Лишний ребёнок

Владимир Владыкин 2
                ВЛАДИМИР ВЛАДЫКИН
                ЛИШНИЙ РЕБЁНОК?

Дети – наше будущее, дети – цветы общества. Избитые, старые, как мир истины, как бы оживают, если дело касается живой маленько души человека. Но особенно, если это одинокие, сирые, невольно обращающие на себя внимание дети, отданные на попечение общества.
Есть в  г. Брянске реабилитационный центр-интернат, куда временно определяются дети, которые по разным причинам потеряли родителей. Под присмотром опытных педагогов и воспитателей, они там живут, занимаются разным творчеством, общаются.  А право  учиться некоторым из них предоставлено в школе №45.
Моё знакомство с второклассником Андреем произошло чисто случайно. Он появился в школе самым первым учеником, когда после сильных морозов возобновились занятия. Однако в этот день на улице было ещё достаточно холодно. И пока многие родители раздумывали, нужно ли пускать своих чадушек на мороз, для воспитательницы этого самого центра такого вопроса не возникало. Она решительно привела своего питомца в школу. Причём дежурная техничка даже не успела открыть дверь, как в её щель, буквально втолкнули изрядно опешившего малыша.
«Я думала, это сердитая мамаша, –  после объясняла техничка Зоя Степановна, –  за какие-то провинности так грубо обошлась со своим ребёнком. Даже не спросила: будут ли в школе занятия»?
Конечно, было чему удивляться, ибо на мальчике тонкая болоньевая курточка да простые хлопчатобумажные брючки и шапка-ушанка. И наспех полузашнурованные со сбитыми носами ботинки. (Позже Андрюша приходил уже в войлочных бурках). А тогда Зоя Степановна усадила мальчика на скамейку,  зашнуровала ему ботинки, у него были обветренные румяные щёки. Андрей прятал ручки в рукава курточки, но энергичная женщина стала их растирать.
К разговору с незнакомыми ему людьми, мальчик явно был не настроен. Правда, лишь на вопрос, как его зовут, он еле слышно выдавил свое имя, при этом робко опустив глаза.
Спустя время мне удалось узнать от его учительницы, что мальчик попал в г. Брянск из Брасовского района. Родители у Андрюши есть, но они пьющие и решается вопрос о лишении их родительских прав. А пока суд да дело, малыш в классе считаете временным. Он и сидит за первой партой как-то в сторонке от своих сверстников. Разумеется, по всем дисциплинам учился он довольно слабо. Видно, в своё время с ним  никто не занимался,  и оттого  он выглядит неразвитым, запущенным учеником.
Под диктовку весьма уравновешенной и спокойной учительницы  Аллы Григорьевны, второклассники писали диктант. При этом её сосредоточенный взор был направлен на своих учеников, на Андрея  она подымала лишь изредка глаза. Не могу судить о том, что испытывала учительница, глядя на этого ребёнка. Конечно, через сердце педагога с большим стажем работы в школе, пропущены сотни и сотни детей. Об этом можно рассуждать бесконечно, но непреложной остаётся истина: для любой учительницы каждый ученик, по сути, должен быть, как собственное дитя. Ведь без этого не произойдёт продуктивного учебно-воспитательного процесса. Но учителя тоже люди, естественно, они устают. Ведь труд у них нелёгок. И, может быть, не каждому в должной мере по плечу, поэтому отсюда вытекает, что иногда даже дети из относительно благополучных семей недополучают их тепла и участия. А что тогда говорить о таких, как Андрюша, на которого не только учительница, но и директор смотрит, как на лишнего. А бывают моменты, то и как на изгоя, временно определённого в школу до решения окончательной его судьбы. Собственно, в настоящее время так оно и происходит, директор жалуется начальнику образования, что, дескать, она и без того собирает под их давлением в школу всех тех, от которых в других школах отмахиваются.
А между тем сорок пятая школа  от того же интерната расположена ближе всех. Вот директора и обязали принимать из этого центра детей, которые по возрасту  младших, обучаются в средних и старших классах...
После знакомства с Андрюшей, я попытался получить о судьбе «временных учеников» от директора А.Г.М. более достоверную информацию. Однако на все мои вопросы руководитель просвещения отвечала односложно, дескать, она сама толком о них ничего не знает. Хотя в это было трудно поверить. Только неясно: почему директор из этого делает тайну? Впрочем, если учесть её недавний телефонный разговор на высоких тонах с завотделом образования В.В.Чистяковым, что отныне она отказывается принимать в школу даже бывших своих выпускников, которые, дескать, способны не на учёбу, а на подрыв авторитета школы. И опять-таки, что тогда говорить о «временных» в таком контексте? А ведь директор отлично знает, что как paз бывшие выпускники уже не один и не два, можно насчитать больше десятка имён из тех, кто отбывает сроки в местах лишняя свободы...
На перемене Андрюша шёл по школьному коридору, почему-то, прихрамывая. Я спросил, что у него с ногой. И мальчик сиповатым, простуженным голосом ответил, что его ударили по ноге большие ребята...
Потом я застал его в умывальнике, мальчик стоял в уголочке, как наказанный, не решаясь войти в туалет справить нужду из-за того, что там скопились старшеклассники, и, разумеется, курили. И вот Андрюша и выжидал, пока большие ребята накурятся, которых часто приходится выпроваживать...
 На каникулах, по словам Андрюши, к нему приезжал отец, он обещал сыну приехать ещё. И теперь мальчик будет жить с этой заветной надеждой, в сущности, уже привыкая к интернетовской среде. А домашняя – кажется такой теперь далёкой и неправдоподобной, что процесс вытеснения из детского сознания матери, о которой он так ничего и не сказала, стал, наверное, необратимым. Пусть по медицинским меркам он недоразвитый, зато его лицо, глаза, как у мудрого святого. Но иногда среди сверстников, впрочем, не только, взгляд мальчика становится колючим и нелюдимым Он уходит в себя, таится от одноклассников, инстинктивно чувствуя, что не такой, как все дети. И эту свою отличимую особенность от других, ему, наверное, ещё будет долго не понимать. Но наступит время и ему придётся осознать то, какую несправедливую участь сыграла над ним судьба. А хотя во многом всё будет зависеть от того, какие окажутся в дальнейшем рядом с ним воспитатели и учителя после отправки его из временного приюта туда, где ему  предстоит обитать.
А пока наш маленький герой, как запущенный долгим неуходом цветок, требует к себе тёплого и самого родного участия, чтобы его ещё не окрепшее сердце не очерствело, не одичало, чтобы среди других детей не чувствовал себя обделённым. И тогда его глаза, полные робкого любопытства, не будут взирать на окружающих ухоженных сверстников, как волчонок, который попал из своего дикого логова к людям.
Думаю, в центре реабилитации воспитатели это понимают и относятся с должным вниманием к своим временным питомцам...
P.S. После публикации этой заметки в областной газете «БР», в школу приходили сердобольные женщины с подарками для Андрюши. Ему приносили одежду, фрукты, другие подарки целыми пакетами. Какова его дальнейшая судьба мне не удалось узнать, так как из школы скоро мне пришлось по личным обстоятельствам уволиться.
Прошло со дня этой публикации двадцать пять лет. Наверняка мой маленький герой давно вырос, имеет свою семью. Но это, увы, только предположение.