальную стрижку на январь, но самая верная клиентка обиделась на Катерину. В конце концов, можно было и предупредить о новогодних каникулах. «Склероз уж, наверное, – внутренне ворчала Лена, – А вот возьму и пойду к другой!» Вот взяла и пошла – вместо обеда. Теперь бы взять и уйти…
– Обед до часу? Успеем! – успокоила Элла, – Пойдём внутрь, пошли–пошли, – бросив сигарету мимо урны в снег, она распахнула золотистую дверь парикмахер… то есть САЛОНА. Оттуда повеяло теплом, шампунями и мечтами… Зазвучала песня Иглесиаса… В общем, сапоги Лены, будто волшебные, сами занесли её в этот рай.
Хозяйка рая, скинув с себя шубку, помогла Елене выбраться из дублёнки, снять шапку, выкрутиться из шарфа... При этом пери качала головой, цокала языком, а на лице сохраняла выражение легкого удивления. Или отвращения?
– Нет, извините, – Лена, как за соломинку, уцепилась за старенькую дублёнку, – У вас, наверняка, тут дорого. Я пойду…
– Солнце моё, где же ж сейчас дёшево? – усмехнулась Элла, не отпуская край дубленки.
– Мой мастер брал сто! – заявила Лена и потянула к себе это «золотое руно».
– Как сантехник – грамм?! – засмеялась женщина.
– Нет, я пойду. Пустите! – интересно, а бывало ли такое, чтоб, пройдя райские врата, человек рвался бы обратно на грешную землю?
– Да ладно, не обижайся, Леночек! Бесплатно постригу…
– Я в состоянии заплатить! – гордо сказала Лена, гордо прошествовала в зал, гордо села перед зеркалом.
«Наверное, тысяча для тебя все же слишком», – но Элла заговорила о другом:
– Ленка, тебе страшно повезло. Ты хоть понимаешь, что тридцать первое? Что уже всё у всех расписано, а я, вообще, сегодня выходная! В праздники мне никакие деньги не предлагай – сама заплачу, лишь бы в покое оставили! Вон все мои мастера тоже… – поясняла она, расплетая клиентке косу, – А тут я случайно оказалась – оставила вчера подарок своему муженьку.
– Срежьте пару сантиметров! – Лена с беспокойством следила за действиями парикмахера… парикмахерши? Салонистки?! В общем, своей тёзки (?).
– Хм, сечение выше пошло… – бормотала Элла, бережно расчёсывая волосы девушки, – Так, иди сюда – нужно голову помыть.
– Я только в выходные мыла! – запротестовала клиентка, но её уже вели к раковине.
– Ага, всего-то… А красилась когда в последний раз?
– Щеашус!
– Что? Да ты перевернись. Голову запрокинь… – Элла вздохнула.
– Вообще не крашусь, – повторила Елена.
– Почему?! – изумилась Элла так, будто клиентка сказала: «Больше не ем, или совсем не сплю, или принципиально не одеваюсь… по моде».
– Чтобы не забыть свой натуральный цвет…
Пока ей мыли голову, Лена рассуждала о естественной красоте. Элла слушала вполуха и хотела устроить этой дурёхе настоящую головомойку.
– Парень есть? – перебила она театральный монолог на тему «красота – в простоте».
– В смысле? – зажмурилась Лена – вода в глаза попала.
– В смысле спонсор, – спокойно пояснила Элла, – Мартышка, я так тебе скажу – не мечтай, что явится принц, а делай из себя принцессу! Тогда и от принцев отбоя не будет… Да по поводу нашего имени. Тебе, как и мне, оно абсолютно не подходит!
– Даа? А что же мне подходит? – отфыркивалась Елена, которая всё-таки считала себя Прекрасной, а сама подумала: «Что же, по мнению этой «богини», сделает из мартышки принцессу?»
– Дальше видно будет… Кого мы из тебя сделаем! – Элла вооружилась ножницами.
– Пожалуйста, никого из меня делать не надо – просто подравняйте! – взмолилась Лена, но её уже не слушали. Ей пеняли на то, что она довела свои волосы до такого ужасного состояния, рассказывали, как их надо лечить, расчёсывать, мыть, сушить, укладывать, «кормить»… Елена чувствовала всю глупость своего положения – её игнорируют, её локоны кромсают, а она ничего не может сделать! Почему-то… От бессилия и от предвкушаемого разочарования она заплакала.
