Растрёпа

Любовь Красова
Зина не любила учиться. Но объясняла свою плохую учёбу внешними факторами. Факторы точно, присутствовали: пьющий отец и безвольная мать. Отец не совсем пропащий, но… Пил. Не всегда. И не запойно. Но…
Работал, зарплату получал, но пил. Однако по соседству тоже проживала та ещё семейка. Отец там покруче Зинкиного пил, вовсе всё из дома пропивал. Мать, правда, там похитрее чем у Зины, но тоже тетёха, терпела такого мужа… А вот сын их учился лучше Зины. Потому, что отцы эти, хоть и пьяницы, а детей своих всё же любили и учиться не мешали.
В общем, Зина просто пользовалась ситуацией. Когда учителя спрашивали её, почему она не выполняет домашних заданий, она всё валила на отца.
Однажды классный руководитель Нина Петровна посетила её и увидела, что никто Зине учиться  не мешает. Дома вообще никого не было. Нина Петровна, выйдя из подъезда, нашла Зину, которая просто гуляла, вернула домой и не поленилась посидеть с ней рядом, пока та  решила алгебру, выучила историю и биологию. На прощанье она предупредила:
- Я ухожу, а ты сейчас займёшься литературой. Так, Зинаида, прекращай глупить. Учись. Не то у самой жизнь сложится, как у матери твоей. Чтобы хорошо устроиться в жизни, нужно получить образование.
Зинка не удержалась и съязвила:
- Учителем стать, как вы? Это у вас хорошая зарплата?
Такого наглого наезда Нина Петровна не ожидала, тяжело вздохнула и ушла. Зинке даже жалко стало её. Слишком ехидно получилось. Но всё-таки уроки она кое-как делала. Просто из боязни перед Ниной Петровной. Способности у неё вообще были нормальные, просто лень и не интересно. Поэтому  часто филонила, надеясь, что не вызовут.
Ни шатко, ни валко, кое-как школу закончила. В институт даже пробовать поступать не стала. Сразу работать пошла. Няней в детский сад. И тут оказалось, что Нина Петровна всё же была права. Воспитатели получали больше, чем няни. И сама работа няни не так интересна, как у воспитателя. И физически тяжелее. Целый рабочий день моешь, тяжести таскаешь. Устаёшь, а получать почти нечего. Даже начала подумывать о том, чтобы заочно на воспитателя выучиться. Да и заведующая сказала однажды:
- Зина, ты ещё молода, тебе учиться надо. Девочка ты умная, детей любишь. Из тебя хороший воспитатель может получиться.
У Зины сразу что-то в душе зашевелилось: «А что, может, и правда, поступить? Воспитателем стану – лучше заживу?»
Лень всё-таки переборола. Готовиться к поступлению было неохота. Она всё откладывала, да откладывала. Так и не поступила. А тут ещё жених подвернулся, замуж выскочила. Вот и фактор нарисовался: «Какое поступление, когда у меня семья. Скоро ребёночек у нас будет. Не до учёбы мне сейчас. Потом»
Мать сказала тогда:
- Растрёпа ты, Зинка. Можно же было поступить. С внуком-то я тебе помогу. А ты потом жалеть будешь, что свой шанс упустила.
- Ой, мама, я тебя умоляю! Шанс! Воспитатели чуточку больше получают, чем няни. А мой Славик в шахте получает, как три заведующие детсада. Моя зарплата в семье вообще никакой роли не играет. Я могу дома сидеть, Славик нас прекрасно обеспечит.

Мягкотелая мать не стала долго Зине на мозги капать. Махнула на неё рукой. С внуком, правда, оба помогали. Дед и бабушка обожали Серёженьку. Баловали его.
Дед даже пить перестал практически. Да только уже поздно было. Рак у него начался как-то незаметно. Никто значения не придал симптомам. Ну, покашливает и покашливает. Он всю жизнь так. А когда хватились, уже поздно было.
Когда отца не стало, Зина вдруг заметила, что чего-то не хватает. Прошли все детские обиды на пьяного папу, и выяснилось, что он, оказывается, любил дочь и заботился о ней. А когда его не стало, Зинка вдруг сказала маме:
- Растрёпа я. Ни разу папе так и не сказала, что люблю его.
