Самогонщики

Лев Ефремов
               
               
     Суда Мурманского Морского Пароходства одно время тесно сотрудничали
с канадскими фирмами. В порту Монреаль даже арендовали складские помещения и несколько причалов. Плюс к этому некоторые канадские судовладельцы брали в аренду на определенное время мурманские суда вместе с экипажем – в тайм-чартер. Это было выгодно и канадцам и мурманчанам. Канадцы экономили на зарплате экипажам судов, и эксплуатация судна для них была ниже, чем собст-
венных, а Мурманское Пароходство получало гарантированную работу для своих
судов. Конкуренция на фрахтовом рынке всегда была очень острой.
     Дизель-электроход «Ангаргэс» заканчивает плановый ремонт в Мурманском
СРЗ. Происходит смена экипажа. Одни, отработавшие в ремонте и не имеющие
«визы», уходят и им на замену приходят новые моряки, вернувшиеся из отпусков.
Вернулся из отпуска Виктор и получил направление на это судно на должность
старшего матроса – плотника. Многие члены экипажа знакомы, раньше вместе
работали. Но особенно радуются моряки, это когда на судне встречаешь земля-
ка. А здесь на судне у Виктора земляк судовой врач. Вечером после работы при-
глашает доктор Виктора к себе в каюту:
     - Давай, Витя, отпразднуем встречу, ну и расскажи, как там дома. – На стол ставит пузырьки с настойкой боярышника и яблоки.  - Извини, в стране антиал-когольная кампания и в магазине спиртного не купить.
     - Так, давай спиртику разведем, у тебя же должен быть чистый – меди-цинский.
     - Да, нет. Все, что я получил, уже закончилось.
     - А, как же ты в рейсе уколы будешь делать или еще где то  спирт потребуется для дезинфекции?
     - У меня для этого есть камфарный спирт и «Септол».
     Посидели товарищи, вспомнили, как раньше они вместе работали, о пред-стоящей работе поговорили. Хорошо посидели.
     Закончился ремонт. Погрузили в Мурманске генгруз на Гамбург. После выгрузки в Гамбурге, там же взяли груз на Монреаль. Переход через Атлантику
проходил зимой, но особых штормов не было, а вот в заливе Святого Лаврентия вдруг налетел шквал. На палубе, на трюмах стояли контейнеры. Два контейнера волнами были сильно деформированы. Не смыло контейнеры за борт только из-за добросовестной работы членов экипажа, которые закрепили их на совесть.
      После выгрузки в Монреале начал дизель-электроход работать в тайм-чар-
тере у канадской кампании. В Монреале и других восточных канадских портах
грузили бумагу в рулонах, назначением на разные латино-американские порты,
а обратно в Канаду везли тростниковый сахар. Грузился этот сахар в трюма – навалом. В некоторых портах грузили сахар грейферами, а в основном, в неболь-
ших государствах Карибского бассейна, сахар в бумажных мешках на поддонах кранами ставили на трюм, грузчики ножами резали мешки и высыпали сахар в
трюм. В Канаде после выгрузки сахара, перед погрузкой бумаги, трюма зачищал
экипаж судна. С бортов, судовых конструкций оставшийся сахар сбивали сталь-ными шкрябками, замывали трюма забортной водой. После выгрузки бумаги,
трюма также готовил к погрузке экипаж. Как не старались моряки замывать трюма в Канаде, все равно много сахарной патоки оставалось в льяльных колод-цах трюмов. Готовят моряки трюма к погрузке, например, в Гватемале, а из льяльных колодцев идет прямо винный запах. Остатки сахара в тропиках, когда на палубе под сорок градусов жары, а в стальных трюмах еще больше – сахар начинает «бродить». В льяльных колодцах получается настоящая «брага». Пить ее, конечно, опасно. Неизвестно сколько грязи в ней содержится. Но зачем пить
гадость, когда судно перевозит несколько тысяч тонн нормального продукта. 
     Трое друзей: доктор, плотник и судовой моторист- токарь решили попробо-вать сделать брагу из нормального сахара. Главного продукта много, дрожжи
взяли на камбузе, фляга из-под молока была у плотника в плотницкой. Сахар с дрожжами залили водой и поставили флягу с продуктом вызревать. Думали,
куда поставить? В плотницкой нельзя – много нахлебников наберется. У доктора
тоже нельзя, у него постоянно - то капитан, то стармех, то помполит. Доктор и
подсказывает:
      - Давайте поставим флягу в фальштрубе. Туда редко кто заходит. Да, там и место уж очень подходящее.
      На том и порешили. Токарь оборудовал флягу  краном для выпуска газов,
образующихся при брожении, к нему приделал шланг, через который газы проходят через ведро с водой. Процесс пошел. Через неделю сняли пробу.Получилось, что надо. Сидят в плотницкой, пробу снимают. Всем понравилось.Радость на душе. Доктор предупреждает:
      - Только не вздумайте песни горланить.