– Ты чего, балбесина? По волосам плакать?! – Элла собралась сменить холодное оружие на горячие – фен, – Новые отрастут – ещё лучше! Если тебе понадобятся…
Когда Элла потянулась за феном, вокруг был яркий предновогодний день – с нетерпеливо мигающими гирляндами, с включенными на полную мощность СВЧ-печами, с заряжающимися телефонами и ноутбуками, с распевающимися магнитофонами-телевизорами. А вот этот несчастный фен, видимо, стал последней каплей в районную чашу терпения… Хором прозвучало не «ёлочка, зажгись», а «электричество вырубилось». А Эллочка ещё сказала, как ей и полагалось:
– Жжуть!
– Как же я с мокрой головой пойду?! – Лена взглянула на морозно-узорчатое стекло, – Я же вам говорила, что мыть не надо…
– Может, сейчас включат… – неуверенно предположила Элла, хотя надежды на предновогоднюю оперативность электриков было мало.
– Я уже опаздываю! А на улице на минуточку минус двадцать!
– Ну, дай хоть полотенцем посушу! – бросилась за ней женщина, – Да подожди – позвони на работу, скажи, что задержишься! Ты же ж так заболеешь!!!
– Да «же ж» – заболею из-за… тебя! Но у нас нельзя задерживаться, – в отчаянии Елена принялась вызывать такси.
– Где это интересно? – Элла бросила полотенце – не хочет эта Ленка, чтоб её сушили, и не надо.
– В администрации.
– Администрации чего? – Элла почувствовала, что, скорей, она сама заболеет.
– Всего!.. Алло? Да, салон… парикмахерская «Эллина» – белый дом… Какой белый? Да нет, правительственный… Да, я понимаю, что пять минут идти, но… Жду! – она принялась закутывать мокрую голову в шарф.
– Вы извините, что так по-дурацки… – она помогала важной клиентке надеть пальто.
Елена Александровна рассеяно вытащила сотню из кошелька:
– Вот, держи... О, моё такси.
– Да не нужно – это новогодний подарок! – отмахнулась Элла, – Вы извините, что… так получилось, она говорила уже для себя, – Вот если бы заново начать.
1-2
– Э-ла-ла… Меня зовут Элла! – пропела она.
– Какое имя!.. А я думала это просто салон, – прохожая кивнула на мерцающую вывеску «Эллина», – Да, меня – Еленой… Впрочем, тебе наше имя не нравится.
– Ой, это вы! – узнала Эллочка, хотя сама не поняла – обрадовалась или испугалась. Первые дни она ждала, что её салон закроют, – Как тогда доехали?! Не заболели, надеюсь…
– Нет… Я хотела сказать спасибо. Ты моя новогодняя фея!
– Разве? Ну… Я не только новогодняя! – глаза Эллочки блеснули, – Заходите! На чай… Заодно и расскажите, – на парикмахера набросилось любопытство, с которым невозможно справиться в одиночку. Она кинула сигарету опять мимо урны, но уже в грязь.
– Почему нет? – благосклонно согласилась Елена, заходя в знакомый рай.
Там девочки кушали эклерчики… Слишком сладко даже для рая! Просто работницы салона устроили себе перерыв на пирожные из ближайшей кондитерской.
– Жрите-жрите, девки! – махнула на них хозяйка, – Это МОЙ клиент!
Работницы переглянулись: как говорится, хозяйка-барыня... или уж крестьянка? Они осмотрели «вип–клиентку»: жуть, мрак и как там Эллочка говорит? Дааа, с такой возни...
– Так-так, немного освежим… – осматривала причёску Элла, – А не подкраситься ли нам?
– А давай! – кивнула Елена, – И что ты там говорила об имени?
– Вы не спешите? Уже начало первого…
– Да нет… – пожала плечами Елена, – Если что – позвоню.
– Ладненько! А по поводу имени – вам бы больше подошло… – она задумалась, примеряя к образу клиентки одно, другое наименование, – Лилиана!
– Чтоо?! – Лена пыталась придумать себе новое, более оригинальное имя, но до ТАКОГО не додумалась.
– Конечно, нужно будет поработать над вашим образом… Как бы дотянуть его.
– Тогда тяните… – Елена мысленно повторяла новое имя на разные лады. Ей нравилось.
Пока над её волосами колдовал мастер, девушка вспоминала ту поездку. Естественно, таксист на неё – замотанную в белый шарф наподобие мумии – все две минуты, которые заняла дорога, посматривал странно. И ещё посмел требовать с неё, как за нормальную поезду. Вот сходила «подровнялась».