- Правда, - заплакала мать,- он хороший был. Любил нас. А что пил… Жаль, конечно. Водка эта проклятая и сгубила его. А так он не злой совсем. Ну выпьет, ну спать ляжет. Никакого вреда нам не было.
Тут уж мать явно приврала. Вред был. Материальный. Если бы отец не пропивал столько денег, жили бы они шикарно. А так… Да ладно. Чего уж теперь…
Но после смерти папы и мать долго не зажилась. Вот ведь! Она-то не пьяница. У неё-то откуда этот рак проклятый взялся?
Маму долго пытались спасти. На лечение ушла куча денег. Славик стал высказывать Зине. Она психовала на мужа:
- Что ты предлагаешь? А если с твоей матерью…?
- Типун тебе на язык!
Отношения с мужем портились. Мама умирала долго и мучительно, и просила ускорить её уход:
- Дайте мне что-нибудь. Я хочу туда, к мужу. Не могу больше терпеть эти мучения. Всё равно ведь умру. Зачем только деньги на меня переводите?
Когда она умерла, Зина вдруг заметила, что она уже вроде как не любит своего Славика. Раньше всегда в отпуск вместе ездили, всей семьёй. Весело проводили время на море, фотографировались. Показывали потом фотки бабушке с дедушкой. Казалось, счастье будет вечным.
А тут вдруг всё резко изменилось. Славик сказал, что хочет поехать в отпуск один, отдохнуть по-настоящему. Зина даже облегчение испытала. Самой хотелось отдохнуть от него. Надоели его попрёки. Думала, после отпуска у них всё наладится. Начнут новую жизнь. А вышло по-другому.
Славик вернулся из отпуска помолодевшим, счастливым и заявил, что хочет начать всё сначала. С новой женой. Он на море встретил женщину. Полюбил. И уходит от Зины.
Подстрелил, что называется, на взлёте. Зина так подготовилась к его возвращению: вымыла всю квартиру, сходила в парикмахерскую, купила новое платье, туфли. Собиралась романтический ужин мужу устроить. И на тебе!
Сначала она просто не понимала, что происходит. Тупо ходила за ним и смотрела, как он складывает вещи в чемодан. Потом начала задавать вопросы:
- А как же мы с Серёжей? А что теперь делать?
- На работу устраивайся. Нечего на моей шее сидеть. Хватит. Алименты сыну платить буду. А себя сама обеспечивай.
Первое время Зина просто стеснялась выходить из дому. Она сначала выглядывала в окно. Если там сидели соседки на лавочке, она даже в магазин сходить боялась. Сына посылала. Выходила только, если лавочка была пуста. Да всё равно, разве убережёшься? Встретив одну соседку, она спрятала глаза и ответила на вопрос «Как живётся?»:
- Спасибо. Хреново.
- А что так?
- Славик ушёл.
- А, ну тут ничего страшного нет. Нашего полку прибыло. Это раньше ты выбивалась из общей схемы, а теперь, как все. Не тушуйся. Привыкнешь. Ходи с гордо поднятой головой.
Зине стало легче на душе. Она и правда, начала смелее из дома выходить. В конце концов, пошла опять в детский сад няней работать. Вот когда она снова вспомнила Нину Петровну. Годы ещё не старые, а работать заметно тяжелее. То ли детей стало больше в группе, то ли сама ослабела. Раньше не так тяжело было обеды таскать из пищеблока в группу. И мыть тоже.
 А требования санстанции всё строже и строже. Драишь, драишь целый день, а всё равно к чему-нибудь, да придерутся. А штрафы заметно уменьшают и без того крошечную зарплату. Только и выгода от этой работы, что поешь здесь. Дома можно только Серёженьке готовить.
Сына она в связи с уходом мужа старалась ещё больше баловать. Он уже привык, что мама готовит ему одному, а сама чайком с чем-ничем перебивается. Или доест то, что Серёжику не понравилось. Он с порога так и спрашивал:
- Что ты там мне приготовила?
Постепенно, привыкнув к положению брошенной жены, она перестала дичиться и с некоторыми подругами стала откровенничать. И вот одна подруга ей сказала:
- А ты боролась за свою семью?
- А как?
- Ты что-нибудь сделала, чтобы муж не ушёл?
- А что надо делать?