      Работа на судне у моряков непростая, помимо, собственно, судовой работы
и несения вахт, еще оторванность от дома, от родных. Длительный рейс без за-
ходов в родные Российские порты. Да, и климат района работ – в Канаде зимой
минус тридцать, в тропиках  плюс тридцать с лишним. И этот перепад темпера-
тур происходит в течение двух – трех недель. Работа на раскаленной палубе или
в душном машинном отделении, конечно, здоровья морякам не прибавляет.
По Коллективному Договору между администрацией Пароходства и Профсоюзной Организацией – Баскомфлотом, морякам после пересечения Северного Тропика полагается выдавать сухое вино для поддержания в организме моряков нормального водно – солевого баланса. Но норма всего 200 граммов на человека в день, к тому же еще эти 200 граммов, опять же по медицине, администрация судна имеет право разбавлять водой. Моряки, конечно, находят разные выходы из этой ситуации. Это и у М.Веллера описано, как моряки договариваются. Группа в пять человек договариваются по очереди  выпивать эту норму. Сегодня все свои граммы отдают одному, завтра другому. А тут наша троица  нашла такую альтер-нативу этому.
      Прошло некоторое время, и, как часто бывает, задумались наши ребята:
      - А, чего это мы брагу пьем? – И предлагает опять доктор:
      - Давайте попробуем самогон сварганить. Здесь в тропиках столько всяких
пряностей. Можно настаивать самогон на всяких травах. Дома почти «сухой закон», а у нас  здесь будет экономия. Не надо будет покупать у шипчанд-
леров спиртное, и еще неизвестно, какого оно качества, а у нас будет чистый
продукт, который мы сами изготовили, и домой можно сделать запасы.
      Сказано – сделано. Токарь с плотником изготовили самогонный аппарат.
Руки у них золотые – аппарат получился, хоть на выставку достижений отправляй.Все детали из нержавейки. Встал вопрос: откуда брать воду для охлаждения спиртового конденсата?  Проще всего – это, конечно, подсоединиться к судовой системе подачи питьевой воды на камбуз. Но все этот вариант сразу отклонили.Запасы питьевой воды на морских судах ограничены объемом судовых цистерн для пресной воды. Но на судне установлен порядок, после окончания рабочего дня, для купания экипажа включается пожарный насос. На корме установлены распылители пожарных пеногенераторов и желающие могут принимать холодный душ забортной водой. Вот в это время и решили наши ребята заниматься
перегонкой.
     Ребята серьезные, свое дело делают тихо, не афишируют, пьяными по судну
не ходят, песни громко не поют. И все идет нормально. Но, опять же, до поры,
до времени. В один прекрасный день закончили механики подавать забортную
воду на палубу и отключили пожарный насос. Ну, все. Перегонка закончилась.
Отключили аппарат, сняли флягу с электрической плитки. Плитку и аппарат, как
обычно, спрятали, а флягу поставили в дальний угол.
      Была раньше на Советских судах загранплавания такая должность – помощ-
ник капитана по политической части  – помполит. В его задачу входило воспитание членов экипажа в духе строителей коммунизма. Формулировка, конечно, расплывчатая, но по простому -  следить за экипажем и вовремя
пресекать всякие нарушения и докладывать «куда следует». Вахты он не стоял
и свободного времени  было много. И вот однажды гуляет он по судну, а,
может, не просто гуляет и заходит в помещение фальштрубы. Чувствует –
спиртом пахнет. Заинтересовало его это. Начал помещение обыскивать и видит
молочную флягу. Потрогал – теплая. Взял и открыл защелку на фляге. На его беду доктор с помощниками не успели всю брагу перегнать и содержимое фляги
было под давлением. Открыл помполит защелку и горячий спиртовый пар ошпарил ему лицо и руки. Обожгло его очень сильно, он бегом к доктору:
     - Анатолий Арсентьевич, помоги.
     Доктор забеспокоился:
     - Где это вы так ошпариться ухитрились? На камбузе?
     - Нет в фальштрубе. Как я понимаю, у нас самогонщики на судне завелись.
Кто бы это мог быть?  Вы, об том ничего не слышали?
     Обрабатывает доктор обожженные места у помполита, а сам думает: «Все,
накрылась лавочка».
     - Нет, не слышал. Да и не может у нас быть самогонщиков, у нас же все моряки на виду, коллектив то небольшой, сразу бы увидели выпивох.
     На этом у троицы самогоноварение и закончилось. Видят они, что помполит
начал свое расследование – обход кают, опрос своих «добровольных» помощников. Одним словом, он занялся обычной работой помполита.
     Конечно, свой спиртзаводик - это хорошо, но можно «визы» лишиться и,
прощай работа. К тому же, ребята успели сделать неплохие запасы. И нелегкая,
морская работа продолжилась.
     Можно в любой, даже самой сложной  ситуации, найти отдушину, и  жизнь не будет такой скучной и однообразной.