Влетев в кабинет – опоздала-таки, хоть и на одну минуту, – включила кондиционер на тепло. (Да, электричество уже включили!) Кондиционер этот как раз висел у неё за спиной и летом дул в шею, которая от этого нестерпимо болела.
Вода капала на бумажный перевод, компьютер саботировал предновогоднюю работу, глаза щипало то ли от шампуня, то ли от обиды. «Вот сейчас кто-нибудь зайдёт, как оправдываться?» – не могла сосредоточиться на работе Лена.
Конечно, кто-то зашел. И даже не кто-то, а сам шеф:
– Как переведёшь – я тебе там ещё на электронку скинул небольшой документ. Сделай сегодня… А я отъеду пока. Уже совсем в смысле. Да, Лен, хорошо выглядишь! Ну, если не успеешь с переводом – ничего страшного. С наступающим!
Она так ничего и не ответила. А что скажешь на такое издевательство?
Однако дальше события стали развиваться ещё более подозрительно. Елена уже взялась за следующий «переводик» (на двадцать страниц), когда зашла Оксана – шефова помощница. Как обычно, быстро ушла, но вынесла с собой мозг Лены. (У Оксаны талант загружать человека проблемами, которые к нему не имеют никакого отношения.) Но сегодня впервые помощница обернулась у дверей:
– Кстати, в каком салоне тебя так?.. – наверняка, хотела добавить «изуродовали».
– В «Эллине»…
– А сама Эллочка? Ну, она мастер от Б-га! – Лена попыталась «расслышать кавычки», – Только там они, конечно, цены загибают! Сколько содрала?
– Сто… – призналась девушка.
– Уу, это ещё по-божески, – видно было, что Оксана мысленно проделала валютную операцию, – Подожди, сегодня ведь день предпраздничный – эта зараза работает?! А я-то пыталась записаться... За месяц! Ну, так бы и говорила, что у неё уже расписано, эх… Ладно, после праздников пойду – лучше неё никто не стрижет! – и уже на пороге Оксана снизошла с женской гордости, – Классно она тебя сделала! Только расчешись…
Еле переждав секунду, за которую закрылась дверь, Елена бросилась к зеркалу. Посмотрела на себя (?)… Перед ней совсем другой человек. Да что там человек – девушка! Красивая, молодая, новая. Что могут изменить несколько сантиметров? А вот – волосы легли совсем по-другому…
В небывалом для неё положении, то есть просто перед зеркалом её застал замдиректор одной испанской компании, для которого она и делала эти переводы. Они поговорили о решениях-соглашениях, о праздниках, и вдруг он предложил ей пойти с ним на корпоратив.
– Да, испашки наши со своим рождеством дотянули до последнего! Весь нормальный народ ещё на той неделе отгулял, – как бы извинился он, – А мы только сегодня в четыре… в половину четвертого. После рабочего дня, сегодня ведь сокращенный!.. Но если у вас планы…
– Нет-нет, не п-планировала!.. – она пришла в себя от «счастливого шока».
– Никаких планов на новогоднюю ночь? – усмехнулся он, – Счастливый вы человек!.. Зайду в три.
– Да, конечно… – и Елена, отложив перевод, мысленно добавила, – …я счастлива!!! (Как мало человеку нужно для счастья, а женщине – ещё меньше!)
Осторожно проводя расчёской по волосам, Лена ругала себя: «Что же я так плохо об Элле подумала?.. И сказала! Да она ведь не виновата, что свет отключили – это я всё спешила… Вот если бы заново начать».
1-3
– О, ла-ла!.. Меня зовут Элла, – пропела она, выбрасывая сигарету, снова мимо урны, на траву.
– Какое имя! И не просто салон…
– Лиль! Ой, а я тебя и не ждала сегодня.
– Так ты на телефон будешь отвечать или где? У меня тут свидание нарисовалось.
– Сейчас всё сделаем, красавица! Как обычно?
– Даже ещё лучше! – подмигнула Лена.
– О, новый кавалер? Нравится что ли?!
– И причём давным-давно! – вздохнула Елена, – Он, когда ты меня к Новому постригла, на корпоратив пригласил. Но – представь! – только сейчас решился признаться.
Элла промолчала, задумавшись о чём-то своём.
– Ну, так ты свободна, Эл?
– Для тебя – всегда, моя ученица! – и они поспешили в привычный рай.