- Слушай, ты вообще какая-то ленивая.
- Растрёпа.
- Почему?
- Мама меня за лень растрёпой называла.
- И часто?
- Редко. Но я согласна. Я ленивая. Вот и учиться не пошла. Теперь смотрю на воспитателей и думаю, что правы были и Нина Петровна, и мама, и заведующая наша. Тогда можно было выучиться заочно. А сейчас уже всё. Поезд ушёл. Вот и выходит, что я растрёпа. До всего дохожу задним умом.
- А ты не будь растрёпой. Возьми и верни мужа.
- А как?
- Узнай всё. Что там и как? Может, у него там не очень и хорошо. Может, он ещё вернётся в семью.
Как всегда, Зина не бросилась выполнять задание сразу же. Но мысль в голове крепко засела, и постепенно она начала интересоваться, как это у неё мужа увели. После работы она уже не спешила домой. Тем более, что Серёжа после школы занимался спортом и домой приходил позже. Можно было заняться расследованием. И она занялась. Сходила на шахту, узнала, где живут коллеги Славика. Стала у них выспрашивать подробности личной жизни бывшего мужа. По капельке собирала информацию и, когда стала вырисовываться картина произошедшего, к ней явился Славик собственной персоной.
- Что ты всё вынюхиваешь? Прекрати донимать моих друзей. Хочешь знать, как я влюбился, у меня спроси. На море познакомились. Случайно. Я сидел в кафе один, смотрел на море и думал о нашей жизни. И вдруг подсаживается ко мне женщина. Смелая, раскованная, нарядная. Одним словом, не то, что ты.
- Ах, ты…
- Да, надоела ты мне. И устал я. То твой отец болел, потом мать. Да, не выдержал.
- И что же она тебе сказала?
- Не помню. Кажется, «Мужчина, а вы не хотите угостить меня вином?» Да не важно, что она сказала. Главное, что я влюбился. И нам хорошо. И я не жалею, что ушёл. Мне с ней интересно. А с тобой и поговорить не о чем.
- Образованная?
- Ну да, образованная. Да разве дело в этом? Она бухгалтер. Мы же с ней не о бухучёте разговариваем. Она вообще интересная. Книги читает. Не то, что ты.
- А ты-то? Тоже начал читать? Или просто сидишь и слушаешь, как она тебе книжки пересказывает?
- Да что ты вообще? Ничего не понимаешь! Мы с ней в театр ходим. А ты была хоть раз в театре?
Зина не вытерпела и зло бросила:
- Проститутку подцепил и радуешься! Сам же мне не давал никогда ни книжку прочесть, ни в кино сходить. А теперь я же и виновата. В чём я виновата? В том, что заботилась о тебе? Что я вообще хорошего видела? На работе чужих детей обслуживаешь, дома то же самое для своих делаешь. Мне разве нравилась такая беспросветная жизнь?
- Ой-ой! Сколько ж ты наработала? Ты ж дома сидела. Неужели нельзя все дела домашние переделать, пока я в шахте. А  в выходной пойти вместе, культурно отдохнуть.
- А мы разве не отдыхали? И в отпуск ездили всегда вместе. Да врёшь ты всё! Не в этом дело. Просто разлюбили мы друг друга.
- Как? Ты меня разлюбила?
- Конечно.
- Не может быть!
- А почему же я тебя одного в отпуск отправила?
- Ёшкин кот! Так вот в чём дело! Ты себе хахаля завела?
- Дурак!
- Да нет, не может быть. Ты бы не приставала к моим друзьям с расспросами, если бы тебе было плевать. Чего ты лезешь в мою жизнь, если разлюбила?
- Растрёпа, вот и полезла. Больше не полезу. Я всё поняла. Всё. Иди к своей начитанной. Иди, книжку читай. Уходи скорей, мне некогда. Я в театр собираюсь.
А мысль застряла в голове. Книг в доме почти никаких не было, только Серёжкины учебники. Но не беда. Совсем рядом дворец культуры, а в нём библиотека. Сначала спросила совета у библиотекарши, что интересненького можно почитать, а потом дело пошло. Сама стала выбирать. Выяснилось, что в литературе немало таких женщин описано, как Зина. Только концовки этих историй её не устраивали. Ей хотелось к своей биографии приделать какой-нибудь хэппи-энд.
