Вспомнилось...

Романова Татьяна Владимировна
   Мама рассказала.

   Когда мне было лет 6, то как - то  бабушка Устюша  дала 20 копеек с пенсии на конфеты.
Мы же раньше самостоятельными рано становились, поэтому меня без всякого страха отпускали в железнодорожный магазин на станцию  что-то купить из продуктов, а чаще всего за хлебом.
Его привозили поездом, который приходил в десятом часу утра, - свежий, тёплый... Всегда народ за ним собирался. Если дождя не было, то торговали прямо на улице.

   Так вот, пошла я за конфетами в магазин, но деньги все на них не потратила. Купила  на 10 копеек 100 граммов подушечек  (по 1 рублю за килограмм) , ещё  конверт за 5 копеек и 5 коробков спичек по 1 копейке.

   Когда мама рассказывала, я вдруг так ясно всё вспомнила, почему всё это покупала.
Накануне родители написали письмо в Анжеро - Судженск сестре отца, а конверта не было, письмо так и лежало неотправленным, мама говорила, что надо купить конвертов, не забыть.
Мелькнула  мысль: " А вдруг забудет? "
Спички же  купила потому, что когда отец утром брал коробок ( курил ), то я слышала, как он говорил  бабушке, что спички кончаются.

   Всё это я и  "намотала на ус"...     Мама говорила, что они долго удивлялись моей экономии в таком возрасте, рассказывали знакомым, хвалили...

   А вот другой случай  помню всю жизнь.
Лет 9 - 10 мне было.  Опять же бабушка Устюша послала меня в тот же  магазин за мукой,
дала 10 рублей одной купюрой ( красненькой)   и велела муки купить на 1 рубль, а 9 рублей принести.
Купила я муки на рубль ( что-то много, тяжело мне было нести ), а 9 рублей ( три трояка ) в сдачу дали.

 Шла я по железнодорожному пути, по шпалам: в одной руке - мешочек  ( сама мама шила )  с мукой, а в другой  в кулачке зажата  сдача.
Лето было,  солнце пекло, жарко, от шпал -  запах креозота...
Часто останавливалась: то в одной руке ношу понесу,  то в другой...

   Пришла домой, отдала бабушке муку, бабушка спросила: " А деньги?"

   Батюшки!!!  А денег-то  - нет!!! Я даже не заметила, что, когда меняла руки, обронила их...

   Побежала обратно, весь путь просмотрела - осмотрела, раньше не было травы на путях -
нет денег!..  Дошла до магазина - нет денег!.. Пошла обратно, вновь всё тщательно проверяя,
а бабушка Устюша уж мне навстречу идёт, согнулась, ищет,  руками шарит... Но разве найдёшь?..
Вслед за мной народ шёл, да  и навстречу люди шли.

   Конечно же, когда мы с бабушкой ползали по пути, искали деньги, народ любопытный навстречу
попадался, спрашивали люди, что и как. Бабушка всем рассказывала, что так и так...
Я - вся в слезах, уж и дороги не видела. С любовью вспоминаю бабушку: ни слова упрёка мне не сказала, не ругала -  себя ругала, что меня послала в магазин, а не сама пошла...

   Пошли мы с ней домой, а там мама уже  на обед пришла. Бабушка всё ей рассказала:
- Вовка ( отец мой ) узнаить, убьеть...

   Мама, недолго думая, побежала к соседке, чтобы занять денег - именно три трояка.
В магазин идти, чтобы поменять деньги, времени не было:  отец должен был приехать  на обед.

   Ему, как и оказалось,  уж сказали, что мы с бабушкой  искали деньги на путях. 
" Добрый " народ сказал...
Как летит папаня наш на велосипеде раньше времени на обед, с порога скандалить стал,
ругать бабушку и маму.
Нервным был, несдержанным в эмоциях. И, конечно же, знает уже, что три трояка были.
Люди... Бабушка же некоторым рассказала. Как быстро молва разошлась - в течение часа...

   А мама с бабушкой в два голоса:  "Ты что, с ума сошёл?  Да, Таня обронила деньги, мы сразу же их нашли, вот деньги. Кто тебе сказал? Сбрехали!   БрешутЬ!"
И показали ему 9 рублей- три купюры по три рубля.

   Успокоился. И его можно понять:  пенсия по инвалидности была 10 рублей 20 копеек, поэтому, чтобы семью содержать, ему пришлось идти работать в колхоз кузнецом - молотобойцем. С одной ногой...

   Никогда в упрёк  бабушка и мама не ставили мне тот случай, винили только себя:
бабушка - что сама не пошла в магазин, а мама - что оставила на покупку  муки большие деньги, заранее не разменяла.

   Потом, много лет спустя, мы изредка вспоминали тот случай. С улыбкой вспоминали...