Рассказ восьмой. Труд делает свободным

Павел Вещунов
-Труд, труд, труд! Между прочим, все лжецы и эксплуататоры свои стройные системы, обосновывающие, почему на них нужно работать, да еще желательно и бесплатно, основывали на благородстве труда как такового. Самого по себе. Труд – самоценность!
-Так, давай сразу расставим акценты. Надеюсь слова твои к старцу не относятся. По той простой причине, что никого он не заставляет?
-Нет, не относятся.
-И не лжец он?
-Разумеется, нет!
-Тогда получается я? Ведь это я заставил бедолагу трудиться больше. Но в чем моя выгода?
-Сам объясни. Но только я желаю тебя поправить: мои слова и к тебе не относятся. То есть ни тебя, ни старца и никого иного я не считаю ни лжецом, ни эксплуататором. Я уверен, что смысл твоей манипуляции – побудить послушника перенести свою землянку, ты объяснишь. Просто про труд я высказался, потому что вспомнил некоторые события. Только и всего.
-Например? Что можно плохого сказать про труд, ведь даже Сам сказал: «трудитесь»?
-Нет ничего прекрасного на свете, что нельзя было бы испортить. Наличие бесов, которые были рождены светлыми и на благо – первое из доказательств.
-Хотелось бы более приземленных примеров.
-Пожалуйста: рабство. Немецкие фашисты фактически глумились и над людьми и над самим этим понятием, когда над воротами концлагеря разместили вывеску: «Arbeit macht frei» (работа делает свободным).
-Фашизм осужден. Люди признали, что это ошибка.
-Правда? А марши ветеранов СС, и прочее? Верно добрым людям в Галиции, Эстонии, Хорватии об этом забыли рассказать.
-Да, но ведь в целом осужден?!
-Хорошо, тогда приведу пример с другой стороны. Христианские проповедники прибыв на острова в Тихом океане заставили аборигенов вырубить все пальмы.
-Это еще зачем?
-А вот как раз по той причине, что Бог велел трудиться в поте лица, а тут недоразумение какое-то: пальма сама растет и дает всё даром – и одежду и пищу и строительные материалы. «Непорядок» - решили цивилизаторы и толкователи Самого и вырубили все пальмы, чтобы аборигены трудились и стали настоящими христианами.
-И чем всё закончилось?
-Как обычно, чем еще заканчиваются гениальные эксперименты – голодом. И первым, знаешь кто сбежал?
-Ну, тут к гадалке не ходи.
-Да, проповедники первые и побежали. А знаешь, ведь ничего не меняется. Современные пятидесятники и прочие популяризаторы ходят по квартирам и обязательно с Библией! И обязательно пальцем тычут вот, смотрите, так написано.
-Ну разумеется. Для протестантов всех мастей основным принципом является: Sola Scriptura, то есть - «только Писание», а то, что они могут неправильно трактовать написанное, им и в голову не приходит.
-Совершенно согласен, а кроме того: люди живут в райском месте, пальма дает покушать, сорвал листья – вот и домик, пирогу можно построить, сцедить пальмовое масло и рыбку пожарить. Ведь не они сами себе такие условия создали! Раз Бог так устроил, то значит так нужно. На мой взгляд - очень простая мысль, неужели им в голову не приходило?
-Да, но в этом случае концепция обязательности труда рушится.
-Рушится, если смотреть на это однобоко, в буквальном толковании. Я могу привести еще один пример, который разбивает абсолют труда как самоценности.
Русский святой, Иван. Так и называется: Иван русский. Попал в плен при штурме Азова, продан татарами туркам. Работал так усердно, что заслужил доверие и уважение хозяина, тот его даже управляющим сделал и через него разбогател. Другие рабы возмущались поведением Ивана, но тот не обижался, только продолжал усердно работать и помогал всем. Турок предложил Иоанну жить как свободному, но тот отказался, ответив: «Покровитель мой - Господь, и нет Его выше. Судил Он мне жить в рабстве и на чужбине. Видно, так надобно для моего спасения».
Вот, пожалуйста: тоже подневольный труд, но каков результат! Турки перестали притеснять и требовать принять ислам и не только самого Ивана, но и остальных пленников. А после его смерти выдали его тело православному священнику, для почитания – невиданное дело.
-Так может дело не в самом труде, то есть работе, а в ином?
-То есть?
-В смысле! Я имею в виду наполнение этой деятельности: труд – для чего?
-Именно это я и доказываю. Сам по себе труд – беСсмысленное занятие. Например, качёк в тренажерном зале. Зачем он это делает? Для красоты тела! Зачем? Чтобы восхищались! Зачем? Чтобы получить блага: девушки восхищаются, парни завидуют, рекламодатели с контрактами бегают. В итоге весело, денежно и гордыню потешил.
Другой вариант – почти то же самое: качается спортсмен. Для славы державы. Качается актер – что бы роль достоверно выглядела. Почти то же самое, до мелочи, до буквы, но цель иная и наполнение смысла труда становится иным.
-Согласен. А ты знаешь, ведь и с бесами так же: они трудятся для себя, а мы выполняем поручения. Они вкалывают, мечутся, суетятся для доказательства выдуманной химеры – люди хуже их - и никак насытится не могут. Страдают бедолаги от тщетности своих потуг потому что соблазнить отдельных людей они могут, а человечество в целом – нет. Мы же, светлые ангелы, верные, выполняем чужую волю, но главный стержень для нас – мы уверены что это на благо, потому и удовлетворение у нас и радость и свет!
-Бог лишил Адама беззаботной жизни – теперь чтобы удовлетворить свои потребности, да чтобы просто выжить, нужно было трудиться. Бог разлюбил Адама? Нет! Бог не мог снабдить Адама всем, что нужно? Мог. Тогда каков смысл работы? Утрудиться для других. То, что ты вкалываешь для себя – заслуга в глазах Бога небольшая. Работа для других – вот что приветствуется, а самое значимое – работа для Бога.
-Знаешь, один из подвигов Серафима Саровского молитвенное стояние на камне.
-Тысяча дней!
-Да, а ты в курсе, что подвиг Серафима один монах повторил, да не просто повторил, а еще и дважды?
-Ну, так. Слышал.
-Вот и ответ о разности труда: Серафим стоял во славу Божию и прославлен, а с мотивами монаха сейчас наши разбираются.
-Судя по тому, что имя этого монаха неизвестно большинству… Чего проще: совершил подвиг для Бога – святой, а для своей славы – не святой.
-Так, всё так. Будет послушник бегать с ведрами и с мыслями – как хорошо, что он успевает всё сделать: помолиться, старцу услужить, что не заболел и сил хватает – один вариант. А будет думать что о том, какой он ловкий парень и старец должен быть ему благодарен – вариант второй.
-С иным результатом.
-Да.
-Хотя и выполнено всё, почти до буквы, одинаково.
-Да.
-Полетели, я порадую тебя чудесным местом.