В театр она тоже несколько раз сходила. Но театр не давал прямых ответов, как ей наладить свою собственную жизнь. Развлекал только. Ну и за это спасибо.
 Зина, видя в романах головокружительные приключения героинь, понимала, что на такие у неё не хватит денег. Поэтому она задумала совершить недорогое приключение. Но и для него надо было заработать. И пристроить куда-то Серёжку.
И тут Зине повезло. Её попросили отмыть большой дом перед продажей. Работы там была бездна, но заплатили классно. А Серёжку отправили на соревнования. И отпуск удалось выпросить как раз на это время. Так классно всё сошлось! Теперь главное – смело, раскованно вести себя. Как там надо? «Мужчина, а вы не хотите угостить меня вином? Нет, лучше шампанским!»
Она приехала в Ялту, нашла недорогое жильё, оставила там вещи, и отправилась на набережную. Гуляющие не вызывали никаких надежд. Все прохаживались семьями или парами. Одиноких мужчин не наблюдалось. Ладно. Придётся и впрямь идти в кафе.
В кафе её сразу начала жаба давить. Цены – охо-хо! Отвыкла она так тратиться. Всё последнее время экономила на себе. Всё Серёженьке. А тут на одно мороженое надо потратить столько! Завтрак Серёже можно соорудить. Ладно. Можно обойтись без мороженого. Чаю с выпечкой заказать.
Угощаясь неспеша, Зина оглядывала посетителей. Ну, где тут одинокий мужчина, к которому можно подойти и спросить: «А вы не хотите угостить меня вином?»
Таких не было. Сидели мужчины по двое, по трое. Зиной овладела паника: «К ним нельзя. Молодые чересчур. И накачанные слишком. Вдруг бандиты? Такие затащат куда-нибудь и поминай, как звали. О господи, что затеяла дура-баба! Нет, видно, такие приключения не для растрёп. Надо было дома оставаться».
Но постепенно её отпустило. Никто к ней с пистолетом не подбегал, в заложницы не брал, и вообще не обращал на неё внимания. Она вдруг поняла, что вся затея с самого начала была обречена. Если бы она была молода, стройна… Она украдкой оглядела свои габариты и осталась недовольна. Потом посмотрела на девушек вокруг… Эх, красавиц – море. Кто здесь обратит внимание на такую бабу, которая даже мужу своему надоела?
Выйдя из кафе, Зина стала прохаживаться по набережной перед модными магазинами и рассматривать себя в витринах. Да. Печально. Действительно, не на что посмотреть. А вокруг столько молоденьких, худеньких, хорошеньких… Ну и ладно. Хватит. Приехала на море, значит, надо купаться и загорать.
Несколько дней Зина безмятежно отдыхала, не обращая никакого внимания на мужчин, поняв, что никого тут всё равно не найдёт.
Приятно было смотреть на малышей, которых тут было огромное количество. Но неприятно было то, что эти наблюдения всегда заканчивались воспоминаниями, как они со Славиком и маленьким Серёжиком отдыхали раньше… И дальше всё это выливалось в сплошное расстройство. Она отгоняла все эти мысли прочь и меняла место дислокации.
 Но сколько не бегай, дети в Ялте повсюду. Теперь у Зины было много времени, чтобы думать. Она всё время думала. С утра и до вечера всё думала, думала. «Почему я оказалась растрёпой? Когда упустила мужа? Стоило ли ехать с ним в тот раз, чтобы не отдавать чужой женщине? А может, всё к тому и шло? Всё равно бы расстались?
Ведь меня тоже всё в нём стало раздражать. Бесило, что фактически все тяготы по уходу за больными родителями легли на одну меня. А его послушать, так он так устал от умирающих тестя и тёщи!
Предатель. Слабак. А вообще-то, что я могла без него? Всё ведь на его денежки покупала. Нет, зря я так. Он не предатель. Просто мы измотались и не заметили, как любовь потеряли.
Но ведь у других тоже родители болеют. Однако трудности сплачивают семью, а не разрушают. Если это семья. А откуда я это знаю? Из книжек. Да, книжки это хорошо. Их умные люди пишут. Наверное, надо было читать книжки, а не ерундой заниматься. Но когда? Всю жизнь было некогда. Текучка заедала. Зато теперь времени – вагон. А я всё брожу и не читаю ничего».
