КИНОПОВЕСТЬ "ВСЕ ОНИ СОЛДАТЫ..."
77.
ЧУТОЧКУ ПОЗДНЕЕ. ОДИН ИЗ РЕСПЕКТАБЕЛЬНЫХ РАЙОНОВ ПЕТЕРБУРГА.
... один из респектабельных районов Петербурга...
Но квартира, в которой мы только что оказались, довольно скромная и безликая. Она ничем не запоминается и больше напоминает рядовое казённое помещение.
У зашторенного, с оставленной лишь небольшой щелью в занавеси, окна, стоя к зрителю спиной, какой-то мужчина внимательно смотрит на улицу.
Хотя время и вечернее, но там довольно светло : приближаются белые ночи. Мы вместе тем мужчиной наблюдаем из окна и куда-то неторопливо идущих прохожих, и проезжающие экипажи, и красивое здание через дорогу…
Но, несмотря на приятную картинку, за кадром настойчиво звучит тревожная музыка.
В комнату входит Архип.
Оказавшись у окна, он не выглядывает на улицу из- за шторы, а просто спрашивает у стоящего там и слегка повернувшего к нему голову человека:
-- Что там, Степан?
Тот поворачивается к Архипу и зрителям уже всем корпусом:
-- Всё нормально, Архип Савельевич. Квартира пока ещё пуста. Ни гостей, ни хозяина. Только горничная… И наш человек, разумеется.
-- А как ты с ним связываешься сегодня?
-- Сегодня? Вот так.
Мужчина отодвигает штору, ставит на подоконник горящую свечу и открывает форточку.
Архип интересуется:
-- В каком помещении он сейчас затаился?
-- Так, в гардеробной. Там ночью удобнее всего. И точно никто уж не зайдёт.
-- А как он сегодня должен откликнуться?
-- Как всегда. Ответить должен открытием форточки. Ага! Вот! Смотрите.
Мы наблюдаем, как в доме напротив в одном из окон появляется близко у стекла какой-то невнятный силуэт, а затем отворяется форточка.
Архип:
-- Хорошо. Давай отбой.
Человек, разговаривавший с Архипом, согласно кивает головой и сначала прикрывает огонёк свечи ладонью, потом, убрав руку, дав свече ещё немножко посветить, задувает её и убирает с подоконника.
Закрыв форточку и задернув штору, он остаётся снова возле окна у небольшой щели между стеной и шторой, лицом к улице и спиной к Архипу и нам, зрителям.
Архип Савельич спрашивает его в спину:
-- Как узнаем, что что-то не так?
Степан отвечает, не оборачиваясь:
-- Так Вы знаете, как и раньше договаривались. Тогда у него на подоконнике появится горящая свеча. А, если станет необходимым и наше немедленное вмешательство, ещё и откроется форточка.
-- Хорошо. Копии ключей от парадного и входной двери в квартиру уже у нас?
-- Разумеется. Ещё вчера и изготовлены, и проверены… Я ведь говорил вам уже...
-- Помню. От волнения лишние вопросы задаю. Ладно : поработаю пока...
Архип проходит по комнате к письменному столу, усаживается, открывает какую-то папку с бумагами и погружается в их изучение.
На некоторое время воцаряется рабочая тишина.
Но, наконец, Степан, обернувшись от окна, объявляет:
-- К парадному подкатила коляска.
Архип поднимается, подходит к окну и отодвигает немного штору с другой стороны окна:
-- А-а-а… хозяин пожаловали… Доброго Вам вечера, господин Спичкин.
Наблюдаем, как расплатившись с извозчиком, Профессор открывает своим ключом парадный подъезд и исчезает за дверью.
Глянув на всё это, Архип возвращается на своё место, за рабочий стол, и снова в комнате царят погружённость в работу и сосредоточенная тишина.
Мы же нетерпеливо выглядываем в окно и с интересом рассматриваем две кареты, стоящие в противоположных от заинтересовавшего нас дома сторонах улицы.
Наблюдая улицу, невольно постоянно возвращаемся к ним взором, испытывая тревогу, которую и подтверждает беспокойная музыка, привязавшаяся ещё с тех пор, когда наблюдали друзей Геракла в меблированных номерах за подготовкой к походу к Профессору.
Комментируя то, что происходит перед нашими глазами, стоящий у окна мужчина произносит:
-- Там… чуть позади, стоит… какая-то карета… Она там давно уже остановилась… Сейчас… из неё вышла… барышня…
-- Одна?
-- Да, барышня… одна. Расплатилась… Идёт,… кажется,… к подъезду. Её карета тронулась,… отъезжает.
Архип вновь у окна, спрашивает всмотревшись:
-- Переписчица? Ольга Оттовна Шмит?
-- Похоже,… она. Гости прибывают.
Степан достаёт из нагрудного кармана часы, уточняет время:
-- Явилась вовремя. Скоро подойдут и остальные.
-- Хорошо. Будем ждать.
