Воспитание

Любовь Красова
- Дочь моя, - строго сказала мама, - ты не убрала свою постель, на столе беспорядок. Портфель собран?
- Нет, я не успела, - пролепетала Маша,- я кушать хочу, мамочка.
- Садись, ешь и быстрее идём в школу. Я сама сейчас опоздаю на работу.
Мама быстро сложила тетрадки и дневник в Машин портфель. Потом помогла ей одеться. Воспитанием занималась по дороге.
-Доченька, ты уже взрослая, в школу ходишь. Пора самостоятельно наводить порядок в своей комнате, на столе, в портфеле. Аккуратно развешивать свою одежду в шкафу. Я же тебе всё показывала. Почему ты ждёшь, когда я за тобой уберу?
-Но я же ещё маленькая, мамочка. Мне уроки надо приготовить, музыкой позаниматься. Погулять ещё хочется. Когда же мне уборку делать?
-Смешная ты, Маша. Я ведь тоже работаю, домашнее хозяйство веду и много всяких прочих дел. Я же успеваю убраться в квартире. Просто надо побыстрее двигаться.
- Мамочка, но ты же всё равно всю квартиру быстро убираешь, так и в моей комнате убери. А я не успеваю.
- Нет, детка, так не пойдёт. Давай мы придумаем такую игру. Я тебе буду за хорошее дело платить 10 копеек.
- Как это?
- Сделала уборку в комнате – 10 копеек. Сходила в магазин за хлебом - 10 копеек.
- А если я куплю молоко, хлеб и мороженое – 30 копеек?
- Нет. Просто один поход в магазин – 10 копеек.
- А-а-а… Ну ладно. А если я тебе массаж на спинке сделаю?
- Ха-ха-ха! Ах ты моя умница! В тебе дремал коммерсант. И вот я его пробудила. Делаешь успехи. В общем, бери ту копилочку, которую нам бабушка подарила и кидай в неё заработанные денежки. Накопится много денежек – купишь себе велосипед. Договорились? Вот, пришли к школе. На тебе 10 копеек. Это на кукольный спектакль. Беги.
Мама поцеловала дочку и отправилась на работу, очень довольная собой. Когда Маша вошла в класс, дети собрались вокруг стола учительницы и сдавали ей деньги. Зазвенел звонок и учительница сказала:
- Всё, начинаем урок, кто не успел заплатить за билет, на перемене подойдёте.
На перемене Маша хотела отдать денежки учительнице, просто не торопилась. Думала, пусть другие пока сдадут, а я потом. Но просто не успела.
А на второй перемене она уже не могла этого сделать, потому что их построили и повели в столовую. Она по дороге попыталась отдать Елене Алексеевне свою монетку, но у учительницы не было времени.
 Когда они закончили завтрак, надо было спешить на урок, опять денежка осталась у Маши.
После третьего урока весь класс отправился в актовый зал. Маша вдруг подумала: «А ведь я могу не отдавать свою денежку и положить её после школы в копилочку». Она отстала от всех детей и оказалась последней. Девочка вдруг увидела, что у детей в руках билетики, а у неё нет. Она растерялась. Билетёрша очень быстро пропускала детей и они рассаживались по местам.
- Давай, детка, быстрее, - сказала она Маше и протянула руку.
 А девочка покраснела и сказала:
- У меня нет билетика.
- Почему?
- Я на велосипед собираю.
- Ничего не понимаю. Отойди в сторону, детка, я пропущу другой класс.
Елена Алексеевна вернулась и спросила:
- Маша, все дети уже сидят в зале, а ты почему не идёшь?- Учительница попросила билетёршу пропустить Машу. Та пропустила целый класс, а про Машу сказала:
- Это ваша ученица? Пусть предъявит билет и проходит.
- Маша, ну что же ты? Давай быстрее билет, а то сейчас спектакль начнётся.
- У меня его нет.- Маша ещё гуще покраснела и спрятала руку с монеткой за спину.
- Ты потеряла его?
- Нет. У меня его и не было.
- Почему? Тебе мама дала 10 копеек на кукольный?
- Дала, - тихо сказала Маша, - но я не могу их отдать. Я положу их в копилочку.
- Как? – удивилась учительница.
- Я буду собирать на велосипед.
- Вот видите, - сказала билетёрша, - мама на спектакль дала, а она их на велосипед решила потратить.
Учительница сначала хотела попросить пропустить девочку, но потом подумала, что это не педагогично. Она вышла из зала, пропуская подошедший  класс.
- Маша. Это некрасиво. Все дети сдали деньги за спектакль. Одна ты не хочешь платить. Может, ты не хочешь смотреть представление?
- Хочу. Пропустите меня, пожалуйста. Все дети посмотрят, а как же я? Мне же тоже хочется…
- Но это не честно. Мама дала тебе денежку на билет.
- Но я же не могу её отдать. Я же её положу в копилочку. Мне же нужен велосипед.
- Так, я сейчас за тебя заплачу, а потом с тобой разберёмся.
Елена Алексеевна отдала монетку билетёрше, усадила Машу и решила отложить воспитательную беседу на потом.
Когда за Машей пришла мама, учительница заперлась с ней в классе. Машу выставили в коридор. Она с тревогой ожидала, чем кончится их разговор. Мама сердито выговаривала учительнице:
- А кто просил вас отдавать за неё свои деньги? Не хочет платить, пусть обойдётся без представления.