Зина разозлилась на себя и пошла в книжный магазин. Цены на книги, конечно, сразу делают ушиб мозга, но всё же одну она себе позволила купить. Нашла на набережной свободную скамейку и села читать. Книга сразу увлекла.
- А что вы читаете? – услышала она мужской голос. Зина чуть не рявкнула, чтоб отстали от неё и не мешали читать, но вовремя остановилась. Подняв глаза, она увидела перед собой не слишком привлекательного на первый взгляд мужчину, старше неё, невысокого, полноватого, лысоватого.
- А вы почему интересуетесь? Побеседовать о литературе захотелось?
- Нет, просто смотрю, женщина молодая, симпатичная сидит одна. Дай, думаю, познакомлюсь.
- Ну что ж, давайте знакомиться. Меня Зина зовут, а вас?
- А меня Славик.
- Да ладно! Ха-ха-ха!
- А что смешного? Что я не по имени-отчеству представился? Так я не старый ещё. Просто мы, работники физического труда, быстрее старимся внешне. А так я ещё ничего. До пенсии мне ещё далековато.
- Вы не обижайтесь ради бога. Я не хотела вас обидеть. Просто моего бывшего мужа зовут Славиком.
- А-а… Так вы в разводе?
- Да. А вы?
- А я вдовец.
- Вот как. Это меняет дело.
- Как, то есть, меняет?
- Вот если бы вы были женаты, я бы вам сказала: «Подите вы... к жене, товарищ!» А раз вы парень свободный, то я вам скажу: «Мужчина, а вы не хотите угостить меня шампанским?»
Славик вздохнул с облегчением и сказал:
- С удовольствием.
Пока они сидели в кафе, угощались, беседовали, Зина успела получше рассмотреть нового знакомого и нашла его очень симпатичным. К тому же, шампанское быстро подействовало на неё и вся обстановка стала вдруг такой радостной, весёлой. Люди вокруг такие замечательные. И набережная Ялты такая прекрасная. И море такое расчудесное. Ну прямо, как в былые времена, когда она вместе с мужем и сыночком… стоп! Это же запретная тема. Но стоп-кран не сработал. Язык развязался и её понесло.
Раззадорившись, Зина без обиняков выложила всю свою историю жизни вкратце. Славик пригорюнился. Зина вдруг подумала: «А если и он такой же гад, как мой бывший? Сидит, задумался, наверное, сопереживает своему тёзке. Меня сейчас распекать начнёт. Мол, сама виновата, что семью не сумела сохранить. В семье всегда всё от женщины зависит. Ещё добавит, что учиться надо было».
Но никто её не распекал. Тогда Зина решила сама спросить напрямик:
- А чего это вы нос повесили? Не нравится, что я так плохо о Славике говорю? Мужская солидарность? Считаете меня во всём виноватой?
- Нет. Вы, конечно же, субъективно всё излагаете. Как всякий нормальный человек. И даже если сделать поправку на вашу обиду, всё равно картина немного не ясная. Конечно, ваш муж тоже не подарок. Предательство отрицать невозможно. Сразу после смерти ваших родителей вот так взять и уйти? Предательство. Однозначно. Но до этих пор всё у вас было хорошо. И семья была крепкая. Значит, в принципе, он парень неплохой. Ведь так?
- Ох… Да не знаю я, что и думать. Запуталась я совсем. – Зину окончательно развезло. – Послушайте, человек физического труда, а почему вы так изъясняетесь?
- Как?
- Ну вот так как-то, - Зина покрутила рукой, - не так, как обычные люди физического труда. Мутный вы какой-то, Славик! Вы вообще откуда приехали?
- Из Сургута.
- А, вы с севера. Так вы что, нефтяной магнат?
- Нет, я не магнат. Карьеру я сделал, начиная с самых низов. Чуть-чуть приподнялся, но магнатом не стал. А вы, Зина, откуда?
- А я из Донецка.
- Значит, ваш Славик шахтёр?
- Точно. Шахтёр. Но он уже не мой.
- Ну вот как хорошо. Он шахтёр, а я нефтяник. Есть тема для разговора.