Сколько Элла вложила в эту девушку – просто от душевной чистоты и широкого сердца! Сколько «лекций» прочитала!.. О том, как нужно вести себя, краситься, одеваться-раз… В общем, жизни эту дурочку научила. Впрочем, Элле нужно было уже передать свой опыт кому-то – у неё-то сын. Ну, дочка мужа от первой жены не считается – эта неблагодарная Эллу всё простить не может, видите ли. А Эллочка бы сделала из неё человека! В смысле, женщину.
Всё-таки Элла когда-то не выдержала и начала критиковать одежду Елены. «Работаешь в таком мужикастом месте!.. Зрелые? Зато с положением, с деньгами и без претензий… Их есть, за что любить! Какие тебе сверстники?! Забудь об одноклассниках! Что с них возьмёшь? Да они и не оценят такую красотку! – искренне возмущалась Эллочка, но тут же махнула на клиентку рукой с ножницами, – Хотя кто на тебя, дурёху, посмотрит, если ты в старушечьи шмотки одеваешься? Юбка должна не выше колена, а чуть ниже попы! Разрез, чтоб грудь видать… Что значит «нет»?! Бельё надо правильно подбирать! Так каблук – минимум десять сантиметров! Никакого больше серого! Красный… А это что за бабушкины серьги? Ах, память?!» Как не отнекивалась Елена, Элла потащила её по магазинам. Они полностью сменили гардероб Лены… или уж Лилианы. А преодолевая какое сопротивление Элла учила её краситься?! Вообще, у них было соглашение, что Елена учит Эллу испанскому, а та её – жизни. Обе делали успехи.
Вообще, Эллочка уже могла издавать учебник по «мужчинологии». Покуривая тонкую сигаретку, попивая ликёр, Элла рассуждала о вечном: «Что такое любовь?.. А я и знать этого не хочу! Спросишь, а чего же я хочу? Подарков, свиданий… Легкости! Запоминай, дорогая, любая женщина может любого мужчину затащить в постель. А дальше уж, как ОНА захочет… Вот тебе уже за двадцать, а ты ещё, смешно сказать… Ладно, в общем, мужчин сейчас мало, ты тоже особо не разбирай! А то так доперебираешься до статуса старой девы. И не отказывай. Ну, или хотя бы отказывай так, чтобы всегда он думал, что шанс есть… У каждой уважающей себя женщины должно быть несколько «запасных»!.. Что значит НЕ? О какой честности в отношении мужчины и женщины ты говоришь? Тут кто кого перехитрит… Что ты говоришь – мужчины тоже люди? Я тебе отвечу: «Ха-ха-ха…» Цитата! А среди женщин – одни враги. Никому не верь, детка! Даже мне». Она всегда хитро щурила глаза на этой фразе.
Элла даже открыла – для пущего эффекта – страшную тайну, что ей не под тридцать, на которые она выгладит (и отлично выглядит), а за пятьдесят. Макияж-маникюр, короткие платьица, долгие взгляды… Можно сказать, что мужчин она употребляла на завтрак, обед и ужин. Впрочем, она состояла в весьма выгодном браке… Хотя сама об этом иногда забывала.
– …Так говорю тебе, девочка, отбей, если он тебе нравится!
– Но он, кажется, женат.
– Тем лучше – не у всех отбивать, а у одной опостылевшей жены. Так и представляю – домохозяйка в халате. Ох, как же я их терпеть ненавижу! Забыла эта клуша, небось, когда не то что прическу делала, а когда губы красила! А тут ты – такая свежая… Ой, тебе не холодно, кстати? Так вот, ты же ж не женишь его на себе пока – там ещё попробовать надо!
– Если не понравится, можно сдать в магазин? – грустно усмехнулась Елена.
– Посмотри на меня… Угу, теперь левый закрой, – продолжала рисовать на лице подружки Элла, – А что лучше в замуж и всю жизнь мучится? Выйти замуж не напасть, главное – замужем не пропасть… Вот я своего Валерку выдрессировала – тапочки приносит! – она расхохоталась.
– А если я его люблю?
– Кого?
– Ну, того… кандидата.
– А если нет?
– Ну, тем более… Он себе уже выбрал жену. И откуда ты знаешь, какая она?