-Вы предлагаете оставить вашу дочь без присмотра? А где она будет всё это время находиться? А вдруг с ней что-то случится?
- Ну вот и посидели бы с ней. Неужели вам так интересен детский спектакль?
- Это что-то новенькое! Как же я брошу без присмотра целый класс? Я же отвечаю за жизнь, здоровье и дисциплину своих учеников. Без меня они могли расшуметься в зале.
- Ничего. Другие учителя их успокоили бы.
- Ну нет. Это моя обязанность. И никто за меня этого делать не должен. Не придумывайте. Либо я веду весь класс, либо мы все остаёмся без кукольного. Третьего не дано. А если вы считаете, что Маше нельзя доверить деньги, сдавайте сами лично в руки.
 - Ну вот! Моя дочь не воровка!
- Прекрасно! Я была в этом уверена. Хорошо, что вы это подтвердили.
- Знаете что!
- Извините, я спешу, меня ждут в кабинете завуча. До свидания!
Мама вела Машу за руку и была взвинчена до предела. Она была убеждена, что Маша сдала учительнице денежку, а та просто забыла ей отдать билет. Стараясь успокоиться, она спросила:
- Доченька, тебе понравился спектакль?
Маша с облегчением вздохнула и рассказала маме про интересное и весёлое представление.
- Умница, доченька. Ну, вот мы и пришли. Заходи домой, отдохни, приготовь уроки и наведи порядок в комнате. Я пошла на работу. У меня перерыв заканчивается.
Маша достала свинку-копилку и бросила в неё свою первую монетку.
С тех пор так и пошло. Девочка очень хорошо выполняла все поручения и получала за них вознаграждение. Иногда она сама просила какое-нибудь дело.
 Папа заметил, что мама даёт ей деньги.
-Это за что?- удивился он, когда Маша всыпала в копилочку несколько монеток.
         - За добрые дела.
-Это ещё что такое? – он уставился на жену.
- Дорогой, не вмешивайся в воспитание дочери. Я сама знаю, как мне простимулировать её. В последнее время она меня постоянно радует. С учёбой всё хорошо, с музыкой тоже, порядок в детской комнате. И в магазин бегает охотно. Что тебя не устраивает?
- Значит, если у тебя не окажется денег, она не станет учиться и заниматься музыкой? И комната её зарастёт грязью?
- Чушь какая? Как же у меня денег не окажется, если я ей только по 10 копеек даю! Если бы ты получал зарплату побольше, и мог купить велосипед ребёнку, ей не пришлось бы самой на него собирать!
- По 10 копеек знаешь, сколько она будет собирать на велосипед?
- Знаешь, доченька, пойди погуляй на свежем воздухе, - сказала мама и Маша не услышала конец их спора. Она с тревогой подумала: «А может быть, я не смогу купить себе велосипед? Папа сказал, что 10 копеек это очень мало».
После этого Маша стала чаще предлагать свои услуги, чтобы больше заработать монеток.
Однажды она увидела раскрытый мамин кошелёк. Там было много денежек, не только мелких монеток, но и бумажных. «Возьму себе немножко, - подумала девочка, - может быть, мама не заметит. У неё ещё много останется в кошельке».
 Потом она пожалела, что мало взяла. Но повторить этот фокус не получалось. Мама больше не оставляла кошелёк без присмотра. А поискать его трудно. При маме рыться в её вещах не удобно. А когда она уходит из дома, то и кошелёк с собой берёт. Маша стала изобретать способы, как остаться наедине с маминым кошельком. Эти мысли отвлекали её от учёбы.
         У  папы Маша никогда денег не просила. Стыдно было. Папа так посмотрит на дочь, что она сразу краснеет. А с мамой финансовые проблемы решать просто. Она не ругала Машу за жадность, а только подхваливала за предприимчивость. Как только папа начинал говорить, что мама портит ребёнка, она набрасывалась на мужа с упрёками:
- Если бы ты умел деньги зарабатывать, обеспечивал нас, как надо, ремонт в квартире сделал, я бы послушала твоих умных советов! Сиди уж, Макаренко, помалкивай!
Папа только тяжело вздыхал.
Однажды, вернувшись домой, Маша застала папу. Он сдвинул мебель и обдирал обои со стен.
- Папочка, что случилось?
- Я временно безработный, дочь моя! Пока  не получу новую работу, займусь ремонтом. Давно пора. Всё некогда было.
- А я буду тебе помогать.
- Видишь ли, Машенька, мне нечем платить тебе.
- А я бесплатно помогу.
- А почему ты маме бесплатно не помогаешь?
Маша растерялась.
- Солнышко, давай поговорим серьёзно. Я тоже был маленьким мальчиком и тоже мечтал о велосипеде. Я тебя прекрасно понимаю. И очень хочу тебе его подарить. Тем более, что ты этого заслуживаешь. Отличной учёбой, хорошим поведением. Да и просто потому, что хочу доставить удовольствие своей любимой доченьке. Я постараюсь купить тебе велосипед. Но мы – одна семья. И всё должны делать вместе. Не за деньги, а просто так. Потому, что я - твой папа, а ты – моя дочка.
Когда мама пришла с работы, её дважды удивили. Муж, наконец, занялся ремонтом квартиры. А дочка вручила маме копилку со словами:
- Спасибо, мама. Мне больше не надо платить. Я буду всё бесплатно делать. А папочка мне подарит велосипед на день рождения.