- А меня что-то уже совсем не тянет на разговоры. Шампанское меня совсем победило. Мне сейчас лучше домой вернуться.
- Зачем домой? Сейчас кофе выпьете – сразу полегчает.
И правда, после кофе Зине стало лучше.
- Вот я не понимаю вас, Славик. Меня вы не осуждаете. Славика тоже не сильно поругали…
- Ничего себе! Я его предателем назвал.
- Да? Правда. Но всё равно. Вы его не сильно осуждаете. Думаете, что он нормальный парень. А почему тогда так загрустили?
- Потому, что я вначале обрадовался, что встретил свободную женщину, за которой можно поухаживать. А может, что-то у нас с вами и получилось бы. Но после вашего рассказа я понял, что вы ещё не свободны. А он запросто вернётся к вам и вы его примете.
- Вот это да! Никто этого не видит, а вы вдруг бац! И увидели.
- Я по вашим словам вижу и по выражению лица, что он вам всё равно дорог.
- Я не пойму, ну как же это вы видите? Вокруг меня столько народу, который знает меня лучше вас! И все убеждены, что у нас со Славиком всё! А вы, человек, которого я знаю пару часов, доказываете, что он вернётся.
- Не сердитесь на меня, Зина. Я просто вижу, что у вас лицо такое, когда вы произносите его имя – сразу видно, что вы его ещё не разлюбили.
- Ну, ладно. Чего зря спорить? Всё равно у нас с вами никакого курортного романа не получится.
- Почему?
- По техническим причинам. Вы только приехали в Ялту, а я уже скоро уезжаю.
- А задержаться вы не можете?
- Не могу.
- На работу надо срочно?
- Нет, отпуск ещё не закончился.
- Сын возвращается?
- Да, сын возвращается. Но не только поэтому. Денег у меня нет, чтобы задержаться. Я строго рассчитала, и мне только на обратную дорогу осталось.
- О, Господи! Да деньги не проблема.
- Нет, нет! Даже не начинайте! Мне уже один Славик так говорил. А через несколько лет заявил, чтоб я слезала в его шеи. Хватит с меня.
«Ну вот, – подумала Зина, - а зачем же я тогда приехала? Вот тебе и приключение! Получается, я сама себе противоречу».
- По-моему, вы сами себе противоречите.
- Знаете что?
- Всё! Молчу, молчу. Давайте не пороть горячку. Рассудим, как взрослые люди. Вы не сегодня уезжаете. Пообщаться мы успеем. Я вас провожу. А если вы захотите, то могу и с вами вместе поехать в ваш Донецк. А что? Я там не был никогда. Интересно побывать. И вас в Сургут приглашаю в гости. У нас тоже красивый, современный город. Просто у вас жара, а у нас гораздо прохладнее.
Зина не стала спорить. Славик сумел её за два последних дня так уболтать, что она и правда, возомнила, что начинается новый виток жизни. К себе, к сожалению, она не готова была его пригласить. Извинилась. Дело в том, что сын ещё не отошёл от предыдущих событий, а тут ещё такое. Не стоит мальчика добивать.
На самом деле она вдруг испугалась. Оказывается, она всё-таки не совсем ещё готова изменить так резко свою жизнь.
Славик её проводил и она укатила домой. По какому-то странному совпадению, в день её приезда явился Славик – эксмуж. Он удивился, что она выходит из такси с дорожной сумкой, загорелая, похорошевшая и счастливая. Перехватил у неё сумку и донёс до дома.
- А где это ты была?
- Секрет.
- А что это ты так выглядишь?
- Секрет.
- А где сын?
- Не знаю. Должен быть дома.
Она достала ключ, но Славик уже нажал на звонок у двери. Серёжа открыл и застыл на пороге с удивлённым видом:
- Мама? Папа? А вы что, помирились? Молодцы!
Славик смущённо промолчал, а Зина возразила:
- Никто не мирился! Просто случайно у дома столкнулись.
Она вошла, поцеловала сына и, двигаясь в сторону кухни, спросила:
- Ну, рассказывай, как соревнования?
Славик тоже подключился к разговору. Пока они обсуждали соревнования сына, она рассмотрела содержимое холодильника.
- Ну, в общем, ясно. Сейчас просто попьём чаю с печеньем, и я пойду в магазин за продуктами.