– Я предполагаю, – Элла вытерла кисточку, – Не забывай, что мы с женами по разные стороны баррикады, угу… Мужик – не чемодан без ручки, который всю жизнь у её ног будет валяться. Тут клювом не щёлкай! Да и вообще, не заморачивайся ты так – попробуй и успокойся. Если жена нормальная, она мужа от себя ни на шаг!.. Начни с должности любовницы, а там посмотрим! Так, не отвечай, Лиль, – дай губы тебе нормально накрашу.
Лилиана обижено молчала. Ей почему-то казались нечестными все эти уловки, которым её учила Элла. По отношению к мужчинам, к ней – Лилиане – и даже к Элле. Проблема в том, что примерная ученица усвоила на отлично все уроки Эллочки. Но Елене стало казаться, что её вывернули наизнанку – раньше была внутренняя красота, а внешней не было… А теперь обложку нарисовали, а внутри всё как-то потускнело, вылиняло, смылось... Даже друзья не узнавали в Лилиане Елену.
– Ну, посмотри, дурочка! Посмотри, какая красавица! – Элла любовалась результатами своего труда. Красавица да ещё и дурочка (то, что надо). Всё-таки я – мастерица… – Элла небрежно кивнула на стену, увешанную дипломами, – Это всё моё! – видно, она имела ввиду не только аттестаты, но и весь салон, и, похоже, весь мир. Эллу ничто не портило – не её псевдо-философия, не возраст, не тик… Да, Лилиана тоже не сразу поняла, что её знакомая страдает весьма странной разновидностью нервного заболевания… Точнее, профессионального. Элла просто не могла не заниматься чьей-то причёской. Если рядом не оказывалось жертвы, то есть клиента, Эллочка запускала руки в свою шевелюру (цвет она меняла каждый месяц) и начинала крутить локоны, плести всевозможные косы, строить замки из волос. Как говорится, она парикмахером была от Б-га. Вот только Он немного пошутил.
– У жизни, по моим наблюдениям, довольно тонкое чувство юмора! – заметила Элла.
– Эл, мне не смешно… – сказала Лилиана, изучив новый образ, – Не нравится мне. Начни сначала!
1-4
– О, ла-ла!.. Меня зовут Элла!!! – пропела она, вытаскивая сигарету из урны.
– Эл, я знаю ваше имя… – Елена отмахнулась от снежинок.
– И салон?!
– И салон знаю…
– Хм, думаете, сеньора, моему салону больше подходит имя Лилиана?
– Честно? Да… Награда за то, что вы сделали… – Лена указала на себя роскошную, – Сделали мне голову!
– Сделала я?! Разве я учила вас, Елена Александровна, предавать подруг?
– Я – Лилиана, первое. Мы с вами оказались по разные стороны баррикады, второе. Вот и всё! И не стоит так убиваться из-за какого-то бывшего муж… чины.
– Вы одно скажите мне – знали, что мой Валера… Что он МОЙ?! – пьяно рассмеялась Элла.
– Узнала… И последовала вашим «же ж» советам. А вы, по собственной философии, оказались не очень дальновидной женой.
– Франкенштейн… ша! – Элла пьяно икнула. На этот раз она набралась не того любимого ликёра.
– Да многое изменилось за этот год… Знаете, а меня ведь уже полгода, как уволили из Администрации, ну, за то, что я слишком откровенно стала одеваться-краситься. Завистливые злобные тётки!.. А муж ваш мне тогда очень помог – взял к себе. Секретарём.
– Секретаршей… Да, он у меня доообрый! Всё тварей разных с улицы тащил…
– Зря вы так с ним обращались, – вздохнула Лилиана, – Да он и стыдился вас – одеваетесь не по возрасту, любовников меняете… ещё этот тик, – она с отвращением глядела, как пальцы с обломанным алым лаком перебирали грязные космы, – А мужчина, который мне действительно нравился… Бывший одноклассник прекратил со мной общаться, теперь понимаю, из-за чего. Точней, из-за кого! – она с ненавистью взглянула на Эллочку.
– Но, Лен… Лиль, я же ж не виновата? – Элла чуть не плакала.
– Если ещё хоть раз вы подойдёте к моему салону, мне придётся обратиться к охране, – Лилиана развернулась, – Да, с наступающим!
– Елена! Лилиана, тьфу ты демон! Елен Александровна, подожди! Давайте начнём всё сначалааа!!!
1-5
– О, ла-ла!.. Меня зовут… Я уж и не знаю, как. Боже, за что мне это? ЗА ЧТО?!
ОН устало молчал.
Придётся повторять урок – сначала. HOLA!