Вместе с Архипом и Степаном наблюдаем, как «барышня» звонит в дверь, что-то говорит кому-то, ей дверь отворившему и невидимому нами, и, наконец, повернувшись к нам лицом, бросив взгляд вдоль улицы, входит в подъезд.
Когда «барышня» оглянулась, осматривая улицу, занавеска во второй карете отодвинулась, и мы увидели холёную мужскую руку, унизанную перстнями.
Но тут в комнате, где мы находимся, раздался негромкий и короткий стук, и нам пришлось оборотить взоры в помещение.
После возгласа даже неоглянувшегося Архипа "входи!", дверь отворилась, на пороге появился невысокий стройный молодой человек, тот самый, которого когда-то видели прятавшимся в посудном шкафу, а позднее в карете с нашим сыщиком...
Вошедший негромко:
-- Архип Савельевич?
Архип, повернулся:
-- Что, Иван?
-- Они все уже тут. Переодетые и в гриме. Геракл в образе барышни Ольги Оттовны…
Архип перебивает:
-- Так это он только что в дом вошёл в женском платье? А остальные?
Иван Харитонович:
-- Да, под видом барышни вошёл он. Остальные переоделись теми, кого выслеживали в последнее время. Они все тут же, неподалёку, вокруг дома. Ждут чего-то.
-- Спасибо, Иван. Передай там : полная готовность! Поведёшь в квартиру, в случае необходимости, наших людей сам. Ты там бывал, всё знаешь. Ступай!
-- Слушаюсь.
-- Нет, постой. Пошли срочно кого-нибудь за Его Светлостью князем Велесовым. Он в театре теперь, ну, … тебе наши расскажут…
-- Хорошо.
-- И держи ключи наготове... Иди.
Иван в знак согласия наклоняет голову и покидает комнату.
Архип, повернувшись к стоящему у окна человеку и качнув головой в сторону дома напротив, отдаёт распоряжение:
-- Передай ему предупреждение об опасности. Потребуй готовности и внимания.
Степан молча кивает и, не торопясь, отходит от окна, берёт две одинаковые свечи, отодвинув штору, открывает форточку, зажигает обе свечи на стоящей недалеко от окна тумбочке и одновременно выставляет их на подоконник. Оставляет своё окно с отдёрнутой шторой, отходит к другому и устраивается наблюдать в щёлочку оттуда.
Почти стазу, повернувшись к Архипу, говорит:
-- Он видел предупреждение. Свою форточку отворил и закрыл. Он готов. Теперь я должен погасить свечи.
Возвращается, гасит и убирает свечи, притворяет форточку, задергивает штору и вновь замирает у своего старого места наблюдения.
Теперь уже и Архип не может удержаться, чтобы не пристроиться у щели с другой стороны того же самого окна и сразу же, только став, быстро произносит:
-- Смотри-смотри! Что это?
Мы видим вышедшую за порог дома «барышню», которая, постояв немного за парадной дверью, оглядевшись по сторонам, дождавшись момента, когда рядом не будет прохожих, как-то неопределённо взмахнула рукой и сразу же вошла назад в подъезд.
Сразу после этого, один за другим, с разных концов улицы, появились трое мужчин.
Они без звонка и стука, поодиночке, потихоньку, просочились в тот самый подъезд, из которого только что выглядывала «девушка».
Мы же невольно задерживаем взгляд на Архипе и Степане, которые, отстранившись от окна, повернулись друг к другу и обменялись долгими понимающими взглядами.
В это время, всё та же красивая мужская рука с перстнями придерживает штору у окошка стоящей на улице кареты. Не только Архип со Степаном, но и кто-то ещё с интересом наблюдал за проникновением неизвестных мужчин в дом.
Архип же быстро направляется к столу, берёт колокольчик и звонит.
Появляется недавно выходивший из комнаты Иван Харитонович:
-- Да, Архип Савельевич!
-- За князем людей отправил?
-- Отправил.
-- Внимание на форточку! Сразу же после появления знака об опасности из квартиры, спешите туда, моего приказа не дожидайтесь! Я последую за вами.
-- Будет исполнено. Не беспокойтесь, Архип Савельич.
-- Профессор не должен пострадать!
-- Слушаюсь. Не пострадает!
Молодой человек вновь, как и в прошлый раз, наклонил голову в знак согласия с Архипом и покинул помещение.
Архип вернулся к своему наблюдательному пункту и удовлетворённо выдохнул:
-- Хороши белые ночи! Всё, как на ладони! Не слежка -- удовольствие!
Степан не согласился:
-- Но и ты, как на ладони в эти белые ночи, будь они неладны…
-- Не бурчи…
И мы вместе с Архипом и Степаном полностью сосредотачиваем всё своё
внимание на доме через дорогу, до боли в глазах всматриваясь в то самое окно профессорской квартиры, в котором совсем недавно отворяли форточку.
В наших ушах набатом звучит продолжение той тревожной мелодии, которая всё время сопровождала приготовления группы Геракла к проникновению в дом Профессора.