Славик во время чаепития говорил с сыном, а сам всё поглядывал на Зину. Она на него вообще внимания не обращала.
Попив чаю, Зина вскочила и побежала за деньгами и хозяйственной сумкой. Славик увязался следом:
- Я с тобой?
- Зачем?
- Помогу.
- Не надо.
- Мне с тобой поговорить нужно.
Как только вышли, Славик сразу засыпал Зину вопросами:
- А что, у тебя намечаются перемены в жизни? Ты, случайно, не замуж собралась? А кто тебе денег дал на путешествия? А почему ты вдруг резко похорошела?
Зина сосредоточенно обдумывала, какие продукты надо купить и не удостаивала ответами своего бывшего. Славик её просто не узнавал. Раньше это была неуверенная в себе, полностью зависимая от него, покорная женщина. А теперь совсем другой человек. Он пробежал вместе с ней по магазину, оплатил в кассе её покупки и дождался только сухого:
- Спасибо. Ну, пока. Мне надо готовить. А то сын вернулся. Голодный.
И она умчалась домой. А он стоял, оторопевший, недовольный собой. Ведь он собирался вместе с ней вернуться в квартиру, пообедать и поговорить о важном. А она фактически вытолкала его вон. И разговор не состоялся. И он не решался сейчас просто войти туда и сказать то, что собирался. Потоптавшись, он пошёл прочь.
Зина приготовила, накрыла на стол и пригласила сына ужинать.
Серёжа сделал ей кучу комплиментов. И за вкусную еду, и за прекрасный вид после отдыха на море. А потом спросил:
- Мама, у тебя что-то изменилось в жизни?
- Откуда ты знаешь? – испуганно спросила Зина.
- Я вижу, что с тобой что-то происходит. А что может происходить с одинокой женщиной на море? Курортный роман. Ты тоже встретила кого-то?
- Что значит, тоже?
- Как папа.
- Сынок, мне надо с тобой поговорить. Ты очень переживал, когда папа ушёл от нас?
- Так, хорошее начало. Значит, всё-таки ты встретила там человека, за которого хочешь замуж? И пытаешься меня подготовить? Я уже взрослый, мама. Меня можно не готовить. Я не упаду в обморок, если ты скажешь, что сейчас сюда придёт твой новый муж.
Зина от такого поворота сама уже перепугалась. Решила ничего ему не говорить про нового Славика.
- Знаешь, сынок, ты устал, тебе надо отдохнуть. Все серьёзные разговоры потом.
И, чтобы не было никаких расспросов, просто ушла из дома и бродила по улицам. Думала, думала. Теперь она всё время думала. И много чего напридумывала.
Когда она вернулась с прогулки, Славик с сыном уже поджидали её.
Она уставилась на Славика, как на привидение. Два визита за один день – это уже что-то чрезвычайное. Неужели Серёжа вызвал отца по телефону?
Она молча вошла, села напротив них, сохраняя прямую спину, как у королевы английской. И вопросительно посмотрела.
Парни тоже смотрели на неё вопросительно.
Молчание подзатянулось.
Зина не выдержала и спросила дрогнувшим голосом:
- Что-нибудь стряслось? Что-то с мамой?
Славик выдохнул:
- Ну, ты, Зинка, даёшь! Ты уже собралась выхаживать умирающую свекровь? Нет, ты всё-таки потрясающая женщина. Как жаль, что я не знал этого раньше. Никогда не ушёл бы от тебя.
- Так, всё, не начинай. Так с мамой всё в порядке?
- Да с мамой всё в порядке. Я пришёл сказать, что хочу вернуться в семью.
- Ну здрасьте! – Зина вскочила и пошла на кухню ставить чайник.
Славик обернулся к сыну и сказал:
- Серёга, помогай.
- Ну вот! А ты знаешь, в какой стресс ты вогнал мою маму? На неё целый год смотреть страшно было. Я за неё честно боялся. А тебе было плевать. И на неё, и на меня! А теперь, когда тебя оттуда выгнали, ты скорее на запасной аэродром. Нормально? А если бы твой отец такое вытворял, ты бы ему помогал? Нет уж! Сам заварил кашу, сам и расхлёбывай. На мою помощь не рассчитывай.
Славик тяжело вздохнул и осевшим голосом сказал:
- Грубо, но справедливо. В своё оправдание могу сказать, что кризис среднего возраста и тебя не минует. Ещё не известно, как ты сам его переживёшь. Спасибо за поддержку, сынок.
Славик решил не сдаваться и добить этот вопрос окончательно. Он двинул на кухню. Там уже сервировался стол на троих. Он успокоился, присел и начал:
- Я виноват. Я всё понял. Был не прав. Ты примешь меня назад?
- Нет.
- Но почему? Я же извинился!
- Потому, что теперь я решила уйти к другому мужчине.
- Значит, Серёжка был прав. Ты, действительно, кого-то подцепила на юге? А меня осуждала.
- Ты ничего не перепутал? Ты был женатым человеком, когда подцепил свою фифу. А я поехала на юг свободной женщиной. Имею право. Я ни у кого ничего не украла. И никаких упрёков выслушивать не собираюсь.
- Всё, всё, права. Признаю.
Она налила чай в чашки и позвала Сергея. Тот из комнаты ответил, что не хочет.
- Нам надо самим разобраться между собой. Зина, давай выясним отношения до конца.
- Давай. Выяснить надо. А то вообще не понятно. Раз – ухожу, надоела, слезай с моей шеи! Два – радуйся, возвращаюсь, меня оттуда выгнали! Три – я передумал, опять ухожу. Четыре – у меня скоро от тебя инфаркт будет!
Славик сидел красный, молчал.
- Пей чай, остынет!
- Так ты правда, замуж выходишь, или просто меня позлить решила?
В комнате зазвонил телефон. Трубку снял Серёжа и тут же позвал:
- Мам, тебя. Мужской голос.
Славик сорвался с места. Подбежал к телефону, выхватил трубку у сына и что-то невнятное крякнул. Из трубки донеслось:
- Зиночка, что случилось? Простудилась в дороге? Охрипла?
Славик растерянно посмотрел на подошедшую Зину. Она отобрала трубку, махнула рукой на своих мужчин, чтобы выметались на кухню, и ласково заговорила:
- Алло, это я. Нет, доехала хорошо. Спасибо большое. Да, спасибо.
И дальше в том же духе. Парни растерянно переглянулись и пошли на кухню.
Зина закончила разговор и вернулась чай пить. Мужчины уже приготовились её слушать. Но она молча ела ватрушку и запивала чаем. Терпение Славика лопнуло:
- Кто он?
- Нефтяник.
- Откуда?
- Из Сургута.
- Нефтяной магнат?
- Какое это имеет значение? И вообще вечер вопросов-ответов окончен. Ешьте, или я начну посуду мыть.
- Мамуль, я сам вымою посуду. А вы с папой идите разговаривать в комнате.
Зине было всё это в новинку. Никогда мужчины с ней не панькались. А тут как-то резко всё переменилось. Выходит, что она всегда была такая растрёпа, что даже не замечала, как её в семье и в грош ни ставили. И стоило им только осознать, что она запросто может упорхнуть к какому-то нефтянику из Сургута, как они мигом начали виться вокруг неё. Сережа посуду моет! Мир на грани крушения. Дай бог, чтоб это была не последняя его уборка.
Зина села в кресло и изобразила на лице внимание.
Славик начал торжественно:
- Зина, я тебя очень прошу, не спеши выходить замуж. Я очень хочу восстановить нашу семью. Мы с тобой очень хорошо жили до этого проклятого прошлогоднего отпуска. Чёрт меня понёс на это море без тебя и Серёжки! Проклинаю тот день! Я клянусь, что больше никогда никуда не поеду один. Я очень хочу жить со своей семьёй. Дай мне последний шанс, пожалуйста!
Славик даже встал на колени перед Зиной.
Она хотела треснуть его рукой по лбу, он зажмурился. Она перед самым лбом Славика резко остановила руку и погладила его по голове.
- Запишем. Запомним. И в случае чего, припомним. Уговорил. Попробуем всё начать сначала. Но у меня условие. Я хочу заниматься своим бизнесом. Для этого мне нужно учиться. Хочу стать самодостаточной женщиной, не зависящей от причуд ненадёжного мужа. И, кроме того, распределим все домашние обязанности между всеми членами семьи. Чтобы у меня оставалось время на книги и театр.